Искать:
Адрес электронной почты:

j.toshkent@sud.uz

Прием граждан:

(+998 55) 501-11-15 (02002,02003)

Адрес:

Тошкент ш. Шайҳонтохур тумани А.Навоий кўчаси 23 уй

Интерактивные сервисы

Статистические данные

Статистические данные

База статистических данных о деятельности судов республики Верховного суда Республики Узбекистан

Перейти
Банк судебных заседаний

Банк судебных заседаний

Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться со всеми окончательными судебными решениями, размещенными в полном или обезличенном виде.

Перейти
Калькулятор госпошлины

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Перейти
image
image
image
image
image
image

Электронные услуги cуда

MY.SUD.UZ - инновационный, надежный и удобный способ доступа к судебным услугам

Обращение

Направить свое обращение непосредственно в электронном виде

Электронная платежная система

Единая электронная система для оплаты всех платежей, производимых гражданами во всех судах.

Видео-конференция

Посещайте судебные заседания удаленно

Расписание

Услуга ознакомления с графиком судебных заседаний позволяет в онлайн режиме получить информацию о дате и времени назначенных на рассмотрение судами дел.

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Образцы обращений в суд

Возможность гражданам совершенно бесплатно пользоваться готовыми образцами документов при обращении в суд.

image

MY.SUD.UZ

Портал интерактивных услуг Верховного суда Республики Узбекистан

Последние новости

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Принятие Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами» от 21 ноября 2024 года, предусматривающего изменения и дополнения в ряд законодательных актов, стало важным шагом в развитии национальной правовой системы, направленным на совершенствование порядка работы с цифровыми доказательствами.

В этой связи Пленум Верховного суда Республики Узбекистан, руководствуясь статьей 22 Закона «О судах», внес ряд  изменений в Постановление «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24 августа 2018 года № 24 «О некоторых вопросах применения норм уголовно-процессуального закона о допустимости доказательств», касающееся вопросов допустимости доказательств в уголовном процессе.

Изменения усиливают правовую определенность презумпции невиновности. Теперь в формулировке четко указано, что виновность лица должна быть не только доказана в законном порядке, но и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Также расширен перечень субъектов уголовного процесса: добавлены органы, осуществляющие доследственную проверку, а также уточнены полномочия должностных лиц, вовлеченных в предварительный этап уголовного судопроизводства.

Конкретизируются, что доказательства считаются недопустимыми, если они получены с нарушением положений статей 88, 90, 92–94 УПК и других требований закона. Это нормативное уточнение способствует усилению контроля за соблюдением процессуальной формы и защищает участников процесса от произвола при сборе доказательств.

Изменения также разграничивают понятия вещественных и цифровых доказательств, подчеркивая, что цифровые данные являются самостоятельным видом доказательственной информации. Это важно в контексте цифровизации правоохранительной деятельности и широкого применения информационных технологий в уголовном процессе.

Предусматривается, что действия, осуществляемые без определения суда (например, оперативно-розыскные мероприятия), допускаются только при наличии обстоятельств, не терпящих отлагательства. Также вводится новое правило: если суд признает незаконными такие действия, все полученные в их ходе доказательства автоматически считаются недопустимыми.

Особое внимание уделяется защите прав несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями, а также лиц, не владеющих языком допроса. Допрашивать таких участников без переводчика, специалиста или защитника теперь категорически запрещено. Введено новое правило, касающееся получения показаний от лиц, содержащихся в местах лишения свободы — такие данные не могут использоваться, если получены незаконными способами.

Дополнения и изменения также направлены на повышение юридической точности при ведении уголовного процесса. В частности, исключаются устаревшие формулировки, добавляются важные уточнения, касающиеся правового положения лиц, утрачивающих возможность участвовать в процессе, а также уточняется порядок обжалования и пересмотра решений суда в различных инстанциях.

Принятые изменения свидетельствуют о поступательном развитии уголовно-процессуального законодательства Узбекистана, учитывающем как необходимость защиты прав участников процесса, так и вызовы цифровой эпохи. Совершенствование нормативной базы в сфере допустимости цифровых доказательств укрепляет принципы законности, справедливости и процессуальной дисциплины, обеспечивая надежные гарантии для справедливого правосудия.

Хамиджон ШАМШИЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ — НОВАЯ ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Принятая на всенародном референдуме 30 апреля 2023 года новая редакция Конституции Республики Узбекистан стала прочной правовой основой для модернизации жизни государства и общества. Этот исторический документ открыл новую страницу в укреплении конституционной законности и правового государства в стране.

Проведенный референдум стал убедительным доказательством единства многонационального народа Узбекистана и его решимости строить суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство. Новый Основной закон не только отражает дух времени, но и включает в себя важные механизмы защиты прав и свобод личности.

Особое внимание в новой редакции Конституции уделено сфере уголовного судопроизводства. Так, статья 28 Основного закона закрепляет новые правовые гарантии, направленные на защиту прав личности. В соответствии с этим были внесены изменения в законодательство, в том числе в Уголовно-процессуальный кодекс, Закон «О судах» и Закон «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан».

Среди ключевых новшеств. Презумпция невиновности закреплена как абсолютный принцип: лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в  суде и подтверждена вступившим в силу приговором. Подозреваемым, обвиняемым и подсудимым предоставлены широкие возможности для защиты. Все неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу обвиняемого или подсудимого. Закреплено право на молчание, а также запрет на принуждение к даче показаний против себя и своих близких. Признание вины как единственное доказательство не может служить достаточным основанием для осуждения. Судебное преследование одного лица не должно затрагивать права его родственников.

Существенные изменения затронули и правовой статус судей. В частности, установлено, что судьи подчиняются только Конституции и закону. Их отстранение, перевод или приостановление полномочий возможно только по основаниям, предусмотренным законом. Финансирование судов осуществляется за счет государственного бюджета таким образом, чтобы обеспечить полную независимость судебной власти.

Новая редакция Основного закона закрепила норму о прямом действии Конституции. Это означает, что суды должны руководствоваться прежде всего Конституцией, а затем другими законами.

Также расширена языковая база судопроизводства: оно может вестись не только на узбекском или каракалпакском языке, но и на языке большинства населения конкретной местности, что укрепляет принцип доступности правосудия.

Важным шагом стало установление обязательности вступивших в законную силу судебных актов для всех — от государственных органов и должностных лиц до граждан и институтов гражданского общества. Это еще раз подчеркивает верховенство закона и приоритет судебных решений в системе правового государства.

Расширены возможности граждан по обжалованию незаконных действий не только со стороны государственных органов, но и других организаций. Презумпция невиновности и институт «хабеас корпус» получили прочную законодательную основу для применения на практике.

Комплексные изменения, проведенные в связи с принятием новой редакции Конституции, направлены на укрепление принципов правового государства, усиление роли суда как независимого и справедливого арбитра, а также расширение реальных гарантий прав и свобод граждан. Эти меры — шаг к формированию новой правовой культуры в Узбекистане, где права личности становятся реальной ценностью, а суд — гарантом справедливости.

Илгизар САБИРОВ,

председатель Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Применение принудительных мер медицинского характера является важным институтом уголовного права, направленным на защиту общества от лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии психического расстройства. Эти меры представляют собой особую форму реагирования государства, сочетающую цели лечения и предупреждения повторных преступлений с необходимостью обеспечить общественную безопасность.

Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, страдающим психическими расстройствами, которые совершили общественно опасные действия. Основной задачей таких мер является не только лечение указанных лиц, но и предупреждение новых деяний, способных нанести вред обществу. В случаях, когда лицо страдает алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией либо психическим расстройством, не исключающим вменяемости, суд вправе применить эти меры одновременно с наказанием. Это позволяет не только воздействовать на правонарушителя с точки зрения наказания, но и создать условия для его выздоровления и последующей ресоциализации.

Особое внимание уделяется тем случаям, когда лицо, уже совершившее преступление, признано невменяемым, либо у него развивается психическое расстройство уже после совершения деяния — на этапе следствия, суда или отбывания наказания. Если такое лицо по своему психическому состоянию и в силу характера совершенного деяния представляет общественную опасность, суд может назначить ему соответствующую меру медицинского характера.

Законодательством предусмотрены следующие виды принудительных мер медицинского характера:

  • амбулаторное наблюдение и лечение в психоневрологическом диспансере по месту жительства;
  • принудительное лечение в отделении с общим наблюдением психиатрического учреждения общего типа;
  • лечение в специализированном реабилитационном отделении психиатрического учреждения;
  • лечение в психиатрической больнице с интенсивным наблюдением;
  • амбулаторное наблюдение и лечение в учреждениях системы исполнения наказаний и специализированных больницах для осужденных.

Каждая из этих форм назначается в зависимости от степени выраженности психического расстройства, уровня общественной опасности лица и условий, необходимых для эффективного лечения. Например, амбулаторное наблюдение и лечение применимо к лицам без признаков обострения заболевания либо после перенесенного временного психического расстройства. В случаях, требующих более интенсивного медицинского вмешательства, возможно направление в психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением, где обеспечивается строгая изоляция и охрана.

