Искать:

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ПРАВАМ И СВОБОДАМ ЧЕЛОВЕКА

В общеобразовательной школе № 110 Мирабадского района столицы председатель и судьи Мирабадского районного суда по уголовным делам С.  Содиков, С. Хожамкулова, Р. Рахмонов, Ш. Шерматов, совместно с председателем и судьями Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Б. Сагатовым, Н. Захидовой, А. Султановой провели встречу, на которой разъяснялись суть и значение конституционной реформы. Наряду с этим обсуждена новая редакция Трудового кодекса Республики Узбекистан.

 

В ходе диалога разъяснены суть обновляемой Конституции в новой редакции, значимость включаемых в нее новых норм. Приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета, о котором повествуется в преамбуле Конституции Узбекистана в новой редакции, говорят о том, что во главу угла сегодня ставится человек. Ряд статей новой редакции Конституции утверждают о том, что приоритетны права и свободы человека, которые действуют непосредственно определяют суть и содержание законов деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц.

Отмечалось, что обновленная Конституция сплачивает все наше общество вокруг идеи построения процветающего государства – Нового Узбекистана. В Конституции учтены интересы всех слоев общества, в разработке проекта активное участие приняли широкая общественность, политические партии, общественные организации, представители экспертных и научных кругов, интеллигенция.

Говорилось также о том, что в Конституции в новой редакции появилась норма, согласно которой государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте. Данная норма закрепляет проводимую в нашей стране за последние шесть лет работу по повышению роли учителя и служит дальнейшему повышению его социального статуса в обществе.

БРАК, ОСНОВАННЫЙ НА ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ

В нашей стране семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Защита прав и интересов семьи, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан, является ключевым вопросом государственной политики.

 

Государство стремится повысить престиж семьи, сохраняя в обществе главные принципы, такие как свобода, справедливость и благополучие. Кроме того, государство защищает семью, как социальную ячейку, в главном обращая своё внимание на статус, функции, роль, значимость семьи в общественном сознании. Семья обеспечивает передачу семейных ценностей из поколения в поколение, создает современную модель семьи.

 

В этой связи особое внимание уделено в проекте конституционного закона Республики Узбекистан о Конституции Республики Узбекистан на укрепление конституционных основ семьи. В предложенном проекте Конституции говорится, что брак основывается на традиционных семейных ценностях народа Узбекистана.

 

В дополнение к сохранению традиционных семейных ценностей государство предполагает закрепить в Конституции создание социальных, экономических, правовых и других условий для полноценного развития семьи. Это значит, что будут развиваться и совершенствоваться следующие виды социальной поддержки:

 

— пособия детям и семьям;

 

— услуги, предоставляемые семьям и детям;

 

— денежные выплаты;

 

— оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства;

 

— программы улучшения жилищных условий и др.

Отдельным пунктом в проекте Конституции выдвинута потребность в обеспечение и защите прав, свобод и законных интересов ребенка, создание наилучших условий для его полноценного физического, умственного и культурного развития, обязательство за реализацию данной потребности государство берет на себя. На ряду с этим в проекте закреплена норма об охране не только материнства и детства, но и отцовства, что в нынешних реалиях является актуальным вопросам.

 

Отельной статью предлагается закрепить за молодежью следующие права, «государство обеспечивает защиту личных, политических, экономических, социальных, культурных, экологических прав молодежи, поощряет ее активное участие в жизни общества и государства. Государство создает условия для интеллектуального, творческого, физического и нравственного формирования и развития молодежи, реализации ее прав на образование, охрану здоровья, жилье, трудоустройство, занятость и отдых».

 

Новые  нормы обновляемого Основного закона сыграют важную роль в развитии и укреплении института семьи, защите ее интересов, а также откроют новые возможности для создания лучших условий жизнедеятельности каждого ребенка и позволят защитить права молодежи и взглянуть на них в более прогрессивном ключе.

 

Азизбек ДЖАЛИЛОВ,
судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда
по гражданским делам

  В КАКИХ СЛУЧАЯХ ДАЕТСЯ ОТВОД СУДЬЕ?

«Кто рассматривает заявление об отводе судьи?»

С. Ким, г. Ташкент.

