Искать:

ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Глава государства  24 августа подписал Указ «О мерах по надежной защите неприкосновенности права собственности, недопущению необоснованного вмешательства в имущественные отношения, повышению уровня капитализации частной собственности».

 

Согласно документу с 1 сентября 2022 года отменяется ряд порядков и требований, предусматривающий прямое или косвенное ограничение права владения, пользования и распоряжения частной собственностью. Отмечается, что они препятствуют полному внедрению принципов рыночной экономики в имущественных отношениях. В частности, отменяются ограничения на пользование правом на земельные участки, реализацию имущественных прав на жилище, пользования земельными участками, зданиями и сооружениями, транспортом, принадлежащими на праве собственности физическим и юридическим лицам, а также корпоративных отношений.

 

Право собственности теперь не может быть прекращено путем отмены документа, на основе которого оно возникло, то есть хоким больше не сможет отменять решение о выделении земли и имущества. Если документ принят незаконно, он может быть признан недействительным только судом.

 

При ликвидации юридического лица его право на земельный участок несельскохозяйственного назначения не прекращается и земля не изымается в государственный резерв. Теперь эти земли будут передаваться учредителям ликвидируемого юридического лица.

 

В рамках института «Хабеас корпус» введен порядок рассмотрения судом постановлений следователя и дознавателя об аресте имущества.  Указом определены обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение права частной собственности. В частности, теперь за проникновение в частную собственность и на его территорию без разрешения собственника могут быть применены меры вплоть до уголовной ответственности.

 

Бибиназ КЕУНИМЖАЕВА,
судья судебной коллегии по экономическим делам
Ташкентского городского суда

МОГУТ ЛИ УВОЛИТЬ ЖЕНЩИНУ В ДЕКРЕТЕ?

— Невестка вышла на декретный отпуск в связи с ожидаемым рождением второго ребенка. Недавно позвонили с ее работы и сообщили, что попала под сокращение. Насколько мне известно, находящихся на декрете нельзя сокращать. Правильно ли это?

А. Асина, г. Ташкент.

Отвечает судья судейской коллегии Ташкентского городского суда Гузал Зиганшина: 

 

— В статье 100 Трудового кодекса Республики Узбекистан указываются основания для расторжения трудового договора также по инициативе работодателя. По нему расторжением трудового договора считается изменение технологии, организации производства и труда, сокращение численности (штата) персонала или объема работ, повлекшее изменение характера работы.

 

Согласно статье 237 настоящего кодекса расторжение трудового договора, заключенного с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается. Трудовой договор в таких случаях расторгается при условии их обязательного трудоустройства, за исключением случаев полной ликвидации предприятия. 

 

Установлено, что трудоустройство указанных женщин осуществляется местным органом труда с обеспечением их соответствующими социальными выплатами, установленными законодательством в период трудоустройства.

НИ ОДНА ЖЕНЩИНА НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ВНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА

Сегодня в Узбекистане большое внимание уделяется женщинам. И это не случайно.

 

В стране проводится ряд мероприятий по повышению роли женщин в обществе и обеспечению их занятости. В каждом регионе формируется «женская тетрадь», в которую включаются безработные, нуждающиеся в поддержке представительницы прекрасной половины человечества. Данная работа имеет адресный характер. Таким образом, ни одна женщина не останется без внимания государства.

 

Хотелось бы также отметить, что в последние годы в Узбекистане создана вертикальная система реализации государственной политики по вопросам женщин и молодежи вплоть до уровня махаллей. Для решения проблем молодежи в каждом районе введена отдельная должность заместителя хокима, а для решения вопросов женщин на уровне махалли – отдельная должность заместителя председателя махалли. На видеоселекторном совещании, посвященном проблемам молодежи и женщин и путям их решения, глава государства отметил, что отныне нам необходимо наладить систему трудоустройства безработных, посещая дома людей.

 

В соответствии с постановлением правительства «О дополнительных мерах по социальной поддержке женщин» определен новый порядок работы, охватывающий семьи, в которых проживают нуждающиеся в поддержке женщины и молодежь. Кроме того, в разрезе каждой махалли, района, города и области формируются так называемые «молодежная тетрадь» и «женская тетрадь».

