Борьба с коррупцией ведется в государственных структурах и на всех уровнях бизнеса. Провозглашен принцип открытости.
Мы видим, что у главы государства есть огромное желание и сильная политическая воля открыто заявить об этих преступлениях, завершить практическую работу по искоренению коррупции. Как отмечается в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису Республики Узбекистан 24 января 2020 года: «Коррупция в нашем обществе в различных формах тормозит наше развитие. Если мы не предотвратим это зло, мы не сможем создать реальную деловую и инвестиционную среду, и в целом ни один сектор общества не будет развиваться».
Приоритетная правовая база противодействия коррупции отражена в ряде международно-правовых норм, среди которых: Конвенция ООН против коррупции; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, ; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию; Конвенции о гражданской ответственности за коррупцию и другие.
Среди упомянутых международных норм Узбекистан ратифицировал Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции в 2008 году, а также Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией, принятый в 2010 году в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. Предупреждение конфликта интересов является одним из приоритетных направлений государственной антикоррупционной политики в нашей стране.
Как показывают научные исследования, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления. Практика показывает, что широкое распространение получили такие проявления конфликта интересов, как финансирование за счет бюджета аффилированных с государственными служащими коммерческих структур, необоснованная и часто убыточная передача государственного имущества в их управление, опосредованное участие в котором (как правило, через родственников) осуществляют государственные служащие. Не лишена проблем сфера закупок для государственных нужд. Наиболее часто прокурорами выявляются нарушения законов, связанные с участием в заседаниях конкурсных и иных комиссий в качестве членов лиц, имеющих личную заинтересованность в итогах размещения заказа, размещением заказов в организациях, аффилированных с руководителями соответствующих органов (организаций), а также осуществлением заинтересованными лицами функций государственного управления такими организациями (реализация контрольных, разрешительных полномочий, предоставление бюджетных средств).
В целом итоги этой работы вывели антикоррупционную политику на новый уровень. На сегодня создана в определенной степени достаточная нормативная база, осуществляется стратегическое планирование. Действует Национальная стратегия, создано специальное агентство, принимаются национальные планы противодействия коррупции, другие программные документы. В каждом из них конфликту интересов уделено самое пристальное внимание, соответствующее значимости этого явления в профилактике коррупции. Особенно это касается мер по его предупреждению. В числе основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции − развитие правовой основы противодействия коррупции. В частности, принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан», согласно которому создано Агентство по противодействию коррупции. В деятельности Агентства предусмотрено формирование и реализация государственных и иных программ, направленных на устранение системных причин и условий коррупционных правонарушений и повышение эффективности антикоррупционных мер.
Также важно, что Указом предусмотрена постепенная реализация следующих мер, в частности: постепенное внедрение системы внутреннего антикоррупционного контроля (комплаенс-контроль) во всех органах государственного и хозяйственного управления; внедрение электронной платформы E-Anticor.uz, позволяющей отслеживать и оценивать деятельность государственных органов в сфере противодействия коррупции, также эффективность государственных и иных программ в этой сфере; внедрение специального мобильного программного обеспечения, позволяющего сообщать о случаях коррупции.
Анализ зарубежной практики показал, что странах с рыночной экономикой, основанной на законодательстве, эффективная работа участников государственного и частного сектора по борьбе с коррупцией ведется в соответствии с международными стандартами, законодательством и другими современными методами.
В этих целях на постоянной основе совершенствуется законодательство о противодействии коррупции, вырабатываются новые способы правового урегулирования конфликта интересов. В качестве меры предупреждения конфликта интересов предлагается установить обязанность государственных служащих периодически декларировать сведения о лицах, находящихся с ними в отношениях родства, иных близких отношениях, с которыми по роду деятельности может быть вязана их личная заинтересованность нематериального характера, способная повлиять на объективное исполнение публичным должностным лицом служебных обязанностей. Это позволит установить контроль не только со стороны представителя нанимателя, но и общественности.
Одним из важнейших инструментов обеспечения соблюдения требований в борьбе с коррупцией является создание системы комплаенс-контроля. Это своевременное выявление и пресечение коррупционных рисков, конфликтов интересов, нарушений закона и коррупции, организация деятельности государственных и хозяйственных органов управления, хозяйствующих субъектов соответствии с международными стандартами в области противодействия коррупции, и законодательством. Для реализации реформ на практике 4 февраля 2020 года Уполномоченным по правам человека (омбудсменом) Олий Мажлиса утверждена программа ведомственных мер по противодействию коррупции, а также механизмы сообщения о коррупции граждан и юридических лиц.
Фотима Исмаилова,
заместитель председателя Юнусабадского районного суда по уголовным делам