Искать:

Почему важно повышать правовую грамотность?

В последние годы в Узбекистане активно ведется работа по реформированию судебной системы и правового поля с целью защиты прав и законных интересов граждан, а также создания демократического правового государства и гражданского общества.

Указом главы государства была принята Стратегия «Узбекистан-2030». Обеспечение верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы указано в Стратегии приоритетным направлением развития государства. В числе основных задач утверждены: повышение правовой культуры и правосознания населения, организация эффективного взаимодействия в данном направлении государственных структур с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

Для реализации указанных задач необходимо формирование знаний и представлений о преступности в целом и о преступлениях против жизни и здоровья человека в частности. Совершенствование мер по повышению правовых знаний граждан в гармоничном сочетании с общественно-политическими преобразованиями в стране предусмотрено Указом Президента «О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе». В документе особое внимание уделено формированию системы последовательного доведения до населения сути и значения осуществляемых в стране социально-экономических реформ, принимаемых актов законодательства. Основной целью государства при реализации этих задач является укрепление в сознании граждан идеи «утверждение в обществе духа уважения к законам – залог построения демократического правового государства». Все государственные меры в конечном счете помогут укреплению правосознания и правовой культуры во всех слоях населения, начиная с системы дошкольного образования, и обеспечат широкую пропаганду идеи сохранения баланса личных и общественных интересов.

Повышение уровня правовой культуры и грамотности населения в области уголовного законодательства является очень важной задачей. Понимание сути норм уголовного законодательства может существенно помочь в борьбе с преступностью и достижении значительных результатов.

Мухтарама ТУРГУНОВА,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Незнание закона не освобождает от ответственности

В нашей стране государственные органы, органы самоуправления граждан, общественные объединения разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений.

Сотрудники правоохранительных и судебных органов, юристы и представители широкой общественности выявляют и устраняют причины и условия, способствующие их совершению. Участвуют в воспитании граждан в духе сознательности, дисциплины, соблюдения Конституции и законов Республики Узбекистан.

Согласно Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности административным правонарушением считается противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица за которое законодательством установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т.д.

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Статья 8 Кодекса об административной ответственности гарантирует обеспечение законности при применении мер воздействия за административные правонарушения.

Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением, иначе как на основаниях и порядке, установленных законодательством. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции.

Согласно статье 13 данного Кодекса административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

А на основании статьи 15 вышеупомянутого Кодекса предусмотрена административная ответственность должностных лиц. Должностные лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений связанных  с несоблюдением  установленных правил в сфере охраны порядка, управления государственного и общественного порядка, природной среды, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Наргиза ИНОЯТОВА,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

(Статья опубликована в №5 газеты «Ташкентская правда» от 1 марта 2024 года).

Символ справедливости и стойкости

Гендерное равенство — одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Женщины, девочки и девушки составляют половину населения планеты, что равнозначно половине потенциала человечества. Гендерное равенство, одно из важнейших прав человека, играет ключевую роль в деле обеспечения мира и согласия в обществе и полноценной реализации человеческого потенциала на основе устойчивого развития.

Историческая Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года, подтвердила, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» и что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, изложенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, религии или иного положения».

В 2019 году приняты законы Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», предусматривающие обращение в суд при столкновении с дискриминацией или притеснением. В них предусмотрены права женщин на обращение в суд в случаях дискриминации по половому признаку или насилия, а также необходимость укрепления судебных и внесудебных механизмов защиты прав женщин. Механизмы защиты прав женщин служат гарантиями их прав, показателями эффективности и критериями оценки национальной системы прав женщин.

Любая успешная карьера складывается из нескольких факторов. В моем случае я могу выделить следующие. Во-первых, я занимаюсь любимым делом — юриспруденцией, к которой до сих пор продолжаю испытывать интерес и любовь. Выбор профессии был понятен мне с детства. Еще в пятом классе я пообещала себе и родителям, что когда вырасту, стану судьей, и даже написала об этом сочинение в школе.

Во-вторых, ничего не бояться. Стараюсь отгонять от себя мысли о том, смогу ли я в принципе достичь желаемой цели, снискать доверие народа и концентрироваться на путях ее достижения обеспечения прав и охраняемых законом интересов человека. Это важный принцип, без которого рост и развитие не представляются возможными. Именно страх потерять достигнутое и не справиться с новым заставляет нас оставаться в комфортной зоне пребывания и ничего не менять. Чем старше мы становимся, тем сложнее менять что-либо в устоявшейся системе координат. Я тренирую свое желание к переменам, пытаясь ежедневно сделать три необычные, пусть и небольшие, вещи (например, съесть новое блюдо; заговорить с человеком, с которым обычно не общаюсь; сходить на мероприятие, которого раньше избегала, и т. п.).

В-третьих, быть честной с самой собой. Важно осознавать свои сильные и слабые стороны. Каждый из нас уникален по-своему и от рождения имеет определенный набор качеств.

В-четвертых, ценить людей, которых встречаешь на своем пути. Самое ценное в жизни — это замечательные люди, которые встречаются на нашем пути, которые многое знают, умеют, понимают и поддерживают нас в жизни. Если я встречаю на своем пути достойного человека, я всегда поддерживаю с ним контакт и стремлюсь никогда не терять его из вида. Единомышленники — это самое ценное, что есть в нашей жизни.

Сложность для женщин в юриспруденции, да и во многих других сферах деятельности, представляется в том, что необходимо отказаться от правил, которые навязываются обществом с детства в формате «или — или». Или ты умная, или ты красивая. Или карьера, или семья. Или счастье, или деньги. Список можно продолжать бесконечно.

Как по мне, важно понять, что такого выбора на самом деле не существует. Всегда есть возможность вместо «или — или» действовать в парадигме «и — и». Быть умной и красивой, иметь счастливые личные отношения и головокружительные успехи в работе.

Не нужно думать, что рано или поздно придется выбирать между семьей или карьерой. Нужно стремиться к гармоничному сочетанию работы и личной жизни.

В нашей стране на государственном уровне уделяется внимание всесторонней поддержке женщин, повышению их статуса в обществе. Как отметил глава государства «Сегодня ни одна женщина не должна быть пассивным наблюдателем, а наоборот они должны стать активными участниками демократических реформ, проводимых в стране». И судебная сфера не исключение.

В Узбекистане сегодня работают 199 женщин-судей, 26 из которых назначены на руководящие должности. Это является олицетворением реализации задач, определенных Президентом страны по увеличению количества женщин-судей.

Ну а в завершении специально для представителей сильного пола хочу привести цитату Люсиль Болл, американской актрисы и телепродюсера: «За каждым мужчиной, достигшим успеха, стоит женщина, которая метит на его место».

Нозима ЗАХИДОВА,

судья Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам.

(Статья опубликована в №3 газеты «Вечерний Ташкент» от 15 марта 2024 года).

Странная находка

29-летний О.М. раньше никаких проблем с законом не имел. Однако попался на том, что приобрел благодаря соцсетям наркотики.

… Поздним вечером О.М. решил проводить свою знакомую Д.И. до дома. Молодые люди прогуливались возле одной из школ, расположенных в Учтепинском районе столицы. Сотрудникам правопорядка показалось странной эта молодая пара. Они остановили их и попросили предъявить документы, а затем и показать содержимое личных вещей.

Молодой человек открыл свою сумку. Блюстителей закона заинтересовал небольшой кожаный кошелек. Они попросили показать, что в нем находится. В кошельке лежал небольшой камень, похожий на кусочек цемента. Сотрудники ОВД поинтересовались находкой у молодого человека, но он ничего не ответил. Так как на улице было темно сотрудники правопорядка для дальнейшего разбирательства доставили О.М. и Д.И. в районное УКД ОВД.  Здесь в присутствии понятых был осуществлен повторно осмотр личных вещей. При расколе непонятного камня обнаружен полиэтиленовый пакетик с порошкообразным средством со специфическим запахом. Когда сотрудники ОВД снова поинтересовались у О.М., что носит он в своем рюкзаке, молодой человек ответил, что это героин и то, что он купил его при помощи бота в соцсетях. А нашел закладку в одном из кварталов Учтепинского района.

