Искать:

ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МИРАБАДСКОГО РАЙОНА СТОЛИЦЫ

Сегодня, 25 июля, в Турецком университете экономики и технологий в городе Ташкенте, согласно утвержденному графику выездных приемов руководителей правоохранительных органов города Ташкента прошел очередной прием граждан для жителей Мирабадского района столицы.

В мероприятии в разъяснении судебно-правовых вопросов приняли участие председатель Ташкентского  городского суда Э. Ходжакулов, председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам Б. Исламов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам И. Алимов, председатель Мирабадского районного суда по уголовным делам С. Содиков,  председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Б. Сагатов, а также судьи вышеперечисленных судов.

На выездном приеме приняты заявления 14 соотечественников.

Заявителям были даны соответствующие юридические разъяснения. Обращения граждан, требующие времени, были взяты на контроль. Из поступивший обращений 6 были по гражданским делам, 7 — по уголовным, 1 — по административному делу. Удовлетворены 3 обращения, по 11 дана юридическая консультация.

В ходе выездного приема приняты письменные жалобы двух граждан, которые взяты на контроль.

ОСОБЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

В уголовном праве существует ряд ситуаций, при которых действия, формально подпадающие под признаки преступления, не считаются противоправными и не влекут за собой уголовной ответственности. Эти ситуации называются обстоятельствами, исключающими преступность деяния. Они играют важную роль в системе уголовного законодательства, обеспечивая баланс между защитой общественных интересов и признанием права граждан на самооборону, исполнение профессиональных обязанностей или действия в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Уголовным кодексом исключающими преступность признаются обстоятельства, при которых деяние, содержащее предусмотренные настоящим кодексом признаки, не является преступлением, ввиду отсутствия общественной опасности, противоправности или вины.

Обстоятельствами, исключающими преступность, признаются: малозначительность деяния; необходимая оборона; крайняя необходимость; причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние; исполнение приказа или иной обязанности; оправданный профессиональный или хозяйственный риск; совершение деяния в результате физического или психического принуждения либо угрозы.

Не является преступлением действие или бездействие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного кодексом в качестве преступления, но не обладающее общественной опасностью в силу малозначительности.

Наряду с этим действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности или прав обороняющегося либо другого лица, интересов общества или государства от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства.

Право на необходимую оборону принадлежит лицу независимо от имевшейся возможности обратиться за помощью к другим лицам или органам власти либо избежать посягательства иным способом.

Не является необходимой обороной умышленная провокация посягательства с целью нанесения вреда.

Следует также отметить, что не является преступлением деяние, причинившее вред правам и охраняемым законом интересам, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожавшей личности или правам данного лица либо других граждан, интересам общества или государства, если опасность при этих обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

Деяние, совершенное в состоянии крайней необходимости, является правомерным, если лицом не было допущено превышение ее пределов.

Превышением пределов крайней необходимости является причинение вреда правам и охраняемым законом интересам, если опасность могла быть устранена другими средствами либо если причиненный вред является более значительным, чем предотвращенный.

При оценке правомерности деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости, учитываются характер и степень предотвращаемой опасности, реальность и близость ее наступления, фактическая возможность лица по ее предотвращению, его душевное состояние в сложившейся ситуации и другие обстоятельства дела.

Не является преступлением причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние, с целью передачи его органам власти, если при этом не было допущено превышения мер, необходимых для задержания.

Превышением мер задержания является явное несоответствие средств и методов задержания опасности деяния и лица, его совершившего, а также обстановке задержания, в результате чего лицу умышленно причиняется вред, не вызываемый необходимостью задержания.

При оценке правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние, учитываются его действия по избеганию задержания, силы и возможности задерживающего, его душевное состояние и другие обстоятельства, связанные с фактом задержания.

Право на задержание лица, совершившего общественно опасное деяние, наряду со специально уполномоченными на то лицами, имеют также потерпевшие и другие граждане.

