Искать:

СПОРЫ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОТЦОВСТВА И ВЗЫСКАНИИ АЛИМЕНТОВ

Семейные споры подразумевают собой расторжение брака, признание брака недействительным, взыскание алиментов, взыскание денег с ребенка на родительское обеспечение, установление места жительства ребенка или порядка свидания с ребенком, установление отцовства, лишение родительских прав, возражения против отцовства, а также иные споры, связанные с семейными спорами.


Среди них особое внимание уделяется спорам об установлении отцовства и взыскании алиментов. Причиной возникновения спора об установлении отцовства является несоблюдение супругами семейного законодательства, наличие у них детей без регистрации брака в органах ЗАГС, отсутствие у супругов возможности подать заявление об установлении отцовства в ЗАГС.
Согласно статье 13 Семейного кодекса Республики Узбекистан, брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенный по религиозным обрядам, не будет иметь юридического значения.


Анализ, обобщения по итогам года показывают, что до сих пор наблюдается ситуация, когда граждане создают семьи на основе религиозных обрядов. Также настораживает тот факт, что несколько возросли в судах исковые требования об установлении отцовства.


Юридически не оформленный брак является причиной того, что отец, не может обратиться в ЗАГС и подать заявление об установлении отцовства. В случае рождения ребенка от родителей, не состоящих в браке между собой, отцовство устанавливается в судебном порядке на основании заявления родителя в совместном органе ЗАГСа, а если отец не подал заявление в орган ЗАГСа, то отцовство устанавливается на основании заявления самой матери.


Установление отцовства в судебном порядке осуществляется также на основании заявления одного из родителей или опекуна (попечителя), либо лица, на чьем попечении находится ребенок, а также заявления, поданного самим ребенком после достижения им совершеннолетия.


Последствия вступления в брак на основе религиозных взглядов порождают и другие споры, в частности, споры о взыскании алиментов, а в некоторых случаях и о взыскании на имущество.


Поскольку установление отцовства неразрывно связано с обеспечением ребенка, дела этой категории рассматриваются в судах в короткие сроки. При рассмотрении споров об установлении отцовства суд должен вынести законное, обоснованное и справедливое решение, дав правовую оценку тому, имели ли истец и ответчик до рождения ребенка семью на основе общего быта, совместно ли воспитывали ребенка, признавали ли отцовство, оказывали ли ребенку и его матери материальную и моральную помощь и другие доказательства.


На практике часто встречается назначение судебно-биологической экспертизы ДНК, когда ответчик не признает отцовство и оснований для удовлетворения иска недостаточно. Лицо, имеющее право предъявить иск об установлении отцовства, обязано предоставить копию свидетельства о рождении, подтверждающего, что отцовство ребенка не установлено, к исковому заявлению, поданному в суд.
После вступления в законную силу решения суда, принятого при установлении отцовства, оно направляется в ЗАГС для внесения изменений в запись акта. На основании вынесенного решения орган ЗАГС выдает новое свидетельство о рождении ребенка.

 


По искам об установлении отцовства и взыскании алиментов истец освобождается от государственной пошлины. Однако законодательство не исключает, что в случае удовлетворения иска с ответчика будет взыскана госпошлина.


Также в законодательстве по искам об установлении отцовства установлено, что не применяется срок исковой давности. То есть истцы вправе обратиться с иском такого содержания в любое время.


В случае смерти лица, не состоявшего в браке с матерью ребенка, но признавшего себя отцом ребенка, факт его отцовства может быть установлен также судом. В данном случае в суде дело рассматривается не в порядке искового производства, а в порядке отдельного производства, то есть установления юридического факта, на основании заявления заинтересованного лица.


Рост числа споров, связанных с установлением отцовства, свидетельствует о недостаточном правовом просвещении граждан, не налаженной работе в этом направлении органов самоуправления граждан, отделов по поддержке махалли и семьи, инспекторов по профилактике махалли, а также сотрудничестве ответственных за это лиц с судом.