Отвечает судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда Бибиназ КЕУНИМЖАЕВА:

 

– Согласно статье 20 Экономического процессуального кодекса РУз судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он:

 

1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего кодекса является недопустимым;

 

2) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве судьи третейского суда, арбитра, прокурора, эксперта, специалиста, переводчика, секретаря судебного заседания, представителя или свидетеля;

 

3) является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей;

 

4) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности;

 

5) является родственником судьи, входящего в состав коллегии, рассматривающей дело.

Дела во всех судах первой инстанции рассматриваются судьей в индивидуальном порядке. Вопрос отвода судьи решается председателем суда, а в судах одного состава – данным судьей.

 

Вопрос отвода в отношении председателя суда рассматривается самим председателем суда. Вопрос отвода судьи, рассматривающего дело в Верховном суде первой инстанции, решается председателем судебной коллегии. Заявление об отводе судьи может быть подано письменно или в устной форме. Устное заявление указывается непосредственно в протоколе судебного заседания.

 

Судом объявляется о том, что повторные заявления от одного и того же лица по одним и тем же основаниям не рассматриваются, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

НАСИЛИЕ КАК УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Защита прав женщин и детей — одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов женщины и несовершеннолетнего, причинение им вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.

 

Насилие в отношении женщин и детей является одной их наиболее серьезных форм дискриминации и нарушением прав человека.
К сожалению, чаще всего женщины-жертвы подвергаются домашнему, или бытовому насилию. Преступления в отношении женщин совершаются близкими родственниками (мужья, сожители, братья, сестры, дети и т. д.) либо лицами из числа знакомых, друзей, соседей. В ряде случаев факты совершенного в отношении женщины преступления остаются неизвестными для правоохранительных органов, носят латентный характер, так как зачастую сами женщины, подвергшиеся насилию, в силу перенесенного стресса, из-за боязни повторно подвергнуться насилию не обращаются за помощью в соответствующие государственные органы, которые могли бы оказать реальную помощь и защитить их. Поскольку виновное лицо знакомо потерпевшей от преступления женщине, то вероятность раскрытия данного преступления весьма высока. Реже такие преступления совершаются малознакомыми лицами, например, в барах, кафе, клубах и т. д. Большая часть преступлений совершается мужчинами. Это связано со стереотипами поведения мужчин и женщин в семье и обществе, представлениями мужчин о дозволенности насилия, возможности разрешать конфликты с причинением физической силы, поскольку по своей природе женщина является физически слабее и уязвимее.


Сегодня в сфере защиты прав женщин и детей разрабатываются все новые положения, которые напрямую связаны с недопущением в отношении них совершения какого-либо насилия. И 12 апреля в Узбекистане вступил в силу закон, который вносит поправки в действующее законодательство по защите прав, свобод и законных интересов женщин и детей.
Данным законом, во-первых, повышается уровень опасности преступлений на сексуальной почве.

 

Устанавливаются меры административной и уголовной ответственности за разные проявления насилия, включая семейное насилие, и предусматривается недопущение применения смягчающих норм к лицам, совершившим такие преступления. Во-вторых, преступления, которые ранее относили к категории менее тяжких, теперь включены в категорию тяжких, а тяжкие — в категорию особо тяжких преступлений.
Более того, настоящим законом включены новые понятия преступления и правонарушения, такие как «семейное (бытовое) насилие», «преследование», «сексуальное домогательство», и за эти действия устанавливается соответствующая административная и уголовная ответственность.
Постоянные звонки человеку против его воли, его розыск, приезд к нему на работу, учебу и место жительства, преследование его причиняют крайний дискомфорт потерпевшему. Теперь за подобные действия будет административная ответственность.


Также если лицо совершает сексуальное насилие не только в отношении своего нынешнего супруга или близкого родственника, но и бывшего супруга, лица, совместно проживающего или имеющего общего ребенка, инвалида или лица, приписанного к нему для обучения или воспитания, ему будет назначено более тяжкое наказание.


Теперь если муж или жена препятствует супругу в осуществлении своих прав либо оскорбляет, угрожает, разлучает с близкими родственниками, то будет привлечен к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести деяния.


Кроме того, деяние, выраженное в распространении информации, содержащей фото и (или) видеоизображения обнаженного тела и (или) половых органов лица без его согласия, в том числе распространение в средствах массовой информации, сети Интернет, либо угроза распространения такой информации уже квалифицируется как преступление, и данные действия, совершенные в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего восемнадцати лет, наказывается лишением свободы до трех лет.