Муса Юсупов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН: АМБИЦИОЗНЫЙ ПЛАН НА ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВПЕРЕД

Стратегия «Узбекистан-2030» была принята для реализации стремления народа к построению свободного, процветающего и сильного Нового Узбекистана. Она направлена на создание условий для раскрытия потенциала каждого гражданина, воспитание здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирование мощной экономики, интегрированной в глобальное производство, а также обеспечение справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности.

Документ основан на опыте, полученном в ходе реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, и учитывает результаты общественных обсуждений. Одним из ее ключевых принципов является верховенство закона, которое рассматривается как фундаментальный фактор для обеспечения стабильности и создания благоприятного инвестиционного климата. В рамках Стратегии «Узбекистан-2030» инициированы меры по модернизации правовой системы и постоянному совершенствованию законодательства.

Стратегия «Узбекистан-2030» ставит во главу угла принцип верховенства закона, нацеленный на обеспечение равной и справедливой защиты прав как отдельных граждан, так и предпринимательского сектора. Документ провозглашает равенство всех перед законом и гарантирует неукоснительную защиту прав и свобод каждого индивида.

Ключевым аспектом стратегии является курс на повышение прозрачности законодательства и его доступности для широких слоев населения. Ясность и однозначность правовых норм призваны обеспечить полное понимание гражданами своих прав и обязанностей, а также неотвратимость ответственности за нарушение закона.

Документ уделяет особое внимание развитию правовой культуры и осознанности граждан в отношении важности соблюдения законов. Посредством разнообразных образовательных инициатив население вовлекается в процесс формирования правового государства и повышения правосознания, что в конечном итоге способствует укреплению безопасности, стабильности и общему прогрессу страны.

Важно подчеркнуть, что Стратегия ставит целью преодоление традиционных барьеров в области верховенства закона. Это направлено на создание среды для честной конкуренции, стимулирование развития предпринимательства и привлечение зарубежных инвестиций — факторов, играющих ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического роста.

Акцент на верховенстве закона в стратегии «Узбекистан-2030» нацелен на формирование привлекательного инвестиционного климата, обеспечение защиты прав и интересов населения, повышение транспарентности и результативности правовой системы, а также стимулирование стабильного социально-экономического роста страны. Этот принцип рассматривается как краеугольный камень и залог прогресса Узбекистана на ближайшее десятилетие и в долгосрочной перспективе.

Бехзод Муминов,

судья Ташкентского городского административного суда.

УСИЛИТЬ СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ

В последние годы Узбекистан активно реформирует свою судебно-правовую систему, стремясь к повышению эффективности правосудия и усилению защиты прав граждан. Одним из ключевых нововведений стало внедрение института следственного судьи, что знаменует собой важный шаг в модернизации уголовного судопроизводства страны.

Институт следственного судьи призван обеспечить независимый судебный контроль на досудебной стадии уголовного процесса, что является критически важным для соблюдения прав и свобод граждан. Эта новация направлена на повышение объективности расследования, предотвращение необоснованных ограничений прав подозреваемых и обвиняемых, а также на укрепление принципа состязательности в уголовном процессе.

В соответствии с Главой государства Шавкатом Мирзиёевым 10 июня 2024 года был подписан указ «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности».

 С 1 января 2025 года в районных и городских судах по уголовным делам будет введена должность следственного судьи. Они будут рассматривать вопросы о выдаче санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства, применении мер принуждения, а также дела об административных правонарушениях.

В соответствии с указом, следственный судья наделяется полномочием рассмотрения уголовных материалов, в частности применения санкций по ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста; ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста; ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа); ходатайству об эксгумации трупа; ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений; ходатайству о производстве обыска; ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации; ходатайству об аресте имущества.

Санкции на процессуальные решения, выданные следственным судьей на стадии досудебного производства по уголовным делам единолично пересматриваются судом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским судами, Военным судом Республики Узбекистан, только в апелляционной инстанции.

