Искать:
Адрес электронной почты:

j.toshkent@sud.uz

Прием граждан:

(+998 55) 501-11-15 (02002,02003)

Адрес:

Тошкент ш. Шайҳонтохур тумани А.Навоий кўчаси 23 уй

Интерактивные сервисы

Статистические данные

Статистические данные

База статистических данных о деятельности судов республики Верховного суда Республики Узбекистан

Перейти
Банк судебных заседаний

Банк судебных заседаний

Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться со всеми окончательными судебными решениями, размещенными в полном или обезличенном виде.

Перейти
Калькулятор госпошлины

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Перейти
image
image
image
image
image
image

Электронные услуги cуда

MY.SUD.UZ - инновационный, надежный и удобный способ доступа к судебным услугам

Обращение

Направить свое обращение непосредственно в электронном виде

Электронная платежная система

Единая электронная система для оплаты всех платежей, производимых гражданами во всех судах.

Видео-конференция

Посещайте судебные заседания удаленно

Расписание

Услуга ознакомления с графиком судебных заседаний позволяет в онлайн режиме получить информацию о дате и времени назначенных на рассмотрение судами дел.

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Образцы обращений в суд

Возможность гражданам совершенно бесплатно пользоваться готовыми образцами документов при обращении в суд.

image

MY.SUD.UZ

Портал интерактивных услуг Верховного суда Республики Узбекистан

Последние новости

РЕФОРМА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

10 июня 2024 года Президент страны подписал Указ «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности». В соответствии с ним в судебную систему водится институт следственного судьи.

Впервые он появился в 1810 году во Франции. Сейчас этот институт действует в Грузии, Казахстане, Молдове, Бельгии, Испании, Германии, Австрии.

Институт следственных судей представляет собой важный элемент судебной и правоохранительной системы и призван обеспечивать защиту прав и свобод граждан, гарантировать соблюдение законности на всех этапах уголовного судопроизводства. Его задача — сбалансировать интересы обвинения и защиты, а также быть гарантом соблюдения Конституции и международных стандартов в сфере прав человека, в том числе путем эффективного выявления и пресечения нарушений процессуальных прав участников уголовного судопроизводства.

С 1 января 2025 года в районных и городских судах по уголовным делам введена должность следственного судьи. В его обязанности входит выдача санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства по уголовным делам. Также предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Вместе с тем сохраняется действующий порядок пересмотра дел об административных правонарушениях, рассматриваемых ими в вышестоящих инстанциях.

Следственный судья наделен полномочиями по рассмотрению разных материалов, включая вопросы применения санкций по ходатайству о заключении под стражу или домашнем аресте, приостановлении действия паспорта, эксгумации трупа, аресте почтово-телеграфных отправлений, обыске, прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации, аресте имущества и других. Также они могут рассматривать ходатайства об отстранении обвиняемого от должности, помещении лица в медицинское учреждение, продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении, продлении срока задержания до сорока восьми часов. Также в их компетенцию входит рассмотрение ходатайства прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего.

Уникальность этого нормативно-правового акта в том, что путем расширения сферы института «хабеас корпус» и образования следственных судей — отдельных судей, полномочных осуществлять судебный контроль за стадией досудебного производства, будет гарантирована беспристрастность и объективность судьи, рассматривающего уголовное дело на судебном заседании.

 Пересмотр процессуальной роли суда, придание ему функции независимого и беспристрастного арбитра в спорах между противоборствующими сторонами, устранение обвинительного уклона в его действиях, поэтапное внедрение полноценного института судебного контроля в уголовное судопроизводство привели к тому, что законодатели обозначили суд как центральную фигуру уголовного процесса (включая досудебную стадию). Это привело к значительным изменениям в функциональной модели работы всех участников процесса.  Обеспечение эффективной защиты прав участников уголовного судопроизводства непосредственно связано с осуществлением института судебного контроля. Он представлен посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий с высокой вероятностью нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан.

Одной из новелл закона является введение последующего судебного контроля при производстве обыска. Так, в случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без согласия суда на основании постановления следователя или дознавателя, но с последующим уведомлением о произведенном обыске суда и прокурора в течение двадцати четырех часов. В уведомлении должны быть конкретно указаны обстоятельства, не терпящие отлагательства. К указанному уведомлению прилагаются копии постановления следователя или дознавателя о производстве обыска, протокола обыска и необходимых материалов для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление и приложенные к нему материалы, судья в течение сорока восьми часов проверяет законность произведенного обыска и выносит определение о его законности или незаконности. Если судья признает произведенный обыск незаконным, все доказательства, полученные в ходе произведенного обыска, признаются недопустимыми.