Более того, закон обеспечивает неотвратимость ответственности таких лиц, а уголовное наказание назначается вне зависимости от того, знал обвиняемый возраст потерпевшего или нет. То есть деяние лица, совершившего сексуальное насилие в отношении лица, не достигшего 14, 16 или 18 лет, независимо от того, знает ли он о возрасте потерпевшего, уже будет оцениваться исходя из фактического возраста потерпевшего и назначаться соразмерное суровое наказание.

Также предусматривается, что в отношении лиц, осужденных за вступление в половую связь с несовершеннолетними или совершение в отношении них развратных действий, не будет применяться досрочное условное освобождение от отбывания наказания, и в отношении них будут применяться более строгие меры наказания.
Также введен новый вид административного взыскания — это принудительное привлечение к оплачиваемым общественным работам.
 
Данный вид взыскания теперь будет применяться и к лицам, уклонявшимся от уплаты алиментов. Ранее за данное правонарушение назначался штраф или административный арест 15 суток, что, соответственно, не приносило никакой пользы ребенку, не получающему алименты.
 
 
Наоборот, денежные средства должны обращаться на уплату штрафа, а арест на 15 суток лишает возможности зарабатывать и платить алименты. Теперь данным законом пятьдесят процентов заработной платы лиц, привлекаемых к оплачиваемым общественным работам, направляется на погашение задолженности по алиментным обязательствам.
 

В заключение хотелось бы отметить, что все эти изменения и дополнения, внесенные в некоторые законодательные акты, послужат предупреждению домогательств и насилия в отношении женщин и детей, улучшению морально-нравственной среды в семьях, сокращению количества разводов, а также еще больше укрепит позиции страны на международной арене по вопросам обеспечения прав женщин и детей.


Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам

ПРАВА НЕВЕСТКИ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ПОСЛЕ РАЗВОДА

— Как определяется право пользования жилым помещением между собственником жилого помещения и бывшим членом семьи? Например, в случае расторжения брака между сыном собственника и невестой, влияет ли расторжение брака на права невесты на пользование жилым помещением?

Отвечает председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Бехзод Сагатов:

 

—      Следует отметить, что в бракоразводных делах всегда страдают обе стороны. К сожалению, в настоящее время с увеличением дел о расторжении брака, так же количество дел, связанных с жилищными спорами не уменьшается. Большую часть дел данной категории составляют дела по искам о вселении, выселении, признании утратившим право пользования жилым помещением.

 

Во-первых, в ст.164 Гражданского кодекса Республики Узбекистан регламентировано, что право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили. Право собственности бессрочно.

 

При возникновении спора касательно право пользования жилым помещением нельзя забывать данную норму.

 

Вместе с этим, действующее гражданское законодательство предусматривает, что собственник не вправе злоупотреблять своим доминирующим положением, совершать иные действия, ущемляющие права и охраняемые законом интересы других лиц.

 

Говоря о бывших членах семьи, имеющих право пользования жилым помещением, естественно, мы подразумеваем невесток, которые либо добровольно ушли из семьи, либо их заставили уйти, либо по каким-то иным причинам их брак распался.

 

При таких обстоятельствах возникает вопрос, имеет ли право невеста, как бывший член семьи на пользвание жилым помещением, где она проживала до распада семейных отношений.

 

В первую очередь, ответ нам дает ст. 32 Жилищного Кодекса, которая гласит, что члены семьи собственника жилого дома, квартиры, а также граждане, постоянно проживающие с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было письменно оговорено иное. Они вправе вселять в предоставленное им собственником жилое помещение своих несовершеннолетних детей, вселение других членов семьи допускается только с согласия собственника жилого дома, квартиры. Право пользования жилым помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры.

 

Членами семьи собственника жилого помещения признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг) и их дети. Родители супругов, а также постоянно проживающие с собственником дети, имеющие свои семьи, и их супруги могут быть признаны членами семьи собственника только по взаимному согласию, если ранее они не приобрели это право.

 

Кроме того, нельзя забывать, что жилищное законодательство не так уж и лояльно к бывшим пользователям жилого помещение.

 

Так, если та же самая невеста не будет пользоваться жилым помещением без уважительных причин сверх установленных законом сроков, не участвует в содержании жилого помещения, суд может по иску собственника признать за ней утратившей право пользования жилым помещением.