Следует также отметить, что следственный судья может применять меры принуждения по ходатайствам об отстранении обвиняемого от должности; помещении лица в медицинское учреждение; продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении; продлении срока задержания до сорока восьми часов, а также ходатайствам прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Можно с уверенностью сказать, что введение института следственного судьи в Узбекистане является значимым шагом в модернизации судебно-правовой системы страны. Этот институт призван не только усилить судебный контроль на досудебной стадии уголовного процесса, но и существенно повысить уровень защиты прав и свобод граждан.

Толибжон Обидов,

председатель Шайхантахурского районного суда по уголовным делам.

БОРЬБА С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Торговля людьми — одна из самых острых и тревожных проблем современного мира. Этот вид преступной деятельности, нарушающий фундаментальные права человека, продолжает существовать в XXI веке, несмотря на усилия мирового сообщества по его искоренению.

Ежегодно миллионы мужчин, женщин и детей становятся жертвами торговцев людьми, попадая в ситуации принудительного труда, сексуальной эксплуатации или подневольного состояния. Эта глобальная проблема затрагивает практически все страны мира, будь то страны происхождения, транзита или назначения для жертв.

Торговля людьми не только разрушает жизни отдельных людей, но и подрывает безопасность целых сообществ, способствует росту организованной преступности и коррупции.

Это преступление является одним из наиболее серьезных проблем современного мира, и Узбекистан активно борется с ним. За последние годы в стране была создана комплексная правовая база и реализован ряд практических мер по противодействию торговле людьми.

Среди нормативно-правовых актов следует отметить Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми». Документ определяет основные направления государственной политики в области противодействия торговле людьми, устанавливает правовые основы для координации деятельности государственных органов в этой сфере.  Статья 135 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан предусматривает уголовную ответственность за торговлю людьми. Постановление Президента «О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми», которое утвердило Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду (ныне Национальная комиссия по вопросам противодействия торговле людьми и достойного труда),  а также определил конкретные меры по усилению борьбы с этими явлениями.

Благодаря принятым мерам, Узбекистан добился значительного прогресса в борьбе с торговлей людьми. По данным правоохранительных органов, количество выявленных случаев торговли людьми ежегодно снижается. Однако проблема остается актуальной, особенно в контексте трудовой миграции.

Основные вызовы включают необходимость дальнейшего совершенствования механизмов выявления жертв торговли людьми, усиление профилактической работы и повышение эффективности межведомственного и международного сотрудничества.

Узбекистан демонстрирует твердую приверженность борьбе с торговлей людьми, о чем свидетельствует развитая законодательная база и реализация комплексных практических мер. Дальнейшее совершенствование этой работы остается одним из приоритетов государственной политики страны в области защиты прав человека и обеспечения безопасности граждан.

Одилжон Илхомжонов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

УСИЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

В столице прошел практический диалог на тему «Вопросы, возникающие при рассмотрении споров, связанных с сносом самовольно построенных зданий и сооружений, возвратом самовольно занятых земельных участков, и мерам, которые необходимо принять для их разрешения».

В ходе мероприятия отмечалось, что в настоящее время обеспечение экономических и социальных прав граждан, включая решение жилищного вопроса, стало приоритетным направлением государственной политики. В этой области реализуется комплекс реформ.

За последние годы осуществлено масштабное строительство жилых комплексов и других объектов недвижимости. Параллельно с этим была развита необходимая инженерно-коммуникационная инфраструктура. Особое внимание уделяется реализации государственных программ по строительству доступного жилья в сельской местности с использованием обновленных типовых проектов.

Кроме того, было закреплено право граждан на индивидуальное жилищное строительство на земельных участках, предоставленных им в пожизненное наследуемое владение.

Несмотря на существующее законодательство, на местах продолжают наблюдаться нарушения в сфере землепользования. Они включают нецелевое и неэффективное использование земельных участков, незаконное строительство и самовольный захват земель. Такая ситуация подчеркивает необходимость внедрения единой системы контроля с использованием цифровых технологий и усиления взаимодействия между уполномоченными органами.

