Перейти к содержимому
Искать:

ОСНОВНАЯ СУТЬ КОРРУПЦИИ, ИЛИ С ЧЕМ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вопрос противодействия коррупции – один из вечных вопросов организации государства. Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции.

 

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

 

Так, коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

 

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды – он становится частью коррупционной системы.

 

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

 

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция населения.

 

Среди основных источников коррупции можно выделить неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти.

 

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

 

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

 

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

 

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться. Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

 

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка – это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки. Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.

 

Есть и другая форма коррупционных преступлений – злоупотребление. Это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы, либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

 

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

 

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

 

Толибжон ОБИДОВ,
председатель Шайхантахурского районного суда
по уголовным делам

ПРИНЦИП “АКТИВНОЙ РОЛИ СУДА” – УЗБЕКИСТАН И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

29 января 2022 года Президент Республики Узбекистан принял Постановление «О мерах по дальнейшему обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами, а также повышения доверия населения к судам».  Во пункте 2 данного документа предусматривается установление процедуры по осуществлению административного судопроизводства на основе принципа «активной роли суда», под которой понимается обязанность административного суда по сбору доказательств по собственной инициативе для выяснения фактических обстоятельств дела, созданию для граждан или субъектов предпринимательства, чьи права нарушены, условий для участия в сборе доказательств в пределах своих возможностей.

 

Исходя из анализа судебной практики очевидно, что возложение на стороны обязанности доказывания обстоятельств дела в административных судах ставит их в неравные условия, так как возможности обычного гражданина или предпринимателя по доказыванию своих требований более ограничены, чем ресурсы государственных органов, наделенных властными полномочиями. Поэтому представляется, что активное участие суда обеспечивает равные возможности сторон и их состязательность в административном судопроизводстве.

 

Кроме того, на сегодняшний день нормы активного участия суда, в том числе сбора доказательств административным судом по собственной инициативе, установлены в законодательствах таких стран, как Грузия, Азербайджан и Казахстан.

 

Например, в Азербайджане суд обязан исследовать все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, а также самостоятельно по собственной инициативе собирать другие необходимые доказательства.

 

В Грузии суд правомочен собирать фактические обстоятельства и доказательства их по собственной инициативе.

 

В Казахстане административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда, согласно которому суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Более того, суд по собственной инициативе собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства.

 

Стоит отметить, что принцип «активной роли суда» является новеллой в нашей системе отправления правосудия, внедрение которой трансформирует роль суда из пассивного арбитра в активного участника судебного процесса.

 

Однако, можно ли утверждать, что данный принцип в будущем перерастет в более фундаментальную правовую философию судебного активизма наподобие той, что существует в англо-саксонской правовой системе или той, что внедряется в современную романо-германскую правовую систему?

 

В этой связи, необходимо разобраться в двух взаимоисключающих понятиях: судебный активизм (judicial activism) и судебная сдержанность (judicial restraint).

В американском праве, согласно общепризнанному определению, судебный активизм представляет собой правовую философию, согласно которой суды могут и должны выходить за рамки применимого права, чтобы учитывать более широкие социальные последствия своих решений. Этот термин обычно подразумевает, что судьи выносят решения, основываясь на своих собственных взглядах, а не на прецеденте (stare decisis, то есть новые решения должны соответствовать предыдущим решениям). Судебный активизм и конкретные активистские судебные решения вызывают спорные политические вопросы, так как они тесно связаны с судебным толкованием права и теорией разделения власти.

 

В свою очередь, судебная сдержанность – это правовая философия, продвигающая применение такого подхода судебного толкования, который сохранил бы статус-кво в судебной деятельности. Судебная сдержанность вбирает в себя принцип stare decisis; нежелание вносить протест (certiorari, то есть истребование дела вышестоящим судом из производства нижестоящего суда); и тенденцию выносить узкие судебные решения, избегая «ненужного разрешения общих вопросов». Судебная сдержанность может привести к тому, что суд вообще уклонится от рассмотрения дела по существу путем оспаривания правоспособности заявителя, отказа от внесения протеста (certiorari) или установления, что центральным вопросом дела является политический вопрос, который лучше решать исполнительной или законодательной ветвям власти либо установления, что суд не обладает юрисдикцией в этом вопросе, чем сохранит статускво.

 

Безусловно, ныне внедряемый в республике принцип «активной роли суда» не вбирает в себя вышеуказанные аспекты судебного активизма, но можно ли делать вывод о том, что создающийся вектор развития национального процессуального права рано или поздно приведет к такому исходу, когда административные суды не будут сдерживаться от принятия того или иного решения, уходя от рассмотрения дела по существу, и будут играть более активную роль в деле защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и предпринимателей в сфере административных и иных публичных правоотношений в частности, а также в общественно-политической жизни общества в целом.

