Искать:

НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН: АМБИЦИОЗНЫЙ ПЛАН НА ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВПЕРЕД

Стратегия «Узбекистан-2030» была принята для реализации стремления народа к построению свободного, процветающего и сильного Нового Узбекистана. Она направлена на создание условий для раскрытия потенциала каждого гражданина, воспитание здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирование мощной экономики, интегрированной в глобальное производство, а также обеспечение справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности.

Документ основан на опыте, полученном в ходе реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, и учитывает результаты общественных обсуждений. Одним из ее ключевых принципов является верховенство закона, которое рассматривается как фундаментальный фактор для обеспечения стабильности и создания благоприятного инвестиционного климата. В рамках Стратегии «Узбекистан-2030» инициированы меры по модернизации правовой системы и постоянному совершенствованию законодательства.

Стратегия «Узбекистан-2030» ставит во главу угла принцип верховенства закона, нацеленный на обеспечение равной и справедливой защиты прав как отдельных граждан, так и предпринимательского сектора. Документ провозглашает равенство всех перед законом и гарантирует неукоснительную защиту прав и свобод каждого индивида.

Ключевым аспектом стратегии является курс на повышение прозрачности законодательства и его доступности для широких слоев населения. Ясность и однозначность правовых норм призваны обеспечить полное понимание гражданами своих прав и обязанностей, а также неотвратимость ответственности за нарушение закона.

Документ уделяет особое внимание развитию правовой культуры и осознанности граждан в отношении важности соблюдения законов. Посредством разнообразных образовательных инициатив население вовлекается в процесс формирования правового государства и повышения правосознания, что в конечном итоге способствует укреплению безопасности, стабильности и общему прогрессу страны.

Важно подчеркнуть, что Стратегия ставит целью преодоление традиционных барьеров в области верховенства закона. Это направлено на создание среды для честной конкуренции, стимулирование развития предпринимательства и привлечение зарубежных инвестиций — факторов, играющих ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического роста.

Акцент на верховенстве закона в стратегии «Узбекистан-2030» нацелен на формирование привлекательного инвестиционного климата, обеспечение защиты прав и интересов населения, повышение транспарентности и результативности правовой системы, а также стимулирование стабильного социально-экономического роста страны. Этот принцип рассматривается как краеугольный камень и залог прогресса Узбекистана на ближайшее десятилетие и в долгосрочной перспективе.

Бехзод Муминов,

судья Ташкентского городского административного суда.

УСИЛИТЬ СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ

В последние годы Узбекистан активно реформирует свою судебно-правовую систему, стремясь к повышению эффективности правосудия и усилению защиты прав граждан. Одним из ключевых нововведений стало внедрение института следственного судьи, что знаменует собой важный шаг в модернизации уголовного судопроизводства страны.

Институт следственного судьи призван обеспечить независимый судебный контроль на досудебной стадии уголовного процесса, что является критически важным для соблюдения прав и свобод граждан. Эта новация направлена на повышение объективности расследования, предотвращение необоснованных ограничений прав подозреваемых и обвиняемых, а также на укрепление принципа состязательности в уголовном процессе.

В соответствии с Главой государства Шавкатом Мирзиёевым 10 июня 2024 года был подписан указ «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности».

 С 1 января 2025 года в районных и городских судах по уголовным делам будет введена должность следственного судьи. Они будут рассматривать вопросы о выдаче санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства, применении мер принуждения, а также дела об административных правонарушениях.

В соответствии с указом, следственный судья наделяется полномочием рассмотрения уголовных материалов, в частности применения санкций по ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста; ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста; ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа); ходатайству об эксгумации трупа; ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений; ходатайству о производстве обыска; ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации; ходатайству об аресте имущества.

Санкции на процессуальные решения, выданные следственным судьей на стадии досудебного производства по уголовным делам единолично пересматриваются судом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским судами, Военным судом Республики Узбекистан, только в апелляционной инстанции.

Следует также отметить, что следственный судья может применять меры принуждения по ходатайствам об отстранении обвиняемого от должности; помещении лица в медицинское учреждение; продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении; продлении срока задержания до сорока восьми часов, а также ходатайствам прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Можно с уверенностью сказать, что введение института следственного судьи в Узбекистане является значимым шагом в модернизации судебно-правовой системы страны. Этот институт призван не только усилить судебный контроль на досудебной стадии уголовного процесса, но и существенно повысить уровень защиты прав и свобод граждан.