 

Поскольку, в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, при временном отсутствии нанимателя, членов его семьи или граждан, постоянно проживающих с нанимателем, в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев.

 

С учетом того, что действующим жилищным кодексом, отношения между участниками частного жилищного фонда по вопросу признания утратившим право пользования не урегулированы, суд, основываясь на аналогии права, применяет к данным правоотношениям указанную норму закона.

 

В статье 54 Жилищного Кодекса Республики Узбекистан говориться, что признание граждан утратившими право пользования жилым помещением в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения вследствие отсутствия этих граждан сверх установленных сроков производится в судебном порядке по иску наймодателя или оставшихся проживать в этом помещении других постоянных пользователей.

В КАЧЕСТВЕ ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ – ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА

В последние годы по инициативе главы государства вопрос человеческого достоинства был поднят на уровень государственной политики. Это можно увидеть на примере масштабных реформ, проводимых в нашей стране. 30 апреля текущего года состоится референдум по проекту Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан».

 

В нашей стране высшей ценностью считается человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неприкосновенные права. Поэтому и в нашей обновляемой Конституции твердо прописано, что человеческое достоинство, его права неприкосновенны.

 

Если мы посмотрим, что изменения, внесенные в Конституцию с момента ее принятия в 1992 году, касаются в основном государственного управления и избирательного законодательства, то на этот раз основные обновления поправок направлены именно на усиление гарантий защиты прав и свобод человека и социальной защиты.

 

В частности, в соответствии со статьей 133 Конституции в новой редакции усиливаются гарантии обеспечения прав граждан в случаях, связанных с деятельностью судов.

 

Устанавливается, что граждане и юридические лица, воспользовавшись всеми другими средствами судебной защиты, вправе обратиться в Конституционный суд Республики Узбекистан с жалобой на конституционность закона, примененного к ним судом по конкретному делу, рассмотрение которого завершено в суде. Это, несомненно, послужит обеспечению того, чтобы любой вопрос, рассматриваемый в суде, в конечном итоге рассматривался справедливо в соответствии с интересами человека.

 

Еще одно важное изменение, в том, что осуждение лица и вытекающие из этого правовые последствия не являются основанием для ограничения прав его родственников. Из недавнего прошлого известно, что на протяжении многих лет многие наши граждане были лишены многих прав из-за преступления, совершенного кем-то из родственников, сознательно или неосознанно. Сейчас эта норма закрепляется на конституционном уровне. Это дает возможность многим квалифицированным кадрам работать в своей области и вносить свой вклад в процветание нашей Родины.

 

Конечно, в новую конституцию вносятся многочисленные поправки, касающиеся обеспечения прав человека. Наряду с этими изменениями граждане имеют возможность активно участвовать на всех этапах управления государством и обществом, иметь свой голос при исполнении каждого принимаемого важного документа. В частности, граждане Республики Узбекистан, обладающие избирательным правом, имеют возможность совместно через Президента Республики Узбекистан, высший представительный орган государственной власти Республики Каракалпакстан, депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан проявлять законодательную инициативу. Наряду с этим теперь активные граждане, неравнодушные к развитию нашей страны и народа, смогут проявить инициативу по изменению законодательства, которое они считают противоречащим интересам общества, или принятию законодательства, которое они считают необходимым для решения социально-экономических проблем.

 

Принятие новой Конституции станет гарантией завтрашнего дня для каждого из нас.

 

Насиба АБДУРАХМАНОВА,
судья Ташкентского межрайонного экономического суда

ЗА ПРИНУЖДЕНИЕ К ТРУДУ — УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

На днях глава государства подписал Закон «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с усилением ответственности за воспрепятствование выполнению служебных обязанностей педагогическими работниками». Остановимся на новшествах данного документа.


Так, согласно внесенным дополнениям в Уголовный кодекс, теперь административное принуждение к труду в какой-либо форме, совершенное в отношении педагогического работника образовательной организации, после применения административного взыскания за такое же деяние, влечет за собой применение одного из следующих наказаний:
– штраф в размере от 150 до 200 БРВ (от 45 до 60 миллионов сумов);
– лишение определенного права до 3 лет;
– исправительные работы до 3 лет.
Следует отметить, что ранее данной нормы не существовало.


