Искать:

«КАК  ВЕРНУТЬ ПАСПОРТ?»

– Муж задолжал крупную сумму денег, которых занял у знакомого. Несмотря на заверения мужа, что вернет долг, как только наладится торговля, знакомый отобрал его паспорт в качестве залога. Недавно узнали, что он выехал за рубеж. Мы не знаем куда он выехал, не знаем ни его домашнего адреса, и вообще, как искать. Каким образом теперь можем вернуть паспорт?

Отвечает заместитель председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам Гулчехра Опаева:

 

– В вашем случае нарушены требования закона и со стороны вашего мужа, и со стороны забравшего его паспорт лица. О статусе паспорта сказано в Указе Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию паспортной системы в Республике Узбекистан».

 

Согласно статье 28 Положения «О биометрическом паспорте гражданина Республики Узбекистан», приведенном в приложении 1 указа, паспорт является собственностью Республики Узбекистан, и его владелец находится под защитой Республики Узбекистан. В соответствии со статьей 27 данного Положения, установлена ответственность за незаконное изъятие паспорта, принадлежащего другому лицу, или принятие паспорта в качестве залога.

 

Согласно статье 223 – 3 Кодекса об административной ответственности, за незаконное изъятие паспорта или идентификационной ID-карты у лиц либо принятие паспорта или идентификационной ID-карты в залог предусмотрена административная ответственность. Для должностных это штраф от 10 до 15 кратного размера базовой расчетной величины.

 

Поэтому никто не вправе забирать гражданский паспорт в качестве залога и держать его пока не будут выполнены определенные требования. Это является основанием для привлечения к ответственности.

 

В случае невозврата паспорта вашего мужа на добровольной основе, имеете право обратиться в правоохранительные органы о применении правовых мер воздействия в отношении этого лица.

РЕФЕРЕНДУМ — ДЕМОКРАТИЧНЫЙ СПОСОБ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ

Конституция Республики Узбекистан является твердой правовой гарантией независимости нашей Родины, мирной жизни нашего народа, прав и свобод, законных интересов наших граждан.

 

Сегодня вынесение на референдум — всеобщее голосование Конституционного закона «О Конституции Республики Узбекистан» является демократическим прогрессивным шагом в истории нашей правовой государственности.

 

С момента принятия Конституции Республики Узбекистан и до сегодняшнего дня на основе соответствующих законов неоднократно вносились поправки, дополнения и изменения, эти законы принимались парламентом. 

 

В соответствии с Законом «О референдуме Республики Узбекистан», референдум представляет собой всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам жизни общества и государства в целях принятия законов и иных решений Республики Узбекистан. Референдум, наряду с выборами, является прямым выражением воли народа, и решения, принятые на референдуме, приобретают высшую юридическую силу.

 

В соответствии со статьей 78 Основного закона принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений, принятие конституционных законов, законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений, принятие решения о проведении референдума Республики Узбекистан и о назначении даты его проведения являются совместными полномочиями Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

 

Согласно статье 7 Конституции Республики Узбекистан, «народ является единственным источником государственной власти», а статья 9 определяет, что «важнейшие вопросы жизни общества и государства представляются на народное обсуждение, выносятся на всеобщее голосование (референдум)». Это самое демократичное и прогрессивное решение.

 

Конституция является основным юридическим фундаментом для построения в нашей стране демократического правового государства и справедливого гражданского общества, основанного на рыночных отношениях и приоритете частной собственности, для того, чтобы Узбекистан занял достойное место на международной арене.

 

Процессы разработки, обсуждения и принятия Конституции являются неотъемлемой частью истории независимости нашей страны. Глядя на историю создания нашей Конституции, можно увидеть, что Основной закон является логическим результатом долгого пути узбекского народа к независимости.

 

Сегодня важнейшим вопросом жизни общества и государства является то, что Конституция нашей страны увеличивается со 128 до 155 статей, а нормы в ней увеличиваются с 275 до 434 статей, а вынесение на референдум — всеобщее голосование Конституционного закона «О Конституции Республики Узбекистан», содержащего 91 концептуальное изменение, является единственным источником государственной власти народа. 

 

Гузал Зиганшина,
судья судейской коллегии по

гражданским делам Ташкентского городского суда

УЗБЕКИСТАН – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Конституция (лат. «Конституция» — устройство, порядок) – Основной Закон государства. Он определяет структуру государства, систему правления и управления, их полномочия и порядок формирования, избирательную систему, права и свободы граждан, отношения между обществом и личностью, а также судебной системой, государством и обществом.

 

Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана приняла решение назначить на 30 апреля референдум по новой редакции конституции страны. 10 марта после детальной постатейной проработки всех предлагаемых дополнений и изменений в действующую Конституцию Узбекистана парламент принял решение назначить всенародный референдум по новой редакции основного закона страны на 30 апреля.

 

В новой редакции основного закона Узбекистан объявляется социальным государством. Число статей в документе возрастет с 128 до 155, количество конституционных норм, которые будут иметь прямое действие, увеличится с 275 до 434. В общей сложности действующая конституция, принятая в декабре 1992 года, будет изменена на 65%.

 

В обновленной Конституции важное место займет положение о том, что Узбекистан является социальным государством, в котором создаются достойные условия жизни для всех и для каждого, в котором гражданин не должен оставаться один на один со своими проблемами.

 

Отсюда вытекает предложение отразить в Основном законе обязанности государства по обеспечению граждан жильем, укреплению экономических и духовных основ семьи, созданию всех условий для обеспечения интересов и полноценного развития детей, поддержке лиц с ограниченными возможностями, охране здоровья человека и окружающей среды.

 

Кахрамон МИРСАФАЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

ВИЗИТ СО ВЗЛОМОМ, ИЛИ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

В народе говорят: «Пьяному море по колено». За многие века своего существования эта мудрость, увы, но не потеряла своей актуальности. Подвыпившего человека так и тянет на всевозможные «подвиги», которые, зачастую не так уж и не вины, а в большинстве своем караются по всей строгости Уголовного кодекса.

 

У Руслана М. и Виталия П. в биографиях было много общего, хотя они небыли знакомы друг с другом. Обоим чуть за тридцать лет и оба уже дважды побывали в местах не столь отдаленных: Руслан за убийство и кражу, Виталий также за кражу и разбой. Была у мужчин общая пламенная страсть — жить не могли без алкоголя. Эта пагубная привычка привела их в очередной раз на скамью подсудимых.

 

Освободившись в очередной раз из мест заключения Руслан решил устроится на работу, в фирму, где трудился раньше, пока не получил новый срок. Прежние работодатели относились к нему в принципе не плохо и на службу взяли и как выяснилось в последствии, очень зря. Заниматься уборкой помещений, чистить ковры, а именно этим ему приходилось заниматься по долгу службы, Руслану надоело очень быстро. И вот в один прекрасный день, выпив для храбрости он пришел в офис, когда там уже никого не было, взломал дверь и украл два ноутбука хозяйки фирмы. Причем каждый из компьютеров стоил по три миллиона сумов. Продал же их мужчина всего за 300 тысяч сумов. Естественно, деньги кончились довольно быстро. Что и говорить — водка продукт не дешевый. Недолго думая, Руслан, опять же изрядно употребив алкоголь, отправился бродить по Чиланзарскому району, где проживал, в поисках того, что плохо лежит, а точнее стоит.

 

Объектом кражи стал дорогой велосипед за два с половиной миллиона сумов, который он сразу же продал и опять по дешевке, и опять же за 300 тысяч сумов. В век всеобщей компьютеризации найти преступника оказалось не сложно. В офисе, обворованной им фирмы были установлены видеокамеры наблюдения, которые и зафиксировали момент кражи.

