НАСИЛИЕ КАК УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Защита прав женщин и детей — одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов женщины и несовершеннолетнего, причинение им вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.
Насилие в отношении женщин и детей является одной их наиболее серьезных форм дискриминации и нарушением прав человека.
К сожалению, чаще всего женщины-жертвы подвергаются домашнему, или бытовому насилию. Преступления в отношении женщин совершаются близкими родственниками (мужья, сожители, братья, сестры, дети и т. д.) либо лицами из числа знакомых, друзей, соседей. В ряде случаев факты совершенного в отношении женщины преступления остаются неизвестными для правоохранительных органов, носят латентный характер, так как зачастую сами женщины, подвергшиеся насилию, в силу перенесенного стресса, из-за боязни повторно подвергнуться насилию не обращаются за помощью в соответствующие государственные органы, которые могли бы оказать реальную помощь и защитить их. Поскольку виновное лицо знакомо потерпевшей от преступления женщине, то вероятность раскрытия данного преступления весьма высока. Реже такие преступления совершаются малознакомыми лицами, например, в барах, кафе, клубах и т. д. Большая часть преступлений совершается мужчинами. Это связано со стереотипами поведения мужчин и женщин в семье и обществе, представлениями мужчин о дозволенности насилия, возможности разрешать конфликты с причинением физической силы, поскольку по своей природе женщина является физически слабее и уязвимее.
Сегодня в сфере защиты прав женщин и детей разрабатываются все новые положения, которые напрямую связаны с недопущением в отношении них совершения какого-либо насилия. И 12 апреля в Узбекистане вступил в силу закон, который вносит поправки в действующее законодательство по защите прав, свобод и законных интересов женщин и детей.
Данным законом, во-первых, повышается уровень опасности преступлений на сексуальной почве.
Устанавливаются меры административной и уголовной ответственности за разные проявления насилия, включая семейное насилие, и предусматривается недопущение применения смягчающих норм к лицам, совершившим такие преступления. Во-вторых, преступления, которые ранее относили к категории менее тяжких, теперь включены в категорию тяжких, а тяжкие — в категорию особо тяжких преступлений.
Более того, настоящим законом включены новые понятия преступления и правонарушения, такие как «семейное (бытовое) насилие», «преследование», «сексуальное домогательство», и за эти действия устанавливается соответствующая административная и уголовная ответственность.
Постоянные звонки человеку против его воли, его розыск, приезд к нему на работу, учебу и место жительства, преследование его причиняют крайний дискомфорт потерпевшему. Теперь за подобные действия будет административная ответственность.
Также если лицо совершает сексуальное насилие не только в отношении своего нынешнего супруга или близкого родственника, но и бывшего супруга, лица, совместно проживающего или имеющего общего ребенка, инвалида или лица, приписанного к нему для обучения или воспитания, ему будет назначено более тяжкое наказание.
Теперь если муж или жена препятствует супругу в осуществлении своих прав либо оскорбляет, угрожает, разлучает с близкими родственниками, то будет привлечен к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести деяния.
Кроме того, деяние, выраженное в распространении информации, содержащей фото и (или) видеоизображения обнаженного тела и (или) половых органов лица без его согласия, в том числе распространение в средствах массовой информации, сети Интернет, либо угроза распространения такой информации уже квалифицируется как преступление, и данные действия, совершенные в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего восемнадцати лет, наказывается лишением свободы до трех лет.
Также предусматривается, что в отношении лиц, осужденных за вступление в половую связь с несовершеннолетними или совершение в отношении них развратных действий, не будет применяться досрочное условное освобождение от отбывания наказания, и в отношении них будут применяться более строгие меры наказания.
Также введен новый вид административного взыскания — это принудительное привлечение к оплачиваемым общественным работам.
В заключение хотелось бы отметить, что все эти изменения и дополнения, внесенные в некоторые законодательные акты, послужат предупреждению домогательств и насилия в отношении женщин и детей, улучшению морально-нравственной среды в семьях, сокращению количества разводов, а также еще больше укрепит позиции страны на международной арене по вопросам обеспечения прав женщин и детей.
Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам