Искать:
Адрес электронной почты:

j.toshkent@sud.uz

Прием граждан:

(+998 71) 241-02-51

Адрес:

Тошкент ш. Шайҳонтохур тумани А.Навоий кўчаси 23 уй

Интерактивные сервисы

Статистические данные

Статистические данные

База статистических данных о деятельности судов республики Верховного суда Республики Узбекистан

Перейти
Банк судебных заседаний

Банк судебных заседаний

Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться со всеми окончательными судебными решениями, размещенными в полном или обезличенном виде.

Перейти
Калькулятор госпошлины

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Перейти
image
image
image
image
image
image

Электронные услуги cуда

MY.SUD.UZ - инновационный, надежный и удобный способ доступа к судебным услугам

Обращение

Направить свое обращение непосредственно в электронном виде

Электронная платежная система

Единая электронная система для оплаты всех платежей, производимых гражданами во всех судах.

Видео-конференция

Посещайте судебные заседания удаленно

Расписание

Услуга ознакомления с графиком судебных заседаний позволяет в онлайн режиме получить информацию о дате и времени назначенных на рассмотрение судами дел.

Калькулятор госпошлины

Данный вид услуги способствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды.

Образцы обращений в суд

Возможность гражданам совершенно бесплатно пользоваться готовыми образцами документов при обращении в суд.

image

MY.SUD.UZ

Портал интерактивных услуг Верховного суда Республики Узбекистан

Последние новости

Стратегия «Узбекистан-2030»: курс на построение свободного и процветающего государства

11 сентября Указом Президента была утверждена Стратегия «Узбекистан-2030» — программный документ, призванный воплотить в жизнь стремление народа к построению свободного, процветающего и сильного Нового Узбекистана.

Стратегия нацелена на создание условий для раскрытия потенциала каждого гражданина, воспитание здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирование экономики, интегрированной в глобальные производственные цепочки, а также обеспечение справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности в стране.

Ключевыми идеями Стратегии «Узбекистан-2030» являются: вхождение в число стран с доходом выше среднего благодаря устойчивому экономическому росту; создание системы образования, здравоохранения и социальной защиты, отвечающей потребностям народа и международным стандартам; формирование благоприятных экологических условий; построение справедливого и современного государства, служащего интересам народа; гарантированное обеспечение суверенитета и безопасности страны.

Поставленные задачи свидетельствуют о том, что в Узбекистане на первый план выходят честь и достоинство человека. Повышение человеческого потенциала, реализация чаяний граждан, обеспечение для них мирной, счастливой и благополучной жизни рассматриваются как главные цели развития страны.

Следует также отметить, что либерализация правовой системы и экономики, демократизация и модернизация государства осуществляются в Узбекистане поэтапно и взаимосвязано, с учетом национальной специфики и передового международного опыта. Реформы проводятся последовательно, принимая во внимание уникальные особенности страны, но при этом ориентируясь на лучшие мировые практики.

Важнейшей составляющей правового демократического государства является эффективная и справедливая судебно-правовая система, гарантирующая защиту прав и интересов граждан, что создает благоприятные условия для процветания и прогресса страны.

В Узбекистане за годы независимого развития был реализован комплекс реформ, направленных на совершенствование судебно-правовой сферы с целью превращения ее в основной инструмент обеспечения надежной защиты прав человека и подлинной независимости судебной власти.

Формирование действенной судебной системы, соответствующей принципам верховенства права, стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Для укрепления гарантий справедливого правосудия были приняты важные законодательные акты и осуществлены институциональные преобразования.

В целях активного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в работу судов, повышения оперативности судопроизводства были предприняты масштабные меры по информатизации и эффективному использованию компьютерной техники. Велась работа по созданию в судах информационных систем и ресурсов, расширению сферы оказания интерактивных услуг бизнесу и населению. Важнейшим шагом стало внедрение электронного судопроизводства, успешно применяемого во многих странах.

Суды оснастились современным компьютерным оборудованием, разрабатывались специализированные программные продукты для автоматизации судебных процессов. Созданы электронные базы данных судебной практики и законодательства. Граждане и предприниматели получили возможность подавать документы в суд, отслеживать движение дел в электронном виде.

Комплексная информатизация судебной системы позволила существенно повысить качество и доступность правосудия, сократить сроки судопроизводства, обеспечить открытость судебной информации для общества.