 

Чиланзарский районный суд по уголовным делам Ташкента, под председательством судьи У. Кахарова в раскаяние Руслана М. не очень-то и поверил, и приговорил подсудимого к пяти с небольшим лет лишения свободы в колонии строгого режима. Материальный ущерб осужденному естественно придется возместить полностью.

 

История Виталия П. несколько другая. На судебном заседании  под  председательством председателя Алмазарского районного суда по уголовным делам А. Саидова ему вменялось в вину умышленное причинение тяжких телесных повреждений сразу двум человек. Хотя, по правде сказать, потерпевшие сами во многом были виноваты. Случай по сути своей тривиальный. Виталий зашел в гости к своим знакомым, время коротали за накрытым столом, главным атрибутами которого были пиво и водка. Слово за слово, завязалась ссора. Не понравились гостю обидные слова, высказанные хозяевами в его адрес. И решил мужчина преподать им «уроки» вежливости. Способ он, правда выбрал преступный. Схватил со стола кухонный нож и ударил им сначала хозяина, а затем и его гражданскую жену, отблагодарил, так сказать за гостеприимство. Хорошо, что никто не погиб. Кстати, причину ссоры не потерпевшие, ни подсудимый толком назвать так и не смогли. В итоге Виталий П. проведет в колонии особого вида режима восемь лет и восемь месяцев, а его бывшие друзья еще долго будут залечивать свои раны.

 

Конечно, можно сказать, что в обоих случаях виноват алкоголь. Но с другой стороны — не сам же он попадает в организм человека. К тому же, в уголовной практике совершение преступления в нетрезвом виде всегда считалось тяжким. Чем больше в крови обвиняемого обнаруживается промилле алкоголя, тем строже его ждет наказание и длительнее срок заключения.

 

Владимир БЫЕВ.
(
Материал опубликован в газете «Вечерний Ташкент»,
в № 6 от 10 марта 2023 года)

УБИЙСТВО НА КЛАДБИЩЕ, ИЛИ КАК РЕЦИДИВИСТ ИЗ ТАШКЕНТА ПОЛУЧИЛ 4-Ю СУДИМОСТЬ

Зарема Фитисова даже не предполагала, что в один из августовских вечеров она станет главным свидетелем страшного убийства.

 

21 августа 2022 года не заладилось для Заремы с самого утра. После конфликта с начальством женщина не хотела оставаться на работе. После обеда вышла из офиса, зашла в винно-водочный магазин, а потом направилась на кладбище «Домбрабад-2» в Чиланзарском районе столицы – на могилу своего сына. Зарема долгое время сидела возле нее. Женщине казалось, что сын, которого уже давно нет рядом, услышит ее и успокоит. Затем она решила пойти домой. 

 

Подходя к воротам, она увидела ранее незнакомого ей Анатолия Кислицина. Пожилой мужчина был похож на человека без определенного места жительства, который не один день скитался. Он попросил женщину купить бутылку водки. Зареме стало жаль Анатолия, и они вместе отправились в винно-водочный магазин, купили бутылку и вернулись на кладбище. Возле одной из могил они встретили Аркадия Чернышева, который также распивал спиртное. Зарема и Анатолий присоединились к нему.

 

Принял в штыки

В ходе беседы женщина узнала, что Аркадий занимается реставрацией надгробных плит, и так как его цех находится на кладбище, он частенько здесь остается, периодически выпивает. Мол, куда же без этого с такой-то работой. Анатолий был его знакомым. Во время распития алкогольных напитков между мужчинами произошла ссора. Первым поводом стало замечание Аркадия, чтобы Анатолий не грыз возле могил семечки. Мужчина пояснил, что посетители кладбища делают замечания начальству. Анатолий принял это в штыки, начал кричать и нецензурно выражаться. 

 

Чуть погодя появился новый повод, после которого ситуация вышла из-под контроля. Анатолий стал приставать к Зареме. Та сделала ему замечание, но это не помогло вразумить Анатолия. Аркадий решил поговорить со знакомым один на один и отвел его в сторону.

