Искать:

ВСЕНАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ: В ДУХЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В стране широко обсуждаются изменения и дополнения, вносимые в Основном закон. Началась подготовка к всенародному референдуму.  Президент Узбекистана 16 июня утвердил поправки в закон о референдуме. 

 

Согласно изменениям в статье 1, теперь решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не предусмотрено решениями, принятыми референдумом.

 

Поправки в статью 8 позволяют органам самоуправления граждан, наряду с политическими партиями, инициативной группой граждан, представителями СМИ, наблюдателями от других государств и международных организаций, также присутствовать на всех мероприятиях по подготовке и проведению референдума. 

 

Поправки в статью 9 теперь позволяют наблюдателям в том числе наблюдать за размещением кабин или комнат для тайного голосования, а также регистрацией граждан.

 

Статья также дополняется пунктом, согласно которому наблюдатели должны уведомить участковую комиссию по проведению референдума не менее чем за 3 дня до посещения участков референдума, образованных в воинских частях, местах содержания под стражей и лишения свободы.

 

Статья 18 ранее предусматривала, что ЦИК рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по проведению референдума и принимает по ним решения. Теперь комиссия рассматривает обращения голосующих граждан и иных участников референдума и принимает по ним решения, за исключением жалоб на действия и решения комиссий по проведению референдума. Полномочия ЦИК также регулируются

Избирательным кодексом и иными законами о выборах.

 

Согласно поправкам в статью 23, членами окружных и участковых комиссий по проведению референдума не могут быть члены политических партий, хокимы областей, районов и городов, должностные лица органов прокуратуры, судов, лица, входящие в состав инициативных групп граждан. Кроме того, не могут быть рекомендованы в состав участковой комиссии по проведению референдума лица, работающие в одной организации, если их число составит более половины членов данной комиссии, за исключением участковых комиссий по проведению референдума, образованных при дипломатических и иных представительствах Узбекистана в иностранных государствах, в воинских частях, санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах содержания под стражей и лишения свободы.

 

Глава IV дополняется статьей 25−1 (Порядок рассмотрения комиссиями по проведению референдума обращений физических и юридических лиц). Согласно нововведениям Комиссии по проведению референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период проведения референдума обращения физических и юридических лиц о нарушении требований закона или по другим вопросам организации референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать письменные ответы в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим менее чем за 6 дней до референдума либо в день голосования — незамедлительно, за исключением жалоб на действия и решения комиссий по проведению референдума.

 

Глава также дополняется статьей 26−1 (Включение граждан, находящихся в иностранных государствах, в списки голосующих граждан). Так, граждане, находящиеся в иностранных государствах, могут обратиться в письменной форме в участковые комиссии по проведению референдума, образованные при дипломатических и иных представительствах Узбекистана, или в электронной форме через официальный веб-сайт Министерства иностранных дел о включении их в список голосующих граждан за 15 дней до референдума.
Таким образом, принятые нововведения буду способствовать патриотическому волеизъявлению народа и принятию Основного закона в духе нового времени. 

 

Фаррух ТУРАХОДЖАЕВ,
судья по уголовным делам

Ташкентского городского суда

КАК ФИРМЕ ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ДОСРОЧНО?

«Наша компания сейчас планирует арендовать помещение на долгосрочную перспективу. Для начала намерены оформить договор на 5 лет. За это время вся наша деятельность и клиентская база будут привязаны к этому помещению. Но мы опасаемся, что арендодатель решит досрочно расторгнуть договор аренды, и деятельность нашей компании может приостановиться. Что, в свою очередь, понесет за собой определенные временные и финансовые потери. Можем ли мы установить какую-нибудь неустойку в случае, если договор аренды будет расторгнут досрочно по желанию арендодателя?»  

 

Н. Джураев, г. Фергана. 

Отвечает судья Ташкентского городского суда по экономическим делам Ирина ХАКИМОВА:

 

– Неустойку установить за досрочное расторжение договора аренды нельзя. Можно предусмотреть отступное за одностороннее досрочное расторжение договора по инициативе арендодателя при отсутствии виновных действий арендатора.