Что касается лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, но страдающих зависимостями или психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, они также подлежат принудительному лечению. В случае же отбывания наказания в местах лишения свободы, лечение организуется по месту отбывания, а при необходимости — продолжается в медицинских учреждениях после освобождения.

Продление, изменение или прекращение применения принудительных мер осуществляется судом на основании медицинского заключения. Вне мест лишения свободы это заключение выносится комиссией врачей-психиатров, а в местах исполнения наказаний — врачебно-консультативной комиссией. Если по заключению специалисты приходят к выводу об отсутствии необходимости в продолжении принудительного лечения, суд может передать лицо органам здравоохранения для лечения на общих основаниях или в учреждение социального обеспечения.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера являются комплексным механизмом, направленным на баланс между охраной общественного порядка, защитой прав психически больных лиц и достижением целей уголовного наказания. Сочетание судебного контроля и профессионального медицинского подхода делает эти меры эффективным инструментом в системе уголовной юстиции.

Муса ЮСУПОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИМИРЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

В рамках реформирования уголовного законодательства Узбекистана важным шагом стало внедрение института примирения, что позволило ввести гуманистический подход в систему уголовного судопроизводства. Институт примирения, закрепленный в национальном уголовном праве, стал действенным механизмом смягчения уголовной политики, способствующим не только снижению уровня судимости, но и расширению практики декриминализации, а главное — обеспечению прав потерпевших.

Правовая основа применения примирения по уголовным делам установлена в статье 66¹ Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Важно отметить, что данный институт применим исключительно к преступлениям, поименованным в указанной норме, и не может быть использован по иным уголовным делам. Такой подход обеспечивает правовую определенность и защищает интересы всех участников процесса.

Процедура примирения начинается с подачи соответствующего заявления потерпевшим или его законным представителем. Это заявление может быть подано на любой стадии предварительного расследования — в ходе дознания, следствия или в судебном процессе до момента удаления суда в совещательную комнату. Заявление должно содержать просьбу о прекращении уголовного дела в связи с устранением вреда и фактом достижения примирения между сторонами.

После получения ходатайства следователь, дознаватель или прокурор, с согласия подозреваемого либо обвиняемого, направляет материалы дела в суд в срок, не превышающий семи дней.

Судебное рассмотрение дела о примирении должно состояться в течение десяти дней с момента поступления материалов в суд. В заседании принимают участие все стороны уголовного процесса: подозреваемый (обвиняемый, подсудимый), потерпевший (истец), их представители, адвокаты и прокурор.

Заседание начинается с зачитывания заявления о примирении. Далее суд заслушивает участников процесса об обстоятельствах преступления, а также рассматривает  наличие взаимного согласия сторон на примирение и его мотивацию; признание вины со стороны подозреваемого, обвиняемого или подсудимого; понимание последствий совершенного преступления и предпринятые действия по возмещению ущерба; отсутствие давления или преследования сторон; фактическое возмещение причиненного вреда; подтверждение добровольного согласия на примирение обеих сторон.

Кроме того, суд заслушивает мнения защиты и обвинения, после чего выносится судебное постановление, которым принимается решение об удовлетворении или отклонении заявления о примирении.

Институт примирения в уголовном праве Узбекистана — важный шаг на пути к гуманизации уголовной юстиции. Системный подход к его применению, четко определенные процедуры и соблюдение прав всех участников процесса обеспечивают законность, справедливость и восстановление социальной справедливости без необходимости уголовного преследования в каждом случае.

Азимжон ХАКИМОВ,

судья Яккасарайского районного суда по уголовным делам.

КУРС НА ЗАЩИТУ И РАЗВИТИЕ ДЕТСТВА

Защита прав ребенка — один из важнейших индикаторов зрелости общества и приоритетное направление государственной политики в Узбекистане. Осознание того, что именно в детстве формируются ценности, нравственные ориентиры и основа гражданской идентичности, лежит в основе усилий государства по созданию благоприятной среды для всестороннего развития ребенка. В этом контексте важным становится не только правовое обеспечение защиты прав детей, но и формирование эффективных институтов, способных реализовать эти права на практике.

В последние годы Узбекистан предпринимает последовательные шаги по укреплению правовой и институциональной базы в сфере защиты прав детей. Одним из ключевых документов стал Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка». Этот нормативный акт имеет стратегическое значение, так как направлен на системную трансформацию подходов к охране детства. Особое внимание уделено профилактике безнадзорности, защите от насилия, обеспечению прав на образование, медицинскую помощь и достойные условия жизни.

Создание и развитие специализированных структур, отвечающих за защиту прав детей, позволяет более точно реагировать на вызовы и эффективно координировать усилия различных ведомств. Важным элементом стало внедрение механизмов межведомственного взаимодействия и развитие социальной службы для работы с уязвимыми категориями детей.

Подписание и ратификация Узбекистаном Конвенции ООН о правах ребенка и других международных договоров свидетельствует о стремлении интегрировать международные нормы в национальную правовую систему. Это включает не только формальное приведение законодательства в соответствие с международными обязательствами, но и разработку механизмов их практической реализации, мониторинга и отчетности.

Международные партнерства, консультации с экспертами и участие в глобальных инициативах позволяют Узбекистану применять передовые практики в сфере защиты прав детей, адаптируя их к социальным и культурным реалиям страны.

Особое внимание в последние годы уделяется искоренению насилия в отношении детей — как в семье, так и в образовательных учреждениях. Усилены уголовно-правовые санкции за преступления против несовершеннолетних, внедряются механизмы раннего выявления случаев насилия, развивается система психологической и социальной поддержки пострадавших.

Не менее важно повышение уровня правовой культуры населения, формирование уважительного отношения к детям и нетерпимости к нарушениям их прав.

Узбекистан демонстрирует политическую волю и системный подход к решению одной из самых чувствительных и приоритетных задач — охране прав детей. Реформы, проводимые в этой сфере, создают прочную основу для формирования общества, в котором каждый ребенок чувствует себя защищенным, услышанным и уважаемым. Сохранение этого курса и его развитие в соответствии с международными стандартами — залог успешного будущего страны.

Рустам НОРХУЖАЕВ,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

СУДИМОСТЬ: ОТ НАКАЗАНИЯ К СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Судимость в уголовно-правовой системе представляет собой не просто формальный факт осуждения, но и важное правовое состояние, которое влечет за собой юридические последствия, ограничивая некоторые права лица и влияя на его правовой статус. Анализ действующего законодательства показывает, что судимость не только фиксирует факт совершения преступления, но и служит ориентиром для уголовной политики в случае рецидива, определяя подход к наказанию и оценке личности правонарушителя.

Судимость возникает с момента вступления в законную силу обвинительного приговора, если этим приговором было назначено уголовное наказание.

Судимость имеет правовое значение только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом, и преимущественно — при совершении повторного преступления. Это значит, что она играет роль отягчающего обстоятельства, а также может служить основанием для отказа в амнистии, помиловании, трудоустройстве на определенные должности и т. д.

Однако все правовые последствия судимости прекращаются в случае ее погашения или снятия, что делает важным механизм ее аннулирования.

Детально регламентируются сроки погашения судимости, дифференцируя их в зависимости от вида и тяжести наказания. Например, для условно осужденных судимость погашается после окончания испытательного срока; после исполнения штрафа — через год; после лишения свободы до 5 лет — через 4 года; после лишения свободы от 10 до 15 лет — через 10 лет.

Погашение судимости наступает автоматически, если лицо не совершило нового преступления и не подвергалось взысканиям, что соответствует принципу вознаграждения за правопослушное поведение после наказания.

Кроме автоматического погашения, существует возможность досрочного снятия судимости. Для этого требуется положительная характеристика лица и ходатайство от общественной организации, махалли, трудового коллектива или самого осужденного. При этом досрочное снятие возможно только после истечения не менее половины установленного срока.

Для особо опасных рецидивистов и лиц, осужденных более чем на 15 лет, судимость может быть снята через 15 лет после освобождения — при условии, что они не совершили новых преступлений.

Также судимость может быть снята по акту помилования или амнистии, что подчеркивает роль государственной воли и гуманитарных механизмов в уголовной политике.

Важно, что если лицо совершает новое преступление до погашения судимости, течение срока прерывается, и отсчет начинается заново — уже после исполнения наказания за новое преступление. Таким образом, система поощряет устойчивое правопослушное поведение, а не временное воздержание от нарушений.

Законодательство создало стройную систему, где четко разграничены понятия, сроки и последствия судимости. Такая система обеспечивает справедливое отношение к лицам, совершившим преступления, и одновременно стимулирует их к исправлению, встраивая принципы правового государства и гуманизма в уголовную политику.

Миргани МИРЗОХИДОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

image
Перейти к содержимому