 

Завершение вечера

Однако разговора не получилось. Анатолий сразу же набросился на Аркадия с кулаками и повалил его, затем стал душить приятеля. Недолго думая, Аркадий достал из кармана канцелярский нож и нанес удары лезвием в область сонной артерии. Кровь хлынула фонтаном. Анатолий обмяк. Из-за того, что Аркадий был сильно пьян, он отнесся к ситуации достаточно хладнокровно – даже не стал оказывать знакомому помощь. Его беспокоило лишь то, что он испачкал свою футболку. Он снял ее, сполоснул в воде и повесил на памятник. Затем, пристроившись где возле соседней могилы, Аркадий уснул. 

 

Защищал честь женщины

Проснувшись утром, Аркадий увидел, что футболка не отстиралась, и решил выкинуть ее в арык. Спустя некоторое время проснулась Зарема. Так как накануне было выпито немало, женщина плохо себя чувствовала и попросила Аркадия, проводить ее. По дороге Аркадий рассказал, что убил своего знакомого. Пройдя половину пути, они увидели незнакомца, и Зарема, потрясенная рассказом Аркадия, неожиданно выкрикнула, что Аркадий убил человека. Незнакомец сказал, что нужно срочно идти обратно, что они и сделали. Придя на кладбище, все трое увидели, что место преступления уже оцепили сотрудники ОВД. Аркадий во всем признался и пояснил стражам правопорядка, что он защищал честь женщины. 

 

15 лет в колонии общего режима

В ходе открытого судебного заседания стало известно, что Аркадий Чернышев уже не первый раз преступает черту закона. У него уже было три судимости. 

 

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть Анатолия Кислицина наступила в результате острой кровопотери, возникшей вследствие колото-резанного повреждения поверхности кровеносных вен и мышц. Кроме того, в его крови выявлено свыше 6.0 промилле этилового спирта, этот показатель сопоставим с тяжелой степенью алкогольного опьянения.

 

При определении вида и меры наказания подсудимого с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и принципа гуманизма и справедливости, а также приняв во внимание полное признание вины, чистосердечное раскаяние в содеянном, социальное и материальное положение, его личность, судебная коллегия сочла необходимым назначить ему наказание в виде лишения свободы.

 

Кроме того, учитывая, что согласно акту Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра наркологии г. Ташкента подсудимый страдает хроническим алкоголизмом II стадии, судебная коллегия также посчитала назначить ему принудительное лечение от алкоголизма.

 

Таким образом, суд признал Аркадия Чернышева виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 97 (умышленное убийство) Уголовного кодекса Республики Узбекистан и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 15 лет в колониях общего режима.

 

Имена и фамилии изменены.

 

Уктам Кахаров,

судья Чиланзарского районного суда

по уголовным делам.

Эвелина Синотова, журналист

НА ПУТИ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Конституция, являющаяся правовой основой государственной независимости Республики Узбекистан, в течение прошедшего периода служила правовой основой для широкомасштабных реформ, проводимых на пути становления нового демократического правового государства и становления гражданского общества.

 

Основной закон узаконил становление независимой республики и как закон высшего уровня определил цель нашего государства, его социальный, экономический, политический строй, демократические принципы управления, стратегические направления развития общества. В нем также закреплены принципы конституционного строя и гарантированы права и свободы граждан, закреплены основы наших духовных ценностей, такие как независимость личности, разделение властей, разнообразие форм собственности, идеологическое разнообразие, демократические ценности в социальной, экономической, культурной сферах. Таким образом, Конституция является законом, словом, азбукой всех законов, считаясь документом, который занимает важное место в жизни общества, государства, каждого гражданина.

 

Как известно, уже в первые годы независимости Узбекистан на пути построения правового демократического государства и гражданского общества выбрал путь развития, получивший название «узбекская модель», разработал план перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Он определил четкие принципы, направления внешней политики, основанные на построении демократического правового государства и свободного гражданского общества с учетом национальных особенностей и традиций, переходе к рыночным отношениям, приоритету интересов независимого государства и равноправному сотрудничеству.

 

За прошедший период Конституция приобрела важное значение в коренных изменениях и обновлениях в жизни нашей страны. Конституция Республики Узбекистан в определении правового состояния человека и государства опиралась на совершенно новую концепцию, основанную на принципах приоритета прав человека, взаимной политико-правовой ответственности государства и гражданина, в которой впервые на конституционном уровне закреплена категория прав человека.

 

Новая концепция Основного закона нашла свое юридическое подтверждение в национальном конституционном праве, которое опирается на определенные принципы как конституционно-правовой статус граждан Узбекистана.

 

Права, свободы и обязанности человека реализуются на основе равенства и равноправия. Этот принцип определен в Конституции тремя способами: равенство всех граждан перед законом и судом; равенство прав и свобод граждан; равноправие мужчин и женщин.

 

Следует также уделить внимание принципу гарантированности конституционных прав и свобод. В частности, статья 2 Основного закона гласит, что государство, выражая волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица несут ответственность перед обществом и гражданами.

 

Также в Конституции акцентируется внимание на государственной защите демократических прав и свобод. Во второй части 13 статьи Основного закона юридически закреплено, что демократические права и свободы защищены Конституцией и законами, а статья 19 гласит, что права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, неприкосновенны, никто не вправе лишать их или ограничивать их без решения суда.

 

Еще один важный принцип — недопустимость ограничения прав и свобод граждан. Он исходит из признания государством неотъемлемых прав и свобод человека, которые принадлежат ему от рождения. Государство обеспечивает закрепленные Конституцией и законами права и свободы граждан (ст. 43). Права и свободы граждан могут быть ограничены только с точки зрения безопасности общества и государства, в интересах здоровья населения, нравственности и духовности народа, общественного порядка в пределах, установленных законом. Однако право граждан на жизнь, право на защиту личного достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания не могут быть ограничены.

 

Человек считается не только обладателем определенных прав и свобод, но и обладателем обязанностей. Гражданин, являясь участником различных правоотношений, не только пользуется правами, но и несет определенные обязанности перед обществом, государством и другими гражданами. Согласно статье 20 Конституции граждане обязаны при осуществлении своих прав и свобод не ущемлять законные интересы, права и свободы других лиц, государства и общества.

 

Итак, какой бы аспект жизни нашего общества мы ни выбрали, наша Конституция служит правовой основой. Защита прав и свобод каждого человека, формирование правового демократического государства и гражданского общества — главная цель Конституции нашей страны. Основной закон является правовой основой стремления нашего независимого государства к великому будущему и правовой гарантией защиты, эффективного обеспечения прав человека.

 

Эльвира Хамраева,

заместитель председателя Яккасарайского

межрайонного суда по гражданским делам

КОНСТИТУЦИЯ — ГАРАНТИЯ НАШИХ ПРАВ И СВОБОД

Первая Конституция независимого Узбекистана сформировала и укрепила надежные правовые гарантии нового независимого общества. То, что идеи и нормы Конституции Узбекистана отражают многовековой опыт и духовные ценности, богатое историческое и правовое наследие нашего народа, является залогом его жизнеспособности.

 

В то же время наша Конституция воплощает в себе лучшие практики конституционного строительства во многих демократиях, механизм обеспечения и защиты прав и интересов человека, свобод, основанный на общепризнанных нормах Всеобщей декларации прав человека и других международных документов в этой области.

 

В проекте Конституции в новой редакции учтены предложения, международные стандарты и передовой зарубежный опыт. В ходе всенародного обсуждения проекта Конституционного закона поступило 222 715 предложений, на основе которых дорабатывался и совершенствовался проект. Каждое четвертое предложение нашло отражение в проекте.

