Искать:

МОЖНО ЛИ ВЗЫСКАТЬ АЛИМЕНТЫ С ГРАЖДАНИНА ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА?

— Будучи матерью-одиночкой воспитываю ребенка, который официально оформлен на меня. Муж — гражданин Турции, где и проживает в настоящее время. Брак наш зарегистрирован в ЗАГСе. Могу ли получать с него алименты на обеспечение сына?

Отвечает Председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Бехзод САГАТОВ:

 

— Если в графе «отец» в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует полная информация о лице, с которым оформлен ваш брак, вы в соответствии с Семейным кодексом имеете право обратиться в соответствующий суд по гражданским делам с заявлением об установлении отцовства и взыскании алиментов. Необходимо точно указать место жительства ответчика. Исковое заявление будет принято в производство. 

 

После возбуждения гражданского дела на основе действующего гражданско-процессуального законодательства и Договора между Республикой Узбекистан и Турецкой Республикой «О взаимной правовой помощи по вопросам гражданства, торговли и уголовным делам» будет направлен запрос с оповещением ответчика по существу искового заявления и участия на судебном заседании. После вынесения судебного решения его исполнение будет обеспечено в таком же порядке.

 

Кроме того, в случае признания вашим супругом своего отцовства, можете вместе с мужем обратиться в отдел ЗАГСа, который внесет соответствующую запись в соответствующей графе свидетельства о рождении ребенка. В таком случае в суд можете обращаться с заявлением о взыскании алиментов.

2022 ГОД: КАК РЕШАЛИСЬ СПОРЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ташкентским городским судом совместно с Ташкентским городским административным судом был организован брифинг с целью информирования о проделанной работе по осуществлению правосудия в 2022 году. В нем приняли участие председатель Ташкентского городского суда Эркин Ходжакулов, председатель Ташкентского городского административного суда Улугбек Алмамедов, заместители председателя Ташкентского городского суда Шухрат Аббасов, Акбарали Турабов, Максудбек Саидов, судьи и представители СМИ.

В ходе мероприятия председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов проинформировал о деятельности Ташкентского городского и межрайонного административных судов.

Так, в течение 2022 года в административные суды поступило в общей сложности 5 146 исков. Из них отказано в принятии 195 заявлений (жалоб) (в 2021 году отклонено 512), возвращено 194   заявлений и жалоб (в 2021 году 960), 198 перешли в новый год в качестве остатка. Принято на производство и завершено рассмотрение 4559 заявлений и жалоб.

 

Часть рассмотренных дел, относящихся к спорам, возникающим из публично-правовых отношений, составляют 2 705 дел, связанные с размещением в реабилитационном центре лиц, не имеющих определенного места жительства.

 

Следует отметить, что отказ в принятии заявлений административными судами сократился почти в 3 раза, возврат —  в пять с половиной раз. Из рассмотренных дел 53,1%, были удовлетворены, 30,4% — отклонены, 4,5% остались без рассмотрения.

При этом по итогам рассмотрения дел в первой инстанции в общей сложности было вынесено 258 частных определений. В 25 случаях к должностным лицам применялись дисциплинарные взыскания со стороны руководителей организаций за допущенные ими в законодательстве недостатки.

 

Отмечается, что в течение 2022 года было относительно больше случаев, связанных с признанием незаконными действий должностных лиц среди таких органов, как Пенсионный фонд, государственные налоговые органы, местные органы власти, Бюро принудительного исполнения, Агентство интеллектуальной собственности, нотариусы, ЗАГС, Агентство государственных услуг и др.

 

В ходе мероприятия подчеркивалось, что прекращение дел в апелляционной инстанции по сравнению с 2021 годом сократилось на 12,4%.

ДОГОВОР: ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

В современном гражданском праве сложилось многопонятийное представление о договоре.

 

Статьей 353 Гражданского Кодекса Республики Узбекистан регламентировано, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В этой связи договор представляет собой определенное правоотношение, которое возникает вследствие его заключения. Именно в договорном правоотношении реализуются субъективные права и обязанности сторон договора. Говоря о договорных правоотношениях, подразумеваются договорные обязательства, в силу которых одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, а именно: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.д.