 

Ахрор СУЛАЙМОНОВ,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ: ЭЛЕКТРОННАЯ КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ

В наше время большая роль отводится внедрению информационно-коммуникационным технологиям во все сферы жизни. Не исключение и адвокатская деятельность. 30 мая глава государства подписал постановление «О мерах по широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры».

 

Документ предусматривает, что с 1 января 2023 года лицензии на право занятия адвокатской деятельностью будут выдаваться при помощи информационной системы «Лицензия». При этом порядок сдачи претендентом квалификационного экзамена останется прежним. Государственная регистрация, перерегистрация и ликвидация адвокатских структур будет вестись посредством ЕПИГУ.

 

Наряду с этим, начинающие работу адвокаты смогут получить композитные услуги по сдаче квалификационного экзамена, получению лицензии на осуществление адвокатской деятельности и государственной регистрации адвокатских бюро.

 

Кроме того, с 1 января 2023 года будет запущена информационная система «Юридическая помощь». Ее задачи — цифровизация процессов оказания юридической помощи гражданам, а также интеграция сферы адвокатуры с деятельностью судов, правоохранительных органов и иных государственных органов. Система будет включать в себя электронный реестр адвокатов и их персональные электронные кабинеты, в которых они смогут вести онлайн-диалог с физическими и юридическими лицами. Здесь же по желанию доверителя можно будет заключить договор о дистанционном оказании юридической помощи с использованием электронной цифровой подписи, а также оказания юридической помощи в режиме онлайн. Также «Юридическая помощь» даст возможность внедрить электронный документооборот между адвокатурами, судами, правоохранительными и иными государственными органами.

 

Есть и еще одна важная особенность. Адвокаты смогут получать от должностных лиц органа, осуществляющего доследственную проверку, дознавателей, следователей, прокуроров или суда электронные уведомления о времени и месте проведения доследственной проверки, дознания, следственных действий или судебного заседания. Также при помощи системы адвокат сможет по запросу в электронной форме получить необходимые документы для оказания юридической помощи.

 

Кахрамон МИРСАФАЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

КРЕДИТЫ: ДЕЙСТВИЯ, РОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИЮ

С развитием банковской  системы,  предоставлением  государственных  льгот,  целевых  кредитов  для  определенных  слоев населения либо предпринимателей мошенничество  в  сфере  незаконного  получения кредитов  набирает  обороты. 

 

Для  извлечения  материальной  выгоды  в  виде  оформления  кредитов  на  льготных  условиях  с низкой  процентной  ставкой  на  основании постановления Президента Узбекистана «О  дополнительных  мерах  по  широкому привлечению  населения  к  предпринимательству  и  развитию  семейного  предпринимательства  в  регионах»  от 7 марта  2019 года физические  и юридические лица предоставляют банкам заведомо  ложные  и  недостоверные  сведения  о  соответствии  параметрам,  указанным  для  получения  целевого  или  иного кредита,  а  получив,  распоряжаются  ими по своему усмотрению, тратя их на иные цели. Это не только негативно сказывается на развитии экономики  страны,  но  и  препятствует  получению субсидий лицами, которые на законных основаниях имеют право оформления такого кредита так как денежный лимит уходит на «недобросовестных» получателей. Даже в случае обнаружения банками факта нецелевого  использования  средств они изымаются, но никакой уголовной ответственности не наступает.

 

Мошенники  совершают  не  одно  преступление, ведь для оформления кредита необходимо представить поддельные  документы,  что  уже  квалифицируется  как  использование  поддельных документов  на  основании  части  третьей статьи  228  УК  Республики  Узбекистан. Специфика данного вида мошенничества заключается  не  только  в  объекте  преступления — общественных отношениях, связанных с нормальной деятельностью банка или иного кредитного учреждения, но и в нарушении порядка выдачи займа, поскольку при обычных условиях он не мог быть выдан обратившемуся.