 

При подготовке проекта Конституционного закона тщательно проанализированы более 400 международных документов и конституции около 190 стран. Проект получил высокую оценку международных экспертов и специалистов как документ, воплощающий в себе все общепризнанные нормы международного права.

 

Обновляемая Конституция объединяет все общество вокруг идеи построения развитого государства — нового Узбекистана, учитываются интересы всех слоев населения. В разработке проекта активно участвовали широкая общественность, политические партии, общественные организации, представители экспертных и научных кругов, интеллигенция, таким образом проект становится народной Конституцией.

 

Изменения, вносимые для усиления гарантий независимости судов, неприкосновенности судей и неподотчетности по конкретным делам, обеспечения их безопасности, станут важной гарантией полного и независимого осуществления правосудия.

 

Конституционная норма о том, что финансирование деятельности судов должно осуществляться только из Государственного бюджета и что оно должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, будет способствовать формированию действительно справедливой и независимой судебной системы и обеспечению беспристрастности судов.

 

Предоставление гражданам права на обращение в Конституционный суд по поводу конституционности примененного к ним судом закона является новым механизмом защиты их прав и законных интересов.

 

Акмал МИРЗАХАНОВ,
заместитель председателя Чиланзарского районного суда
по уголовным делам

НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

9 марта глава государства подписал закон «Об управлении государственным имуществом», который регулирует отношения в области управления госимуществом.

Как известно, в Узбекистане активно происходит приватизация госимущества, которое переходит в собственность частных компаний. Новый закон предусматривает следующие основания передачи права собственности на госимущество, помимо тех, что предусмотрены гражданским законодательством:

 

— при заключении договоров и иных сделок;

 

— при приобретении доли посредством внесения имущества или права на пользование имуществом в уставный фонд или капитал хозяйственного субъекта, а также уплаты задолженности его по налогам и сборам или выплаты дивидендов, начисленных по государственной доле;

 

— на основании судебных решений.

Также новый закон определяет перечень объектов государственного имущества, право собственности на которые не может быть передано частным компаниям:

 

— земля, ее недра, водохранилища, воздушное пространство, растительный и животный мир на территории Узбекистана;

 

— объекты материального культурного наследия, архивные документы, государственные музеи и природоохранные территории, в том числе — парки и ботанические сады.

 

Также в законе перечислены субъекты управления государственным имуществом:

 

— Кабинет Министров;

 

— Агентство по управлению госактивами;

 

— специально уполномоченные государственные органы;

 

— государственные учреждения, в том числе — государственные органы;

 

— органы государственной власти на местах.

Агентство по управлению государственными активами является уполномоченным государственным органом в области управления государственным имуществом.

 

Кабинет Министров, согласно закону, устанавливает порядок и форму, в которой Агентство будет вести Реестр государственного имущества.

 

Также закон оговаривает, что ежегодно до 1 августа на официальном веб-сайте Агентства будет публиковаться сводный отчет об эффективности деятельности предприятий с участием государства за прошедший финансовый год.

 

Насиба АБДУРАХМАНОВА,
судья Ташкентского межрайонного экономического суда

ИСКОРЕНЕНИЕ ПРИЧИН ЗАРОЖДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Противодействие терроризму носит в Узбекистане всеобъемлющий характер, объединяет в себе как меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, так и меры по предотвращению и борьбе с проявлениями терроризма. Работа осуществляется в тесной координации и сотрудничестве с международным сообществом.

 

В настоящее время в Центральной Азии укрепляется плодотворное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности. Успешно осуществляется Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.

 

Узбекистан принимает активное участие в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН и на региональном уровне.

 

В частности, в 2011 году странами ЦА на основе многосторонних консультаций и консенсуса был принят Совместный план действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, который сегодня выступает в качестве основы для консолидации усилий соседствующих государств по борьбе с угрозой терроризма. При этом Центральная Азия стала первым регионом, где начата всеобъемлющая и комплексная реализация программного документа.