 

Эти «тетради» крайне необходимы для того, чтобы хокимы, руководители секторов, компетентные организации владели точной информацией о положении дел относительно проблем молодежи и женщин в каждом регионе и на этой основе принимали соответствующие меры. Прежде не каждый руководитель был осведомлен о том, сколько молодых людей на закрепленной за ним территории не трудоустроены, сколько женщин не имеют профессии.

 

Женщинам, включенным в «женскую тетрадь», а также желающим заниматься предпринимательской деятельностью, будут выделяться кредиты.

 

В случаях, если женщины, получившие единовременную материальную помощь, не исключены из «женской тетради» или включены в нее в течение одного года, единовременная материальная помощь оказывается один раз в течение одного календарного года. Кроме того, на основании заключения руководителей секторов и начальников отделов по поддержке махалли и семьи районов (городов), женщинам, включенным в «женскую тетрадь», выплачивается компенсация за аренду жилья.

 

Женщины, которые включены в «женскую тетрадь», для решения двух и более вопросов, исключаются из тетради после их решения. Новой вехой в сфере стало постановление главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поддержки и обеспечения активного участия женщин в жизни общества». Документ служит правовой основой для организации адресной работы в сфере обеспечения экономических, политических и социальных прав и свобод женщин. Он состоит из 25 пунктов и трех приложений, в нем рассмотрены организационно-правовые основы, новые механизмы защиты интересов женщин и молодых девушек, финансирование реализации поставленных задач.

 

Постановлением охватываются вопросы обеспечения жилья и занятости, обучения ремеслу, образования кластеров, защиты прав женщин, оказания помощи подвергшимся насилию женщинам, выделения грантов. Определен порядок образования Республиканского общественного женского совета, среди основных задач которого — повышение социально-политической активности женщин, качества предоставляемых им медико-социальных услуг, защита прав и законных интересов женщин. Совет будет координировать деятельность территориальных общественных женских советов, их сотрудничество с государственными и общественными организациями. Одними из главных целей определены организация адресной работы с «женской тетрадью», осуществление общественного контроля за своевременным решением ответственными организациями и секторами проблем женщин.

 

Эти реформы – лишь малая часть больших целей по обеспечению гендерного равенства, прав и интересов женщин, согласующихся со Стратегией развития. Документ посвящен таким вопросам, как поддержка женщин, обеспечение их активного участия в жизни общества, гендерное равенство, занятость, образование и профессиональные навыки. Стратегия развития способствует дальнейшему совершенствованию мер и продолжению политики в указанных направлениях.
 

В результате масштабных реформ активность женщин во всех сферах все более растет, с каждым годом расширяя их участие в общественной жизни.

 

Ориф КЛИЧЕВ,

судья по уголовным делам

Ташкентского городского суда

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

В Конституции Республики Узбекистан провозглашается, что высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Соблюдение прав и свобод личности становится чрезвычайно важным в судебно-следственной деятельности, ибо в данной сфере в значительной степени ощутимо затрагиваются права и свобода личности, а в строго установленных законом случаях и вовсе ограничиваются.

 

Указ главы государства «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности» знаменует новый этап в деле укрепления принципов законности, независимости судей при осуществлении правосудия, состязательности сторон в уголовном судопроизводстве, а также реального обеспечения и защиты прав и свобод участников уголовного процесса. 

 

С учетом стандартов в международно-правовой сфере и опыта зарубежных стран в документе предусматриваются некоторые нововведения в уголовный процесс, направленные на усиление защиты прав и свобод личности. Совершенствуется механизм применения института примирения по уголовному делу.

 

Применение при производстве по уголовному делу института примирения является основанием для освобождения лица от ответственности, в связи с тем обстоятельством, что при примирении лицо утрачивает общественную опасность и заглаживает причиненный вред. Согласно Указу Президента расширяется спектр применения данного института. Так, примирение также может применяться в случае изменения предъявленного лицу обвинения на преступление, подпадающие под действие института примирения, независимо от того, в какой судебной инстанции рассматривается уголовное дело. Более того, в действующее законодательство вводится правило о том, что институт примирения распространяется на несовершеннолетних, инвалидов первой и второй групп, женщин, мужчин старше шестидесяти лет и лиц, совершивших преступление по неосторожности внезависимости от наличия непогашенной или неснятой судимости.