Толибжон Обидов,

председатель Шайхантахурского районного суда по уголовным делам.

БОРЬБА С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Торговля людьми — одна из самых острых и тревожных проблем современного мира. Этот вид преступной деятельности, нарушающий фундаментальные права человека, продолжает существовать в XXI веке, несмотря на усилия мирового сообщества по его искоренению.

Ежегодно миллионы мужчин, женщин и детей становятся жертвами торговцев людьми, попадая в ситуации принудительного труда, сексуальной эксплуатации или подневольного состояния. Эта глобальная проблема затрагивает практически все страны мира, будь то страны происхождения, транзита или назначения для жертв.

Торговля людьми не только разрушает жизни отдельных людей, но и подрывает безопасность целых сообществ, способствует росту организованной преступности и коррупции.

Это преступление является одним из наиболее серьезных проблем современного мира, и Узбекистан активно борется с ним. За последние годы в стране была создана комплексная правовая база и реализован ряд практических мер по противодействию торговле людьми.

Среди нормативно-правовых актов следует отметить Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми». Документ определяет основные направления государственной политики в области противодействия торговле людьми, устанавливает правовые основы для координации деятельности государственных органов в этой сфере.  Статья 135 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан предусматривает уголовную ответственность за торговлю людьми. Постановление Президента «О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми», которое утвердило Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду (ныне Национальная комиссия по вопросам противодействия торговле людьми и достойного труда),  а также определил конкретные меры по усилению борьбы с этими явлениями.

Благодаря принятым мерам, Узбекистан добился значительного прогресса в борьбе с торговлей людьми. По данным правоохранительных органов, количество выявленных случаев торговли людьми ежегодно снижается. Однако проблема остается актуальной, особенно в контексте трудовой миграции.

Основные вызовы включают необходимость дальнейшего совершенствования механизмов выявления жертв торговли людьми, усиление профилактической работы и повышение эффективности межведомственного и международного сотрудничества.

Узбекистан демонстрирует твердую приверженность борьбе с торговлей людьми, о чем свидетельствует развитая законодательная база и реализация комплексных практических мер. Дальнейшее совершенствование этой работы остается одним из приоритетов государственной политики страны в области защиты прав человека и обеспечения безопасности граждан.

Одилжон Илхомжонов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

УСИЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

В столице прошел практический диалог на тему «Вопросы, возникающие при рассмотрении споров, связанных с сносом самовольно построенных зданий и сооружений, возвратом самовольно занятых земельных участков, и мерам, которые необходимо принять для их разрешения».

В ходе мероприятия отмечалось, что в настоящее время обеспечение экономических и социальных прав граждан, включая решение жилищного вопроса, стало приоритетным направлением государственной политики. В этой области реализуется комплекс реформ.

За последние годы осуществлено масштабное строительство жилых комплексов и других объектов недвижимости. Параллельно с этим была развита необходимая инженерно-коммуникационная инфраструктура. Особое внимание уделяется реализации государственных программ по строительству доступного жилья в сельской местности с использованием обновленных типовых проектов.

Кроме того, было закреплено право граждан на индивидуальное жилищное строительство на земельных участках, предоставленных им в пожизненное наследуемое владение.

Несмотря на существующее законодательство, на местах продолжают наблюдаться нарушения в сфере землепользования. Они включают нецелевое и неэффективное использование земельных участков, незаконное строительство и самовольный захват земель. Такая ситуация подчеркивает необходимость внедрения единой системы контроля с использованием цифровых технологий и усиления взаимодействия между уполномоченными органами.

Анализ, проведенный органами землеустройства и кадастра совместно с республиканской биржей недвижимости, выявил серьезные недостатки в обеспечении законности в области индивидуального жилищного строительства и возведения других объектов недвижимости.

Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что, несмотря на наличие законных механизмов приобретения земли и строительства жилья, тысячи граждан и предпринимателей на протяжении многих лет самовольно занимают земельные участки и незаконно возводят на них индивидуальные жилые дома и иные объекты недвижимости. Это свидетельствует о недостаточной эффективности существующих мер по обеспечению рационального и целевого использования земельных ресурсов.

Государственный надзор за целевым использованием земельных ресурсов в Узбекистане регулируется постановлением Кабинета Министров, принятым в 2021 году. Ключевую роль в этом процессе играет Агентство кадастра, действующее при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.