Анализ, проведенный органами землеустройства и кадастра совместно с республиканской биржей недвижимости, выявил серьезные недостатки в обеспечении законности в области индивидуального жилищного строительства и возведения других объектов недвижимости.

Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что, несмотря на наличие законных механизмов приобретения земли и строительства жилья, тысячи граждан и предпринимателей на протяжении многих лет самовольно занимают земельные участки и незаконно возводят на них индивидуальные жилые дома и иные объекты недвижимости. Это свидетельствует о недостаточной эффективности существующих мер по обеспечению рационального и целевого использования земельных ресурсов.

Государственный надзор за целевым использованием земельных ресурсов в Узбекистане регулируется постановлением Кабинета Министров, принятым в 2021 году. Ключевую роль в этом процессе играет Агентство кадастра, действующее при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.

Такая структура государственного контроля призвана обеспечить эффективное и целевое использование земельных ресурсов, а также предотвратить нарушения в сфере землепользования.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2020 года «О мерах по коренному повышению качества производства строительно-монтажных работ и совершенствованию системы контроля в строительстве» наделяет инспекции и их территориальные подразделения важными полномочиями в рамках государственного строительного надзора. Согласно пункту 2 этого документа, они имеют право обращаться в суд с требованием о приостановлении строительно-монтажных работ и проведении демонтажа в двух случаях:

  1. При несоблюдении установленных законодательством разрешительных процедур в строительной сфере.
  2. При невыполнении как минимум двух предписаний об устранении выявленных нарушений.

Цель мероприятия — выявить и проанализировать следующие недостатки:

– случаи непредставления уполномоченными органами в сфере архитектуры и строительства исковых заявлений в соответствии с требованиями Экономического процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса  Узбекистана;

– подписание исковых заявлений неуполномоченными лицами;

– недостаточное обоснование исковых требований;

– неучастие в судебных заседаниях без уважительных причин.

Кроме того, на встрече определены меры по предотвращению подобных ошибок и недостатков в будущем, повышению эффективности государственного строительного надзора.

Выездной прием решает проблемы граждан

Согласно утвержденному графику выездных приемов руководителей правоохранительных органов города Ташкента организован очередной выездной прием граждан, проживающих в Бектемирском районе.

Мероприятие проходило в частном педагогическом университете «Profi Universitу». В нем приняли участие председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов, председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам Д. Дадаханова, председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Б. Сагатов, судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда А. Сайдахмедов и другие судьи.

На приеме были заслушаны обращения 22 соотечественников. Из обращений 8 касались разрешения вопросов по гражданским делам, 14 — по уголовным.

Данный прием демонстрирует внимание к обращениям граждан и стремление к справедливому рассмотрению различных категорий дел.

ВНЕДРЯЕТСЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 

Президент Узбекистана 21 июня подписал Постановление «О мерах по внедрению системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции».

Согласно Закону Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции является одним из основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции.

В преамбуле документа говорится, что за последние годы в стране усовершенствованы правовые и институциональные основы предупреждения и противодействия коррупции, осуществлены масштабные реформы, направленные на формирование атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе.

В государственных органах и организациях широко внедрены современные механизмы противодействия коррупции, приняты системные меры по обеспечению открытости их деятельности и повышению отчетности перед общественностью.

Вместе с тем возникает необходимость поднятия на новый уровень системы формирования у населения и государственных служащих нетерпимого отношения к коррупции, привития им «вакцины добропорядочности», а также повышения знаний и навыков в сфере противодействия коррупции исходя из требований времени.