Содержимое было направлено на судебно-химическую экспертизу. Согласно заключению, изъятое у О.М. вещество содержит диацетилморфин и в народе называется героином. Весил этот пакетик 0,3709 грамма.

Д. И. не знала, что ее друг употребляет наркотики. О. М. в содеянном чистосердечно раскаялся, пообещал впредь не совершать подобные поступки.

При назначении вида и размера наказания подсудимому суд учел его чистосердечное признание, семейное и материальное положение, тот факт, что ранее  он не был судим. Кроме того, суд посчитал возможным исправление осужденного без изоляции от общества. Суд также посчитал необходимым применить в отношении О.М. ст. 96 Уголовного кодекса (применение принудительных мер медицинского характера, назначаемых наряду с наказанием) и назначить в отношении него принудительное лечение от наркомании в медицинских учреждениях по месту жительства.

Таким образом, суд признал виновным О.М.  в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.276 УК (незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами, их аналогами или психотропными веществами без цели сбыта) и назначил ему меру наказания 3 года ограничения свободы.

Это означает, что теперь молодой человек не сможет: посещать места, где разрешена продажа спиртных напитков, в том числе бары, рестораны; изменять место жительства, место работы, выезжать за пределы города Ташкента и Ташкентской области без согласия органа, осуществляющего надзор за осужденными; употреблять алкогольные напитки, психотропные вещества и наркотические средства; вступать в контакт с лицами, склонными к совершению преступления.

Тулкин ТУРАКУЛОВ,

судья Учтепинского районного суда по уголовным делам.

ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ С УЧАСТИЕМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТАШКЕНТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

В академическом лицее «International House Tashkent» при Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства руководство Ташкентского городского суда организовало выездной прием по судебно-правовым вопросам для жителей и юридических лиц Мирзо-Улугбекского района столицы.  

На выездном приеме были заслушаны обращения 35 граждан.  28 обращений были по уголовным делам, 7 — по гражданскими. По 24 обращениям заявители получили юридические разъяснения. 11 обращений положительно разрешены на месте.  

В рамках мероприятия судьи Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам в ходе выездных судебных заседаний рассмотрели дела 10 осужденных, состоящих на учете районных Бюро принудительного исполнения и службы пробации.

В частности, двум лицам было назначено административное наказание в виде 15 суток лишения свободы за неуплату алиментов, по делам о задолженности по алиментам, поданным районным отделением Бюро по принудительному исполнению. Двое получили отягчающие меры пресечения за неотбытие наказания,  семеро были условно-досрочно освобождены в связи с соблюдением требований наказания и раскаянием в содеянном.

ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Президент Узбекистана 2 февраля 2022 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства об объектах интеллектуальной собственности».

В соответствии с документом Закон «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах» дополнен разделом «Основания и порядок наложения штрафа, а также порядок уплаты штрафа юридическими лицами за нарушение законодательства об объектах промышленной собственности».

Установлены основания ответственности за нарушение законодательства об объектах промышленной собственности:

Несанкционированное изготовление, применение, импорт, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью продукта или изделия, содержащего соответствующий запатентованный объект промышленной собственности, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в гражданский оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение, влечет наложение штрафа на юридические лица от ста до двухсот базовых расчетных величин. Размеры штрафов определяются по каждому виду правонарушений в отдельности.

На основании заявления патентообладателя Агентством по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проводится проверка соблюдения права на использование объектов промышленной собственности. Проверки, проводимые в отношении субъектов предпринимательства, осуществляются по согласованию с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в порядке, установленном законодательством. Штрафы налагаются Агентством на основании проверок.

Незаконное использование товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними до степени смешения обозначений для однородных товаров влечет наложение штрафа на юридические лица от ста до двухсот базовых расчетных величин. Размеры штрафов определяются по каждому виду правонарушений в отдельности.

На основании заявления правообладателя Агентством проводится проверка соблюдения права на использование товарного знака и наименования места происхождения товара. Проверки, проводимые в отношении субъектов предпринимательства, осуществляются по согласованию с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в порядке, установленном законодательством.

В случае отказа правонарушителя (его представителя) от подписания акта должностное лицо Агентства должно удостоверить этот факт с помощью видеозаписи, прилагаемой к указанному акту, или в присутствии двух понятых.

Незаконное использование фирменного наименования влечет наложение штрафа на юридические лица от ста до двухсот базовых расчетных величин. Размеры штрафов определяются по каждому виду правонарушений в отдельности.

На основании заявления правообладателя фирменного наименования Агентством по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проводится проверка соблюдения права на использование фирменного наименования. Штрафы налагаются Агентством на основании проверок. В случае отказа правонарушителя (его представителя) от подписания акта должностное лицо Агентства должно удостоверить этот факт с помощью видеозаписи, прилагаемой к указанному акту, или в присутствии двух понятых.

В течение пяти рабочих дней со дня оформления акта о выявлении правонарушения, являющегося основанием для наложения штрафа, Агентство принимает решение о наложении штрафа в отношении правонарушителя в размерах.

Бобир ИСЛАМОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

ГАРАНТ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Гарантии обеспечения прав, свобод и законных интересов лица, включая его право на защиту, является одним из приоритетных задач уголовно-процессуального законодательства.

В судебно-следственной практике часто возникает проблема недостатка юридических знаний у задержанных лиц, что может привести к нарушению их прав. Для обеспечения защиты прав и законных интересов лица необходимо предоставить ему возможность получить юридическую поддержку.

С каждым днем растет потребность в профессиональной юридической поддержке. Чтобы обеспечить основные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, необходимо разработать правовой механизм на законодательном уровне. В связи с актуальностью этой проблемы, в обновленной Конституции Республики Узбекистан право на защиту было повышено до уровня конституционной нормы. Например, в статье 29 новой редакции Конституции добавлено, что «…каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства. Лицо имеет право на использование услуг адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного процесса, а при аресте — с момента фактического ограничения его свободы передвижения».

Введение данной нормы гарантирует всем слоям населения доступ к квалифицированной юридической помощи. Государство обеспечивает юридическую помощь социально незащищенным группам населения. Согласно законодательству Узбекистана, подозреваемые, обвиняемые или подсудимые имеют право обратиться за юридической помощью к адвокатам. Если лицо не в состоянии оплатить юридическую помощь, государство оплачивает услуги адвоката в уголовном деле согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Кроме того, в настоящее время установлена конституционная норма, согласно которой лицо имеет право на защиту с момента его задержания, то есть с того момента, когда его свобода передвижения фактически ограничена. Это необходимо для предотвращения случаев получения показаний от лица без предварительного разъяснения его прав и последующего использования этих показаний против него. Предоставление права на защиту с момента задержания помогает избежать негативных ситуаций.

Дальнейшее укрепление прав личности на защиту и их закрепление в качестве конституционной нормы способствует не только реальной гарантии прав личности на защиту в судебно-следственной практике, но также обеспечивает равные процессуальные возможности при рассмотрении уголовных дел.

Музаффар Ахмедов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

СКРЫТАЯ УГРОЗА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Торговля людьми является современной версией рабства и нарушением прав человека, к которым относятся как противоправные действия против личности, так и преступления против государства. Она является одной из форм насилия, от которого нередко страдают женщины и дети. Кроме того, торговля людьми вмешивается в сферу международного семейного права и часто связана с нарушением законных порядков.

Гендерное неравенство, отсутствие равных возможностей, экономическое неравенство, коррупция и уязвимость являются движущими силами этого страшного явления. Самыми востребованными в этой торговле услугами являются платные интимные услуги и недорогая рабочая сила для строительства, обработки продукции, промышленности и домашнего хозяйства.

Торговля людьми — это глобальная проблема, которая игнорирует национальные границы. Она часто является транснациональным преступлением, подобным международной торговле наркотиками и незаконному обороту оружия. Борьба с этим злом требует транснациональных методов, основанных на международном сотрудничестве по обмену информацией и оказанию взаимной помощи.