Ибрагим Алимов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам.

Ограничение свободы: сбалансированный подход к уголовным наказаниям

Ограничение свободы является одним из видов уголовных наказаний, предусмотренных законодательством многих стран, в том числе Узбекистана. Это альтернативная мера наказания, призванная заменить лишение свободы (тюремное заключение) в случаях, когда суд считает возможным частичное ограничение прав и свобод осужденного без его полной изоляции от общества.

Основная суть ограничения свободы заключается в том, что осужденный не помещается в исправительное учреждение, однако ему налагается ряд ограничений.

В Уголовном кодексе Узбекистана ограничение свободы состоит в установлении судом в отношении осужденного полного запрета на покидание жилища под тем или иным предлогом, или ограничения на выход из жилища в определенное время суток.

Ограничение свободы назначается на срок от одного месяца до пяти лет и отбывается под надзором органов, определяемых судом. Ограничение свободы, условия его отбывания по месту жительства осужденного определяются судом с учетом характера совершенного деяния и предотвращения уклонения от исполнения вынесенного решения суда.

С учетом особенностей применяемого запрета (ограничения), суд может возложить на осужденного следующие дополнительные запреты (ограничения):

– не посещать определенные места;

– не участвовать в проведении массовых и иных мероприятий;

– не заниматься определенной деятельностью;

– не владеть или не хранить у себя определенные предметы;

– не управлять транспортным средством;

– не изменять место жительства, место работы и (или) учебы, не выезжать за пределы соответствующей административной территории без согласия органа, осуществляющего надзор за осужденными;

– не устанавливать контакты с определенными лицами;

– не использовать средства связи, в том числе Интернет;

– не употреблять алкогольные напитки.

Суд может возложить на осужденного к ограничению свободы обязанности возместить причиненный им материальный и моральный ущерб, устроиться на работу или учебу, а также иные обязанности, способствующие его исправлению.

В случае, если осужденный к ограничению свободы в период отбывания наказания осознал свои преступные деяния, твердо встал на путь исправления, возместил причиненный материальный и моральный ущерб, суд может отменить полностью или частично ранее установленные осужденному запреты (ограничения).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также невыполнения им возложенных на него судом обязанностей, суд может заменить неотбытый срок ограничения свободы другим видом наказания. Время уклонения в срок отбытого наказания не засчитывается.

Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, а также лицам, не имеющим постоянного места жительства в Республике Узбекистан.

В целом же институт ограничения свободы является востребованным в практике уголовного правосудия при назначении наказания за преступления небольшой и средней тяжести. Он позволяет обеспечить баланс частных и публичных интересов, применяя не связанные с лишением свободы, но достаточно строгие меры принуждения.

Фаррух Тураходжаев,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Адвокатура как ключевой институт правового государства

Год назад в Узбекистане по результатам всенародного референдума была принята обновленная Конституция. 65% ее текста было изменено, а количество статей выросло до 434. Особое внимание было уделено расширению положений, касающихся прав человека — их число утроилось. Личные, политические, социальные и культурные права были дополнены новыми нормами, призванными полноценно обеспечить честь, достоинство и основные права граждан.

Одной из основополагающих идей правового государства является гарантия свобод личности. В таком государстве права и свободы граждан имеют высшую ценность, и его обязанностью является создание системы защиты этих прав и свобод.

Конституция Узбекистана гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи. Ключевую роль в этом играет адвокатура, деятельность которой регулируется законами «Об адвокатуре» и «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов».

Закон «О гарантиях адвокатской деятельности» запрещает вмешательство в работу адвоката при исполнении им профессиональных обязанностей по защите прав физических и юридических лиц. Он также гарантирует право каждого обратиться за юридической помощью к любому адвокату. Задержанным, обвиняемым и осужденным должны быть обеспечены условия для конфиденциальных встреч и консультаций с адвокатом.

Новшеством стало введение в Конституцию главы 24, определяющей конституционно-правовой статус адвокатуры. Статья 141 устанавливает, что для оказания профессиональной юридической помощи действует адвокатура, осуществляющая деятельность на принципах законности, независимости и самоуправления.

Статья 142 Конституции Узбекистана запрещает любое вмешательство в деятельность адвоката при исполнении им профессиональных обязанностей. Она гарантирует адвокатам условия для беспрепятственных и конфиденциальных встреч и консультаций с подзащитными. Новой нормой стало положение о том, что честь, достоинство и профессиональная деятельность адвокатов находятся под защитой государства и охраняются законом. Это служит конституционной гарантией для адвокатской деятельности.

