ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДЕ

Согласно статье 68 Конституции в новой редакции, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Земля может находиться в частной собственности на условиях и в порядке, предусмотренных законом и обеспечивающих ее рациональное использование и охрану как общенационального богатства.

При обеспечении верховенства закона в отношении земельных споров основное внимание должно быть уделено положениям, предусмотренным Конституцией.

При рассмотрении земельных споров важно отметить, что обязанность по выплате денег не должна быть рассмотрена административными судами, за исключением определенных случаев. Согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами» статья 27 Кодекса об административном судопроизводстве была дополнена частью третьей, которая позволяет заявителю требовать возмещения ущерба, причиненного причинной связью, связанного с его заявлением.

Согласно Закону «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией», решение о сносе объекта недвижимости на изъятом земельном участке принимается Жогорку Кенешем Республики Каракалпакстан и местными Кенгашами народных депутатов. Если возникает спор о предоставлении компенсации правообладателю, то снос объектов недвижимости запрещается до окончательного разрешения спора в судебном порядке.

Это означает, что если правообладатель, то есть заявитель, потребовал компенсацию в результате спора, который возник по поводу его недвижимого имущества, и было принято решение о его порче, то действия, совершенные на основании этого решения, являются незаконными. Поэтому требование заявителя о возмещении ущерба связано с его основным требованием о признании решения хокима недействительным и должно быть рассмотрено административными судами.

До 1 августа 2021 года юридические лица имели право на постоянное владение, постоянное пользование, временное пользование, аренду и собственность земельными участками, а физические лица — на пожизненное владение, постоянное пользование, временное пользование, аренду и владение земельными участками, переданными по наследству.

Однако согласно Указу Президента от 8 июня 2021 года «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив», с 1 августа 2021 года этот порядок будет изменен. Земельные участки больше не будут выделяться с правом пожизненного владения, постоянного владения и временного пользования, которые будут передаваться по наследству. Вместо этого земельные участки будут выделяться частному сектору на праве собственности и аренды, а также государственным органам, учреждениям, предприятиям и органам самоуправления граждан на праве постоянного пользования.

Кроме того, установлено, что права на земельные участки, которые были выделены ранее на основании наследуемого пожизненного владения, постоянного владения или права временного пользования, сохраняются у их владельцев в соответствии с установленным порядком. Настоящим Указом отменено право органов местного самоуправления выделять земельные участки, предоставлять их в пользование, резервировать для будущего выделения, закреплять, благоустроить или иным образом распоряжаться земельными участками. При разрешении земельных споров особое внимание следует уделять процессу выделения земельного участка и моменту возникновения права на землю.

В соответствии с положениями статьи 185 Кодекса об административном судопроизводстве, лицо, чьи права и законные интересы были нарушены, имеет право подать заявление (жалобу) на признание недействительными действий (бездействия) должностных лиц административного органа или органа самоуправления, если эти действия были признаны незаконными. Лицо также может обратиться в суд, если оно считает, что его права были нарушены или ему были незаконно возложены какие-либо обязательства, что создает препятствия для реализации своих прав и законных интересов.

Согласно статье 31 Земельного кодекса, юридические и физические лица приобретают право на земельный участок после установления границ на месте, составления планов и описаний земельных участков, а также государственной регистрации этого права. При разрешении земельных споров необходимо выяснить, может ли заявитель обратиться в суд как лицо, чье право нарушено, и имеет ли он все необходимые документы, подтверждающие его право на спорный участок. Поэтому факт регистрации права на участок государством не является определяющим при рассмотрении земельных споров.

Нигора КЕНЖАЕВА,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.