 

Помимо этого, Узбекистан является активным участником комплексных усилий по противодействию международному экстремизму и терроризму, ратифицировав 14 международных конвенций и протоколов в данной сфере. Основные положения международно-правовых документов получили свое развитие и в нашем национальном законодательстве.

 

В частности, приняты Законы Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремизму», «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения» и «О свободе совести и религиозных организациях» и другие.

 

Кроме того, в 2006 году наша страна поддержала утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН Глобальную контртеррористическую стратегию, ставшую уникальным документом по активизации и консолидации национальных, региональных и международных мер в борьбе с различными проявлениями терроризма. Единогласное принятие государствами — членами ООН данной программы, которая сегодня служит общим ориентиром в эффективном противодействии терроризму, впервые ознаменовало формирование международного консенсуса относительно единой стратегической основы для борьбы с этим злом.

 

Реализуемая в Узбекистане стратегия по борьбе с терроризмом полностью совпадает с рекомендациями ООН в этой сфере, в том числе с приоритетными направлениями Глобальной контртеррористической стратегии. Основная задача сводится к искоренению причин зарождения и распространения, устранению условий, способствующих активизации террористической деятельности, дерадикализации лиц, склонных к экстремизму и терроризму.

 

Необходимо отметить, что шестое приоритетное направление Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы — подход к глобальным проблемам, обозначенным исходя из национальных интересов и требований Глобальной контртеррористической стратегии ООН, где особенно важное значение имеет цель: «Формирование эффективных механизмов противодействия экстремизму и терроризму».

 

Несмотря на предпринимаемые меры со стороны международного сообщества угрозы международного терроризма остаются актуальной проблемой и требуют неусыпного внимания. Своевременное реагирование на исходящие угрозы, изучения истоков появления экстремистских мировоззрений, благополучие миллионов людей, населяющих обширный регион Центральной Азии не теряет своей злободневности.

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда
председатель судебной коллегии по уголовным делам

ГРОЗИТ ЛИ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОВОЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ?

«Каковы меры наказания за самовольный захват земельных участков? Предусмотрена ли за это уголовная ответственность?»

А. Мазурин, г. Ташкент.

Отвечает судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам Баходир КАЮМОВ:

 

– 16 августа 2021 года Президентом был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с выделением и использованием земельных участков, а также совершенствованием системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра». Согласно изменениям к Закону «О государственной власти на местах» документы Совета народных депутатов могут быть обжалованы в суде, а прокурор может опротестовать их. Согласно статьи 229-1 Уголовного кодекса РУз самовольный захват земельных участков, в том числе их использование без наличия законных прав на них, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 25 БРВ, а на должностных лиц – 50 БРВ.

 

Осуществление строительных работ на самовольно захваченных земельных участках, прилегающих и не прилегающих к отведенному земельному участку, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 150 БРВ, а на должностных лиц – 300 БРВ. Кроме того, за самовольное занятие орошаемой земли под строительство установлена также прямая уголовная ответственность (от 2 до 3 лет лишения свободы).

 

Также новой статьей 229-6 УК РУз установлена ответственность за продажу орошаемой земли или ее незаконную передачу.

 

Продажа либо иное незаконное отчуждение права на орошаемый земельный участок или его части наказывается штрафом от 400 до 500 БРВ или ограничением свободы от 2 до 5 лет с лишением определенного права либо лишением свободы до 5 лет. Соответственно, если эти действия совершены при отягчающих обстоятельствах, наказание составляет до 8-10 лет лишения свободы.

 

Кроме того, законом усилена административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

Земельный кодекс отменяет полномочия хокимов областей по предоставлению земель во владение, пользование и аренду для нужд сельского хозяйства и других государственных и общественных нужд, хокимы смогут утверждать итоги конкурса по предоставлению земель в аренду. Проекты земельных решений хокимов областей подлежат правовой экспертизе территориальными органами юстиции.

Перейти к содержимому