 

В любом случае можно с уверенностью заявлять, что настоящий принцип «активной роли суда» будет способствовать превращению административных судов в подлинного защитника граждан и предпринимателей в отношениях с государственными органами и их должностными лицами. 

 

Нозима ЗАХИДОВА,
судья Мирабадского межрайонного суда
по гражданским делам

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ – ТЯЖКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Торговля людьми является одним из пороков, угрожающих безопасности и социально-духовной стабильности. В условиях построения правового государства и справедливого гражданского общества торговля людьми стала одной из актуальных проблем сегодняшнего дня.

 

Статья 13 Конституции Республики Узбекистан гласит, что  демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

 

В соответствии со статьей 24 Основного закона право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением.

 

Сегодня преступления, связанные с торговлей людьми, вызывают серьезную обеспокоенность и озабоченность в мировом сообществе. Самое печальное, что положения как тех, кто совершил это преступление, так и тех, кто от него пострадал, равные. То есть, совершая преступление в стремлении нажиться легкими деньгами – обе категории людей оказываются в ловушке.

 

Согласно Уголовному Кодексу Республики Узбекистан, торговля людьми – вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или ее применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.

 

В последние годы выявляются преступления, связанные с торговлей детьми. Это вызвано социальной незащищенностью и необеспеченностью матери ребенка, беременностью не состоящих в браке женщин и попытками скрыть ребенка от семьи, большой потребностью в усыновлении ребенка со стороны семей, не имеющих детей.

 

Важное значение в борьбе с торговлей людьми имеет проведение разъяснительной работы среди населения, особенно среди молодежи, об опасности и последствиях этого зла, информирование граждан высокой политической культуры. Поэтому, исходя из требований сегодняшнего дня, необходимо уделить особое внимание проведению пропагандистских и пропагандистских мероприятий.

 

Подводя итог, можно сказать, что торговля людьми, ее бесчеловечное и унижение, уничтожение прав и свобод человека – это непростительное тяжкое преступление.

 

Кахрамон МИРСАФАЕВ,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

КАК БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ

Обновленная политика нового Узбекистана опирается на такие высокие идеи, как поднятие чести и достоинства человека на высочайший уровень, неукоснительное обеспечение справедливости и верховенства закона в обществе. Однако, к сожалению, все еще имеется ряд факторов, оказывающих негативное воздействие на результативность реформ и препятствующих процветанию страны. Безусловно, одним из них является коррупция, которая прежде всего способствует снижению доверия народа к государству и реформам, усилению недовольства в обществе.

 

В годы независимости в стране осуществлена практическая работа по борьбе с коррупцией. Присоединение Узбекистана в 2008 году к Конвенции ООН против коррупции и другим международным актам стало первым шагом в данном направлении. В принятом по инициативе Президента Законе Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» и соответствующей государственной программе определены задачи на перспективу. В законе впервые дано разъяснение таким понятиям, как коррупция и конфликт интересов. Кроме того, в законе четко определены уполномоченные органы по противодействию коррупции и их статус.

 

В 2019 году принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан», которым была утверждена Государственная программа по противодействию коррупции.

 

Следует особо отметить, что в последние годы в стране осуществлены важные организационно-правовые реформы в сфере противодействия коррупции. Во-первых, в корне усовершенствована система государственной службы, определены ее цели и задачи, утверждена Концепция административной реформы. Приняты меры, направленные на эффективную социальную защиту сотрудников государственных органов, усиление их материальной поддержки и стимулирования.

 

Сегодня Узбекистан входит в число 16 стран, которые показывают положительную динамику в борьбе с коррупцией по Индексу верховенства закона-2020. Согласно отчету Узбекистан показал лучшую позитивную динамику среди стран СНГ, набрав 0,47 балла из максимального 1 балла и заняв 92-е место среди 128 стран мира. Это на четыре позиции выше, чем в прошлом году.

 

Следует отметить, что независимые судебная система и судьи играют огромную роль в борьбе с коррупцией. Последние тенденции и изменения показывают, что именно в антикоррупционном плане в судебной системе реализуются существенные реформы.

 

В части обеспечения независимости судей большую роль играет срок пребывания в должности судьи. Несколько лет назад была проведена революционная реформа, благодаря которой первый срок у судей составил пять лет, второй – 10, а в случае безупречной службы с третьего срока судья может осуществлять свою деятельность бессрочно.

 

Сегодня отбор судей проводится открыто и прозрачно созданным специальным Высшим судейским советом, состоящим из представителей судейского сообщества. В процесс отбора судей допускаются и СМИ.

 

Прозрачность работы судей, их независимость, процессуальное равенство сторон и четкий процессуальный механизм проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений — главные факторы эффективной борьбы с коррупцией.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда