Искать:
Адрес электронной почты:

j.toshkent@sud.uz

Прием граждан:

(+998 55) 501-11-15 (02002,02003)

Адрес:

Тошкент ш. Шайҳонтохур тумани А.Навоий кўчаси 23 уй

Интерактивные сервисы

Статистические данные

Статистические данные

База статистических данных о деятельности судов республики Верховного суда Республики Узбекистан

Перейти
Банк судебных заседаний

Банк судебных заседаний

Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться со всеми окончательными судебными решениями, размещенными в полном или обезличенном виде.

Перейти
Калькулятор госпошлины

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Перейти
image
image
image
image
image
image

Электронные услуги cуда

MY.SUD.UZ - инновационный, надежный и удобный способ доступа к судебным услугам

Обращение

Направить свое обращение непосредственно в электронном виде

Электронная платежная система

Единая электронная система для оплаты всех платежей, производимых гражданами во всех судах.

Видео-конференция

Посещайте судебные заседания удаленно

Расписание

Услуга ознакомления с графиком судебных заседаний позволяет в онлайн режиме получить информацию о дате и времени назначенных на рассмотрение судами дел.

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Образцы обращений в суд

Возможность гражданам совершенно бесплатно пользоваться готовыми образцами документов при обращении в суд.

image

MY.SUD.UZ

Портал интерактивных услуг Верховного суда Республики Узбекистан

Последние новости

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Современные тенденции развития общества диктуют необходимость внедрения цифровых технологий во все сферы жизни, включая систему правосудия. Подписание Президентом Республики Узбекистан 21 августа 2025 года Указа «О дополнительных мерах по повышению уровня доступа к правосудию путем внедрения технологий искусственного интеллекта в деятельность судов, а также улучшению материально-технического обеспечения судебной системы» стало важным этапом в реализации стратегии цифровой трансформации.

Предусмотренное Указом внедрение концепции «Цифровой суд» направлено на создание максимально прозрачных, удобных и эффективных механизмов взаимодействия между гражданами, бизнесом и судами. Цифровизация процессов рассмотрения дел позволяет обеспечивать доступ граждан к судебным материалам в онлайн-формате; получать копии документов без дополнительных процедур; проверять подведомственность заявлений и законность контента, запрещенного судом.

Тем самым создается открытая, доверительная и ориентированная на человека судебная среда, где исключается избыточная бюрократия и повышается скорость отправления правосудия.

Внедрение технологий искусственного интеллекта открывает принципиально новые возможности для судебной системы. Алгоритмы ИИ позволяют точно рассчитывать судебные издержки; прогнозировать возможные результаты судебных разбирательств; автоматизировать подготовку протоколов заседаний в режиме реального времени; ускорить обработку обращений, поступающих в электронном виде.

Эти меры не только оптимизируют деятельность судов, но и формируют условия для более объективного, справедливого и эффективного рассмотрения дел.

Запуск на портале my.sud.uz специального модуля юридической поддержки граждан является еще одним шагом к демократизации правосудия. Виртуальный юридический консультант позволит оперативно получать правовую информацию, разъяснения и рекомендации, что особенно важно для социально уязвимых категорий населения и представителей малого бизнеса.

Интеграция информационных систем следственных и судебных органов, а также переход к электронному представлению документов органами, наделенными полномочиями по применению административных наказаний, позволит повысить согласованность действий государственных структур. Это значительно снизит коррупционные риски и обеспечит единые стандарты электронного документооборота.

Принятые меры свидетельствуют о последовательной политике государства, направленной на модернизацию судебной системы и приближение ее к международным стандартам. Цифровизация и внедрение искусственного интеллекта не подменяют человеческое правосудие, а, напротив, создают необходимые условия для того, чтобы судья мог сосредоточиться на главном — вынесении справедливого, обоснованного и беспристрастного решения.

Шохрух ЯКУБОВ,

судья Ташкентского межрайонного экономического суда.

НЕТЕРПИМОСТЬ К НАСИЛИЮ — НОВАЯ НОРМА ОБЩЕСТВА

Вопрос предотвращения насилия в отношении женщин и защиты их прав является одним из ключевых индикаторов зрелости правовой системы и гуманизма общества. Насилие не только нарушает фундаментальные права человека, но и подрывает основы семьи и государства. Именно поэтому системные меры, реализуемые в Узбекистане, заслуживают особого внимания и высокой оценки.

Принятие в 2023 году Закона о внесении изменений и дополнений в законодательство, направленных на укрепление защиты прав женщин и детей, стало важным шагом в развитии национальной правовой базы. Закон не только конкретизировал формы насилия и установил механизмы защиты потерпевших, но и усилил ответственность за правонарушения подобного характера. Внесение поправок в Уголовный и Гражданский кодексы, а также в Кодекс об административной ответственности позволило создать комплексную систему реагирования на факты насилия.

Не менее значимыми являются практические меры, направленные на защиту и поддержку пострадавших. Создание специализированных подразделений в правоохранительных органах, функционирование круглосуточных телефонов доверия, деятельность кризисных центров и реабилитационных учреждений обеспечивают жертвам домашнего насилия реальную возможность получить помощь и восстановить свои права.

