КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА СОБСТВЕННОСТЬ

Конституция Республики Узбекистан, выражая приверженность правам человека и признание приоритета общепризнанных норм международного права, закрепила, что каждый имеет право на собственность. Это положение соответствует пункту 1 статьи 17 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, провозгласившей право каждого человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. В этом смысле субъективное право собственности человека рассматривается в качестве его неотъемлемого и основополагающего права, являющегося частью решения задачи создания гуманного демократического правового государства.

 

Конституция независимого Узбекистана закрепила переход общества к новой политической и экономической системе, ликвидировав монополию государственной собственности и возложив на государство задачу обеспечения правовых гарантий функционирования и защиты всех форм, в том числе и частной собственности.

 

В Конституции Республики Узбекистан и в соответствующих законодательных актах Республики Узбекистан было предусмотрено глубокое и комплексное обновление всей системы отношений собственности, был четко обозначен вектор реформ на разгосударствление собственности и установление форм собственности в качестве частной собственности граждан и юридических лиц, признания их равного развития и создания равных условий для их защиты, в связи, с чем открылись новые возможности для проявления творческой инициативы и самостоятельности в осуществлении гражданских прав в условиях рыночной экономики.

 

Конституция Республики Узбекистан и действующее гражданское законодательство Республики Узбекистан закрепила социально-экономические особенности института права собственности, установившиеся в нашем обществе, обеспечила участников торгового оборота защитой имеющихся у них вещных прав.

 

За более чем 20-летний период действия Гражданского кодекса Республики Узбекистан произошли значительные изменения в экономических отношениях, сформировался класс собственников, рынок недвижимости, появились крупные и средние предприниматели, и сама жизнь требует создания новых правовых конструкций.

 

Далее, учитывая изменения в рыночной сфере, а также динамику развития инвестиционной привлекательности нашей страны в последние годы, нельзя не затронуть такой аспект как институт права собственности на землю. Происходящие в стране реформы направлены на привлечение технологий, развитие инноваций, освоение капиталов. Однако, важно понимать, что зачастую при реализации крупных проектов важен не только операционный доход, но и капитализация бизнеса, которая полноценно не возможна без привязки недвижимости к земельному участку.

 

Одним из существенных проблем Узбекистана являлось отсутствие права собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения. В мае 2019 года Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан был одобрен Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», который призван создать правовые основы для развития института частной собственности, вовлечения земельных участков несельскохозяйственного назначения в гражданский оборот и обеспечения их эффективного использования, расширения инвестиционных возможностей субъектов предпринимательства.

 

Помимо этого, разработана Концепция Совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан, которая определила новый этап развития республики, приоритетные направления деятельности, направленные на дальнейшую либерализацию экономики, сокращение присутствия государства при регулировании экономических отношений, усиление гарантий защиты права частной собственности, а также стимулирование развития предпринимательства и активного привлечения иностранных инвестиций.

 

Определенный и избранный Президентом страны в настоящее время путь инновационного развития экономики свидетельствует о возможности нахождения путей для постепенной гармонизации права Узбекистана современным доктринам регулирования вещных отношений, принятых в развитых странах.

 

Агентство по управлению госактивами совместно с Антимонопольным комитетом призвано обеспечить разработку и утверждение мер для обеспечения прозрачности процесса публичных торгов, проводимых на единой электронной торговой площадке «E-ijro auksion», полного исключения субъективного подхода и создания благоприятных условий для покупателей, предусматривающих оформление результатов всех аукционных торгов путем использования QR-кода; заключение договоров купли-продажи с единственным участником.

 

Претворение в жизнь намеченных целей найдет свое отражение в Стратегии управления и реформирования предприятий с участием государства в 2020—2025 годах и проектах законов «Об управлении государственным имуществом» и «О приватизации».

 

Сегодня, крайне важно, осознание необходимости поиска путей оптимизации законодательства о праве собственности и иных вещных правах, что позволит достичь намеченных целей либерализации экономики.  

 

Применение гибкого подхода и постепенное восприятие правовых институтов, используемых в других правовых семьях, их адаптация, а также шаги по отказу от консерватизма приведут к успеху в вопросах гармонизации законодательства. При этом оценка целесообразности и эффективности использования зарубежного опыта при реформировании отечественного гражданского законодательства требует обращения внимания к проблемам исторического развития учения о вещном праве с учетом особенностей, присущих отдельно взятым правопорядкам, так и учета особенностей развития законодательной практики и доктрины, сложившихся в Узбекистане.

 

Этим объясняется необходимость взвешенного подхода в научных исследованиях и законопроектной работе.

 

Учитывая, происходящие изменения в обществе, экономике нашей страны, привнесение инноваций во все сферы современной жизни, предлагается формирование обособленной, органичной, внутренне согласованной системы правового регулирования вещных правоотношений в гражданском законодательстве, устанавливающей специальные правила в отношении возникновения, изменения, прекращения, осуществления и защиты иных вещных прав; формулировка общих начал правового регулирования вещных прав непосредственно в гражданском кодексе (признаки, система, виды и способы защиты вещных прав; особенности приобретения, прекращения и осуществления, вещных прав); иерархическое строение общих и специальных правовых норм; гармонизация гражданского законодательства в русле разграничения предмета регулирования между гражданским и земельным законодательством по вопросам возникновения, осуществления и ограничения, вещных прав на земельные участки, которые по мере развития гражданского оборота могут позиционироваться как важнейший объект имущественного оборота. Детальная разработка правового регулирования вещных прав путем подготовки законопроекта о внесении изменений в Гражданском кодексе свидетельствует о достижении нового, качественно иного уровня в правовом регулировании вещных прав, что, несомненно, является шагом вперед в развитии науки гражданского права.

 

Ахрор СУЛАЙМОНОВ,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда