Искать:

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ ЗАКОНОМ И СУДОМ

С 2017 года наш народ с нетерпением ждет и с большим интересом встречает обращение главы нашего государства к парламенту.

 

Потому что в Послании объявляются стратегические задачи, которые должны быть реализованы в нашей стране в ближайшие годы, предлагаются организационные, правовые основы реализации этих задач.

 

В Послании главы государства к Олий Мажлису и народу Узбекистана от 20 декабря 2022 года намечены программные задачи как для юристов, так и для представителей многих отраслей.

 

В частности, в Послании глава государства особо подчеркнул, что проблемы предпринимателей должны решаться законом и судом, а не министерствами или хокимиятами, что в первую очередь означает более надежную защиту прав и интересов предпринимателей в экономических и административных судах.

 

Эта задача также может быть воспринята как предупреждение для всех ответственных лиц о том, что документы, которые они выдают в отношении предпринимателей, их поручения и инструкции обязательно должны соответствовать закону.

 

Другое направление, касающееся суда, подчеркнутое в Послании, заключалось в том, что «при обращении в административные суды с жалобой на решение хокима вводится практика рассмотрения дел в экстерриториальном порядке, то есть на другой территории.

 

Словом, сегодняшняя государственная политика, проводимые реформы направлены на обеспечение справедливости и верховенства закона и справедливое  разрешение споров.

 

Мухиддин СУЛТОНОВ,
судья судебной коллегии по экономическим делам
Ташкентского городского суда.

КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Борьба с коррупцией ведется в государственных структурах и на всех уровнях бизнеса. Провозглашен принцип открытости. 

 

Мы видим, что у главы государства есть огромное желание и сильная политическая воля открыто заявить об этих преступлениях, завершить практическую работу по искоренению коррупции. Как отмечается в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису Республики Узбекистан 24 января 2020 года: «Коррупция в нашем обществе в различных формах тормозит наше развитие. Если мы не предотвратим это зло, мы не сможем создать реальную деловую и инвестиционную среду, и в целом ни один сектор общества не будет развиваться».

 

Приоритетная правовая база противодействия коррупции отражена в ряде международно-правовых норм, среди которых: Конвенция ООН против коррупции; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, ; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию; Конвенции о гражданской ответственности за коррупцию и другие.

 

Среди упомянутых международных норм Узбекистан ратифицировал Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции в 2008 году, а также Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией, принятый в 2010 году в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. Предупреждение конфликта интересов является одним из приоритетных направлений государственной антикоррупционной политики в нашей стране.

 

Как показывают научные исследования, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления. Практика показывает, что широкое распространение получили такие проявления конфликта интересов, как финансирование за счет бюджета аффилированных с государственными служащими коммерческих структур, необоснованная и часто убыточная передача государственного имущества в их управление, опосредованное участие в котором (как правило, через родственников) осуществляют государственные служащие. Не лишена проблем сфера закупок для государственных нужд. Наиболее часто прокурорами выявляются нарушения законов, связанные с участием в заседаниях конкурсных и иных комиссий в качестве членов лиц, имеющих личную заинтересованность в итогах размещения заказа, размещением заказов в организациях, аффилированных с руководителями соответствующих органов (организаций), а также осуществлением заинтересованными лицами функций государственного управления такими организациями (реализация контрольных, разрешительных полномочий, предоставление бюджетных средств).

 

В целом итоги этой работы вывели антикоррупционную политику на новый уровень. На сегодня создана в определенной степени достаточная нормативная база, осуществляется стратегическое планирование. Действует Национальная стратегия, создано специальное агентство, принимаются национальные планы противодействия коррупции, другие программные документы. В каждом из них конфликту интересов уделено самое пристальное внимание, соответствующее значимости этого явления в профилактике коррупции. Особенно это касается мер по его предупреждению. В числе основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции − развитие правовой основы противодействия коррупции.  В частности, принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан», согласно которому создано Агентство по противодействию коррупции. В деятельности Агентства предусмотрено формирование и реализация государственных и иных программ, направленных на устранение системных причин и условий коррупционных правонарушений и повышение эффективности антикоррупционных мер. 

 

Также важно, что Указом предусмотрена постепенная реализация следующих мер, в частности: постепенное внедрение системы внутреннего антикоррупционного контроля (комплаенс-контроль) во всех органах государственного и хозяйственного управления; внедрение электронной платформы E-Anticor.uz, позволяющей отслеживать и оценивать деятельность государственных органов в сфере противодействия коррупции, также эффективность государственных и иных программ в этой сфере; внедрение специального мобильного программного обеспечения, позволяющего сообщать о случаях коррупции.

 

Анализ зарубежной практики показал, что странах с рыночной экономикой, основанной на законодательстве, эффективная работа участников государственного и частного сектора по борьбе с коррупцией ведется в соответствии с международными стандартами, законодательством и другими современными методами. 

 

В этих целях на постоянной основе совершенствуется законодательство о противодействии коррупции, вырабатываются новые способы правового урегулирования конфликта интересов. В качестве меры предупреждения конфликта интересов предлагается установить обязанность государственных служащих периодически декларировать сведения о лицах, находящихся с ними в отношениях родства, иных близких отношениях, с которыми по роду деятельности может быть вязана их личная заинтересованность нематериального характера, способная повлиять на объективное исполнение публичным должностным лицом служебных обязанностей. Это позволит установить контроль не только со стороны представителя нанимателя, но и общественности.

 

Одним из важнейших инструментов обеспечения соблюдения требований в борьбе с коррупцией является создание системы комплаенс-контроля. Это своевременное выявление и пресечение коррупционных рисков, конфликтов интересов, нарушений закона и коррупции, организация деятельности государственных и хозяйственных органов управления, хозяйствующих субъектов соответствии с международными стандартами в области противодействия коррупции, и законодательством. Для реализации реформ на практике 4 февраля 2020 года Уполномоченным по правам человека (омбудсменом) Олий Мажлиса утверждена программа ведомственных мер по противодействию коррупции, а также механизмы сообщения о коррупции граждан и юридических лиц. 


Фотима Исмаилова,
заместитель председателя Юнусабадского районного суда по уголовным делам

ПРАКТИКА, ПРИНОСЯЩАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

16 января Президент подписал указы «О дополнительных мерах эффективной организации деятельности по отправлению правосудия» и «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов».

 

В целях обеспечения ускоренного реформирования судебной системы, а также дальнейшего повышения уровня правосудия утверждены краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023-2026 годы и  программа действий по ее реализации.

 

В рамках стратегии приоритетными задачами обеспечения правосудия являются формирование подлинно справедливой судебной системы на основе идеи «Во имя чести и достоинства человека», укрепление доверия народа, в том числе предпринимателей, к судебной системе путем достижения принятия справедливых судебных решений, утверждение в сознании каждого гражданина образа суда и судей как своих надежных защитников.

 

Особое внимание уделено созданию всех возможностей для граждан и предпринимателей по защите их прав и законных интересов в судах, совершенствованию законодательства, направленного на полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон в судопроизводстве, полной цифровизации деятельности судов, расширению возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Также предусмотрены усиление гарантий независимости и неприкосновенности судей, разработка эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду и вмешательства в судебные дела. Определена необходимость обеспечить неукоснительное исполнение судебных решений, принять меры по повышению ответственности государственных органов и местных хокимиятов в этом направлении.

 

В целях создания удобного и упрощенного для граждан порядка проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений по уголовным делам предусматривается пересмотр дел межрайонных, районных, городских судов  первой инстанции в областных и приравненных к ним судах в апелляционном или кассационном порядке.

 

Внедрение данной процедуры позволит расширить возможности установления правосудия, а также предупредить лишнюю волокиту для граждан. Теперь стороны, недовольные решением или приговором суда первой инстанции, могут обратиться в областной суд в апелляционном или кассационном порядке, а если они не будут удовлетворены результатом, то дело будет пересмотрено в этих же судах в ревизионном порядке.