 

Если арендодатель нарушает свои обязательства и вынуждает арендатора инициировать досрочное расторжение договора, арендатор вправе требовать выплаты неустойки за нарушение конкретного обязательства, инициировать досрочное расторжение договора и требовать возмещения убытков, вызванных досрочным расторжением.

 

В соответствии со статьей 259 Гражданского кодекса РУз неустойка является одной из форм обеспечения надлежащего исполнения обязательств.

 

Согласно статье 260 Гражданского кодекса РУз неустойкой признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. То есть неустойка должна защищать интересы пострадавшей стороны в сделке в случае, если другая не будет исполнять свои обязательства по договору надлежащим образом.

 

Что касается договора аренды, то надо разграничивать, за что именно будет взыскиваться неустойка. Ключевое условие применения неустойки – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Давайте рассматривать позицию неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств с точки зрения вашего будущего договора аренды. Для этого сначала необходимо определить круг основных обязательств арендодателя, к числу которых относятся (по закону, по договору, по обычаям делового оборота):

 

1) предоставление определенного имущества на определенный  договором срок в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества (то есть предоставление надлежащего помещения на 5 лет) (ст. 541 ГК РУз);

 

2) осуществление капитального ремонта сданного имущества (если иное не предусмотрено договором) (ст. 547 ГК РУз);

 

3) осуществление ремонта, вызванного неотложной необходимостью, за которую арендатор не отвечает (ст. 547 ГК  РУз);

 

4) очень часто обязанность по обеспечению коммунальными и эксплуатационными услугами тоже берет на себя арендодатель;

 

5) арендодатель не должен препятствовать нормальному использованию сданного в аренду имущества.

Сам факт досрочного расторжения договора не является неисполнением или ненадлежащим исполнением договора – следовательно, за досрочное расторжение договора применять неустойку нельзя.

 

Досрочное расторжение является следствием неисполнения/ненадлежащего исполнения договора. То есть вы как арендатор в случае нарушения арендодателем своих обязательств имеете право просить выплату неустойки за неисполнение конкретного обязательства плюс, если такое неисполнение/ненадлежащее исполнение договора препятствует дальнейшему нормальному продолжению арендных отношений, можете также инициировать досрочное расторжение договора вследствие существенного нарушения условий договора арендодателем.

 

Поэтому вы либо должны установить в договоре аренды неустойку за нарушение конкретного обязательства арендодателя, либо можно также согласовать условие отступного в случае, если арендодатель захочет расторгнуть договор аренды до истечения срока действия договора аренды без наличия виновных действий с вашей стороны.

 

Но что делать, если арендодатель не расторгает договор, но всячески препятствует нормальному использованию арендуемого помещения и фактически подводит вас к инициированию процесса досрочного расторжения договора? 

 

В данном случае вы вправе при обращении в суд заявить исковые требования:

 

1) о взыскании неустойки за нарушение конкретного обязательства арендодателя;

 

2) о досрочном расторжении договора аренды;

 

3) о взыскании убытков, вызванных досрочным расторжением вследствие виновных действий арендодателя.

ВИНА ПОДСУДИМОГО: КОГДА ОДНИХ ЛИШЬ УСТНЫХ СВЕДЕНИЙ НЕДОСТАТОЧНО

В правоприменительной практике имеются случаи вынесения обвинительного приговора на основе исключительно показаний сторон, то есть устных сведений, сообщенных участниками уголовного процесса.

 

Однако достаточно ли указанных механизмов, регулирующих использование сообщенных в процессе доказывания устных сведений, для принятия фактически обоснованных судебных решений в уголовном процессе? Хватает ли для обвинения и осуждения лица в совершении преступления одних лишь сообщенных следствию и суду устных сведений?

 

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим подробнее суть и природу устных сведений и показаний, выступающие доказательствами того или иного обстоятельства в уголовном процессе.

 

Безусловно, в качестве доказательств законодательством нашей страны допускаются показания свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Так, согласно статье 81 Уголовно процессуального Кодекса, доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются: показаниями свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, заключением эксперта, вещественными доказательствами, материалами звукозаписи, видеозаписи и кинофотосъемки, протоколами следственных и судебных действий и иными документами.

 

Также кодексом предусмотрены предусматриваются некоторые механизмы, регулирующие использование устных сведений, сообщенных в процессе доказывания. К примеру, согласно ст. 951 УПК к недопустимым доказательствам относится фактические данные, которые получены незаконными методами или путем лишения или ограничения гарантированных законом прав участников уголовного процесса либо с нарушением требований настоящего кодекса, в том числе полученные:

 

– с применением пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении участников уголовного процесса либо их близких родственников;

 

– путем их фальсификации (подделки);

 

– с нарушением прав подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту, а также права пользования услугами переводчика;

 

– в результате проведения процессуального действия по уголовному делу лицом, не имеющим права осуществлять производство по данному делу; – от неизвестного источника либо от источника, который не может быть установлен в процессе производства по уголовному делу;

 

– из показаний потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в ходе дознания, предварительного следствия, которые не нашли своего подтверждения в суде совокупностью имеющихся доказательств.

Закон обязывает в процессе доказывания проводить проверку доказательств.

 

Согласно ст. 94 УПК проверка состоит в собирании дополнительных доказательств, которыми могут быть подтверждены или опровергнуты проверяемые доказательства. Каждое такое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все собранные доказательства в совокупности проверяются на соответствие критерию достаточности для разрешения уголовного дела.

 

Процесс доказывания — сложнейший интеллектуальный труд, однако результаты его должны быть ясными, бесспорными, проверяемыми и соответствовать объективной реальности. Известно, что следами преступления являются любые изменения среды, возникшие в результате совершения преступления. Следы преступления, в свою очередь, классифицируются на материальные и идеальные. К первым относятся «отпечатки» события на любых материальных объектах: предметах, документах, теле потерпевшего и т.д. Под идеальными следами понимают отпечатки события в сознании, памяти преступника, потерпевшего, свидетелей и других людей.

 

Если говорить о юридической психологии, для правильной оценки «идеальных следов», к которым относятся устные сведения и показания, следователю «необходимо адекватно отразить позиции и реальную информированность лиц и создать психологические предпосылки для информационного общения». При этом могут возникнуть ситуации, когда допрашиваемое лицо обладает искомой информацией, но скрывает ее; располагает необходимой информацией, но умышленно ее искажает; не располагает искомой информацией; добросовестно передает сведения, но они не адекватны действительности (в силу искажений восприятия и личностной реконструкции материала в памяти субъекта).

 

Бывает так, что из устных сведений практически невозможно получить достоверную информацию без искажения, даже если допрашиваемый добросовестен в ее передаче: она все равно может не соответствовать действительности, поскольку всегда проходит сквозь личностное субъективное восприятие и личностную реконструкцию (искажение материала в памяти субъекта).

 

Причины искажения информации различны. В числе основных — многозначность языка, на котором передается управленческая информация. Какими бы строгими или точными ни были используемые понятия, всегда остается возможность разного толкования одного и того же сообщения, обусловленная различиями в образовании, интеллектуальном развитии, профессионализме субъектов. В этом контексте необходимо также рассмотреть неполноту информации. Если информация неполная или доступ к ней ограничен, а потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, люди неизбежно начинают домысливать, дополнять то, что им известно, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. Имеют значение также уровень квалификации сотрудника, представляющего информацию, наличие эмоционального напряжения (боязнь наказания, гнев, зависть и т.п.) или предубеждение в отношении лиц или явлений, о которых передается информация.

 

Таким образом, принимая во внимание закон искажения информации, вынесение обвинительного приговора на основе одних лишь устных сведений, сообщенных участниками процесса, или только идеальных следов преступления в отсутствие материальных с большой долей вероятности может повлечь за собой судебную ошибку. Все это говорит о том, что для установления объективной истины по делу проверка одного идеального следа другим идеальным следом явно недостаточна.