В целях приведения Закона «Об адвокатуре» в соответствие с Конституцией в него были внесены поправки. В частности, была отменена норма, требовавшая от лиц, желающих сдать экзамен на адвокатскую лицензию, наличия не менее двух лет стажа работы по юридической специальности.

Адвокатура является одним из ключевых социально-правовых институтов, необходимых для нормального функционирования правового государства. Поэтому изменения, внесенные в Конституцию в отношении адвокатской деятельности, должны способствовать увеличению числа квалифицированных адвокатов и усилению правовой защиты граждан.

Умиджон Ханаев,

судья Яшнабадского районного суда по уголовным делам.

Институт адвокатуры в Узбекистане: роль и перспективы развития

Адвокатура является неотъемлемым институтом правового государства и гражданского общества, играющим ключевую роль в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В Узбекистане адвокатской деятельности уделяется большое внимание в рамках судебно-правовой реформы.

Правовые основы адвокатуры регулируются Законом «Об адвокатуре». Он значительно расширил права и полномочия адвокатов, усилил гарантии их независимости.

Согласно Основному Закону, каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а при задержании — с момента фактического ограничения свободы передвижения. Кроме того, Конституция гарантирует право пользоваться услугами адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного и гражданского процессов.

На сегодняшний день в Узбекистане действуют Палата адвокатов и территориальные коллегии адвокатов. Статус адвокатов предусматривает их независимость, самоуправление, а также запрет на вмешательство в их деятельность. Проводится поэтапное реформирование экзаменационной системы для получения адвокатского статуса на основе объективных критериев оценки.

Вместе с тем, перед адвокатурой стоит ряд задач по дальнейшему повышению уровня оказания юридической помощи. В первую очередь, необходимо развивать специализацию адвокатов в различных отраслях права, особенно в сферах предпринимательства, интеллектуальной собственности, судебно-процессуальной деятельности и др.

Важным направлением является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, электронного документооборота между адвокатами, судами и правоохранительными органами. Это позволит оптимизировать судопроизводство, повысить качество юридических услуг.

Также актуальной задачей является постепенное смещение акцентов в судопроизводстве: снижение активной роли судьи в пользу состязательной формы процесса, где стороны представляют доказательства, а судья их оценивает. Это потребует дальнейшего усиления профессиональных навыков адвокатов.

Укрепление независимого и высокопрофессионального института адвокатуры является важнейшим фактором построения правового государства, создания эффективных правовых механизмов защиты граждан, повышения инвестиционной привлекательности страны. Поэтому поддержка и дальнейшее развитие адвокатуры остается одним из приоритетов судебно-правовой реформы в Узбекистане.

Институт адвокатуры играет ключевую роль в обеспечении и защите прав человека, что не требует дополнительных пояснений. Включение отдельной главы об адвокатуре в новую редакцию Конституции значительно повысило конституционный статус этого важнейшего института в сфере защиты прав граждан.

Аброр Саидов,

председатель Алмазарского районного суда по уголовным делам.

В Ташкенте мужчина, ударивший девушку за отказ познакомиться, приговорён к 2,5 годам лишения свободы

Суд в Ташкенте приговорил 26-летнего парня, который ударил девушку кулаком по лицу за отказ знакомиться с ним, к 2,5 годам лишения свободы. Подсудимый заявил, что разозлился из-за упавшего телефона.

Инцидент произошел 1 февраля в 17:10 в Мирзо-Улугбекском районе. Парень пытался познакомиться с 17-летней девушкой и схватил её сзади. После того как девушка оказала сопротивление, он ударил её по лицу и скрылся с места происшествия.

Судмедэкспертиза установила у потерпевшей травму в области нижней губы.

Суд признал 27-летнего А. А. виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» частью 2 статьи 277 (Хулиганство, отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом, выражающимся в демонстративном пренебрежении к общепринятым нормам нравственности) Уголовного Кодекса, и приговорил к 2 годам 6 месяцам лишения свободы.

Исследовательский институт криминологии Республики Узбекистан:

задачи и основные направления деятельности в области обеспечения

общественной безопасности и борьбы с преступностью

В Узбекистане уделяется большое внимание вопросам обеспечения сферы общественной безопасности и борьбы с преступностью, внедрению в этой области достижений современной правовой науки и информационной технологии.