Такая структура государственного контроля призвана обеспечить эффективное и целевое использование земельных ресурсов, а также предотвратить нарушения в сфере землепользования.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2020 года «О мерах по коренному повышению качества производства строительно-монтажных работ и совершенствованию системы контроля в строительстве» наделяет инспекции и их территориальные подразделения важными полномочиями в рамках государственного строительного надзора. Согласно пункту 2 этого документа, они имеют право обращаться в суд с требованием о приостановлении строительно-монтажных работ и проведении демонтажа в двух случаях:

  1. При несоблюдении установленных законодательством разрешительных процедур в строительной сфере.
  2. При невыполнении как минимум двух предписаний об устранении выявленных нарушений.

Цель мероприятия — выявить и проанализировать следующие недостатки:

– случаи непредставления уполномоченными органами в сфере архитектуры и строительства исковых заявлений в соответствии с требованиями Экономического процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса  Узбекистана;

– подписание исковых заявлений неуполномоченными лицами;

– недостаточное обоснование исковых требований;

– неучастие в судебных заседаниях без уважительных причин.

Кроме того, на встрече определены меры по предотвращению подобных ошибок и недостатков в будущем, повышению эффективности государственного строительного надзора.

Выездной прием решает проблемы граждан

Согласно утвержденному графику выездных приемов руководителей правоохранительных органов города Ташкента организован очередной выездной прием граждан, проживающих в Бектемирском районе.

Мероприятие проходило в частном педагогическом университете «Profi Universitу». В нем приняли участие председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов, председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам Д. Дадаханова, председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Б. Сагатов, судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда А. Сайдахмедов и другие судьи.

На приеме были заслушаны обращения 22 соотечественников. Из обращений 8 касались разрешения вопросов по гражданским делам, 14 — по уголовным.

Данный прием демонстрирует внимание к обращениям граждан и стремление к справедливому рассмотрению различных категорий дел.

ВНЕДРЯЕТСЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 

Президент Узбекистана 21 июня подписал Постановление «О мерах по внедрению системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции».

Согласно Закону Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции является одним из основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции.

В преамбуле документа говорится, что за последние годы в стране усовершенствованы правовые и институциональные основы предупреждения и противодействия коррупции, осуществлены масштабные реформы, направленные на формирование атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе.

В государственных органах и организациях широко внедрены современные механизмы противодействия коррупции, приняты системные меры по обеспечению открытости их деятельности и повышению отчетности перед общественностью.

Вместе с тем возникает необходимость поднятия на новый уровень системы формирования у населения и государственных служащих нетерпимого отношения к коррупции, привития им «вакцины добропорядочности», а также повышения знаний и навыков в сфере противодействия коррупции исходя из требований времени.

В соответствии с документом приоритетными направлениями системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции:

– повышение правосознания и правовой культуры населения и государственных служащих, формирование в обществе правового иммунитета к коррупции, привитие в сознание молодого поколения ценностей добропорядочности;

– повышение на постоянной основе знаний, навыков и квалификации работников, ответственных за противодействие коррупции, а также занимающих должности государственной службы, наиболее подверженные коррупционным рискам;

– оценка и сертификация знаний государственных служащих в сфере противодействия коррупции, а также ведение реестра государственных служащих, получивших сертификат;

– ведение электронной базы данных о национальном и зарубежном опыте, научных, методических и практических разработках, достижениях в сфере противодействия коррупции;

– реализация научно-исследовательских программ и проектов по актуальным проблемам противодействия коррупции, в том числе с привлечением национальных, зарубежных и международных грантов.

Анжелика Шамсутдинова,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

РАЗРЫВАЯ КРУГ ЭКСПЛУАТАЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВ ТРАФФИКИНГА

Траффикинг, или торговля людьми, представляет собой масштабную мировую проблему, которая не ограничивается границами отдельных государств и оказывает разрушительное воздействие на жизни миллионов людей, лишая их основополагающих прав и достоинства.

В современном контексте торговля людьми рассматривается как новая форма рабовладения. Она не только нарушает фундаментальные права человека, но и представляет собой серьезное преступление, направленное одновременно против личности и государственных устоев. Таким образом, траффикинг является комплексной проблемой, затрагивающей различные аспекты общественной и государственной жизни.