 

Для доказанности того или иного события в уголовно-правовом смысле, а также установления причинно-следственной связи помимо идеальных необходимо отыскать материальные следы (вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, поддельные документы, отпечатки пальцев, биоматериал, следы обуви, телесные повреждения и т.д.). Для объективного расследования в случае необходимости следует обращаться к специалистам и экспертам.

 

Таким образом, с помощью материальных следов преступления возможно проверить идеальные следы и реально соблюсти закрепленные в УПК принципы относимости, допустимости и достоверности.

 

Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского

районного суда по уголовным делам

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРОБЛЕМЕ НУЖНО СООБЩА

Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, нарушение прав человека, является преступлением как против личности, так и против государства. 

 

Данный вид преступления является одной из форм насилия в отношении ее наиболее частых жертв: женщин и детей. Также торговля людьми является одной из форм противоправного вмешательства в сферу международного семейного права, поскольку отдельные ее виды связаны с искажением или недобросовестным использованием законных семейных порядков.
 

Движущими силами этого зла современности являются гендерное неравенство, отсутствие равных возможностей, вопиющее экономическое неравенство как внутри государств, так и между ними, коррупция и уязвимость. Одним из факторов, способствующих процветанию торговли людьми, является наличие спроса на платные интимные услуги и дешевую рабочую силу для строительства, обрабатывающего производства, промышленности и домашнего хозяйства.

 

Торговля людьми является проблемой глобального масштаба, которая не признает национальных границ. Нередко она является транснациональным преступлением, аналогичном по своему характеру международной торговле наркотиками и незаконному обороту оружия. Поэтому для борьбы с торговлей людьми требуются транснациональные методики расследования, использующие международное сотрудничество в формах обмена информацией и оказания взаимной помощи.

 

30 июля 2010 года своей резолюцией Генеральная Ассамблея одобрила Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми, в котором обратилась ко всем соответствующим органам ООН с решительным и настоятельным призывом координировать усилия для эффективной борьбы с торговлей людьми и для защиты прав жертв такой торговли.

 

В Узбекистане борьба с данным злом современности поднялась до уровня государственной политики. Об этом свидетельствует принятие за последние ряда нормативно-правовых актов в данной сфере.

 

Кроме того, в июле 2019 года был издан Указ главы государства, на основании которого Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду во главе с Председателем Сената. Также учрежден институт Национального докладчика по данному вопросу. Разработана «дорожная карта» по улучшению позиции Узбекистана в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду с учетом рекомендаций Международной организации труда, Госдепартамента США, международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch». Важным шагом стало принятие программы практических мер по обеспечению защиты прав и свобод граждан Республики Узбекистан, находящихся за рубежом.

 

На сегодняшний день в стране на системной основе проводится профилактическая работа, направленная на противодействие любым формам преступности. В результате профилактической и разъяснительно-агитационной деятельности по усилению противодействия торговле людьми, а также воспитательной работы среди населения, особенно молодежи, за годы преступления, связанные с торговлей людьми, сократились. 

 

17 апреля 2008 года принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в области противодействия торговле людьми. При разработке данного закона, наряду с общепризнанными нормами международного права, был учтен опыт законодательного регулирования конкретных иностранных государств.

 

Спустя 12 лет, в 2020 году Президент Узбекистана подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции. 

 

Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

 

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

 

Резюмируя, выше сказанное, можно сказать, что сегодня противостоять этому виду преступления можно только сообща. Решением данной проблемы является повышение правовой грамотности населения.  Сегодня все силы правоохранительных органов, гражданского общества, а также судебной системы сосредоточены на том, чтобы донести до наших соотечественников, что торговля людьми  – преступление против личности человека, за которое полагается справедливое наказание.

 

Шухрат БАКАЕВ,

председатель Мирзо-Улугбекского

районного суда по уголовным делам

КОРРУПЦИЯ – СТРАШНОЕ ЗЛО

Коррупция – это страшное зло, которое может по-разному исказить общество. Из-за этого порока подрываются основы демократии и верховенства права, что приводит к нарушению прав человека. Кроме того, это понятие ухудшает качество жизни, создает условия, необходимые для возникновения организованной преступности, терроризма и других явлений, угрожающих безопасности людей.

 

Следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые всем мировым сообществом усилия по искоренению данного порока, до сих пор полностью избавиться от него не представляется возможным.

 

Под термином «коррупция» обычно подразумевается использование должностными лицами предоставленных им должностных полномочий и прав вопреки законодательству и этике в собственных корыстных интересах. Коррупция преследуется уголовным и административным законодательством ряда государств как противоправное деяние.

 

Изучение мирового опыта борьбы с коррупцией показывает, что противостоять этому негативному пороку нельзя только путем ужесточения уголовных наказаний. Прежде всего, необходимо повысить правосознание и культуру населения, дальнейшее совершенствование деятельности гражданских институтов.

 

Осуществление сильного общественного контроля за деятельностью органов государственной власти является одним из важнейших условий построения гражданского общества. Ведь активность граждан, их не безразличие к социальным явлениям являются важными условиями укрепления общенародного государства.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА: НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ НОРМЫ

Одним из обсуждаемых сегодня вопросов является конституционная реформа. В этом контексте следует отметить, что право на свободу и личную неприкосновенность гарантируется Конституцией Республики Узбекистан. 

 

В целях обеспечения реализации указанного права в стране осуществлены следующие меры:

 

– в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу», в национальное законодательство введен институт «Хабеас корпус», который способствовал повышению эффективности судебной защиты прав граждан на досудебном этапе и раннему выявлению следственных ошибок. 

 

– усовершенствован институт адвокатуры, усиливший гарантии прав задержанных, обвиняемых, свидетелей и других участников процесса на правовую защиту в период дознания и предварительного следствия;

 

– в целях усиления гарантий защиты прав лиц, находящихся в местах заключения в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительные кодексы Республики Узбекистан внесены изменения и дополнения, согласно которым администрация мест содержания задержанных и арестованных обязана обеспечить задержанным и арестованным необходимые условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи, и беседы с Омбудсменом. Кроме того, законодательно закреплены нормы, запрещающие цензуру корреспонденции лиц, находящихся в местах заключения в адрес Омбудсмана;

 

– в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» усилены гарантии защиты прав задержанных и арестованных, а также установлен запрет совершать действия (бездействие), ставящие под угрозу жизнь здоровье граждан, унижающие честь и достоинство человека, использовать насилие и иные неправомерные методы при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

 

– в связи с дальнейшим реформированием судебно-правовой системы установлен демократический судебный порядок применения мер процессуального принуждения в виде отстранения обвиняемого от должности и помещения лица в медицинское учреждение, из полномочий суда исключено право возбуждения уголовного дела, на прокурора возложены обязанности оглашения обвинительного заключения по уголовному делу при разбирательстве дел в суде.

 

Кроме того, упразднено уголовное наказание в виде ареста в пользу применения видов наказания не связанных с лишением свободы, сокращены сроки задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления с 72 до 48 часов, применения мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, предварительного следствия с 1 года до 7 месяцев, приняты дополнительные организационно-правовые меры по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности, введена отдельная уголовная ответственность фальсификацию доказательств, следственные изоляторы и изоляторы временного содержания будут оснащены средствами видеонаблюдения.

 

В целях эффективного обеспечения прав и свобод граждан, а также дополнительного мониторинга этой деятельности в органах внутренних дел создан специальный комплекс для проведения допроса, оснащенный системами стенографирования, видеонаблюдения, а также аудио и видео фиксации следственных действий.
Принятые меры планируется усовершенствовать в Основном законе новой редакции. Новшества будут способствовать решению задач по неукоснительному обеспечению уголовно-процессуальной нормы, гарантирующей, что каждый, совершивший преступление, будет подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не будет привлечен к ответственности, своевременному раскрытию, всестороннему, полному и объективному расследованию преступлений, безусловному соблюдению приоритета прав, свобод и законных интересов граждан, уважения их чести и достоинства при производстве дознания и предварительного следствия, а также другие задачи в соответствии с законом.