 

Даже в  случае  обнаружения  банками факта  нецелевого  использования  кредита кредитные  средства  изымаются,  но  никакой уголовной ответственности не наступает. Факт нарушения договорных обязательств,  нецелевого  использования денежных  средств  или  иного  имущества при  отсутствии  существенного  вреда  интересам Республики Узбекистан и прямого умысла  на  совершение  этих  действий  не образует состава преступления. Виновные в этом лица могут привлекаться к гражданской, административной или дисциплинарной ответственности. 

 

Однако, незаконная выдача кредитов при отсутствии признаков хищения должна квалифицироваться по статье 205  Уголовного  кодекса  (злоупотребление должностным  полномочием).  Получается,  что  уголовная  ответственность  наступает за выдачу незаконных кредитов, но за незаконное  получение  кредитных  средств она не  наступает. Хотя, если смотреть в глубь проблемы, она неразрывно связана с иными, более серьезными  преступлениями.  В  данном  случае речь идет о латентной коррупции, которая поражает  демократические  основы  государства.

 

Встречаются  случаи  преступного  сговора  сотрудников  банковских  организаций  с  лицами  для  получения  льготных средств, либо  они  сами  оформляют  данные  кредиты на подставное лицо, либо на своих родственников, так как они лучше знают, как необходимо правильно оформить договор, и какие  документы  необходимо  представить.  В случае проверки для удостоверения, что кредиты  используются  по  назначению,  они сообщают о проверке, договорившись с проверяющими, или сами выступают в качестве проверяющего  этого  клиента,  так как  имеют  материальную  заинтересованность.

 

Это  создает  не  только препятствия для получения физическими лицами, которые действительно имеют законные  основания  и  права  на  получение таких льготных кредитов, так как денежные средства, выделенные на определенные  цели,  исчерпываются  за  счет  «недобросовестных» получателей кредита, но и подрывают доверие к государству. В результате физические лица сами начинают искать «знакомых» из числа сотрудников банковских  учреждений  для  оформления кредита, что впоследствии приводит к распространению другого социально опасного  явления,  как  коррупция.  


Фаррух ТУРАХОДЖАЕВ,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

СУДОПРОИЗВОДСТВО: НОВЫЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА

Одним из приоритетов дальнейшего развития страны является последовательная демократизация судебной системы, обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных норм о независимости судебной власти.

 

Стратегией развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы в качестве ключевых направлений реформ, проводимых в судебно-правовой сфере, предусмотрено расширение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня их доступа к правосудию, повышение эффективности и качества судопроизводства.

 

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» является ярким свидетельством перехода государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень.

 

Образование Высшего судейского совета Республики Узбекистан —важный шаг, направленный на содействие в соблюдении конституционного принципа независимости судебной власти в республике. Он играет ключевую роль в обеспечении эффективного формирования судейского корпуса, предотвращении нарушений неприкосновенности судей, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, налаживанию диалога с населением и системы обращения граждан.

 

Немаловажным также являются функции Совета по подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления.

 

Важным шагом для осуществления эффективных реформ явилось создание единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства, путем объединения Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан. Создание единого высшего органа судебной власти будет способствовать устранению дублирования функций управления судебной системы и формированию единой судебной практики.

 

Здесь необходимо отметить важность создания специальных административных судов, которые рассматривают споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а также дела об административных правонарушениях. До настоящего времени споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а именно рассмотрение жалоб на действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц осуществлялось судами по гражданским делам и хозяйственными судами в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса и Хозяйственного процессуального кодекса. При этом не было обеспечено формирование единой судебной практики в данном сфере. Таким образом, рассмотрение данных дел создаваемыми административными судами повысит качество и эффективность отправления правосудия при рассмотрении данного вида споров.

 

Указом также предусмотрено преобразование хозяйственных судов в экономические суда с созданием межрайонных, районных (городских) экономических судов, что с учетом их дислокации. Это в значительной степени повысит уровень доступности судебной защиты граждан, проживающих в отдаленных регионах, а также предпринимателей.

 

Документ является важным шагом для судебно-правовых реформ, позволяющий совершенствовать и оптимизировать судебную систему Республики Узбекистан с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия.

 

Голибжон ДАВЛАТОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского
административного суда

ССОРА ИЗ-ЗА КЛОПОВ С ТРАГИЧЕСКИМ ИСХОДОМ: СУД ВЫНЕС РЕШЕНИЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ В ТАШКЕНТЕ

Хотя алкоголизм не является уголовно-наказуемым деянием, и лишь в отдельных случаях совершение проступков в состоянии алкогольного опьянения влечет административную ответственность виновных, между пьянством и преступностью существует достаточно тесная связь, что подтверждается данными уголовной статистики. 

 

Пребывая в состоянии алкогольного опьянения зачастую люди совершают бесчеловечные поступки. 

 

Рецидивист с пятью судимостями

 

52-летний Иван Василенко к своему солидному возрасту имел репутацию рецидивиста. Этот статус он получил вследствие пяти судимостей. Среди них – умышленное причинение смерти при превышении мер задержания лица, совершившего общественно опасное деяние, кража, грабеж, умышленное тяжкое телесное повреждение. И, наверное, должно было в его жизни произойти, еще что-то страшное, чтобы он задумался, что так жить дальше нельзя. И это произошло в один из ноябрьский вечеров прошлого года.

 

Посиделка

Иван подрабатывал разнорабочим. На вырученные деньги выпивал. Был у него друг – 59-летний Андрей Матвиенко, с которым он частенько распивал спиртное. Иван практически каждый день оставался у него. Имелся у Ивана и напарник – Султан Махмудов, он также не прочь был выпить.

5 ноября Ивана и Султана не позвали на работу. Но у мужчин было ярко выраженное желание употребить спиртное, а денег не имелось. Они собрали на улице пластиковые бутылки, выручили за них деньги и направились в аптеку за спиртом. 

Так как время было уже позднее и к тому же погода в этот день не радовала Иван предложил пойти к Андрею. Пришли в гости, расположились и втроем стали распивать аптечный спирт. Спустя какое-то время Султан захотел спать. Ему выделили место на диване в зале. А Иван и Андрей продолжили выпивать. 

 

Недовольство переросло в скандал

 

Буквально через 20 минут Султан вернулся на кухню с претензией – якобы на диване его покусали клопы. Он начал на повышенных тонах предъявлять свое недовольство. В ответ прозвучала фраза: «не нравится – иди на улицу». Недовольство переросло в скандал. Султан с кулаками набросился на Ивана, несколько раз его ударил. Потом успокоился и присел на диван на кухне. Воспользовавшись временным затишьем, Иван взял со стола кухонный нож, подошел и ударил Султана. Последний потерял сознание. 

Стоит отметить, что как только началась ссора Андрей, чтобы не вмешиваться в конфликт ушел в другую комнату. Однако, он краем глаза видел, как Иван склонился с ножом над Султаном и сказал: «делай все, что хочешь, только убери его из моей квартиры, иначе, вызову милицию».

Далее мужчины подняли находившегося без сознания Султана и поволокли его в зал, где уложили на диван. Вероятно, они думали, что он придет в себя, и пошли дальше распивать аптечный спирт.

 

Засыпал листьями

 

Примерно в два часа ночи Иван сказал, что хочет немного вздремнуть. Спустя пару часов он проснулся и увидел, что Султан не подает признаков жизни. Об этом Иван сразу сообщил Андрею. Тот помог донести тело до входной двери. Далее Иван отнес тело на улицу и положив в арык, засыпал его листьями. Затем он вернулся в дом.

Утром Иван ушел на работу, а Андрей остался дома. Вечером Иван вернулся. А когда Андрей поинтересовался, как поживает Султан, тот сказал, что, наверное, на холоде отрезвел и пошел к себе домой. На следующий день Иван снова ушел на работу. Спустя какое-то время Андрей увидел, как возле его дома сотрудники ОВД оцепили территорию. Стражи порядка пригласили Андрея на опознание, а также, указывая на фото Ивана спросили, знает ли он его. Именно тогда Андрей рассказал о случившемся.