Целый комплекс факторов способствует процветанию торговли людьми. Среди них выделяются социально-экономические проблемы, такие как гендерная дискриминация, неравенство возможностей и экономическое расслоение как внутри стран, так и на международном уровне.

Проблема торговли людьми приобрела глобальный характер, зачастую пересекая национальные границы. По своей сути и масштабам это преступление сопоставимо с международным наркотрафиком и нелегальной торговлей оружием, представляя серьезную угрозу мировому сообществу.

Торговля людьми не ограничивается трансграничными операциями. Это преступление может совершаться и в пределах одного государства. Жертвами могут стать как иностранцы, в том числе трудовые мигранты, так и граждане страны, где происходит эксплуатация.

Хотя сексуальная эксплуатация считается наиболее известной формой траффикинга, это явление имеет множество других проявлений. Сотни тысяч людей становятся жертвами принудительного труда, принуждения к попрошайничеству (особенно это касается детей), а также незаконного извлечения органов.

В иерархии доходности организованной преступности торговля людьми занимает третью позицию, уступая лишь незаконному обороту оружия и наркотиков. Согласно оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, ежегодная прибыль криминальных структур от этой деятельности достигает внушительной суммы в 32 миллиарда долларов США.

В Узбекистане основным нормативным актом в сфере борьбы с торговлей людьми является Закон «О противодействии торговле людьми». Этот документ содержит следующие ключевые определения:

1. Противодействие торговле людьми определяется как комплекс мер, направленных на предотвращение, обнаружение и пресечение случаев торговли людьми, а также на смягчение последствий этого преступления и оказание поддержки пострадавшим.

2. Торговля людьми трактуется как ряд действий, включающих вербовку, транспортировку, передачу, укрытие или прием людей с целью их эксплуатации. Эти действия могут осуществляться посредством угроз или применения силы, других форм принуждения, похищения, обмана, злоупотребления властью или уязвимым положением жертвы, подкупа лиц, контролирующих потенциальных жертв.

3. Под эксплуатацией в контексте торговли людьми понимается:

   – сексуальная эксплуатация, включая принуждение к проституции;

   – принудительный труд;

   – рабство или сходные с рабством практики;

   – подневольное состояние;

   – изъятие органов или тканей человека.

Закон определяет торговца людьми как физическое лицо, участвующее в любых аспектах торговли людьми, действуя самостоятельно или в составе группы. Юридическое лицо, вовлеченное в деятельность, связанную с торговлей людьми. Должностное лицо, которое либо способствует торговле людьми своими действиями, либо не противодействует ей, несмотря на наличие такой обязанности в рамках служебных полномочий.

Законодательство устанавливает четыре ключевых принципа противодействия торговле людьми:

законность – все меры должны соответствовать правовым нормам;

неотвратимость наказания – гарантия привлечения к ответственности лиц, причастных к торговле людьми;

 недискриминация – равное отношение ко всем жертвам торговли людьми без какой-либо дискриминации;

социальное партнерство – сотрудничество различных секторов общества в борьбе с торговлей людьми.

Шухрат Бакаев,

председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ  К ПОДАЧЕ ИСКА?

В судебной практике институт защиты прав и законных интересов граждан, а также обеспечения иска играют ключевую роль в осуществлении правосудия.

Это поднимает важный вопрос: что же представляет собой иск и каковы методы его обеспечения?

Прежде всего, необходимо отметить, что иск — это обращение в суд с целью защиты нарушенного права или предъявления требования. Иск подается в случае, когда право истца нарушено или оспаривается. Основанием для подачи иска служит отказ ответчика добровольно удовлетворить требования истца.

Важно подчеркнуть, что в некоторых случаях исполнение решения по удовлетворенному иску может оказаться крайне затруднительным или даже невозможным. Чтобы предотвратить такие ситуации, в законодательство был введен институт обеспечения иска.

Согласно статье 105 действующего Гражданского процессуального кодекса, суд имеет право принять меры по обеспечению иска. Это может быть сделано как по заявлению участвующих в деле лиц, так и по инициативе самого суда. В случаях, когда иск связан с имущественными взысканиями в пользу государства, суд обязан принять меры по его обеспечению. Такие меры могут быть приняты на любой стадии судебного разбирательства.

Стоит отметить, что существует несколько способов обеспечения иска, каждый из которых применяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Статья 106 Гражданско-процессуального кодекса предусматривает ряд мер по обеспечению иска:

1. Запрет на отчуждение имущества или денежных средств ответчика, находящихся у него или третьих лиц.

2. Запрет ответчику совершать определенные действия.

3. Запрет другим лицам передавать имущество ответчику или выполнять в отношении него иные обязательства.

4. Приостановление реализации имущества при иске о его исключении из описи.

5. Приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в суде, если это допускается законом.

Суд также может:

– Обязать ответчика совершить действия для предотвращения порчи или ухудшения состояния спорного имущества.

– Передать спорное имущество на хранение третьему лицу.

– Принять иные необходимые меры обеспечения иска.

При принятии заявления об исключении имущества из описи судья должен вынести определение о приостановлении исполнительных действий в отношении спорного имущества. Копия этого определения направляется в территориальное отделение Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре. Этот порядок установлен Постановлением Пленума Верховного суда «О применении законодательства при рассмотрении судами дел об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)».

Важно отметить, что меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленным требованиям. При необходимости суд может применить несколько видов обеспечительных мер, однако их общая сумма не должна превышать цену иска.

Судья рассматривает ходатайство об обеспечении иска в день его поступления, без уведомления ответчика и других участвующих в деле лиц.

Согласно статье 108 Гражданско-процессуального кодекса, суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, имеет право заменить один вид обеспечения иска другим. Этот вопрос решается в судебном заседании с уведомлением всех участвующих в деле лиц. При этом неявка этих лиц не препятствует рассмотрению вопроса об отмене обеспечения иска

Важно отметить, что в случае отказа в удовлетворении иска меры по его обеспечению остаются в силе до момента вступления решения суда в законную силу. Однако суд имеет право отменить обеспечительные меры одновременно с вынесением решения или после его принятия. При удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного решения.

На определение об обеспечении иска может быть подана частная жалоба (протест), как и по другим категориям дел. Однако подача такой жалобы не приостанавливает исполнение вынесенного определения.

Таким образом, установленный порядок обеспечения иска способствует повышению качества правосудия и эффективной защите прав и свобод граждан. Он создает механизм, позволяющий гарантировать исполнение судебного решения и предотвратить возможные злоупотребления со стороны недобросовестных участников процесса.

Бобир Исламов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ В СЕРГЕЛИЙСКОМ РАЙОНЕ СТОЛИЦЫ

В Сергелийском районе Ташкента состоялся выездной прием граждан по судебно-правовым вопросам. Мероприятие прошло в районном хокимияте под руководством заместителя председателя Верховного суда И. Муслимова.

В мероприятии также приняли участие заместитель Председателя Верховного суда Ш. Полванов и судьи А. Элмурадов, Р. Мадумаров, Б. Тангабаев, А. Аяпов, Ш. Болиев, Р. Хайдаров, которые приняли граждан, имеющих проблемы в судебно-правовых вопросах.

В ходе приема было рассмотрено 151 обращение граждан по следующим категориям дел:

– 87 обращений касались уголовных дел;

– 49 человек обратились по гражданским делам;

– 8 граждан пришли с вопросами по административным делам;

– 7 человек по экономическим делам.

116 гражданам были даны устные правовые разъяснения. От 35 граждан приняты письменные обращения.

Кроме того, на приеме рассматривались представления службы пробации об освобождении от наказания. По итогам рассмотрения 9 осужденных получили условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

По итогам выездного приема были приняты следующие решения:

 -одно обращение передано в Ташкентский городской суд для рассмотрения в кассационном порядке;

-положительно разрешен вопрос о взыскании алиментов по обращению одного из граждан;

-четыре жалобы были приняты Верховным судом для проведения соответствующей ревизии и взяты под контроль.

Стоит отметить, что два гражданина, присутствовавших на приеме, выразили благодарность за работу судебных органов. Это свидетельствует о том, что подобные выездные мероприятия способствуют повышению доверия населения к судебной системе и позволяют гражданам напрямую взаимодействовать с представителями судебных органов для решения своих правовых вопросов.

СЕМЕЙНЫЕ РАЗБОРКИ В ПЬЯНОМ УГАРЕ

Альфия знала Хасана уже 15 лет. Они познакомились через общих друзей задолго до того, как начали жить вместе. У обоих тогда были семьи, но со временем их пути разошлись с прежними супругами.