30 июля 2010 года Генеральная Ассамблея одобрила глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми, в котором призвала все заинтересованные органы ООН скоординировать свои усилия для эффективной борьбы с этим преступлением и защиты прав жертв. Узбекистан также принимает активное участие в борьбе с этим явлением, приняв ряд законодательных актов и создав соответствующие межведомственные комиссии.

В 2008 году был принят Закон «О противодействии торговле людьми», основанный на международных стандартах и опыте других стран. В 2020 году этот закон был дополнен новыми понятиями, включающими торговлю несовершеннолетними и меры профилактики данного преступления.

Так, согласно национального законодательства основные принципами противодействия торговле людьми являются законность, неотвратимость, ответственности торговцев людьми, недопустимость дискриминации жертв торговли людьми, социальное партнерство.

В целях оказания помощи и предоставления защиты жертвам торговли людьми правительством создаются специализированные учреждения по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми. Их основными функциями являются: обеспечение жертв торговли людьми благоприятными условиями проживания и личной гигиены; обеспечение жертв торговли людьми питанием, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предоставление неотложной медицинской, психологической, социальной, юридической и иной помощи жертвам торговли людьми; охрана безопасности жертв торговли людьми; оказание содействия по установлению контактов с родственниками жертв торговли людьми; предоставление информации о правах и законных интересах жертв торговли людьми; оказание содействия в социальной реабилитации жертв торговли людьми.

Противостоять торговле людьми можно только коллективными усилиями. Гражданское общество, правоохранительные органы и суды работают над информированием населения, особенно молодежи, о том, что торговля людьми является преступлением против личности человека и должна быть строго наказана.

Баходир КАЮМОВ,

судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

СТРАТЕГИЯ «УЗБЕКИСТАН-2030»: СИЛЬНАЯ И СПРАВЕДЛИВАЯ СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

11 сентября Указом Президента утверждена Стратегия «Узбекистан-2030». Программный документ был разработан с целью обеспечения волеизъявления нашего народа о строительстве свободного и процветающего сильного Нового Узбекистана, создания каждому гражданину всех возможностей для развития своего потенциала, воспитания здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирования сильной экономики, ставшей важным звеном глобального производства, а также гарантированного обеспечения справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности.

Основными идеями в Стратегии «Узбекистан-2030» определены: вхождение в число  государств с доходом выше среднего  путем устойчивого экономического развития. В приоритетах и формирование системы образования, медицины и социальной защиты, полностью соответствующей потребностям народа и международным стандартам. Как и создание благоприятных экологических условий для населения, построение служащего народу справедливого и современного государства, гарантированное обеспечение суверенитета и безопасности страны.

Намеченные задачи являются подтверждением того, что в нашей стране возвеличиваются честь и достоинство человека, что повышение его потенциала, реализация его чаяний, обеспечение для него мирной, счастливой и благополучной жизни считаются главными целями.

Следует также отметить, что либерализация правовой системы и экономики, демократизация и модернизация государства – эти процессы продолжают осуществляться в Узбекистане поэтапно и взаимосвязано, в соответствии с учетом национальных особенностей и передового международного опыта.

Важной составляющей правового демократического государства является сильная и справедливая судебно-правовая система, обеспечивающая гарантии защиты прав и интересов граждан, что, в свою очередь, создает условия для процветания и прогресса страны.

В Узбекистане за годы суверенного развития был осуществлен целый ряд реформ, направленных на совершенствование судебно-правовой системы, превращение ее в основного гаранта эффективной защиты прав человека и обеспечение подлинной независимости судебной власти.

В целях укрепления независимости судебной власти, демократических принципов формирования резерва, прозрачности отбора и рекомендации кандидатур на должности судей, обеспечения стабильности и эффективности деятельности судейского корпуса в стране созданы Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан, разработан такой альтернативный механизм разрешения споров, как «третейский суд».

Кроме того, были определены и законодательно закреплены возрастной ценз для лиц, впервые назначаемых на должности судей межрайонных, районных (городских) судов, усилены квалификационные требования к их профессиональной подготовке, необходимые правовые и социальные гарантии для независимого судопроизводства, защита социального статуса работников судебных органов.

В рамках активного внедрения в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий, повышения оперативности судопроизводства были предприняты масштабные меры по информатизации и эффективности использования компьютерной техники, созданию в судах информационных систем и ресурсов, расширению сферы оказания интерактивных услуг субъектам предпринимательства и населению и, самое главное, внедрению электронного судопроизводства, которое с успехом применяется во многих странах.

Дилшод РАЖАБОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДЕ

Согласно статье 68 Конституции в новой редакции, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Земля может находиться в частной собственности на условиях и в порядке, предусмотренных законом и обеспечивающих ее рациональное использование и охрану как общенационального богатства.

При обеспечении верховенства закона в отношении земельных споров основное внимание должно быть уделено положениям, предусмотренным Конституцией.

При рассмотрении земельных споров важно отметить, что обязанность по выплате денег не должна быть рассмотрена административными судами, за исключением определенных случаев. Согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами» статья 27 Кодекса об административном судопроизводстве была дополнена частью третьей, которая позволяет заявителю требовать возмещения ущерба, причиненного причинной связью, связанного с его заявлением.

Согласно Закону «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией», решение о сносе объекта недвижимости на изъятом земельном участке принимается Жогорку Кенешем Республики Каракалпакстан и местными Кенгашами народных депутатов. Если возникает спор о предоставлении компенсации правообладателю, то снос объектов недвижимости запрещается до окончательного разрешения спора в судебном порядке.

Это означает, что если правообладатель, то есть заявитель, потребовал компенсацию в результате спора, который возник по поводу его недвижимого имущества, и было принято решение о его порче, то действия, совершенные на основании этого решения, являются незаконными. Поэтому требование заявителя о возмещении ущерба связано с его основным требованием о признании решения хокима недействительным и должно быть рассмотрено административными судами.

До 1 августа 2021 года юридические лица имели право на постоянное владение, постоянное пользование, временное пользование, аренду и собственность земельными участками, а физические лица — на пожизненное владение, постоянное пользование, временное пользование, аренду и владение земельными участками, переданными по наследству.

Однако согласно Указу Президента от 8 июня 2021 года «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив», с 1 августа 2021 года этот порядок будет изменен. Земельные участки больше не будут выделяться с правом пожизненного владения, постоянного владения и временного пользования, которые будут передаваться по наследству. Вместо этого земельные участки будут выделяться частному сектору на праве собственности и аренды, а также государственным органам, учреждениям, предприятиям и органам самоуправления граждан на праве постоянного пользования.

Кроме того, установлено, что права на земельные участки, которые были выделены ранее на основании наследуемого пожизненного владения, постоянного владения или права временного пользования, сохраняются у их владельцев в соответствии с установленным порядком. Настоящим Указом отменено право органов местного самоуправления выделять земельные участки, предоставлять их в пользование, резервировать для будущего выделения, закреплять, благоустроить или иным образом распоряжаться земельными участками. При разрешении земельных споров особое внимание следует уделять процессу выделения земельного участка и моменту возникновения права на землю.

В соответствии с положениями статьи 185 Кодекса об административном судопроизводстве, лицо, чьи права и законные интересы были нарушены, имеет право подать заявление (жалобу) на признание недействительными действий (бездействия) должностных лиц административного органа или органа самоуправления, если эти действия были признаны незаконными. Лицо также может обратиться в суд, если оно считает, что его права были нарушены или ему были незаконно возложены какие-либо обязательства, что создает препятствия для реализации своих прав и законных интересов.

Согласно статье 31 Земельного кодекса, юридические и физические лица приобретают право на земельный участок после установления границ на месте, составления планов и описаний земельных участков, а также государственной регистрации этого права. При разрешении земельных споров необходимо выяснить, может ли заявитель обратиться в суд как лицо, чье право нарушено, и имеет ли он все необходимые документы, подтверждающие его право на спорный участок. Поэтому факт регистрации права на участок государством не является определяющим при рассмотрении земельных споров.

Нигора КЕНЖАЕВА,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

Перейти к содержимому