В борьбе с преступностью и ее последствиями в Узбекистане, как и во всем мире актуальное значение обретает внедрение механизмов раннего предупреждения преступности посредством выявления и своевременного устранения ее истинных факторов.  

Вместе с тем возникает необходимость в коренном реформировании механизмов анализа и прогнозирования наблюдаемых в республике тенденций преступности, научной диагностики факторов преступности и их устранения путем совершенствования законодательства и правоприменительной практики, а также направления научных исследований на адресное решение проблем в практике правопорядка.

Указом Президента от 15 января 2024 года «О мерах по поднятию на качественно новый уровень научно-исследовательской деятельности в области обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью» одобрено предложение Кабинета Министров о создании Исследовательского института криминологии Республики Узбекистан.

Основными направлениями деятельности Института определены:

– проведение углубленных исследований криминогенной обстановки в республике, системного анализа и прогнозирования тенденций преступности, определение ее социальных, экономических, психологических, духовно-просветительских, правовых, медицинских и организационных факторов на основе комплексного научного диагноза;

– научная оценка эффективности мер по стабилизации криминогенной обстановки в разрезе регионов, а также разработка мер по устранению факторов преступности путем совершенствования законодательства и правоприменительной практики на основе выводов научного анализа, прогнозов и диагноза;

– разработка научно обоснованных комплексных решений проблем, существующих в практике криминологической деятельности, путем реализации проектов научно-практических исследований, организация необходимых мероприятий по практическому внедрению научных разработок;

– оказание в установленном порядке в качестве специалиста методической помощи органам дознания и предварительного следствия в выявлении факторов преступлений, вызвавших общественный резонанс, и разработке мер по их устранению;

– постоянное изучение передового опыта мировой криминологии и законодательства зарубежных государств в сфере криминологической деятельности, разработку предложений и рекомендаций по внедрению его результатов в условиях Республики Узбекистан;

– подготовка научных кадров высшей квалификации в форме самостоятельного соискательства в области криминологии, представление соискателей к ученым степеням и ученым званиям в установленном порядке.

Статус института определен как республиканское научно-исследовательское учреждение, входит в организационную структуру Министерства внутренних дел и имеет статус юридического лица.

Организационно-штатная структура Института формируется за счет прекращения деятельности Центра научно-прикладных исследований вопросов общественной безопасности Министерства внутренних дел и поэтапной оптимизации штатных единиц научных организаций в системе министерств и ведомств.

Данный научный институт специализируется на научном и экспертном обеспечении криминологической деятельности.

Институт на основе результатов научно-исследовательских проектов и диссертаций в области криминологии, научного диагноза факторов преступлений, анализа и прогнозирования тенденций преступности в конце каждого квартала подготавливает «Государственный отчет о факторах преступности» и «Государственный отчет о тенденциях преступности», в конце каждого года — «Государственный отчет криминологических исследований» и аналитическую информацию о криминогенной ситуации, внося их в Кабинет Министров и органы, непосредственно осуществляющие профилактику правонарушений.

На основе данного отчета Министерство внутренних дел совместно с органами, непосредственно осуществляющими профилактику правонарушений в конце каждого года разрабатывает и вносит в Кабинет Министров «дорожную карту» комплексных мер по устранению факторов преступности и их негативных тенденций в республике на предстоящий год.

Кабинет Министров в свою очередь в начале каждого года утверждает «дорожную карту» комплексных мер по устранению факторов преступности и их негативных тенденций в республике и обеспечивает ее своевременную реализацию органами, непосредственно осуществляющими профилактику правонарушений.

При Институте создается Криминологический совет Республики Узбекистан в целях эффективной организации взаимодействия научных и высших образовательных учреждений в области криминологических исследований и преподавания предмета «Криминология».

Как указано в Большой юридической энциклопедии термину «криминология» дано следующее определение, криминология — наука о преступности, ее причинах, личности преступника и путях предупреждения преступности.

Криминология считается комплексной наукой, которая использует данные других отраслей науки, положения социологии, психологии и педагогики и криминалистики.

В целом, развитие криминологии в республике призвано своевременно предупреждать общество и государство о будущих криминогенных угрозах с учетом факторов выявленных на современном этапе.  

     Бибиназ КЕУНИМЖАЕВА,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда. 

image
Перейти к содержимому