В соответствии с документом приоритетными направлениями системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции:

– повышение правосознания и правовой культуры населения и государственных служащих, формирование в обществе правового иммунитета к коррупции, привитие в сознание молодого поколения ценностей добропорядочности;

– повышение на постоянной основе знаний, навыков и квалификации работников, ответственных за противодействие коррупции, а также занимающих должности государственной службы, наиболее подверженные коррупционным рискам;

– оценка и сертификация знаний государственных служащих в сфере противодействия коррупции, а также ведение реестра государственных служащих, получивших сертификат;

– ведение электронной базы данных о национальном и зарубежном опыте, научных, методических и практических разработках, достижениях в сфере противодействия коррупции;

– реализация научно-исследовательских программ и проектов по актуальным проблемам противодействия коррупции, в том числе с привлечением национальных, зарубежных и международных грантов.

Анжелика Шамсутдинова,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

РАЗРЫВАЯ КРУГ ЭКСПЛУАТАЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВ ТРАФФИКИНГА

Траффикинг, или торговля людьми, представляет собой масштабную мировую проблему, которая не ограничивается границами отдельных государств и оказывает разрушительное воздействие на жизни миллионов людей, лишая их основополагающих прав и достоинства.

В современном контексте торговля людьми рассматривается как новая форма рабовладения. Она не только нарушает фундаментальные права человека, но и представляет собой серьезное преступление, направленное одновременно против личности и государственных устоев. Таким образом, траффикинг является комплексной проблемой, затрагивающей различные аспекты общественной и государственной жизни.

Целый комплекс факторов способствует процветанию торговли людьми. Среди них выделяются социально-экономические проблемы, такие как гендерная дискриминация, неравенство возможностей и экономическое расслоение как внутри стран, так и на международном уровне.

Проблема торговли людьми приобрела глобальный характер, зачастую пересекая национальные границы. По своей сути и масштабам это преступление сопоставимо с международным наркотрафиком и нелегальной торговлей оружием, представляя серьезную угрозу мировому сообществу.

Торговля людьми не ограничивается трансграничными операциями. Это преступление может совершаться и в пределах одного государства. Жертвами могут стать как иностранцы, в том числе трудовые мигранты, так и граждане страны, где происходит эксплуатация.

Хотя сексуальная эксплуатация считается наиболее известной формой траффикинга, это явление имеет множество других проявлений. Сотни тысяч людей становятся жертвами принудительного труда, принуждения к попрошайничеству (особенно это касается детей), а также незаконного извлечения органов.

В иерархии доходности организованной преступности торговля людьми занимает третью позицию, уступая лишь незаконному обороту оружия и наркотиков. Согласно оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, ежегодная прибыль криминальных структур от этой деятельности достигает внушительной суммы в 32 миллиарда долларов США.

В Узбекистане основным нормативным актом в сфере борьбы с торговлей людьми является Закон «О противодействии торговле людьми». Этот документ содержит следующие ключевые определения:

1. Противодействие торговле людьми определяется как комплекс мер, направленных на предотвращение, обнаружение и пресечение случаев торговли людьми, а также на смягчение последствий этого преступления и оказание поддержки пострадавшим.

2. Торговля людьми трактуется как ряд действий, включающих вербовку, транспортировку, передачу, укрытие или прием людей с целью их эксплуатации. Эти действия могут осуществляться посредством угроз или применения силы, других форм принуждения, похищения, обмана, злоупотребления властью или уязвимым положением жертвы, подкупа лиц, контролирующих потенциальных жертв.

3. Под эксплуатацией в контексте торговли людьми понимается:

   – сексуальная эксплуатация, включая принуждение к проституции;

   – принудительный труд;

   – рабство или сходные с рабством практики;

   – подневольное состояние;

   – изъятие органов или тканей человека.

Закон определяет торговца людьми как физическое лицо, участвующее в любых аспектах торговли людьми, действуя самостоятельно или в составе группы. Юридическое лицо, вовлеченное в деятельность, связанную с торговлей людьми. Должностное лицо, которое либо способствует торговле людьми своими действиями, либо не противодействует ей, несмотря на наличие такой обязанности в рамках служебных полномочий.