 

Также договор традиционно рассматривается как документ, определяющий права и обязанности сторон. Данное понимание договора довольно условно, так как соглашение может существовать и в устной форме.

 

В то же время следует отметить, что современное гражданское право признает, что на основании договора возникают помимо обязательственных, и вещные — абсолютные правоотношения. Любая передача вещи в собственность может рассматриваться как самостоятельная распорядительная сделка (вещный договор). Договоры о передаче вещи в собственность влекут возникновение вещных (абсолютных) правоотношений.

 

Назначение договора состоит в том, что он служит самостоятельным основанием возникновения обязательства.

 

Всякий раз, когда стороны заключают договор, они должны согласовать его условия, которые определяют права и обязанности контрагентов. Однако, наряду с этим, в силу заключенного ими договора они оказываются связанными также правами и обязанностями, которые предусмотрены в законе.

 

Значение гражданско-правового договора выделяется следующим образом:

 

– договор – уникальное средство обеспечения порядка и стабильности в экономическом обороте (возможность заключения договора создает уверенность у субъектов гражданского правоотношения в том, что их интересы могут быть осуществлены, реализованы, а возникшие изменения могут быть учтены при его исполнении);

 

– договор – это форма соблюдения интересов субъектов гражданских правоотношений и основная форма осуществления предпринимательской деятельности;

 

Изучение договорной практики позволяет оперативно выявить тенденции и своевременно реагировать на возникшие потребности в тех или иных товарах и услугах с целью их успешного удовлетворения.

Проблема чаще всего ставится так, что понятие договора выходит за пределы гражданского права, что, помимо гражданско-правового, есть договоры трудовые, семейно-правовые, земельные, финансовые и т.п.

 

Однако, думается, что необходимо ставить вопрос по другому. Любой договор в частно-правовой сфере, где бы он ни заключался, является гражданско-правовым договором. В крайнем случае, можно говорить о частно-правовом договоре.

 

Договор – это соглашение сторон. Любое соглашение предполагает равноправие сторон, иначе это не соглашение, а отношения власти и подчинения. Равноправные отношения – это гражданско-правовые отношения.

 

Общий вывод такой – все договоры в частно-правовой сфере являются гражданско-правовыми. Конечно, в каждой отрасли права есть свои особенности, связанные со степенью вмешательства государства в частно-правовые отношения (например, в земельных отношениях) или в преимуществе одной из сторон (например, в трудовых отношениях). Но эти особенности проявляются везде, в том числе в чисто гражданско-правовых договорах. Например, специфика трудового договора заключается в наличии серьезного преимущества у работодателя. Но такие же договоры есть в гражданском праве: публичный договор, договор присоединения, банковские договоры, страховые договоры, вообще любые договоры, в которых проявляется приоритет производителя. То есть в договорах есть сильная сторона и слабая сторона.

 

На эти случаи рассчитаны меры по защите прав слабой стороны в договоре: например, защита прав потребителя. В международном частном праве эти нормы считаются суперимперативными, то есть влекущими неприменение иностранного права. Та же схема применяется в трудовом контракте. Но он будет неизбежно все более развиваться по направлению к обычному гражданско-правовому контракту.

 

Недаром существуют трудности в разграничении трудового договора с договором подряда и договором услуг. Полезно использование гражданско-правовых механизмов, в частности, рассмотрение невыплаты зарплаты как невозврат долга, и применение в этом случае гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков).

 

Из изложенного выше следует, что можно различить два вида договоров:

 

1) частно-правовой (гражданско-правовой);

 

2) публично-правовой, который возникает только между равноправными субъектами – государствами (международный договор), административно-территориальными образованиями – (внутригосударственный договор), министерствами.

Поэтому не может быть договор между государственным органом и организацией или гражданином. Там, где государственный орган осуществляет властные полномочия, не может быть договорных отношений.

 

Статья 35 Закона Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», регулирующая инвестиционный налоговый кредит, гласит, что в целях поддержки инвесторов им может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, который является формой изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику — инвестору предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать причитающиеся с него налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

 

В этом случае налоговое обязательство – это не договор, а одностороннее решение государства об освобождении от уплаты налогов (предоставление налоговых каникул).

 

К данному случаю полностью применимо положение части 6 ст. 2 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, устанавливающая, что к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 

Таким образом, все договоры, основанные на равенстве, опосредствующие имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, являются гражданско-правовыми договорами. Общие положения о гражданско-правовых договорах применяются к ним в той мере, в какой они не урегулированы соответствующим специальным законодательством.

 

                            Нозима Захидова,

судья Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам

ЧТО МЕШАЕТ БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Злоупотребление служебным положением, незаконное использование его в целях получения материальной выгоды, а также в личных целях влечет уголовную ответственность.

 

Как вы понимаете, речь идет о коррупции. Сегодня в нашем обществе ведется серьезная борьба с этим злом современности. Несмотря на то, что его последствия разъясняются населению через средства массовой информации, на различных встречах, «круглых столах» и мероприятиях, мы, к сожалению, все еще не добились резкого снижения коррупции.

 

Что мешает этому?

Мы знаем, что в коррупции всегда участвуют две стороны: с одной стороны, должностное лицо, а с другой — лицо, ожидающее от должностного лица принятия решения, которое представляет его интересы. Коррупцию, проще говоря, можно назвать корыстной целью и достижением чего-либо путем обхода закона.

 

Сегодня борьба с этим преступлением в нашей стране стала одним из основных направлений государственной политики. В этом плане Узбекистан присоединился к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Это стало первым важным шагом реформ в данном направлении.

 

Следует также отметить, что, Закон «О противодействии коррупции» стал национальным механизмом для реализации борьбы в данном направлении. Постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по эффективной организации деятельности по противодействию коррупции» и «О мерах по внедрению системы рейтинговой оценки эффективности работ по противодействию коррупции» также послужили мощными шагами в данной сфере.

 

В результате эффективного исполнения задач, определенных в этих документах раскрываются многие преступления, предотвращаются те, которые могут быть совершены. Но этого недостаточно. Мы должны более активно бороться с коррупцией. Это то, на что мы все должны обращать внимание.

 

Санжар АБДУГАНИЕВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда
по уголовным делам

СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ РЕФОРМА ПОВЫСИТ ДОВЕРИЕ К ЗАКОНАМ

В последние годы в судебно-правовой системе многое сделано для отправления правосудия. Но в сфере все еще есть вопросы, которые предстоит решить. Именно поэтому в  Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана Президент страны определил надежную защиту прав и свобод человека как третье направление. 16 января лидер страны подписал еще один документ, направленный на реформирование судебно-правовой сферы — Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов».

 

Согласно документу, запускается электронная система отбора адвокатов, которая будет предоставляться бесплатно за счет государства. Ранее подозреваемому и обвиняемому предлагались услуги адвокатов, которые действовали «в сотрудничестве» со следственными органами. Теперь же человеку предоставляется возможность выбрать адвоката, которого он знает и которому доверяет.

 

Президент отметил, что в кратчайшие сроки будет создана система, которая научит правоохранительные органы работать по-новому, повысит качество правосудия. На это направлен Указ главы государства от 16 января 2023 года. Планируется также расширить полномочия и ответственность региональных судов по вынесению справедливых приговоров и решений. Санкция на обыск, прослушивание телефонных разговоров и арест имущества передается из прокуратуры в суд. Отныне любое действие, связанное с ограничением права собственности, будет осуществляться только через суд. Также будут приняты системные меры по повышению качества расследования. При этом формируется отдельный корпус прокуроров, участвующих в рассмотрении дел в суде. Они специально обучены, беспристрастны, независимы при рассмотрении дела в суде, что предусмотрено законом.

 

В тексте Послания также подчеркивается, что в дальнейшем на основе передового зарубежного опыта деятельность административных судов также будет выведена на новый уровень. В случае обращения в административные суды с жалобой на решение хокима вводится практика рассмотрения дел в экстерриториальном порядке, то есть на другой территории.

 

Словом, судебно-правовые реформы, которые планируется осуществить в ближайшее время, повысят доверие и уважение наших соотечественников к государству, к нашим действующим законам.