Важно подчеркнуть и роль просветительских программ. Государство совместно с институтами гражданского общества активно формирует в обществе нетерпимость к насилию и дискриминации. Такая деятельность способствует не только профилактике правонарушений, но и формированию у молодежи ценностей уважения, равенства и справедливости.

Семья, как основа общества, закреплена в Конституции Узбекистана, и ее защита является обязанностью государства. Введение конкретных санкций, предусмотренных статьей 59-2 Кодекса об административной ответственности, отражает стремление законодателя к реальной защите потерпевших и к установлению неотвратимости наказания для нарушителей.

Таким образом, в Узбекистане постепенно формируется устойчивая правоприменительная практика, основанная на принципах справедливости, гуманизма и верховенства закона. Системный подход, включающий законодательные, организационные и просветительские меры, позволяет говорить о позитивных изменениях в обществе и о снижении уровня насилия в отношении женщин.

Вместе с тем, для достижения устойчивых результатов необходимо продолжать укрепление института профилактики, расширять сотрудничество государства и гражданского общества, а также активнее внедрять международный опыт и стандарты в сфере защиты прав женщин. Только в этом случае можно будет обеспечить полное и неукоснительное выполнение конституционного принципа неприкосновенности человеческого достоинства.

Дилшод КАМИЛОВ,

председатель Учтепинского районного суда по уголовным делам.

НОВЫЙ ОБЛИК СУДОВ: КОМФОРТ, ОТКРЫТОСТЬ, ДОВЕРИЕ

Указ главы государства «О дополнительных мерах по повышению уровня доступа к правосудию путем внедрения технологий искусственного интеллекта в деятельность судов, а также улучшению материально-технического обеспечения судебной системы» от 21 августа 2025 года, знаменует собой важный этап в развитии национальной судебной системы. Системный подход к цифровизации правосудия не только соответствует мировым тенденциям, но и отражает глубокую заботу государства о создании условий для обеспечения справедливого и доступного правосудия.

Внедрение концепции «Цифровой суд» открывает новые горизонты для повышения прозрачности и эффективности судопроизводства. Автоматизация процессов, возможность прогнозирования исхода дела с помощью искусственного интеллекта, переход к электронному документообороту и дистанционному участию сторон в судебных заседаниях существенно снижают влияние человеческого фактора и минимизируют коррупционные риски.

Предусмотренные меры направлены на укрепление доверия граждан к судебной власти. Электронные сервисы, такие как онлайн-информирование, «SMS-уведомления», доступ к материалам дела в цифровом формате, дают возможность каждому участнику процесса чувствовать себя защищенным и уверенным в объективности правосудия.

В документе особое внимание уделено укреплению материально-технической базы судов. Реализация Адресной программы 2025–2030 годов по строительству новых зданий, оснащенных современными технологиями, формирует не только внешне современный облик судебной системы, но и обеспечивает реальные удобства для граждан, адвокатов, прокуроров и судей.

Отдельно стоит подчеркнуть значение передачи части бесспорных дел в компетенцию нотариусов. Это решение является стратегическим шагом по разгрузке судов и позволяет сосредоточить усилия на рассмотрении сложных и принципиально важных дел, что положительно скажется на качестве и сроках судопроизводства.

Документ не ограничивается лишь техническими нововведениями, а представляет собой комплексную реформу, охватывающую все ключевые аспекты деятельности судов — от цифровизации и повышения открытости до укрепления кадрового и инфраструктурного потенциала.

Уверен, что успешная реализация поставленных задач станет прочной основой для формирования независимой, справедливой и современной судебной системы, которая в полной мере будет отвечать требованиям времени и ожиданиям нашего общества.

Илгизар Сабиров,

председатель Чиланзарского районного суда по уголовным делам. 

ШАГ В БУДУЩЕЕ СПРАВЕДЛИВОГО ПРАВОСУДИЯ

Подписанный Президентом Указ от 21 августа 2025 года, направленный на внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность судебной системы, представляет собой важный и своевременный шаг в модернизации правосудия и укреплении гарантий справедливого судебного разбирательства.

Внедрение концепции «Цифровой суд» позволит не только упростить доступ граждан и предпринимателей к судебной системе, но и повысить ее открытость и прозрачность. Возможность получать документы в электронном виде, знакомиться с материалами дела и проверять подведомственность заявлений в онлайн-режиме отвечает современным требованиям цифровизации и будет способствовать укреплению доверия общества к судебной власти.

Особое значение имеет использование технологий искусственного интеллекта. Их применение в расчете судебных расходов, прогнозировании вероятных исходов дел и подготовке протоколов в режиме реального времени открывает новые горизонты для повышения эффективности судебного процесса. Однако при этом крайне важно обеспечить, чтобы данные технологии применялись в строгом соответствии с правами человека и принципами справедливого суда, а алгоритмы оставались лишь инструментом, а не заменой судейского усмотрения.