 

Абдулла АБДУЛХАЕВ,
судья Шайхантахурского районного суда по уголовным делам

ГОСПОШЛИНА В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ЗА ЧТО ПЛАТИТЬ И СКОЛЬКО

В соответствии со статьей 110 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве установлено, что одним из видов судебных расходов является государственная пошлина. Ее размер и порядок уплаты регулируется Законом Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

 

Пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона установлено, с подаваемых в административные суды заявлений об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов, заявлений (жалоб) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий, об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, регистрации записей актов гражданского состояния либо действий (бездействия) нотариуса или должностного лица органа записи актов гражданского состояния, об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения административных судов, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, а также за выдачу административными судами дубликатов и копий документов.

 

В приложении к закону также указано, в каком размере и порядке взимается государственная пошлина, в частности, с подаваемых в административные суды для:

 

– заявлений об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов для граждан 5 базовых расчетных величин;

 

– заявлений об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 20-кратный размер БРВ.

 

– заявлений (жалоб) на решения органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан, действий (бездействия) их должностных лиц для граждан 5-кратный размер БРВ

 

–  заявлений (жалоб) на решения органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан, действий (бездействия) их должностных лиц (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) – 10-кратный размер БРВ.

 

В документе также говорится, что государственной пошлиной является обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами.

 

Сухроб ЮЛДОШЕВ,
председатель Ташкентского межрайонного
административного суда

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИДТИ В СУД, ОБРАТИТЕСЬ В ВЫШЕСТОЯЮЩУЮ ИНСТАНЦИЮ

Всем известно, что первоочередной задачей административных судов наряду с обеспечением верховенства закона во взаимоотношениях граждан и субъектов предпринимательства с государственными органами является эффективная защита их прав и законных интересов.

 

Согласно ст. 4 Кодекса об административной ответственности, любое заинтересованное лицо вправе обратиться в административный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов.

 

В соответствии со ст. 21 Налогового кодекса, налогоплательщики имеют право обжаловать в установленном порядке акты ненормативного характера и решения налоговых органов и иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц. Однако, не всегда налогоплательщик может напрямую обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. В налоговом законодательстве предусмотрены случаи, когда налогоплательщик должен предварительно принять меры по разрешению спора во внесудебном порядке путем обращения в вышестоящий налоговый орган.

 

Так, согласно ч. 4 ст. 231 Налогового кодекса, решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

 

При этом, указанное правило не распространяется на обжалование решения Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.

 

Стоит отметить, что на основании ст. 137 Налогового кодекса, существует три вида налоговых проверок:

 

1.    камеральная налоговая проверка;

2.    выездная налоговая проверка;

3.    налоговый аудит.

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

 

Выездной налоговой проверкой является проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

 

Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период и проводится в отношении налогоплательщика (налогового агента), относящегося к категории налогоплательщиков (налоговых агентов) с высокой степенью риска.

 

Следовательно, если налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки нарушил права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, то последний имеет право обжаловать его действия либо решение в суд или в вышестоящий налоговый орган по своему выбору.

 

Если же налоговый орган нарушил права и законные интересы налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки или налогового аудита, то налогоплательщик по требованию Налогового кодекса, должен сначала обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

 

В случае не восстановления его прав и законных интересов в вышестоящем налоговом органе, налогоплательщик может обратиться в административный суд с соответствующим требованием.

 

В свою очередь, необходимо указать, что жалоба на решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, решения которого обжалуются.

 

Налоговый орган, решения которого обжалуются, обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

 

При этом, жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. А в случае пропуска данного срока по уважительной причине, то по ходатайству лица, подающего жалобу, срок может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

 

В ходе рассмотрения жалобы подавшее ее лицо до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

 

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы подавшего ее лица, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом.