 

Документом также отменяется порядок направления вышестоящими судами дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды, на вышестоящие суды возлагается ответственность за вынесение окончательного решения по делу. Такая практика обязательно принесет положительный результат.

 

Ибо граждане, недовольные судебным актом, обращаются в вышестоящую инстанцию с большой надеждой, а те отправляют дело обратно в нижестоящие суды для пересмотра. Теперь сама высшая инстанция должна будет дать заключительное решение.

 

Кроме того, в целях обеспечения подлинной независимости судей государством создаются все условия для строгого наказания за любое вмешательство в деятельность судей, необеспечение их безопасной работы.

 

Для усиления независимости судов и обеспечения неприкосновенности судей определено разработать эффективные механизмы предупреждения случаев проявления неуважения к суду, для достижения этой цели – усилить меры административной ответственности и установить уголовную  ответственность, а также внедрить порядок обязательного информирования общественности об итогах каждого уголовного дела касательно вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия через средства массовой информации.

 

Указ главы государства будет способствовать дальнейшему расширению доступа населения к правосудию в рамках принципа «Новый Узбекистан – новый суд», ускорению реформирования судебно-правовой системы, внедрению передовых международных стандартов в сферу, обеспечению подлинной независимости судебной власти, усилению гарантий защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей.

 

Шухрат БАКАЕВ,
председатель Мирзо-Улугбекского районного суда
по уголовным делам.

ЗАКОН — ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, НАКАЗАНИЕ — НЕОТВРАТИМО

В последние годы в стране ведется последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия.

 

В результате проделанной работы уровень защиты прав человека в правосудии вышел на новый уровень. В частности, установление эффективного контроля со стороны судов за деятельностью государственных органов и должностных лиц предполагает повышение уровня доступа граждан и субъектов предпринимательства к правосудию. При этом основными задачами являются расширение сферы применения судебного контроля путем совершенствования системы рассмотрения жалоб на решения должностных лиц в административных судах, усиление судебного контроля за следствием путем дальнейшего развития института «Хабеас корпус», реализация принципов реального равенства и оспаривания сторон в судебном процессе, постепенная оцифровка судебной системы, повышение уровня достижения правосудия.

 

Благодаря принципу «Закон — превыше всего, наказание — неотвратимо» создана прочная правовая основа, которая обеспечивает законность и справедливость, усиливает контроль за оперативно-розыскной и следственной деятельностью, внедрены действенные механизмы эффективной защиты законных интересов граждан.

 

Принцип «не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу» является еще одним стимулом для повышения ответственности. Это справедливое требование, само по себе диктует условия формирования всесторонне зрелого, честного, преданного своей профессии судейского корпуса.

 

Таким образом, реформы, проводимые в судебно-правовой сфере, способствуют надежной судебной защиты прав и свобод граждан, повышению эффективности и престижа деятельности судов, уровня достижения правосудия, а также повышению доверия населения к судебной власти. Безусловно, они послужат важной правовой основой для подлинного обеспечения независимости судов.

 

Ойбек Хайитов, 
судья Юнусабадского районного суда
по уголовным делам

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТОРЫ ДОВЕРЯЮТ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СУДАМ

В минувшем году в экономические суды столицы поступило 75 048 исковых заявлений. Из числа поступивших исков рассмотрено 68 575. 60 453 были удовлетворены, по 4 870 исковым заявлениям отказано в удовлетворении, по 1 212 искам прекращено производство, 2 040 исковых заявлений оставлены без рассмотрения.

Об этом говорилось в ходе брифинга, организованного Ташкентским городским судом совместно с Ташкентским городским административным судом, посвященном итогам отправления правосудия в 2022 году. Эти и другие данные озвучил заместитель председателя Ташкентского городского суда  председатель судебной коллегии по экономическим делам Максудбек Саидов.
 
В ходе мероприятия говорилось также о том, что в целях повышения образовательной и превентивной значимости судебных заседаний, удобства сторон для участия в судебном процессе и защиты их прав и интересов 40,9% исков рассмотрены на выездных судебных заседаниях. По искам субъектов частного предпринимательства было рассмотрено 16 077 экономических дел, в пользу которых было взыскано 1 914,7 миллиарда сумов.
 
Из общего числа дел, рассмотренных в суде первой инстанции, 52%, составляют иски о приостановлении операций по счетам в банках. Всего в апелляционной инстанции Ташкентского городского суда пересмотрено 2 201 заявление. Количество дел, рассмотренных в апелляционной инстанции по сравнению с 2021 годом увеличилось на 56,5%.
 
Отмечалось, что количество споров в экономических судах с иностранными инвесторами и предприятиями по сравнению с 2021 годом увеличилось на 539. Это свидетельствует о повышении доверия иностранных инвесторов к судам Узбекистана.
 
М. Саидов также отметил, что 40,2 миллиарда долларов США было передано субъектам предпринимательства в результате изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ

Узбекистан занял 126-е место с 31 баллом среди 180 стран мира. За год наша страна поднялась на 14 позиций, улучшив результаты на три балла (в 2021 году она заняла 140-е место).

 

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) – глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе. Рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International.

 

В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. Ориентиром является число уголовных дел или судебных приговоров по фактам коррупции. В этой ситуации единственным надежным источником информации, по мнению исследователей, выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (предприниматели) или профессионально занимается ее изучением (аналитики).

 

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

 

С момента создания в 1995 году Индекс восприятия коррупции стал ведущим мировым показателем уровня коррупции в государственном секторе. Индекс представляет собой рейтинг 180 стран и территорий мира по восприятию коррупции в государственном секторе и рассчитывается на основе данных, полученных из 13 внешних источников. В нем используется шкала от нуля до 100, где 0 соответствует крайне высокому уровню коррупции, а 100 - крайне низкому. Наша страна была отмечена в этом индексе как государство, которое демонстрирует темпы роста за последние шесть лет (с 22 баллов в 2017 году до 31 балла в 2022 году) среди стран, систематически осуществляющих антикоррупционные реформы в Восточной Европе и Центральноазиатском регионе.

 

Кахрамон МИРСАФАЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ ЗНАЛ О РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА, НО ТРЕБУЮТ АЛИМЕНТЫ?

— Брак с первой женой не был официально зарегистрирован. Прожили недолго. Через два месяца она ушла к родителям. Я даже не знал, что родился ребенок. Позже сказали, что «он не от вас, отец другой человек». Теперь, когда малышу исполнилось три года, требуют установления отцовства и выплаты алиментов. Как следует поступить?


М. Авдеев, г. Ташкент.

Отвечает судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Ахрор Сулаймонов:

 

— Согласно статьям 61 и 62 Семейного кодекса отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается по совместному заявлению матери и лица, признающего себя отцом ребенка, подаваемым в орган записи актов гражданского состояния. В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих между собой в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка, в случаях, указанных в статье 61 настоящего Кодекса, отцовство может быть установлено в судебном порядке.

 

Установление отцовства в судебном порядке производится по заявлению одного из родителей или опекуна (попечителя) ребенка либо лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

 

При установлении отцовства суд принимает во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или иные доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства.

 

Согласно пункту 14 постановления пленума Верховного суда Республики Узбекистан «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства» в необходимых случаях в целях установления происхождения ребенка (например, времени зачатия, способности к оплодотворению и т. п.), суд при наличии условий, предусмотренных частью третьей статьи 62 Семейного Кодекса, по собственной инициативе или ходатайству сторон может назначить по делу судебно-медицинскую экспертизу, судебно-биологическую экспертизу ДНК человека.

 

Исходя из изложенного, Вы имеете право подать прошение о назначении судебно-биологической экспертизы ДНК человека.

