Искать:

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: КРИТЕРИИ И ОЦЕНКИ

За последние годы в Узбекистане осуществляются масштабные и динамичные демократические реформы, эффективность которых, во многом определяется четырьмя важнейшими факторами — обеспечение верховенства закона, эффективное противодействие коррупции, повышение институционального потенциала  и формирование сильных демократических институтов.

 

Коррупция — комплекс преступных деяний, подрывающих основы государственной власти и управления, посягающих на свободы, права и законные интересы граждан. Если не удастся искоренить коррупцию, если в борьбу с ней не будут вовлечены все слои населения, лучшие специалисты, если общество не будет привито вакциной честности, то невозможно достичь поставленных целей демократических реформ и ни одна сфера жизни общества и государства не будет развиваться.

 

В 2017 году принят Закон «О противодействии коррупции». В нем закреплены основные направления государственной политики в данной сфере, организационно-правовые механизмы их реализации, основные принципы противодействия коррупционным преступлениям. Впервые разъяснены такие понятия, как конфликт интересов и коррупционное правонарушение. Более того, документ стал основой формирования и развития  целостной законодательной, правовой системы противодействия коррупции. Приняты свыше 60 Указов и постановлений  Президента, ряд государственных программ, определивших меры по противодействию коррупции, повышению правосознания и правовой культуры в обществе.

 

Сегодня совершенствуется законодательная основа осуществления государственных закупок и использования бюджетных средств, займов международных организаций и иностранных государств, реализации государственных активов. Следует отметить, что международное законодательство в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям служит правовой основой согласованной деятельности государств в борьбе с этим явлением. К нему относятся документы конвенциального характера, провозглашающие цели и принципы антикоррупционной деятельности, формирующие ее концептуально-правовое поле, механизмы борьбы с коррупцией. Существуют глобальный, межрегиональный и региональный уровни формирования данного законодательства.

 

Для эффективного противодействия коррупции одних законов недостаточно. Необходимы действенные система и механизмы их практической реализации. В Узбекистане принимаются системные меры по повышению антикоррупционного потенциала государства.

 

За последние годы в стране созданы Национальный совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции, который возглавляет Председатель Сената парламента;

 

в палатах парламента учреждены комитеты по противодействию коррупции;

в местных представительных органах созданы комиссии по противодействию коррупции;

 

начало работу Агентство по противодействию коррупции, напрямую подчиняющееся Президенту Узбекистана и подотчетное палатам Олий Мажлиса.

Деятельность этих органов призвана содействовать устранению в первую очередь причин и условий коррупционных проявлений во всех  сферах.

 

Следует отметить, что независимые судебная система и судьи играют огромную роль в борьбе с коррупцией. Последние тенденции и изменения показывают, что именно в антикоррупционном плане в судебной системе реализуются существенные реформы.

 

В части обеспечения независимости судей большую роль играет срок пребывания в должности судьи. Несколько лет назад была проведена революционная реформа, благодаря которой первый срок у судей составил пять лет, второй – 10, а в случае безупречной службы с третьего срока судья может осуществлять свою деятельность бессрочно.

 

Сегодня отбор судей проводится открыто и прозрачно созданным специальным Высшим судейским советом, состоящим из представителей судейского сообщества. В процесс отбора судей допускаются и СМИ.

 

Прозрачность работы судей, их независимость, процессуальное равенство сторон и четкий процессуальный механизм проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений — главные факторы эффективной борьбы с коррупцией.

 

Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО ОТНОШЕНИЕМ К ЖЕНЩИНАМ

В последние годы в нашей стране принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на коренное реформирование всех сфер государственной и общественной жизни. В том числе, осуществляются широкомасштабные реформы по обеспечению прав, свобод и законных интересов женщин и достижению гендерного равенства в обществе.

 

Основной целью нововведений является всесторонняя поддержка женщин в обществе, их поощрение, тесное содействие в организации семейного и частного предпринимательства, ремесел, усиление роли женщин в общественной и государственной деятельности.

 

В частности, 2 сентября 2019 года был принят Закон «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин». Принятие документа позволило обеспечить равенство женщин и мужчин в нашем обществе при реализации ими личных, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также обеспечить женщинам и мужчинам равное участие в управлении делами общества и государства, избирательном процессе, содействие в обеспечении равных прав женщин и мужчин в сферах здравоохранения, образования, науки, культуры, труда и социальной защиты.

 

Согласно закону, равенство прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере семейных отношений направлено на добровольность заключения брака женщинами и мужчинами, недопустимость принудительных и преждевременных браков, равенство личных и имущественных прав и обязанностей супругов, разрешение внутренних семейных конфликтов по взаимному согласию.