В сентябре 2022 года Альфия и Хасан стали сожителями. Их совместный быт шел своим чередом. 27 октября 2023 года выдался обычный день. Женщина проснулась около полудня, а Хасан чуть позже. Ближе к половине второго они собрались и отправились в отделение «Хамкор банка» в Сергелийском районе — нужно было разблокировать банковскую карту.

После посещения банка они отправились на ярмарку в Сергелийском районе. Закупив необходимые продукты, около трех часов дня они взяли такси и поехали домой.

Дома Альфия принялась готовить еду, а Хасан принес бутылку водки, начали ее распивать. К ним вскоре присоединился ее брат Марат. Когда первая пол-литровая бутылка водки быстро опустела, Марата отправили за новой. Он принес 0,7 литровую бутылку, и компания продолжила распивать алкоголь.

Ближе к концу второй бутылки Марат ушел к себе, оставив сестру и Хасана одних. Вдруг мужчина затеял разговор о прошлом, начал ни с того ни с сего оскорблять ее и даже замахнулся, ударив ее по лицу. Та в ответ тоже его ударила. 

Потасовка между сожителями принимала все более ожесточенный характер. Оскорбления сыпались один за другим. В пьяном угаре разум полностью застилала ярость.

Решив положить этому конец, Альфия позвала инспектора профилактики. Вскоре он явился и забрал буйного Хасана в УКД ОВД Чиланзарского района для разбирательства. Однако через час мужчина вновь вернулся домой, но вместо успокоения ситуация только накалилась.

Хасан продолжил скандалить, выплескивая поток обвинений и оскорблений в адрес Альфии. Не веря ее словам, он снова и снова задавал одни и те же вопросы. В спальне между ними завязалась новая потасовка.

Хасан повалил Альфию на пол и стал кусать ее за губы и щеки, а затем принялся избивать по лицу. Ей удалось вырваться, но разъяренный Хасан никак не унимался.

В этот момент взгляд женщины упал на кухонный нож, лежавший на письменном столе. Она решила взять его, чтобы попытаться припугнуть его. Держа нож в правой руке, Альфия стала угрожать им, требуя остановиться. Но тот лишь становился агрессивнее.

Когда Хасан снова замахнулся, чтобы ударить ее, произошло непоправимое — в страхе за свою жизнь Альфия нанесла ему удар ножом в живот…

Женщина в оцепенении смотрела на истекающего кровью Хасана. Не раздумывая, она сразу позвонила в службы экстренной помощи — 102 и 103.

Вскоре подъехала карета скорой помощи и сотрудники органов внутренних дел. Медики оперативно оказали Хасану первую помощь и забрали его в больницу. Альфия последовала за ними.

Весь путь до больницы она пребывала в шоковом состоянии от осознания того, что натворила. В больнице она ждала вестей из операционной в муках раскаяния. Перед глазами стояла картина того, как она наносила удар ножом. Альфия понимала, что это был акт отчаяния, но сама испугалась своей ярости.

Хасана удалось спасти.  Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у мужчины обнаружены телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения.

Когда врачи сообщили, что Хасан жив, но находится в тяжелом состоянии, Альфия почувствовала облегчение. На судебном процессе она полностью признала свою вину, раскаиваясь в содеянном. Женщина упомянула, что ее сожитель не имеет к ней никаких претензий, и просила суд учесть это при вынесении приговора, рассчитывая на смягчающие обстоятельства. Ведь она не хотела доводить дело до такой трагедии, но в пылу ссоры потеряла контроль над эмоциями.

При определении вида и меры наказания для подсудимой суд принял во внимание следующие факторы: степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимой, в том числе отсутствие у нее предыдущих судимостей и семейное положение.

Таким образом, всесторонне рассмотрев дело с учетом всех обстоятельств, суд признал Альфию виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «ж» ч.7 ст.126-1 (семейное (бытовое) насилие) Уголовного кодекса Республики Узбекистан и назначил ей наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет. Однако, с применением статьи 72 (условное осуждение) УК ей назначено условное осуждение вместо реального лишения свободы с испытательным сроком на 1 год.

У этой истории было продолжение. К сожалению, Альфия не сделала должных выводов и ситуация повторилась в апреле 2024 года. В связи с тем, что она нарушила порядок отбывания наказания теперь она проведет 6 лет в колонии общего режима.

Фарход Эргашев,

судья Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

Жаъфар Курбанов,

судья Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

Перейти к содержимому