Кроме того, согласно Кодексу об административной ответственности, административное принуждение к труду в любой форме влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 БРВ (от 15 до 30 млн сумов). Теперь, согласно внесенным изменениям и дополнениям в этот кодекс, аналогичное правонарушение, совершенное в отношении педагогического работника образовательной организации, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 БРВ (от 30 до 45 млн сумов).

 

Также, незаконное вмешательство в профессиональную деятельность педагогического работника, выразившееся в оказании влияния на правильную и объективную оценку знания учащихся, или воспрепятствование выполнению им служебных обязанностей влечет наложение штрафа:
– на граждан в размере от 7 до 10 БРВ (ранее — от 5 до 7 БРВ) и на должностных лиц в размере от 10 до 15 БРВ (ранее – от 7 до 10 БРВ).


Аналогичные правонарушения, совершенные повторно в течение 1 года после применения меры административного взыскания, влекут за собой наложение штрафа:


– на граждан в размере от 10 до 15 БРВ (ранее – от 7 до 10 БРВ), на должностных лиц в размере от 15 до 20 БРВ (ранее – от 10 до 15 БРВ) либо административный арест на срок до 15 суток (ранее данное наказание не применялось).

Мухтарама Тургунова,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ПРЕДСТОЯЩИЙ РЕФЕРЕНДУМ ОТКРОЕТ НОВУЮ ЭРУ В РАЗВИТИИ СТРАНЫ

Как известно, наш народ стоит перед важной политической реальностью — референдумом по проекту Конституционного закона «О Конституции Республики Узбекистан», который состоится 30 апреля 2023 года. Референдум проводится на основании статей 127 и 128 действующей Конституции.

 

Предстоящий референдум откроет новую эру в развитии нового Узбекистана. Потому что новая редакция нашей Конституции создаст основы социальной, демократическо-правовой и по-настоящему народной государственности, повысит благосостояние населения, еще больше повысит права и интересы человека, его достоинство и станет важным фактором либерализации всех сфер жизни.

 

В результате внесенных изменений и дополнений статьи Конституции увеличатся со 128 до 155. Нормы, которые мы считаем наиболее важными и необходимыми в нашей повседневной жизни, закрепляются Основным законом.

 

Следует обратить внимание на статью 1 Конституции в новой редакции, в которой отмечается, что «Узбекистан — суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления». В статье 14 говорится, что «государство осуществляет свою деятельность на принципах законности, социальной справедливости и солидарности в целях обеспечения благополучия человека и устойчивого развития общества».

 

Также в статье 21 подчеркивается, что «каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности. Ни на кого без его согласия не может быть возложена обязанность, не установленная законодательством».

 

Кроме того, в качестве нововведения введена поправка к статье 27 Конституции, которая гласит, что «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов. Лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания».

 

Статья 28 предусматривает, что «все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить должны разрешаться в пользу   подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного.

 

Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников.  Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих  человеческой личности».

 

Также Высший Судейский совет Республики Узбекистан определен как самостоятельный орган, обеспечивающий формирование судейского корпуса, соблюдение конституционного принципа независимости судебной власти.

 

Шерзод ЮЛДАШЕВ,
судья Сергелийского районного суда
по уголовным делам

БУДЕТ ЛИ УДОВЛЕТВОРЕНО ЗАЯВЛЕНИЕ О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА, ЕСЛИ ЖЕНА ПРОТИВ?

— С бывшей женой не живем вместе уже два года. Подал заявление о разводе с ней и оформлении ЗАГСа с новой супругой. Первая жена не дает согласия на развод, поэтому суд предоставил срок для примирения. А если и во второй раз также поступит, будет ли удовлетворено мое заявление, ведь у меня есть новая семья?

А. Ветров, Г. Ташкент.

Отвечает судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам Артур Худайбергенов:

 

— Согласно статье 40 Семейного кодекса, рассмотрение судом дел о расторжении брака производится в порядке искового производства, установленного Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан. Суд вправе дать отсрочку рассмотрения дела для того, чтобы дать время супругам помириться. В этом случае суд в течение трех дней должен в письменной форме известить примирительную комиссию схода граждан по месту совместного проживания супругов. А если они проживают раздельно, то в каждую комиссию в отдельности о том, чтобы приняли необходимые меры по примирению супругов. 