 

В уголовно-процессуальное законодательство Республики Узбекистан вводится новый институт – институт соглашения о признании вины.

 

Внедрение данного института обосновано научно-теоретическими исследованиями ведущих ученых-процессуалистов нашей страны, а также опыта применения законодательства в зарубежных странах. Указ Президента предусматривает, что «по некоторым категориям преступлений предусматривается заключение письменного соглашения с органами дознания и предварительного следствия и назначение судом наказания, не более половины размера и (или) срока максимального наказания, предусмотренного Уголовным кодексом», в отношении лиц, признавших вину, способствовавших раскрытию преступления.

 

Для целей предотвращения нарушения и попирания прав задержанного, а также подозреваемого, обвиняемого и подсудимого. Важным изменением следует признать норму о том, что сроки задержания лица, который подозревается в совершении преступления, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан, надлежит исчислять с момента фактического задержания данного лица. 
Указом также запрещается допрашивать в качестве свидетеля лицо, для привлечения которого подозреваемым или обвиняемым по делу имеются достаточные основания, а также получать от него иную письменную или устную информации до разъяснения прав подозреваемого, обвиняемого.

 

Внедрение данной нормы также основано на изучении зарубежного опыта.

 

Следует также подчеркнуть важность внедрения такого института, как предварительное закрепление (депонирование) показаний свидетеля и потерпевшего судом. На стадии досудебного производства на основании ходатайства подозреваемого (обвиняемого), свидетеля, потерпевшего, прокурора или адвоката вышеуказанные доказательства могут быть депонированы при обоснованном сомнении, что более поздний допрос окажется невозможным вследствие болезни или выезда за пределы страны.

 

Документ направлен не только на усиление обеспечения прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности, совершенствованию процессуальной формы рассмотрения и разрешения уголовных дел, но и усиление ответственности судебных органов в деле преобразования норм уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан на основе и в соответствии с международными стандартами. 

Умиджон ХАНАЕВ,
судья Яшнабадского районного суда по уголовным делам

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ СУДЕБНЫЕ СПОРЫ

Нотариат – один из важных институтов предупреждения судебных споров и обеспечения прав физических и юридических лиц. В целях эффективного проведения государственной политики в судебно-правовой сфере был выявлен ряд системных проблем и недостатков в разрешении споров в экономических, семейных, наследственных, жилищных, трудовых и других гражданско-правовых отношениях, препятствующих полному использованию потенциала института нотариата, разработаны прочные правовые основы и стратегическая концепция по их предотвращению.

 

Согласно постановлению Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы нотариата в качестве института предупредительного правосудия» от 25 мая 2018 года внедрена активная модель нотариата, то есть оказание услуг с использованием информационных технологий по принципу «единого окна», приняты административные регламенты о взаимодействии с государственными органами и организациями, создана электронная база данных, интегрированная с автоматизированной информационной системой «Нотариус», позволяющая обмениваться необходимыми сведениями в электронном формате.

 

Реализован на практике механизм удостоверения подписи сторон совершаемых нотариальных действий. Срок стажировки кандидатов на должность нотариуса сокращен с двух лет до одного года, внедрена практика аудио- и видеотрансляции процесса отбора кандидатов на должность нотариуса в режиме реального времени.

 

Регистрация всех нотариальных действий в автоматизированной информационной системе «Нотариус» позволила уполномоченным органам наблюдать все действия в онлайн-режиме, повысив гарантии соблюдения законодательства при осуществлении необходимых процедур. Порядок оперативного выявления неправомерных действий нотариусов, влекущих их ответственность, также послужил качеству услуг.

 

Еще одной возможностью, созданной для граждан, стало внедрение системы электронной очереди. Это существенно сократило время, затрачиваемое гражданами на оформление документов. Для защиты имущественных прав юридических и физических лиц была определена имущественная ответственность нотариусов за причинение имущественного вреда физическим и юридическим лицам при совершении нотариальных действий. Одновременно закреплена законодательством норма об обязательности страхования гражданской ответственности нотариусов.

 

Указ Президента «О мерах по коренному реформированию системы нотариата в Республике Узбекистан» ознаменовал второй этап преобразований. С мая 2020 года нотариат был переведен из государственного сектора в негосударственный, дав зеленый свет деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой.

 

Для удобства физических и юридических лиц упразднен порядок нотариального удостоверения доверенностей с правом управления транспортными средствами между близкими родственниками, истребования разрешения органов местного самоуправления на продажу недостроенного жилья, а также согласия органа опеки и попечительства на отмену правил обязательного нотариального заверения договоров аренды, безвозмездного пользования предприятием, сдачи имущества в лизинг и залог (ипотеку) на первичном рынке.

 

Вместо них введены новые. К ним относятся нотариальное удостоверение в досудебной стадии таких гражданско-правовых отношений, как предоставление доказательств, оказание медиаторских услуг в имущественных и наследственных вопросах, удостоверение времени предъявления объектами авторского права и других смежных прав, удостоверение одинаковой юридической силы электронного документа с документом в бумажном формате.

 

Мансур ИМОМОВ,
председатель Учтепинского межрайонного суда
по гражданским делам

УВЕЛИЧИЛОСЬ ЧИСЛО СУБЪЕКТОВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПОДАВАТЬ АПЕЛЛЯЦИИ

Пересмотр постановлений и определений суда первой инстанции в судах апелляционной и кассационной инстанций позволит устранить ошибки суда первой инстанции.

 

Для лиц, участвующих в деле, этот процесс является существенной гарантией защиты прав и законных интересов.

 

На основании Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений» от 12 января 2021 года в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан внесены несколько изменений и дополнений. В частности, определены субъекты, имеющие право подавать апелляционные жалобы.

 

Прокурор может приносить апелляционный протест только по делу, рассмотренному с участием прокурора, а также при наличии обращения сторон на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Прокурор не может участвовать по собственной инициативе в рассмотрении дела, возбужденного по заявлениям других лиц.

 

Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства вправе подать апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Однако экономические споры, возникающие между хозяйствующими субъектами, исключают и споры, не связанные с предпринимательской деятельностью.

 

Вышеназванные субъекты вправе подать апелляционную жалобу (протест) не только на решение о разрешении, но и на дополнительные решения и определения, принятые судом первой инстанции. При этом следует иметь в виду, что срок подачи апелляционной (кассационной) жалобы (протеста) на решение о дополнительном решении исчисляется со дня принятия – вступления в законную силу –  основного решения.

 

В соответствии с частью первой статьи 50 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан государственные органы и иные лица могут подать апелляционную жалобу на судебный акт только в том случае, если иск был подан ими. В иных случаях, когда такая жалоба подается ими, в ее принятии отказывают на основании пункта 1 части первой статьи 268 Экономического процессуального кодекса.

 

Паризод ЗАКИРОВА,

судья Ташкентского межрайонного экономического суда

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА

Борьба с торговлей людьми, которая на сегодняшний день стала серьезной проблемой, требует международных, региональных и многосторонних отношений. До настоящего времени в целях борьбы с этим видом преступности и ее предупреждения принят ряд документов Организации Объединенных Наций, имеющих международный рекомендательный и обязательный характер, в рамках которых принимаются соответствующие меры по противодействию этой опасности на мировом уровне.

 

Конвенция «О борьбе с торговлей людьми и вымогательством со стороны третьих лиц» (1949 г.), дополнительная Конвенция «Об отмене рабства и работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством» (1956 г.), Конвенция «О борьбе с организованной преступностью в отношении лиц, особенно женщин и детей» (1959 г.). о прекращении, предупреждении и наказании за торговлю людьми» (2000 г.), в котором излагаются правовые основы борьбы с торговлей людьми. В целях усиления межгосударственного сотрудничества в области борьбы с торговлей людьми в 2005 году в рамках СНГ было принято соглашение «Об усилении сотрудничества в области борьбы с торговлей людьми», а в 2006 году в рамках восьми стран-членов – «Программа по борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы».

 

Однако, несмотря на столь всеобъемлющую деятельность, соответствующую пропаганду во всем мире, миллионы людей ежегодно становятся жертвами «современного рабства». С сожалением можно ответить, что среди них есть женщины, пожилые люди, даже маленькие дети. Основными факторами, способствующими развитию этой преступности, являются недостаточная осведомленность людей о поездках за границу и трудоустройстве, безработица в странах и низкий уровень жизни населения.