Законодательство устанавливает четыре ключевых принципа противодействия торговле людьми:

законность – все меры должны соответствовать правовым нормам;

неотвратимость наказания – гарантия привлечения к ответственности лиц, причастных к торговле людьми;

 недискриминация – равное отношение ко всем жертвам торговли людьми без какой-либо дискриминации;

социальное партнерство – сотрудничество различных секторов общества в борьбе с торговлей людьми.

Шухрат Бакаев,

председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ  К ПОДАЧЕ ИСКА?

В судебной практике институт защиты прав и законных интересов граждан, а также обеспечения иска играют ключевую роль в осуществлении правосудия.

Это поднимает важный вопрос: что же представляет собой иск и каковы методы его обеспечения?

Прежде всего, необходимо отметить, что иск — это обращение в суд с целью защиты нарушенного права или предъявления требования. Иск подается в случае, когда право истца нарушено или оспаривается. Основанием для подачи иска служит отказ ответчика добровольно удовлетворить требования истца.

Важно подчеркнуть, что в некоторых случаях исполнение решения по удовлетворенному иску может оказаться крайне затруднительным или даже невозможным. Чтобы предотвратить такие ситуации, в законодательство был введен институт обеспечения иска.

Согласно статье 105 действующего Гражданского процессуального кодекса, суд имеет право принять меры по обеспечению иска. Это может быть сделано как по заявлению участвующих в деле лиц, так и по инициативе самого суда. В случаях, когда иск связан с имущественными взысканиями в пользу государства, суд обязан принять меры по его обеспечению. Такие меры могут быть приняты на любой стадии судебного разбирательства.

Стоит отметить, что существует несколько способов обеспечения иска, каждый из которых применяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Статья 106 Гражданско-процессуального кодекса предусматривает ряд мер по обеспечению иска:

1. Запрет на отчуждение имущества или денежных средств ответчика, находящихся у него или третьих лиц.

2. Запрет ответчику совершать определенные действия.

3. Запрет другим лицам передавать имущество ответчику или выполнять в отношении него иные обязательства.

4. Приостановление реализации имущества при иске о его исключении из описи.

5. Приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в суде, если это допускается законом.

Суд также может:

– Обязать ответчика совершить действия для предотвращения порчи или ухудшения состояния спорного имущества.

– Передать спорное имущество на хранение третьему лицу.

– Принять иные необходимые меры обеспечения иска.

При принятии заявления об исключении имущества из описи судья должен вынести определение о приостановлении исполнительных действий в отношении спорного имущества. Копия этого определения направляется в территориальное отделение Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре. Этот порядок установлен Постановлением Пленума Верховного суда «О применении законодательства при рассмотрении судами дел об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)».

Важно отметить, что меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленным требованиям. При необходимости суд может применить несколько видов обеспечительных мер, однако их общая сумма не должна превышать цену иска.

Судья рассматривает ходатайство об обеспечении иска в день его поступления, без уведомления ответчика и других участвующих в деле лиц.

Согласно статье 108 Гражданско-процессуального кодекса, суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, имеет право заменить один вид обеспечения иска другим. Этот вопрос решается в судебном заседании с уведомлением всех участвующих в деле лиц. При этом неявка этих лиц не препятствует рассмотрению вопроса об отмене обеспечения иска

Важно отметить, что в случае отказа в удовлетворении иска меры по его обеспечению остаются в силе до момента вступления решения суда в законную силу. Однако суд имеет право отменить обеспечительные меры одновременно с вынесением решения или после его принятия. При удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного решения.

На определение об обеспечении иска может быть подана частная жалоба (протест), как и по другим категориям дел. Однако подача такой жалобы не приостанавливает исполнение вынесенного определения.

Таким образом, установленный порядок обеспечения иска способствует повышению качества правосудия и эффективной защите прав и свобод граждан. Он создает механизм, позволяющий гарантировать исполнение судебного решения и предотвратить возможные злоупотребления со стороны недобросовестных участников процесса.

Бобир Исламов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

Перейти к содержимому