Расширяется деятельность административных судов

В нашей стране особое внимание уделяется демократизации и обеспечению независимости судебной системы. Реформы, проводимые в системе, способствуют повышению доверия граждан и предпринимателей к судебным органам, обеспечению стабильности судебных решений.

Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства в отношениях с государственными органами» от 26 апреля 2023 года является логическим продолжением проводимых реформ в целях совершенствования деятельности административных судов при рассмотрении споров, вытекающих из публично-правовых отношений. Настоящим законом введен ряд норм, направленных на усиление роли административных судов при рассмотрении жалоб на решения государственных органов. В частности, введен новый принцип административного судопроизводства —делопроизводство по принципу «активного участия суда». При этом установлено, что административные суды обязаны по собственной инициативе собирать дополнительные доказательства для установления фактического состояния дела, а лица, участвующие в деле, должны оказывать содействие суду в расследовании фактического состояния дела и сборе доказательств.

Следует отметить, что вышеупомянутым законом было внесено еще одно важное изменение – принцип «единого окна» в судебную систему. Отныне заявления будут приниматься на основе «единого окна», независимо от того, относится ли дело к гражданскому, экономическому или административному суду. В частности, при разъяснении по административному судопроизводству теперь отменен порядок отказа в приеме или прекращения производства по делу в связи с тем, что заявление (жалоба) заявителя, обратившегося в административный суд, не относится к данному суду. В соответствии с новым порядком установлено, что при обнаружении заявления (жалобы), поданного в административный суд с нарушением правил судебной принадлежности, в течение 5 дней следует направить материалы дела в соответствующий суд с вынесением постановления «о передаче заявления (жалобы) на рассмотрение в суд по гражданским делам или в экономический суд».

Закон также установил новую норму о заключении договорного соглашения с целью прекращения спора между сторонами. Теперь сторонам предоставлен механизм достижения примирения по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, на основе их добровольного согласия, право заключать мировое соглашение. Основной задачей договорного соглашения является сближение позиций сторон по конкретным административным делам, выявление дополнительных возможностей урегулирования условий разрешения спора и, исходя из собственных интересов и возможностей, предоставление возможности для достижения результатов примирения путем взаимных переговоров.  Кодекс Об административном судопроизводстве Республики Узбекистан  был дополнен новой, 151-й главой, определяющей процессуальный порядок заключения договорного соглашения. По нему стороны могут разрешать спор на всех этапах административного судопроизводства, в том числе и в процессе исполнения судебного акта, заключая мировое соглашение. При этом соглашение сторон допускается только при наличии у ответчика права на применение или отказ от применения соответствующей меры по собственному усмотрению на основании собственной оценки ответственным лицом законности и целесообразности одной из мер, допущенных в рамках законодательства.

В соответствии с документом первоочередной задачей административных судов является обеспечение верховенства закона в отношениях граждан и субъектов предпринимательства с органами государственной власти, а также эффективная защита их прав и законных интересов. При выполнении этой задачи важно своевременное оформление судебных документов.

Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства в отношениях с государственными органами» расширена категория дел, относящихся к административным судам.

Подводя итог, можно сказать, что любое новое законодательство, принимаемое в целях реформирования судебной системы, на практике выступает не только как гарантия гражданам и предпринимателям достижения справедливости, но и как гарантия безусловного исполнения судебных решений и совершенствования судебной деятельности в рамках международных требований.

Олимжон ШАМСИЕВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.