 

На скамье подсудимых

 

В ходе открытого судебного заседания Иван и Андрей полностью признали свою вину, а также просили суд строго их не наказывать.

Суд обсуждая вопрос признания Ивана Василенко особо опасным рецидивистом пришел к выводу, что все обстоятельства, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, а также его личность дают основания, что его исправление возможно только посредством изоляции от общества. 

В случае с Андреем Матвиенко коллегия судей посчитала назначить ему наказание в виде ограничения свободы. Таким образом Иван Василенко признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 97 (умышленное убийство) Уголовного Кодекса. Ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет.

Андрей Матвиенко также был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 241 (умышленное укрытие преступления от учета) Уголовного кодекса. Ему было назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 3 года.

Имена и Фамилии изменены.

 

Баходир КАЮМОВ, 

судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

Эвелина Синотова, журналист

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ – ЗАДАЧА ВСЕГО ОБЩЕСТВА

В современном мире торговля людьми является одним из наиболее грубых и массовых нарушений прав и свобод человека.

 

Глобализация в мировом масштабе, растущая взаимозависимость и взаимоувязанность государств, неравномерность социально-экономического развития отдельных регионов мира повлекли невиданное до этого времени распространение такого антигуманного явления как торговля людьми.

 

Современное состояние торговли людьми позволяет выделить наиболее распространенные ее формы:

 

торговля людьми в целях эксплуатации;

подневольный труд (долговая зависимость);

принудительный труд, в том числе принудительный домашний труд;

принудительный детский труд;

торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации и проституция;

сексуальная эксплуатация детей на коммерческой основе.

Сегодня выделяют основные направления противодействия торговле людьми — целенаправленная работа по снижению спроса на дешевую рабочую силу и сексуальные услуги, преследование организаторов этого преступного бизнеса и защита их жертв. Такой вектор карательных, превентивных и восстановительных мер заложен в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющем ее Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми.

 

Весомая доля случаев торговли людьми, отягощенной принуждением к преступной деятельности, имеет отношение к незаконному обороту наркотиков. На практике следственным органам приходится сталкиваться в этой связи с целым рядом серьезных проблем. С одной стороны, некоторые из жертв торговли людьми не воспринимают как эксплуатацию ту ситуацию, в которой они оказались, поскольку многие продолжают расценивать ее как шанс на лучшую жизнь и/или возможность оказания помощи своим семьям, остающимся на родине. Кроме того, зависимость жертв от ОПГ зачастую поддерживается неопределенностью статуса проживания, лояльностью, обусловленной родственными связями, а также насилием, широко применяемым ОПГ с целью поддержания внутренней дисциплины. Следует также отметить, что достаточно обычной для ОПГ практикой является заблаговременное инструктирование жертв относительно того, что им следует говорить в случае, если к ним обратится полиция или иные представители власти.

 

Борьба с торговлей людьми поднялась в Узбекистане до уровня государственной политики, а участие представителей министерств и государственных ведомств на данном мероприятии является свидетельством большого значения, придаваемого в стране этому вопросу. В целях совершенствования правовых основ в области противодействия торговле людьми глава государства в 2020 году подписал Закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции. В документе определены нормы, направленные на устранение недостатков и отражены важные принципы в области противодействия торговле людьми.

 

Баходир КАЮМОВ,
 судья Мирзо-Улугбекского районного суда
по уголовным делам

УНИКАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НАРОДОВЛАСТИЯ

Махалля издревле является мощным очагом культуры, действенным органом самоуправления граждан, самой близкой к народу структурой, уникальным институтом гражданского общества.  Роль и значение махалли всегда были неоценимы в бережном сохранении передающихся из поколения в поколение национальных и общечеловеческих ценностей, культуры, образа жизни, мышления и духовности многонационального узбекского народа.

 

Именно в годы независимости впервые в истории национальной государственности сходы граждан закреплены в статье 105 Конституции Республики Узбекистан как территориальные единицы самоуправления. В рамках реализации концепции «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу» в более чем ста нормативно-правовых актах упорядочено участие органов самоуправления в конкретных сферах жизни общества.

 

За последние пять лет были приняты и внедрены в общественную жизнь законы «Об органах самоуправления граждан» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников» в новой редакции, около 20 положений, касающихся деятельности махаллей, их общественных структур.

 

Кардинально изменилось отношение к махалле, она стала эффективным механизмом непосредственной работы с людьми. Объявление Президентом страны 2022 года Годом обеспечения интересов человека и развития махалли еще больше ускоряет работу в этом направлении.

 

Действенным инструментом в социально-экономическом развитии регионов, выявлении точек роста и сокращении бедности выступает система работы в разрезе махаллей. Именно это звено помогает решать многие проблемы и принимать меры по дальнейшему повышению уровня жизни населения. Учреждены штаты помощников хокима. Они оказывают поддержку в развитии надомного труда, рациональном использовании земли, получении кредитов для предпринимательства.

 

Государственная программа по реализации Стратегии развития в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» предусматривает разработку концепции по содействию эффективной организации деятельности помощников хокимов. Согласно документу, помощники хокимов призваны способствовать созданию на основе государственно-частного партнерства в своих махаллях объектов спорта и культуры, творческих клубов, центров занятости и других.

 

В эти дни во всех регионах страны подходят к завершению выборы председателей схода граждан махаллей. Данный процесс регулировался  Законом Республики Узбекистан «О выборах председателя (аксакала) схода граждан».

 

Так, согласно статье 3 документа право избирать председателя (аксакала) схода граждан имеют граждане, достигшие ко дню выборов восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающие на территории поселка, села, аула, а также махалли в городе, поселке, селе, ауле. Граждане, признанные судом недееспособными, не могут участвовать в выборах председателя собрания граждан. Запрещается каким-либо образом прямо или косвенно ограничивать права граждан на участие в выборах председателя схода граждан.

 

В соответствии со статьй 5 закона, организация и проведение выборов председателя (аксакала) схода граждан осуществляются открыто и гласно. При организации и проведении выборов граждане извещаются о дате, времени и месте проведения схода граждан, а также о кандидатурах на должность председателя (аксакала) схода граждан, об итогах голосования.

 

Статья 6 закона предусматривает, что избрание председателя (аксакала) схода граждан осуществляется путем выдвижения двух и более кандидатур на соответствующую должность. Председатель схода граждан избирается сходом граждан, а в случае невозможности созыва схода граждан — собранием представителей граждан на три года.

 

Для оказания практической помощи сходам граждан в организации и проведении выборов председателей (аксакалов) сходов граждан на территории Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов создаются соответственно комиссии. В их состав, как правило, входят представители Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, депутаты областных, городских, районных народных Кенгашей областей и города Ташкента, представители сходов граждан, государственных органов, ННО.

 

Жасур СИРОЖЕВ,
судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда
по гражданским делам

РАСТЕТ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН

В нашей стране проводится масштабная работа по оказанию всемерной поддержки женщинам, повышению их активности, созданию необходимых условий для их благополучия.

 

Высоко оценивая роль и место представительниц в обществе, Президент уделяет особое внимание защите их прав и интересов, созданию условий для получения образования, решению социальных проблем.

 

Последовательно искореняются изжившие себя стереотипы о статусе и роли мужчин и женщин в семье и обществе. В частности, за последние пять лет были сделаны шаги для укрепления правовой и институциональной базы гендерного равенства. Принятие в 2021 году «Стратегии достижения гендерного равенства в Узбекистане» стало важным этапом в этом направлении.

 

Документом предусматривается увеличение числа женщин в государственном управлении, сокращение гендерного неравенства, обеспечение широкого доступа к образованию, противодействие насилию и притеснению в отношении женщин. Он также направлен на обеспечение женщин достойной работой, повышение уровня охвата девушек высшим образованием, выдвижение их на руководящие должности, в том числе через систему временных квот, поддержку малообеспеченных и нуждающихся в социальной защите женщин.