 

Толибжон ОБИДОВ,
председатель Шайхантахурского районного суда
по уголовным делам

ЕСЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЕ…

В Уголовно-процессуальном кодексе отдельная глава, касающаяся уголовного судопроизводства несовершеннолетних, установлена в соответствии с требованиями международного права.

 

В частности, в соответствии со статьей 547 настоящего кодекса возраст уголовной ответственности по делам о преступлениях лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста до совершения преступления, установлен в 14, 16 и 18 лет. При этом учитывается психическое отношение несовершеннолетних к возрасту ответственности и общественная опасность деяния.

 

В соответствии с действующим Уголовно-процессуальным кодексом при производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно участие законных представителей и защитника. Также устанавливается специфика процесса допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, участие в допросе с разрешения следователя законного представителя несовершеннолетнего, по усмотрению следователя или прокурора — педагога или психолога. Кроме того, статья 553 Уголовно-процессуального кодекса устанавливает, что время, которое несовершеннолетний подозреваемый тратит на допрос, не должно превышать шести часов, не считая часового перерыва на отдых и прием пищи в течение дня.

 

Вместе с тем, пунктом 12 постановления «О практике назначения судами уголовного наказания» установлено, что при назначении наказания несовершеннолетним суды обязаны учитывать особенности, установленные статьями 81-90 Уголовного кодекса.

 

При назначении наказания несовершеннолетнему должны оцениваться уровень его развития, воспитания, состояние здоровья, уровень психического развития, мотивы совершения преступления, информация о негативном влиянии взрослого на его поведение и другие обстоятельства. Даже если лицо, совершившее преступление до достижения восемнадцатилетнего возраста, достигло совершеннолетия на момент рассмотрения дела в суде, срок или размер назначенного ему наказания не могут превышать максимальные сроки, установленные статьями 82-85 Уголовного кодекса.

 

Следует отметить, что статья 563 Уголовно-процессуального кодекса предусматривает, что при вынесении приговора несовершеннолетнему подсудимому суд должен назначить ему опекуна, если ему назначено наказание, не связанное с условно-досрочным освобождением или лишением свободы. Это позволит в дальнейшем избежать совершения нового преступления и вернуться к здоровому образу жизни.

 

Абдулла АБДУЛХАЕВ,
судья Шайхантахурского районного суда
по уголовным делам

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНА СУДЕБНАЯ ЭТИКА

Правосудие – наиболее надежный и цивилизованный способ разрешения возникающих в обществе конфликтов, защиты прав и свобод граждан, интересов гражданского общества и государства. Право на справедливое судебное разбирательство признается за каждым человеком и гражданином. 

 

Статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Аналогичное право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10), а также закреплено в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

 

Закрепление в ст. 11 Конституции Республики Узбекистан принципа разделения властей и самостоятельности судебной власти наряду с властями законодательной и исполнительной создает нормативную и идейную базу для формулирования нравственных требований к представителям судебной власти.

 

Судебная власть, действующая в сфере социальных и межличностных конфликтов, должна отвечать высоким нравственным стандартам, оправдывать ожидания общества. Законодательство о суде и судопроизводстве наполнено нравственным содержанием, служит защите нравственных ценностей. А также в нашем праве беспристрастность рассматривается в качестве одного из важнейших условий обеспечения объективного, непредвзятого и всестороннего рассмотрения дела и вынесения по нему справедливого и обоснованного решения.

 

Судья, впервые избранный на должность в Республике Узбекистан, приносит в торжественной обстановке присягу.Соблюдение этой присяги неразрывно связано с понятием «судейская этика».

 

Профессиональная этика судьи – это часть правовой этики, которая занимается изучением и разработкой вопросов, связанных с моральными и профессиональными отношениями судей и участников процесса во время и после работы. Судья не может осуществлять свою деятельность без соблюдения этических требований судей, поскольку в основе этой деятельности лежат морально-правовые требования, исторически сложившиеся в обществе.

 

Поскольку судья всегда на виду и общество предъявляет к его моральному облику жесткие требования, облик судьи должен быть согласован и определен в официальном документе. Судебная власть оценивается как справедливая тогда, когда она применяет законы, признанные обществом справедливыми, разрешает дела, установив истину, достоверно выяснив их фактические обстоятельства, принимает решения в соответствии с признанными фактами и требованиями закона.

 

Требование к судебной власти быть справедливой относится не только к ее решениям окончательного характера, но и ко всей ее деятельности с момента, когда дело поступило в ее распоряжение. Судебная власть должна быть равной для всех. Это нравственное требование, по сути, выражает уравнительный аспект справедливости. 

 

Независимость, неприкосновенность и невмешательство судей в их работу гарантируются государством, а высокий уровень материального и социального обеспечения является одним из ключевых факторов в обеспечении справедливого судебного разбирательства.

 

В любом месте и в любое время профессия судьи всегда была на виду, и к ее моральному и этическому качеству предъявлялись строгие требования, поскольку эта деятельность объединяет решение вопросов, связанных с правами и свободами человека, и оказывает влияние на судьбы людей.

 

Установление права на эффективное восстановление этих прав предъявляет высокие и строгие требования к профессиональным и моральным качествам судей и судебных исполнителей по сравнению с другими профессиями.

 

Фаррух Тураходжаев,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ВОПРОС РАЗМЕЩЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ЛИЦ, НЕ ИМЕЮЩИХ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

16 декабря 2022 года Президент Республики Узбекистан подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

 

Законом внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, в частности, касающийся  порядка ведения дел о помещении в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства.

 

Законом определено исключение норм из Кодекса об административном судопроизводстве и внесение их в Кодекс об административной ответственности по рассмотрению ходатайств о помещении в реабилитационный центр лиц, не имеющих определенного места жительства. Согласно закону рассмотрение соответствующих дел из административных судов передается в районные, городские суды по уголовным делам.

 

Кроме того, в Кодекс об административной ответственности включен порядок ведения дел о помещении в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства. При установлении оснований, требующих помещения в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства, соответствующий орган обязан в течение 48 часов с момента поступления такого лица подготовить материалы для направления в суд ходатайства о помещении его в реабилитационный центр на срок не более 30 суток. По закону материалы о помещении в реабилитационный центр лица, больше не имеющего определенного места жительства, представляются органом внутренних дел в районный (городской) суд по уголовным делам по месту нахождения такого лица или по месту нахождения реабилитационного центра.

 

Ходатайство рассматривается судьей индивидуально в закрытом судебном заседании в течение 24 часов с момента его подачи.

 

Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда
по уголовным делам

ВЕРНА ЛИ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, НАЧИСЛЕННАЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ-ПОСТАВЩИКОМ ВОДЫ?

Сотрудники предприятия-поставщика воды, обнаружив повреждение на пломбе прибора учета воды, выписали нашему предприятию счет в объеме месячной оплаты — 10 миллионов сумов и подали иск в суд. Однако месячный расход воды предприятия составляет 300 000 сумов. Правильно ли начислена сумма? 

С. Алишеров, г. Ташкент.

Отвечает судья Ташкентского межрайонного экономического суда Насиба Абдурахманова:

 

— Согласно пункту 68 «Правил оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям», утвержденных постановлением №194 Кабинета Министров «Об утверждении правил оказания коммунальных услуг» от 15 июля 2014 года, при обнаружении представителем данной организации неисправности прибора учета воды, несанкционированного вмешательства в его работу, срыва пломб составляется акт с учетом выявления причин возникшего случая и со стороны организаций выдается предписание потребителю (субпотребителю) о необходимости внеплановой поверки прибора учета сроком исполнения в течение 30 дней с момента вручения предписания.

 

Согласно подпункту «б» пункта 87 Правил для потребителей группы II и III начисление производится по пропускной способности основного водопроводного ввода по формуле:

 

Q=МхFх√2gHхT

 

М — коэффициент расхода воды через задвижку, равный 0,60-0,62;

 

F — площадь сечения трубы или отверстия, из которой вытекает жидкость (по внутреннему диаметру), м2;

g — ускорение свободного падения, равное 9,8 м/сек.2;

 

Н — напор воды в метрах водяного столба в точке водоразбора или в точке подключения к коммунальной сети водоснабжения;

 

Т — время в секундах в течение 24 часов за календарные дни месяца.