Таким образом, следственный судья становится центральной фигурой, обеспечивающей законность и защиту прав участников уголовного процесса на его начальных стадиях. Документ в свете последовательной реализации задач в судебно-правовой сфере, определенных в Стратегии «Узбекистан-2030», особенно важен в деле обеспечения верховенства Конституции и законов, формирования подлинной справедливой судебной системы и направления ее деятельности на эффективную защиту прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве, укрепления доверия населения к правоохранительной системе.

Жаъфар КУРБАНОВ,

следственный судья Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОД ЗАЩИТОЙ

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал важное постановление, направленное на усиление деятельности по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий. Этот шаг отражает возрастающую значимость вопросов кибербезопасности в условиях стремительного развития цифровых технологий и распространения онлайн-угроз.

Постановление предусматривает разработку проекта отдельного закона, регулирующего единую практику борьбы с киберпреступлениями, а также внесение изменений в действующее законодательство. Особое внимание уделено усилению ответственности юридических лиц за несоблюдение требований кибербезопасности, в том числе за преступления, совершенные в сфере информационных технологий.

Важной новацией стала норма о взыскании материального ущерба, причиненного киберпреступлениями, за счет банков, операторов платежных систем и других организаций, не обеспечивших должный уровень защиты. Кроме того, ужесточается административная и уголовная ответственность для лиц, чьи банковские карты, счета или персональные данные были использованы в преступных целях.

Для повышения прозрачности будет внедрена практика публичного оглашения списка банков и платежных организаций, чьи системы были скомпрометированы из-за уязвимостей. Также усиливается работа по раннему выявлению финансовых мошенничеств, в том числе схем типа «финансовых пирамид».

Банкам и платежным организациям предписано внедрить современные антифрод-системы, антивирусные программы и технические средства противодействия телефонному мошенничеству, включая блокировку поддельных номеров.

С этого года в Узбекистане ежегодно будет проводиться «Месячник повышения киберкультуры». В течение одного месяца государственные и негосударственные организации будут активно информировать население о способах защиты в цифровом пространстве. Это станет частью системной работы по укреплению цифрового иммунитета граждан.

В целях быстрой реакции на киберугрозы создается оперативная группа с участием представителей Центрального банка, платежных систем и правоохранительных органов. Ее задача — оперативное выявление и блокировка подозрительных банковских карт и переводов. Также будет внедрен прокурорский надзор за соблюдением законодательства при расследовании киберпреступлений, и развернута научно-исследовательская работа в этой области.

Дополнительно предусмотрены меры по расширению международного сотрудничества и повышению квалификации специалистов в сфере кибербезопасности.

Реализация комплекса мероприятий, обозначенных в постановлении, позволит значительно повысить ответственность государственных органов и частных структур за защиту граждан от киберугроз, снизить количество преступлений в этой сфере и укрепить финансовую безопасность населения.

Илгизар САБИРОВ,

председатель Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО: ЕДИНСТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

В Узбекистане институт наследования активно развивается и интегрируется с международным правовым полем, учитывая растущую трансграничную мобильность граждан и активов. Наследственное право — одно из ключевых оснований возникновения частной собственности, и его правовая регламентация имеет важное значение как для правопреемников, так и для общества в целом.

Основу регулирования наследственных отношений в стране составляют Конституция Республики Узбекистан, Гражданский кодекс (в частности, главы 55 и 56), а также Постановление Пленума Верховного суда, регламентирующее применение судами законодательства о праве наследования. Эти акты определяют, какие виды имущества могут передаваться по наследству, а какие — нет, а также устанавливают общие и особенные правила для наследников.

Согласно статье 1113 Гражданского кодекса, в состав наследства включаются все виды имущества, как движимого, так и недвижимого, имущественные права и обязательства, сохраняющие юридическую силу после смерти наследодателя. Это может быть частная собственность, вклады в банках, право владения земельным участком дехканского хозяйства, договор аренды земли и т. п.

Однако не все права могут быть переданы по наследству. Закон исключает из состава наследства: права участия в организациях, если иное не предусмотрено договором или законом; права на компенсацию вреда, причиненного жизни или здоровью; алиментные обязательства; социальные выплаты (пенсии, пособия); личные неимущественные права, связанные с личностью наследодателя. Эти нормы отражают принцип личной непреемственности прав, глубоко укорененный как в национальном, так и в международном праве.

Согласно статье 1112 ГК, наследование осуществляется по завещанию либо по закону, в зависимости от наличия оформленного при жизни волеизъявления наследодателя. Завещание, как юридический документ, предоставляет гражданину широкие возможности распоряжаться своим имуществом на случай смерти, вплоть до включения определенных условий (например, поведенческих или моральных требований к наследнику).

Однако даже при наличии завещания часть имущества, не охваченная этим документом, распределяется между наследниками по закону — в соответствии со статьями 1134–1143 ГК.

Закон также предусматривает основания для отстранения от наследства. В соответствии со статьей 1119 ГК, недостойными наследниками признаются лица, которые: совершили умышленное преступление против наследодателя или других наследников; были лишены родительских прав и не восстановлены в них. Такие меры направлены на защиту нравственных и правовых устоев института семьи и наследования.

Современное наследственное право Узбекистана демонстрирует стремление к юридической четкости и социальной справедливости. Интеграция с международными нормами способствует защите прав граждан в условиях глобализации, а сбалансированное сочетание завещательного и законного порядка наследования обеспечивает правовую стабильность и предсказуемость. Таким образом, право на наследство в стране является не только юридическим механизмом передачи собственности, но и важным элементом социальной защиты.

Гайрат ЭРГАШЕВ,

председатель Яккасарайского межрайонного суда по гражданским делам.

УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПДД И ЗАЩИТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В Узбекистане принят Закон «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административной ответственности в связи с совершенствованием системы безопасности дорожного движения». Документ направлен на предупреждение последствий несоблюдения правил дорожного движения, а также совершенствование механизмов общественного контроля.

Одним из ключевых нововведений стало установление уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Теперь за такие действия может быть назначено наказание в виде исправительных работ сроком от двух до трех лет с лишением права управления транспортом до трех лет либо лишение свободы на тот же срок.

Также уголовно наказуемыми становятся нарушения порядка подготовки и переподготовки водителей, а также проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений; управление автомобилем лицами, лишенными водительских прав; нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, использующих газовое или смешанное топливо.

Кодекс об административной ответственности дополнен нормами, направленными на борьбу с так называемым дорожным хулиганством. Под этим понимается агрессивное вождение, дрифт и «шахматное» маневрирование, умышленное создание помех на дорогах.

Эти действия теперь караются административными штрафами и иными мерами воздействия.

Закон вводит систему штрафных баллов за нарушение ПДД. При накоплении установленного лимита баллов применяется наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок не менее шести месяцев. Это направлено на профилактику нарушений и повышение дисциплины среди водителей.

Особое внимание в законе уделено общественному контролю за деятельностью сотрудников правоохранительных органов. Согласно новой статье 195², граждане  имеют право снимать сотрудников правоохранительных органов при исполнении. Однако предусмотрена ответственность за искажение действий или слов сотрудника, если это приводит к его дискредитации. Закон запрещает монтаж и распространение подобных материалов с целью искажения реальности, но не ограничивает правомерную фиксацию происходящего.

Нормативно-правовой акт демонстрирует стремление государства к комплексному улучшению безопасности на дорогах, усилению ответственности за грубые нарушения и поддержанию справедливого баланса между контролем со стороны правоохранительных органов и правами граждан на фиксацию их действий. Это шаг в сторону более цивилизованного дорожного движения и прозрачной правоприменительной практики.

Хамиджон ШАМШИЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ОБЩЕСТВО БЕЗ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА, ННО И КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА

Торговля людьми — одно из самых тяжких преступлений, нарушающих права человека и подрывающих основы справедливого общества.

Узбекистан создал прочную правовую базу для противодействия торговле людьми. В 2008 году был принят Закон «О противодействии торговле людьми», который в 2020 году обновили, введя новые понятия, такие как «жертва торговли людьми» и «идентификация жертв». Закон четко определяет права жертв и обязательства государства по их защите.

Ключевые изменения в законодательстве включают:

– уголовную ответственность за торговлю людьми, усиленную поправками в Уголовный кодекс. Виновные в использовании детского труда или вовлечении несовершеннолетних в проституцию несут более суровое наказание;

– административные меры за нарушение порядка трудоустройства граждан за рубежом, где расходы теперь возлагаются на работодателей;

– ратификацию международных соглашений, таких как Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми (1949) и Протокол ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми (2000).

Эти шаги демонстрируют приверженность Узбекистана международным стандартам и создают правовую основу для защиты граждан как внутри страны, так и за ее пределами.

Одним из приоритетов Узбекистана является защита и реабилитация жертв торговли людьми.

Кроме того, в 2020 году была утверждена система перенаправления жертв торговли людьми, позволяющая ННО и органам самоуправления граждан выявлять и направлять жертв для получения помощи. Эта система распространяется не только на граждан Узбекистана, но и на иностранцев и лиц без гражданства.

Узбекистан активно сотрудничает с международными организациями и странами для борьбы с транснациональной торговлей людьми.

Усилия Узбекистана получили признание на международной арене. В 2021 году страна перешла из «Наблюдательного списка 2-го уровня» в «Уровень 2» в ежегодном отчете Госдепартамента США о торговле людьми, сохранив этот статус в 2022 и 2023 годах. Это отражает значительные усилия правительства в приведении своей политики в соответствие с международными стандартами.

Борьба с торговлей людьми — это не только задача государства, но и ответственность всего общества. Повышение осведомленности, поддержка ННО и активное участие граждан помогут Узбекистану построить общество, где права и достоинство каждого человека будут надежно защищены.

Тимур КАСЫМОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

Имущество, принадлежащее двум или более лицам, оформляется на праве общей собственности. Это значит, что все участники обладают правами на данное имущество одновременно. В зависимости от условий владения и распределения прав, общая собственность делится на два вида: долевую и совместную.

Долевая собственность предполагает наличие у каждого участника определенной доли в праве собственности. Эти доли могут быть заранее установлены законом, договором купли-продажи, дарения, наследования или иным соглашением сторон. Если конкретные размеры долей не определены, они считаются равными. Например, если квартира принадлежит двум лицам без уточнения долей, каждый считается владельцем ½ доли.

Важно, что участники долевой собственности могут изменить соотношение долей по взаимному соглашению. Основанием для этого может служить вклад каждого в приобретение имущества или его последующее улучшение — например, если один из собственников за свой счет произвел ремонт или перепланировку.

Совместная собственность отличается тем, что доли заранее не определяются. Все владельцы считаются совладельцами всего имущества в целом без выделения конкретных частей. Такое владение характерно, например, для имущества супругов, если иное не установлено брачным договором. Совместная собственность также возникает, если имущество неделимо без изменения его назначения — например, дом, который невозможно разделить без разрушения его целостности.

Кроме того, законодательство предусматривает возможность установления совместной собственности для делимого имущества — но только в случаях, прямо предусмотренных законом или соглашением сторон. Например, если несколько лиц решили совместно приобрести земельный участок и оформить его без определения долей.

В случае возникновения споров между участниками совместной собственности, каждый из них вправе требовать выдела своей доли или перевода отношений в режим долевой собственности. Если договориться не удается, вопрос решается судом, который устанавливает размер долей с учетом всех обстоятельств дела.

Улучшения общего имущества также регулируются особыми правилами. Если участник долевой собственности за свой счет произвел неотделимые улучшения имущества — например, установил новую кровлю или заменил систему отопления, — он имеет право на увеличение своей доли пропорционально внесенным затратам. При этом необходимо соблюдение порядка использования общего имущества, чтобы избежать конфликтов. Что касается отделимых улучшений — например, покупки бытовой техники, мебели — их судьба зависит от условий соглашения между собственниками.

Таким образом, выбор между долевой и совместной формами общей собственности имеет важное значение для определения прав и обязанностей участников. Эффективное управление общей собственностью требует четкого соблюдения норм законодательства, грамотного оформления договоренностей и уважительного отношения между участниками. Это позволяет минимизировать споры, сохранить имущество и обеспечить защиту прав всех сторон.

Тохиржон Исмоилов,

судья Яккасарайского межрайонного суда по гражданским делам.

image
Перейти к содержимому