 

Наши соотечественницы активно участвуют во всех сферах жизни и вносят достойный вклад в развитие страны. Последовательная реализация государственной политики в данном направлении еще больше расширяет масштабы реформ.

 

На состоявшемся 1 марта текущего года видеоселекторном совещании определены очередные меры. Главными среди них стали восстановление должности заместителя Премьер-министра и создание Государственного комитета по делам семьи и женщин. В результате в данную систему переведены более 9 300 заместителей председателей махаллей по делам женщин и семьи. В каждой махалле была вновь введена должность женской активистки. Благодаря этому создана система, призванная на постоянной основе заниматься проблемами и заботами соотечественниц.

 

Новой вехой в сфере стало постановление главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поддержки и обеспечения активного участия женщин в жизни общества». Документ служит правовой основой для организации адресной работы в сфере обеспечения экономических, политических и социальных прав и свобод женщин. Оно состоит из 25 пунктов и трех приложений, в нем рассмотрены организационно-правовые основы, новые механизмы защиты интересов женщин и молодых девушек, финансирование реализации поставленных задач.

 

Постановлением охватываются вопросы обеспечения жилья и занятости, обучения ремеслу, образования кластеров, защиты прав женщин, оказания помощи подвергшимся насилию женщинам, выделения грантов.  Определен порядок образования Республиканского общественного женского совета, среди основных задач которого — повышение социально-политической активности женщин, качество предоставляемых медико-социальных услуг, защита прав и законных интересов женщин. Совет будет координировать деятельность территориальных общественных женских советов, их сотрудничество с государственными и общественными организациями. Одними из главных целей определены организация адресной работы с «женской тетрадью», осуществление общественного контроля за своевременным решением ответственными организациями и секторами проблем женщин.

 

Эти реформы лишь малая часть больших целей по обеспечению гендерного равенства, прав и интересов женщин, согласующихся со Стратегией развития. Документ посвящен таким вопросам, как поддержка женщин, обеспечение их активного участия в жизни общества, гендерное равенство, занятость, образование и профессиональные навыки. Стратегия развития будет способствовать дальнейшему совершенствованию мер по продолжению политики гендерного равенства, повышению общественно-политической активности женщин, реализации реформ по их поддержке.

 

В результате масштабных реформ активность женщин во всех сферах растет, с каждым годом расширяя их участие в общественной жизни.

 

Гузал ЗИГАНШИНА,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда

УНИФИКАЦИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДАЧИ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ – ТРЕБОВАНИЕ ПРИНЦИПА «ОДИН СУД – ОДНА ИНСТАНЦИЯ»

Действующие Гражданский процессуальный кодекс (далее – ГПК), Экономический процессуальный кодекс (далее – ЭПК) и Кодекс об административном судопроизводстве (далее – КоАС) определяют три стадии пересмотра судебных актов, к которым относятся:

I.          Производство в суде апелляционной инстанции;

II.          Производство в суде кассационной инстанции;

III.          Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Пересмотр дела в апелляционной инстанции является важным правовым институтом, гарантирующим участникам судебного процесса возможность проверки законности, обоснованности и справедливости решения суда первой инстанции.

 

По общему правилу лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение, вправе подать апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.

 

Также, жалоба хоть и адресуется в суд апелляционной инстанции, но подается в суд, принявший решение по первой инстанции.

 

Однако, ГПК устанавливает специфический порядок оформления апелляционной жалобы, в отличие от ЭПК и КоАС.

 

Так, согласно общему в ЭПК и КоАС правилу, суд, принявший решение, обязан направить жалобу (протест) вместе с делом в суд апелляционной инстанции в пятидневный срок со дня ее поступления.

 

В ГПК же установлен иной порядок, согласно которому после поступления апелляционной жалобы судья первой инстанции обязан:

 

1) направить лицам, участвующим в деле, копию жалобы;

 

2) известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции;

 

3) в десятидневный срок с момента истечения срока, установленного для обжалования судебных актов, направить дело с поступившей жалобой в суд апелляционной инстанции.

Кроме того, судья первой инстанции решает вопросы восстановления пропущенного срока обжалования и приостановления исполнение решения, о чем выносит определение.

 

Как видно, в существующем порядке судья первой инстанции активно вовлечен в стадию принятия жалобы, назначения её на рассмотрение и извещения сторон, тогда как первая инстанция в экономических и административных судах лишь передает жалобу вместе с материалами дела в суд апелляционной инстанции без разрешения каких бы то ни было процессуальных вопросов.

 

В такой ситуации в гражданском судопроизводстве становится возможным влияние суда первой инстанции на процесс апелляционной инстанции, что является нарушением принципа «один суд – одна инстанция» равно как нарушением принципов объективности и беспристрастности судопроизводства в апелляционной инстанции.

 

В этой связи, необходимо унифицировать правила касательно порядка подачи апелляционной жалобы и её оформления в судах по гражданским делам, экономических и административных судах посредством установления единого порядка, согласно которому суд, принявший решение, обязан направить жалобу вместе с материалами дела в суд апелляционной инстанции в пятидневный срок со дня ее поступления.

 

Н. ЗАХИДОВА,
судья 
Мирабадского межрайонного суда

по гражданским делам

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Правовая база и необходимые условия для свободной предпринимательской деятельности играют важную роль в появлении новых производств и укрупнении мощности существующих. В результате создаются рабочие места, обеспечивая тысячам человек стабильные источники заработка.

 

В условиях рыночной экономики увеличение количества новых предприятий не обходится без сложностей. Организациям-банкротам не составляет труда ликвидироваться, но закрытие рабочих мест, споры между партнерами по бизнесу вызывают множество социальных и экономических проблем. До сегодняшнего дня действовал Закон «О банкротстве». Реалии времени обусловили принятие Закона «О неплатежеспособности».

 

С целью поощрения применения реабилитационных процедур к несостоятельному предприятию документ включает правила временной и постоянной неплатежеспособности, приостановления текущих налоговых платежей, нормы привлечения кредита. Если предприятие не выполняет свои обязательства не менее трех месяцев независимо от размера кредиторской задолженности, оно считается временно неплатежеспособным и подлежит предварительным процедурам реабилитации.

 

Если в течение последнего отчетного года обязательства предприятия-должника стабильно превышали его активы, оно считается неплатежеспособным и подлежит ликвидации. В целях обеспечения погашения кредиторской задолженности создаются возможности повторного выставления его имущества на торги, поэтапного снижения первоначальной стоимости имущества до 50 процентов, освобождения выручки от уплаты налогов на добавленную стоимость и на прибыль, передачи права требования кредитора от должника другому лицу. Это в свою очередь позволяет погасить кредиторскую задолженность в короткие сроки.

 

Еще одним новшеством является предоставление права адвокатам участвовать в делах в качестве судебных управляющих. Законом вводится институт неплатежеспособности физического лица, а неплатежеспособность кредитора в размере не менее двухсоткратного размера основной суммы должника за три месяца определяется как признак неплатежеспособности. Кроме того, кредиторская задолженность лица, признанного неплатежеспособным, подлежит погашению в рассрочку в течение трех лет или путем продажи его имущества.

 

В данном законе также отражена специфика признания застройщиков по долевому строительству неплатежеспособными в целях обеспечения защиты прав собственников, приобретших жилье. При этом в случае возбуждения дела о неплатежеспособности застройщика объекты незавершенного строительства могут быть переданы специализированной строительной организации для завершения строительных работ.

 

Принятие документа имеет большое значение в восстановлении и сохранении рабочих мест предприятий путем применения принципов финансового оздоровления, а также в сокращении дебиторской и кредиторской задолженности за счет применения реабилитационных мер, служит повышению определенного индикатора нашей страны в международных рейтингах.

 

Насиба АБДУРАХМАНОВА,
судья Ташкентского межрайонного экономического суда

Перейти к содержимому