ЗА ГОД В СТОЛИЦЕ РАСТОРГЛИ 8 247 БРАКОВ

В Ташкентском городском суде прошел брифинг, посвященный итогам 2022 года по отправлению правосудия. В мероприятии приняли участие председатель Ташкентского городского суда Эркин Ходжакулов, председатель Ташкентского городского административного суда Улугбек Алмамедов, заместители председателя Ташкентского городского суда Шухрат Аббасов, Акбарали Турабов, Максудбек Саидов, а также судьи и представители СМИ.

 

Как пояснил заместитель председателя Ташкентского городского суда – председатель судебной коллегии по гражданским делам Ш. Аббасов, судами по гражданским делам проведена работа по обеспечению верховенства закона путем отправления правосудия. В частности, за год судами было рассмотрено 73 178 гражданских дел, что на 35 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

По 62 270 рассмотренным делам вынесено соответствующее судебное решение. Исковые требования по 56 285 исковым заявлениям были удовлетворены. При анализе 40 743 заявлений, разрешенных в порядке судебного приказа 15 064 составляют взыскание платежей с членов частных товариществ собственников жилья, 7 404 – взыскание задолженности по коммунальным услугам, 5 077 – взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, 3 977 – взыскание налогов и других обязательных платежей, 1 721 – составили требования о взыскании заработной платы.

 

В течение 2022 года судебной коллегией по гражданским делам города Ташкента на основании протестов было рассмотрено в апелляционном порядке 3 170 дел, что на 593 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из 3 170 дел, рассмотренных в апелляционной инстанции, 2 406 судебных актов были оставлены без изменений, 571 – были отменены, 193 –  изменены.

 

В минувшем году по сравнению с аналогичным периодом 2021 года количество дел, рассмотренных судами, увеличилось в основном за счет споров, возникающих из-за нарушения кредитных, земельных отношений, договора страхования, расторжения брака, договора купли-продажи. Анализ показывает, что споры по кредитным договорам в основном совпадают с договорами о реализации субъектами предпринимательства стоимости бытовой техники гражданам в рассрочку, обязательства по кредитным договорам, полученные от банковских учреждений, связаны с относительным снижением доходов и снижением платежеспособности населения.

 

Кроме того, количество дел, связанных со сносом земельных и незаконных сооружений, увеличилось в основном за счет самовольного возведения гражданами сооружений на земельных участках, не предназначенных для строительства, произвольного захвата пустующих земельных участков, находящихся в резерве.

 

Согласно статистике, представленной на брифинге, количество дел о расторжении брака по сравнению с 2021 годом увеличилось с 7 834 до 8 247.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА МЕДИАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ?

Медиация  —  один из видов альтернативного урегулирования споров, возникающих между определенными лицами, с участием третьей, нейтральной и незаинтересованной стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору.

 

В Узбекистане отношения в области медиации регулируются Законом «О медиации», а также Экономическим процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом и иными подзаконными нормативными актами. Что касается сферы ее действия, то Законом «О медиации» предусмотрено, что применение медиации возможно к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также индивидуальным трудовым спорам и спорам, возникающим из семейных правоотношений.

 

Началом процедуры медиации является составление сторонами соглашения о проведении медиации, который заключается в письменной форме в виде оговорки в договоре, которая является составной частью договора, или в виде отдельного соглашения. Центральным звеном в процессе медиации является сам медиатор — лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации. Медиатор вступает в дело с момента выбора его (одного или нескольких медиаторов) сторонами по своему усмотрению.

 

Однако в соответствии с указанным выше законом существуют требования к медиатору, за ним закреплены соответствующие права и обязанности. По любому делу искового производства может быть заключено медиативное соглашение.

 

Так, в соответствии с Экономическим процессуальным кодексом достижение сторон медиативного соглашения является основанием оставления искового заявления без рассмотрения.

 

В случае заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации и надобности дополнительного времени для процесса принятия решения по урегулированию спора и условий его разрешения по соответствующему ходатайству сторон суд приостанавливает производство по делу.