 

Также в целях защиты прав и интересов женщин в обществе, борьбы с насилием в отношении них и его предупреждения 2 сентября 2019 года принят Закон «О защите женщин от притеснений и насилия».

 

Законом определены основные направления государственной политики в области защиты женщин от притеснений и насилия, полномочия органов государственной власти и государственных организаций в этой области и общие меры по предупреждению, выявлению и пресечению случаев притеснений и насилия в отношении женщин.

 

В соответствии с законом постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 января 2020 года «О мерах по совершенствованию системы защиты женщин от притеснений и насилия» утверждено соответствующее Положение о выдаче охранных ордеров.

 

Логическим продолжением проводимых в стране реформ по защите прав и законных интересов женщин стал Указ главы государства «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин» от 7 марта 2022 года.

 

В соответствии с документом утверждена Национальная программа по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022-2026 годы в целях выполнения работ по защите прав и законных интересов женщин в обществе, а также комплексный план мероприятий, направленных на реализацию данной национальной программы в 2022-2023 года.

 

Основной целью принятой программы является создание благоприятных условий для женщин во всех сферах жизни общества, в частности, их социальная поддержка, создание благоприятных условий для получения ими образования, привлечение их к научной и инновационной деятельности, профессиональное обучение женщин в сельской местности, привлечение их к предпринимательству и обеспечение занятости.

 

В целях обеспечения исполнения данного указа принято постановление правительства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения и решения проблем женщин», которым предусматриваются меры по систематическому решению проблем женщин и их социальной поддержке посредством ведения «женской тетради».

 

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что в республике последовательно осуществляется масштабная работа по повышению эффективности работы по защите женщин, их прав и законных интересов, обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин, а также обеспечению надежной защиты их прав, свобод и законных интересов от притеснений и насилия.

 

Наргиза КАСИМОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

ЗАЩИТИТЬ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО: О ВЫЯВЛЕНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СЛУЧАЕВ ПРИМЕНЕНИЯ ПЫТОК

В статье 26 Конституции определено, что никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению. За последние годы проведены масштабные реформы, направленные на дальнейшее укрепление гарантий прав и свобод человека, предусмотренных настоящей статьей, а также на ликвидацию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

 

В частности, создана правовая база, касающаяся органов дознания, следствия и учреждений исполнения наказания. Она направлена не только на предупреждение, но и на пресечение подобных деяний. Национальное законодательство приведено в соответствие с международными нормами и конвенциями. По итогам рассмотрения периодических докладов Республики Узбекистан Комитет ООН по правам человека и Комитет против пыток в своих заключительных замечаниях дали ряд рекомендаций по защите прав лиц, подвергшихся пыткам, оказанию им социальной, медицинской и психологической помощи и возмещению причиненного им вреда в виде компенсации, созданы правовые механизмы.

 

Однако встречаются случаи применения пыток в учреждениях дознания, следствия и исполнения наказания. Поэтому в Послании Президента Олий Мажлису 29 декабря 2020 года особо отмечено о необходимости кардинально пересмотреть систему предотвращения пыток в оперативно-розыскной деятельности, органах следствия и исполнения наказания. Подчеркнуто, что это негативно сказывается на международной репутации нашей страны.

 

В целях полного устранения подобных случаев и дальнейшего укрепления гарантий обеспечения прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, а также предупреждения применения бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в июне минувшего года принято постановление главы государства «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток».

 

В документе определены приоритетные задачи по приведению системы выявления и предупреждения случаев применения пыток в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека, совершенствованию механизма оперативного и объективного рассмотрения обращений о случаях применения пыток, а также неотвратимости привлечения к ответственности виновных лиц, обеспечению оказания социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от пыток, а также компенсации нанесенного им ущерба.

 

В постановлении определены такие приоритетные задачи, как совершенствование национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток с учетом рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН, а также разработка процедуры компенсации жертвам пыток.

 

На основании задач, изложенных в постановлении и заключительных замечаниях, и рекомендаций Комитета ООН по правам человека по итогам рассмотрения Пятого периодического доклада Узбекистана по реализации положений Международного пакта о гражданских и политических правах был принят Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, направленных на совершенствование порядка возмещения причиненного вреда потерпевшим от пыток».

 

Законом внесены дополнения и изменения в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, в том числе в статью 991, где предусмотрена ответственность за ущерб, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Учитывая, что указанные действия государственных должностных лиц могут причинить потерпевшему душевные и физические страдания в случае их противоправного характера, потерпевший также имеет право на возмещение морального вреда в соответствии с частью второй статьи 1021 Гражданского кодекса.

 

Вносимые изменения и дополнения в законодательство позволяют защитить честь и достоинство человека, возместить материальный и моральный ущерб, причиненный гражданам.

 

Аброр САИДОВ,
Председатель Яшнабадского районного суда по уголовным делам

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ КОРРУПЦИЮ

Реализация мер по противодействию коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, основанной на скоординированной деятельности субъектов противодействия коррупции.

 

Принципиально новым этапом в определении системных механизмов в сфере противодействия коррупции стало присоединение Узбекистана к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года).

 

Продолжением последовательных мер в данной сфере явилось присоединение Узбекистана в 2010 году к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией (Стамбул, 10 сентября 2003 года), принятому в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, являющейся универсальным международным документом в данной сфере, усматривается, что коррупцией является использование лицом своего должностного положения с целью получения выгоды для себя или третьих лиц.

 

В качестве коррупционных преступлений в вышеуказанной Конвенции определены дача и получение взятки, хищение путем растраты и присвоения, злоупотребление служебным положением, легализация преступных доходов, воспрепятствование осуществлению правосудия и ряд других составов, которые в значительной мере криминализованы уголовным законодательством Республики Узбекистан.

 

Так, борьба с коррупцией является одной из актуальных задач проводимых в республике реформ на пути построения правового демократического государства и формирования гражданского общества.

 

За годы независимости в стране создана основанная на Конституции развитая нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективное противодействие коррупции, ее негативному влиянию на слаженное функционирование органов государственного и хозяйственного управления, проведение демократических преобразований во всех сферах государственного и общественного строительства, сохранение стабильности и безопасности страны.

 

Принимаются последовательные меры по сокращению вмешательства государственных структур в деятельность частного предпринимательства, приведению их полномочий в соответствие с требованиями рыночной экономики – уменьшению роли государства в управлении экономическими процессами, сокращению монополии в оказании государственных услуг.

 

Важное значение в этом имеет Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». В документе основными принципами противодействия коррупции определены законность, приоритетность прав, свобод и законных интересов граждан, открытость и прозрачность, взаимодействие государства и гражданского общества, приоритетность мер по предупреждению коррупции, неотвратимость ответственности.

 

Следует отметить, что в нашей стране создана не только организационная, но и правовая основа борьбы с взяточничеством в каждой сфере. В частности, ярким подтверждением сказанного является предупреждение и борьба с коррупцией среди судей и работников судебной системы. В данном направлении приняты Указы главы государства «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» от 21 октября 2016 года, «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 года, «О формировании Высшего судейского совета Республики Узбекистан» от 10 апреля 2017 года, а также  постановление лидера страны «О материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан» от 4 мая 2017 года. Данные нормативно-правовые акты служат руководящими принципами в этом направлении.

 

В свою очередь, Распоряжение Президента нашей страны «О мерах по организации комплекса «Дворец правосудия» от 18 июля 2017 года, Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года также играют важную роль в правовом регулировании данной сферы.

 

Примечательно, что каждый законодательный акт, касающийся деятельности судебной системы создает основу для предупреждения и борьбы с коррупцией среди судей и работников судебной системы. В этой связи следует особо остановиться на практической значимости Указа главы нашего государства «О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе» от 7 декабря 2020 года.

 

Так, в соответствии с документом определены основные направления государственной политики по обеспечению независимости судей и предупреждению коррупции в судебной системе. В этой связи созданы правовые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту профессиональной деятельности судей по отправлению правосудия от внешних воздействий, обеспечивается объективность и прозрачность в отборе, подготовке, назначении на должности судей, а также оценке деятельности судей, последовательно внедряются в эти процессы современные информационные технологии. Наряду с этим акцент сделан на формирование высокопрофессионального судейского корпуса, предупреждение и раннее выявление случаев коррупции среди судей и работников аппарата суда, а также реализации Комплекса мер по оценке любого выявленного в судебной системе коррупционного деяния как нетерпимого, повышению профессиональной квалификации, духовности и ответственности судей.

 

Каждая реформа, изменение, которое проводится в нашей стране, осуществляется на основе отбора через призму пользы для нашего народа. Это чрезвычайно важно в процессах противодействия коррупции. Ведь борьба с коррупцией и ее искоренение стали общей целью народа Узбекистана и государственных структур.

 

Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда
по уголовным делам

Перейти к содержимому