 

По данным ООН, ежегодно в мире жертвами торговли людьми становятся около 2 миллионов 700 тысяч человек. По оценкам международных экспертов, сумма годового дохода, получаемого в результате этого преступления, превысила 7 миллиардов долларов США. 80% жертв преступлений, связанных с торговлей людьми, — это женщины и дети. Ежегодно во всем мире 600-800 тысяч женщин и детей обманным путем вывозятся и продаются за границу.

 

В целях создания правовой основы и повышения эффективности борьбы с торговлей людьми в нашей стране 17 апреля 2008 года был принят закон «О противодействии торговле людьми». Также данный закон был принят в 2020 году в новой редакции. В соответствии с документом определены государственные органы, осуществляющие борьбу с торговлей людьми, и их полномочия, а также направления государственной политики в области противодействия торговле людьми:

  • осуществление мер, направленных на противодействие торговле людьми, в том числе устранение причин и условий, способствующих торговле людьми;

  • осуществление правовых, политических, социально-экономических, медицинских, профилактических, информационных мероприятий, направленных на предупреждение торговли людьми, в том числе повышение правосознания и правовой культуры населения;

  • своевременное выявление и пресечение торговли людьми, устранение ее последствий, а также обеспечение принципа неотвратимости ответственности лиц, занимающихся торговлей людьми;

  • поддержка, в том числе социальная защита лиц, пострадавших от торговли людьми, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с торговлей людьми;

Согласно новому закону вместо межведомственной комиссии по борьбе с торговлей людьми была создана Национальная комиссия по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом, преобразованная в коллегиальный орган, координирующий деятельность органов государственной власти и управления, иных организаций в области борьбы с торговлей людьми.

 

В нашей стране создана законодательная основа для борьбы с данной преступностью, усиление взаимодействия правоохранительных органов и негосударственных организаций в борьбе с ней способствует снижению преступности. Однако полностью ликвидировать этот вид преступлений не представляется возможным. Торговля людьми по-прежнему остается глобальной угрозой.

Фаррух ТУРАХОДЖАЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

КОРРУПЦИЯ – ПОРОК, КОТОРЫЙ ЗАХВАТИЛ НАШЕ ОБЩЕСТВО

К сожалению, суть этой глубоко укоренившейся проблемы в сознании большинства наших граждан недостаточно изучена.

 

Президентом и правительством принимается множество указов и постановлений. Согласно этим документам выделяются огромные средства на развитие всех сфер и отраслей.  Сейчас у нас в стране уделяется большое внимание решению проблемы коррупции. Коррупция с английского языка переводится как система, не работающая, ржавеющая. Это не всегда взятки, как мы с вами привыкли думать. Коррупцию создает система, которая не работает.

 

В 2017 году принят Закон «О противодействии коррупции». В нем закреплены основные направления государственной политики в данной сфере, организационно-правовые механизмы их реализации, основные принципы противодействия коррупционным преступлениям. Впервые разъяснены такие понятия, как конфликт интересов и коррупционное правонарушение.

 

Более того, этот закон стал основой формирования и развития целостной законодательной, правовой системы противодействия коррупции. Приняты свыше 60 Указов и постановлений Президента, ряд государственных программ, определивших меры по противодействию коррупции, повышению правосознания и правовой культуры в обществе.

 

В Узбекистане все разрабатываемые и действующие нормативно-правовые акты проходят антикоррупционную экспертизу. Широко используется опыт зарубежных стран, достигших значительных результатов  в законотворческой деятельности. Совершенствуется законодательная основа осуществления государственных закупок и использования бюджетных средств, займов международных организаций и иностранных государств, реализации государственных активов (в частности, каждый государственный орган раз в квартал должен публиковать информацию об использовании бюджетных средств).

 

Следует отметить, что международное законодательство в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям служит правовой основой согласованной деятельности государств в борьбе с этим явлением. К нему относятся документы конвенциального характера, провозглашающие цели и принципы антикоррупционной деятельности, формирующие ее концептуально-правовое поле, механизмы борьбы с коррупцией. Существуют глобальный, межрегиональный и региональный уровни формирования данного законодательства.