Согласно пункту 73 Правил в случае обнаружения повреждения, а также срыва или нарушения целостности пломб прибора учета потребитель обязан в течение 2-х суток поставить об этом в известность организацию. По данному факту сторонами составляется соответствующий совместный акт с последующим принятием решений об устранении нарушений в работе приборов учета, а также проведением внеплановой поверки прибора учёта.

 

Согласно пункту 74 Правил, при обнаружении срыва контрольных пломб на приборе учета по вине потребителя, который подтвержден составленным актом, прибор направляется на внеплановую поверку в аккредитованные органы (метрологические службы). При установлении непригодности прибора учета по результатам поверки прибор учета направляется на ремонт, с последующей его поверкой после ремонта, в аккредитованные органы (метрологические службы) или приобретается и устанавливается новый прибор учета в случае невозможности ремонта. 

 

Согласно пункту 70 Правил, организация ответственна за своевременное проведение поверки приборов учета, раннее оповещение потребителей о ее проведении, снятие/установку, контроль показаний приборов учета. Время проведения поверки (ремонта) прибора учета со дня его снятия и до его установки и опломбирования не должен составлять более 30 календарных дней. В период проведения ремонта или поверки приборов учета расчет за холодную воду производится для потребителей всех групп в течение 30 календарных дней с момента снятия прибора учета по среднесуточным показаниям прибора учета за три предыдущих месяца.

 

Согласно пункту 84 Правил в случае неисправности прибора учета не по вине потребителя количество израсходованной воды определяется по среднесуточным показаниям прибора учета за три предыдущих месяца. Если прибор учета не установлен в течение одного месяца, то количество израсходованной воды определяется для потребителей группы I согласно подпункту «а» пункта 87, а для потребителей группы II и группы III — согласно подпункту «б» пункта 87 настоящих Правил.

 

В данном случае если пломба на приборе учета воды повреждена по вине потребителя, то согласно подпункту «б» пункта 87 Правил начисление, произведенное по пропускной способности основного водопроводного ввода согласно приведенной формуле, является обоснованным.

УСИЛЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельные ресурсы, являясь основой национального богатства страны, в силу своих природных и экономических качеств представляют особый объект социально-экономических и общественно-политических отношений, что, в свою очередь, диктует необходимость создания принципиально иной системы управления этими ресурсами, отличающейся от управления другими видами материальных ресурсов.

 

Осуществление земельной реформы ведет к увеличению социального, инвестиционного, налогового потенциала земли и превращению ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста регионов и страны в целом. Именно на это направлен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с выделением и использованием земельных участков, а также совершенствованием системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра».

 

Согласно изменению к закону «О государственной власти на местах», документы совета народных депутатов могут быть обжалованы в суде, а прокурор может опротестовать их.

 

За самовольное занятие орошаемой земли под строительство установлена прямая уголовная ответственность (от 2 до 3 лет лишения свободы). Также установлена ответственность за продажу орошаемой земли или ее незаконную передачу. Соответственно, если эти действия совершены при отягчающих обстоятельствах, наказание составляет до 8-10 лет лишения свободы.

 

Кроме того, законом усилена административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

Земельный кодекс отменяет полномочия хокимов областей по предоставлению земель во владение, пользование и аренду для нужд сельского хозяйства и других государственных и общественных нужд, хокимы смогут утверждать итоги конкурса по предоставлению земель в аренду.

 

Проекты земельных решений хокимов областей подлежат правовой экспертизе территориальными органами юстиции.

 

Право районных хокимов на сдачу земли в аренду ограничено. Соответственно, с районными хокимиятами заключаются договора аренды на следующие виды земельных участков:

 

— земли, предоставленные правительством научно-исследовательским и образовательным учреждениям, агропромышленным кластерам, инвесторам;

 

— земли, выделенные на основании решения хокима области после утверждения результатов электронного конкурса;

 

— земли, предоставленные на электронном аукционе;

 

— земли, выделенные правительством предприятиям с иностранными инвестициями, международным объединениям и организациям, иностранным физическим и юридическим лицам.

Аброр САИДОВ,
председатель Алмазарского районного суда
по уголовным делам

Перейти к содержимому