СТРАТЕГИЯ «УЗБЕКИСТАН-2030»: СИЛЬНАЯ И СПРАВЕДЛИВАЯ СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

11 сентября Указом Президента утверждена Стратегия «Узбекистан-2030». Программный документ был разработан с целью обеспечения волеизъявления нашего народа о строительстве свободного и процветающего сильного Нового Узбекистана, создания каждому гражданину всех возможностей для развития своего потенциала, воспитания здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирования сильной экономики, ставшей важным звеном глобального производства, а также гарантированного обеспечения справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности.

Основными идеями в Стратегии «Узбекистан-2030» определены: вхождение в число  государств с доходом выше среднего  путем устойчивого экономического развития. В приоритетах и формирование системы образования, медицины и социальной защиты, полностью соответствующей потребностям народа и международным стандартам. Как и создание благоприятных экологических условий для населения, построение служащего народу справедливого и современного государства, гарантированное обеспечение суверенитета и безопасности страны.

Намеченные задачи являются подтверждением того, что в нашей стране возвеличиваются честь и достоинство человека, что повышение его потенциала, реализация его чаяний, обеспечение для него мирной, счастливой и благополучной жизни считаются главными целями.

Следует также отметить, что либерализация правовой системы и экономики, демократизация и модернизация государства – эти процессы продолжают осуществляться в Узбекистане поэтапно и взаимосвязано, в соответствии с учетом национальных особенностей и передового международного опыта.

Важной составляющей правового демократического государства является сильная и справедливая судебно-правовая система, обеспечивающая гарантии защиты прав и интересов граждан, что, в свою очередь, создает условия для процветания и прогресса страны.

В Узбекистане за годы суверенного развития был осуществлен целый ряд реформ, направленных на совершенствование судебно-правовой системы, превращение ее в основного гаранта эффективной защиты прав человека и обеспечение подлинной независимости судебной власти.

В целях укрепления независимости судебной власти, демократических принципов формирования резерва, прозрачности отбора и рекомендации кандидатур на должности судей, обеспечения стабильности и эффективности деятельности судейского корпуса в стране созданы Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан, разработан такой альтернативный механизм разрешения споров, как «третейский суд».

Кроме того, были определены и законодательно закреплены возрастной ценз для лиц, впервые назначаемых на должности судей межрайонных, районных (городских) судов, усилены квалификационные требования к их профессиональной подготовке, необходимые правовые и социальные гарантии для независимого судопроизводства, защита социального статуса работников судебных органов.

В рамках активного внедрения в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий, повышения оперативности судопроизводства были предприняты масштабные меры по информатизации и эффективности использования компьютерной техники, созданию в судах информационных систем и ресурсов, расширению сферы оказания интерактивных услуг субъектам предпринимательства и населению и, самое главное, внедрению электронного судопроизводства, которое с успехом применяется во многих странах.

Дилшод РАЖАБОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.