 

Законом предусмотрен срок заключения медиативного соглашения, который составляет тридцать дней. В случае необходимости по взаимному согласию сторон срок проведения процедуры медиации может быть продлен до тридцати дней. Однако в процессе исполнения судебных актов и актов иных органов срок проведения процедуры медиации составляет не более пятнадцати дней.

 

Данный срок также указан и в Экономическом процессуальном кодексе. В случае неявки на заседание суда сторон, заявивших ходатайство о проведении процедуры медиации, без уважительных причин по истечении срока ее проведения исковое заявление оставляется без рассмотрения.

 

Характерной чертой процедуры медиации является приостановление течения срока исковой давности при его применении, а также применение его во внесудебном порядке, в процессе рассмотрения спора в судебном порядке, до удаления суда в отдельную (совещательную) комнату для принятия судебного акта, а также в процессе исполнения судебных актов и актов иных органов. Данная норма не позволяет применение медиативных процедур в процессе рассмотрения судом спора в апелляционном и кассационном порядках.

 

Медиация прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

 

– заключение сторонами медиативного;

 

-соглашения;

 

– невозможность достижения взаимоприемлемого решения в отношении спора;

 

 – заключение соглашения сторон о прекращении медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям (при наличии письменного соглашения о проведении процедуры медиации);

 

– заявление какой-либо стороны об отказе от продолжения медиации;

 

– истечение сроков проведения процедуры медиации.

Медиативное соглашение имеет обязательную силу для заключивших его сторон и исполняется ими добровольно в порядке и в сроки, предусмотренные в нем. При неисполнении медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

 

На сегодняшний день медиативные соглашения все чаще применяются на практике, так как именно данная процедура позволяет сохранить деловые отношения. Обращение в суд всегда обостряет конфликт, разрушая отношения между сторонами. Процедура медиации позволяет сторонам решать споры на альтернативных и более удобных условиях, принимать более гибкие решения. Помимо указанных выше преимуществ, в соответствии с законами Республики Узбекистан «О государственной пошлине» и «О медиации» при разрешении спора медиативным соглашением в порядке медиации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату, что позволяет сторонам сэкономить время и расходы.

 

Насиба Абдурахманова,

судья Ташкентского межрайонного экономического суда

В МИНУВШЕМ ГОДУ УГОЛОВНЫМИ СУДАМИ РАССМОТРЕНО 9 807 ДЕЛ

В ходе брифинга, организованного Ташкентским городским судом совместно с Ташкентским административным судом по итогам минувшего года, участникам была предоставлена информация касательно уголовного судопроизводства.

 

Заместитель председателя Ташкентского городского суда – председатель судебной коллегии по уголовным делам Акбарали Турабов в своем выступлении отметил, что в течение 2022 года судами по уголовным делам было рассмотрено 9 807 уголовных дел в отношении 12 141 лиц. По сравнению с прошлым годом количество рассмотренных дел увеличилось на 32%, а количество привлеченных к ответственности лиц – на 30,2%.

Суды вынесли оправдательные приговоры в отношении 161 человека, причем в 2 321 случае обвинения необоснованно предъявленные следственным органом были сняты, 1 759 лиц были освобождены из-под стражи в зале суда.

 

При отправлении правосудия по поручительству общественности в общей сложности 114 лицам были назначены более мягкие наказания, не связанные с лишением свободы, 206 лицам – заменены более мягкими наказаниями, 2 403 лица были освобождены от наказания досрочно. Из числа уголовных дел 4 851 составили преступления небольшой степени общественной опасности, 2 405 – менее тяжкие, 4 337 – тяжкие и 548 – особо тяжкие.

1 063 осужденных были приговорены к штрафам, 2 398 – к исправительным работам, 1 713 – к ограничению свободы, 3 710 – к лишению свободы, 121 – к обязательным общественным работам, 331 – осуждены условно.

 

Среди осужденных 1 016 – женщины, 246 – несовершеннолетние, 4 381 – молодые люди, 238 – мужчины старше 60 лет, 106 иностранные граждане, 8 – предприниматели. Повторные преступления были совершены 2 245 ранее осужденными.

Перейти к содержимому