 

Согласно статье 41 Семейного кодекса, брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

 

Как указано в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда №6 от 20 июля 2011 года «О практике применения судами законодательства по делам о расторжении брака» требование о расторжении брака подлежит удовлетворению только в том случае, если будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными, что семья распалась окончательно.

 

Исходя из изложенного, если суд сочтет невозможным сохранение семьи и совместное ваше проживание с бывшей супругой, то может принять решение о расторжении брака.

 

Поскольку в вашем вопросе не было указано о наличии совместных детей и спора о совместно нажитом имуществе, то разъясняю, что согласно статьи 42 Семейного Кодекса Республики Узбекистан при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА — ПРАВОВОЙ ГАРАНТ БЛАГОПОЛУЧИЯ НАРОДА

Общеизвестно, что по итогам всенародного обсуждения Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан подготовлен законопроект о поправках в Конституцию Республики Узбекистан и проведение референдума по данному проекту закона намечено на 30 апреля 2023 года.

 

Именно предложения народа послужили основанием для увеличения количества статей в Конституции до 155 и обновления 65 процентов текста Основного закона, что и требовало принятия проекта Конституции в новой редакции.
Обновляемая Конституция объединяет все наше общество вокруг идеи построения развитого государства — Нового Узбекистана, учитываются интересы всех слоев населения.


В Конституции высшей обязанностью государства определяется обеспечение прав и свобод человека. В частности, в ней закрепляются гарантии личных прав и свобод человека в соответствии с самыми передовыми международными стандартами. В частности, лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без постановления суда, а если законность и обоснованность задержания не доказаны в суде, лицо подлежит немедленному освобождению (институт «Хабеас корпус»), при задержании должны быть понятным языком разъяснены его права и основания задержания («правило Миранды»). Кроме того, закрепляется право обвиняемого и подсудимого не свидетельствовать против себя, иными словами, право молчания. Эти положения гарантируют неприкосновенность личной свободы и недопущение незаконного задержания людей.


Впервые устанавливается, что право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, электронных сообщений и иных сообщений может быть ограничено только по решению суда. В настоящее время такими полномочиями обладает прокурор, а передача данного полномочия судам станет принципиальным поворотом в обеспечении неприкосновенности частной жизни и конституционных прав личности.


Закрепляемая в Конституции гарантия о том, что права родственников не могут быть ограничены на основании судимости, означает, что лицо не несет ответственности за ошибки, совершенные его родственниками.


В Конституции значительно расширяются права и свободы человека. В частности, сфера конституционных прав дополняется такими новыми институтами, как экологические права, охрана здоровья, гендерное равенство, свобода передвижения, свободный выбор места проживания и жительства, беспрепятственный выезд из страны и возвращение, использование сети Интернет, защита персональных данных, высшее образование, бесплатная юридическая помощь, равенство в доступе к государственной службе, владение жильем и получение компенсации при его лишении, конфиденциальность банковских операций и счетов, внесение законодательных предложений.


Принцип «Во имя достоинства человека» признается главным критерием в Конституции, а также других законах и деятельности государственных органов. По этой причине проектом Конституции устанавливается, что человеческое достоинство и честь неприкосновенны и ничто не может быть основанием для их попирания.


В проекте закрепляется норма, согласно которой государство гарантирует защиту прав собственности и смежных прав, а ограничение права собственности осуществляется только на основании решения суда.

 

Также отдельно регулированы такие сферы, как сохранение природных богатств, забота об окружающей среде, свобода деятельности средств массовой информации, их право искать, получать, использовать и распространять информацию, институты гражданского общества и гарантии их деятельности, создание сильного парламента, компактного и ответственного правительства, а также независимой и справедливой судебной системы для построения государства, служащего народу.


Особое внимание отведено независимости и эффективности судебной системы. Изменения, вносимые для усиления гарантий независимости судов, неприкосновенности судей и неподотчетности по конкретным делам, обеспечения их безопасности, являются важной гарантией полного и независимого осуществления правосудия.

 

Конституционная норма о том, что финансирование деятельности судов должно осуществляться только из Государственного бюджета и что оно должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, является ключевым фактором, способствующим формированию действительно справедливой и независимой судебной системы и обеспечению беспристрастности судов.

Шухрат БАКАЕВ,
председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам

Перейти к содержимому