 

Следует отметить, что независимые судебная система и судьи играют огромную роль в борьбе с коррупцией. Последние тенденции и изменения показывают, что именно в антикоррупционном плане в судебной системе реализуются существенные реформы. В части обеспечения независимости судей большую роль играет срок пребывания в должности судьи. Несколько лет назад была проведена революционная реформа, благодаря которой первый срок у судей составил пять лет, второй – 10, а в случае безупречной службы с третьего срока судья может осуществлять свою деятельность бессрочно.

 

Сегодня отбор судей проводится открыто и прозрачно созданным специальным Высшим судейским советом, состоящим из представителей судейского сообщества. Прозрачность работы судей, их независимость, процессуальное равенство сторон и четкий процессуальный механизм проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений – главные факторы эффективной борьбы с коррупцией.

 

Ойбек ХАЙИТОВ,
Судья Юнусабадского районного суда
по уголовным делам

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РАКУРСЕ ОСНОВНОГО ЗАКОНА

В рамках реализуемых конституционных реформ особое внимание уделяется соблюдению прав и свобод личности, обеспечению мирной жизни граждан, а также формированию в обществе культуры законопослушания и общественной безопасности.

 

Основной закон является самым важным нормативно-правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, обеспечивающим гражданский мир и национальное согласие, права и законные интересы человека. Граждане имеют право осуществлять общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законами. Органы власти могут приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности. Вместе с тем общественная безопасность предполагает отсутствие массовых беспорядков, низкий уровень преступности.

 

Конституция страны гарантирует нормальное функционирование всех ветвей власти, развитие политических институтов, идеологий и мнений, участие в управлении делами государства. Обеспечение общественной безопасности является одним из важных аспектов национальной безопасности. Данный вектор — существенный приоритет в политическом и нормативно-правовом регулировании вопросов, связанных с жизненно важными интересами личности, общества и государства. Обеспечение общественной безопасности по своей значимости вполне заслуживает самостоятельной статьи в Конституции Республики Узбекистан.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

КУРС НА ДЕМОКРАТИЗАЦИЮ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

В начале текущего года глава государства подписал постановление «О мерах по дальнейшему обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами, а также повышению доверия населения к судам».  Оно направлено на демократизацию судебной системы, обеспечение прозрачности деятельности судов, расширение диалога с населением и усиление роли общественности при осуществлении правосудия.

 

Рассмотрим на какие задачи направлен данный документ.

 

В соответствии с постановлением предусматривается:

  • запрещение отказа в принятии или прекращения судами производства по делу по причине неподведомственности суду искового заявления, заявления, а также жалобы с передачей искового заявления, заявления, жалобы либо дела в суд, уполномоченный их рассмотреть;
  • определение обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением административного суда, обязательными для суда по гражданским делам, рассматривающего другое дело;
  • запрещение объединения нескольких требований в рамках одного дела, из которых одни подведомственны административному суду, а другие – суду по гражданским делам.

Для повышения доверия к административным судам важно внедрить действенные механизмы контроля за исполнением судебных решений госорганами.

 

Наряду с этим Верховному суду совместно с Высшим судейским советом поручено осуществлять административное судопроизводство на основе принципа “активная роль суда”.

 

При этом на административные суды возложена обязанность по сбору доказательств по собственной инициативе для выяснения фактических обстоятельств дела.

 

Гражданам и предпринимателям, чьи права нарушены, создадут условия для участия в сборе доказательств в пределах своих возможностей. Они смогут предъявлять административному суду требования о взыскании ущерба при наличии причинно-следственной связи. Кроме того, буду применяться механизмы достижения примирения сторон по делам, вытекающим из публично-правовых отношений.

 

Кроме того, предусматривается исполнение госорганами или организациями решения по делу, вытекающему из публично-правовых отношений, в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

 

Также в Узбекистане введут судебный штраф в отношении должностных лиц госорганов за неисполнение ими судебного акта. А за повторное неисполнение решения штраф в отношении должностных лиц будет применен в повышенном размере.

 

Резюмируя вышесказанное можно сказать, что в Новом Узбекистане взят курс на демократизацию судебной системы, обеспечение прозрачности деятельности судов, расширение диалога с населением и усиление роли общественности при осуществлении правосудия.

 

Шербек ИНАМДЖАНОВ,
судья Ташкентского

межрайонного административного суда

Перейти к содержимому