Запуск на портале my.sud.uz модуля оказания правовой помощи с функцией виртуального консультанта является значимой мерой по расширению доступа граждан к правосудию. Это решение особенно актуально для социально уязвимых категорий населения, которые часто сталкиваются с трудностями при получении квалифицированной юридической помощи.

Налаживание электронного документооборота между судами и правоохранительными органами позволит сократить бюрократические издержки, ускорить процесс рассмотрения дел и снизить коррупционные риски.

Не менее важным является и совершенствование системы экономических судов путем создания межрайонных структур. Такой шаг сделает судебную защиту интересов предпринимателей более доступной и оперативной, что будет способствовать развитию деловой среды и укреплению правовой основы экономики.

В целом, внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта в судебную сферу можно рассматривать как качественный этап в построении правового государства. Однако успех данной реформы будет во многом зависеть от того, насколько эффективно удастся обеспечить баланс между технологическими возможностями и традиционными ценностями правосудия — независимостью, беспристрастностью и верховенством закона.

Фазлиддин ЁДГОРОВ,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.

МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В последние годы в Узбекистане усиливается внимание к проблемам экологии. Ухудшение состояния окружающей среды напрямую связано с ростом числа экологических правонарушений — от загрязнения воздуха и водоемов до незаконной вырубки зеленых насаждений, нарушений правил охоты и рыболовства. На фоне этих вызовов государство предпринимает меры по совершенствованию правовой базы и усилению ответственности за экологические нарушения.

Экологическая сфера в Узбекистане регулируется целым рядом законов и подзаконных актов. К ключевым документам относятся Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс; законы «Об экологическом контроле», «Об охране природы», «Об экологической экспертизе, оценке воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценке», «Об отходах»; Указ Президента «О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа»; постановления Кабинета Министров, направленные на совершенствование экологического контроля и мониторинга.

Экологическое правонарушение — это виновное действие или бездействие, нарушающее нормы природоохранного законодательства. За его совершение предусмотрены различные виды ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная.

Административные меры применяются преимущественно к должностным лицам и организациям и включают штрафы, изъятие или конфискацию предметов правонарушения, а также лишение специальных прав.

Уголовная ответственность наступает при причинении значительного ущерба. Наказания варьируются от штрафов до лишения свободы.

Законодательство не ограничивается штрафами. Организации и физические лица, причинившие ущерб окружающей среде, обязаны компенсировать его в полном объеме, включая упущенную выгоду. Дополнительно для нарушителей предусмотрено повышенное налогообложение — в случае сверхнормативных выбросов, сбросов или размещения отходов.

Совершенствование экологического законодательства в Узбекистане демонстрирует стремление государства к ужесточению контроля и профилактике правонарушений. Однако эффективность этих мер во многом зависит от качества исполнения норм, прозрачности экологического контроля и повышения экологической культуры населения и бизнеса.

Лутфулла Жумабоев,

следственный судья Мирабадского районного суда по уголовным делам.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕНЩИН КАК ПРИОРИТЕТ

Вопрос защиты женщин от притеснения и насилия имеет не только социальное, но и правовое измерение. Сегодня в Узбекистане формируется новая правовая культура, где защита достоинства, безопасности и равных прав женщин становится одним из ключевых приоритетов.

Принятие Закона «О защите женщин от притеснения и насилия» стало важнейшим шагом, закрепившим в законодательстве принцип нетерпимости к любым формам дискриминации и агрессии в отношении женщин. Внесенные в Уголовный кодекс изменения усилили ответственность за домашнее насилие, что свидетельствует о серьезности намерений государства. Однако для реальной эффективности закона важно обеспечить его единообразное и справедливое применение во всех судах страны.

Судебная практика показывает, что зачастую именно доступ к психологической и юридической поддержке становится решающим фактором, позволяющим женщине выйти из замкнутого круга насилия и защитить свои права.

Вместе с тем остается ряд вызовов. Прежде всего, речь идет о необходимости формирования в обществе устойчивой нетерпимости к любым проявлениям притеснения и насилия. Закон может быть эффективным только тогда, когда его нормы подкреплены изменением общественного сознания. Важно вести системную просветительскую работу, начиная с образовательных учреждений, и создавать атмосферу, в которой женщина будет чувствовать не только юридическую, но и моральную поддержку.

Сотрудничество Узбекистана с международными организациями в этой сфере открывает возможности для обмена опытом и внедрения лучших мировых практик. Но при этом крайне важно учитывать национальные особенности и традиции, чтобы реформы воспринимались обществом органично, а не формально.

Судебная власть играет особую роль в этом процессе. Именно судья своим решением формирует прецеденты и задает стандарты правоприменения. От беспристрастности, справедливости и твердой позиции судей зависит доверие граждан к закону и уверенность женщин в том, что их права будут защищены.

В заключение хочу подчеркнуть: защита женщин от насилия — это не временная мера и не реакция на актуальные вызовы, а стратегическое направление развития государства. Только в обществе, где женщина защищена и уважаема, возможно подлинное укрепление правопорядка, справедливости и демократии.

Фахриддин ХАЛИЛОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

image
Перейти к содержимому