 

Также, вышестоящий налоговый орган по своей инициативе или по ходатайству обращающегося лица, может организовать его заслушивание.

 

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган в соответствии со ст. 235 Налогового кодекса принимает решение, которое вручается или направляется подавшему ее лицу в течение трех дней с даты его принятия.

 

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что если налогоплательщик считает свои права нарушенными в ходе проведения выездной налоговой проверки или налогового аудита, то он должен обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, принявший решение или совершившее действие. Вышестоящий налоговый орган, рассмотрев жалобу налогоплательщика, должен принять соответствующее решение. Только после этого у налогоплательщика возникает право обращения в административный суд.

 

Олим ШАМСИЕВ,
заместитель председателя Ташкентского
межрайонного административного суда

НЕ ТОЛЬКО МАССАЖНЫХ ДЕЛ МАСТЕР

31-летняя уроженка Ташкентской области даже и не думала, что когда-нибудь окажется на скамье подсудимых и ее уличат в таком серьезном преступлении, как торговля людьми.

 

Решила вопрос с работой

Эта история происходила в 2018 году. Айгуль Бекмамбетова, получив экономическое образование, решила себя попробовать в предпринимательстве. Переехав в Казахстан, она зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя. Работала в сфере оказания услуг по массажу. Однако у нее не было средств открыть свой массажный салон. А, как известно, где массаж – там нередко бывает и оказание интимных услуг.

 

Как-то, будучи в Алматы, она познакомилась таксистом Отабеком. В ходе разговора молодой человек рассказал, что в Ташкенте у него есть знакомая Севара, нуждающаяся в работе. Да вот только устроиться никуда не может. Айгуль недолго думая решила вопрос. Тем более ей нужны были массажистки. Она взяла номер девушки и сказала, что в скором времени свяжется с ней.

 

На следующий день Айгуль созвонилась с Севарой, рассказала ей об их общем теперь уже знакомом. Также озвучила, кем она работает. Севаре было предложено оказывать услуги массажа и иногда интимного характера. За каждого «клиента» полагалось 4000 тенге. Айгуль также сказала – если есть подруги, которым нужна работа, она может помочь. Севара сообщила об этом разговоре своей сестре и подруге, и те согласились заниматься этой сомнительной деятельностью.

 

Дорогой «товар»

Спустя некоторое время Айгуль приехала в Узбекистан навестить свою маму. Встретилась в кафе с девушками, подробно рассказала им что да как. Все расходы, связанные с дорогой и проживанием, она брала на себя.  Решили вместе ехать в Казахстан на следующий день рано утром. После чего поехали в отчий дом Айгуль. Севара случайно услышала телефонный разговор, в котором Айгуль рассказывала, что за каждую девушку она хочет получить по тысяче долларов. Без пяти минут массажистка поняла, что дело нечисто.

 

…Через некоторое время Айгуль уехала по своим делам. Спустя примерно 30 минут Севаре позвонил молодой человек, который представился хорошим знакомым Айгуль и сказал, что планы немного изменились. Девушки вместе с вещами должны были приехать в кафе, расположенное в поселке Майский. Прибыв на место, девушки услышали, как Айгуль, находясь в нетрезвом состоянии, рассказывала какому-то мужчине, что она нашла самых лучших клиенток, и ей просто обязаны за такой «товар» 3000 долларов. Севара поняла – если сейчас она окажется в этой кабале, то последствия могут быть плачевными.

 

…Поговорив с Айгуль, Севара объяснила, что у нее дома случилось ЧП. Нужно срочно быть дома. Она отпросилась и пообещала, что вместе с подругами приедет на следующий день.  После чего направилась в Главное управление внутренних дел города Ташкента и рассказала о случившемся. Сотрудники правопорядка попросили девушек, чтобы не спугнуть Айгуль принять участие в оперативном мероприятии. Уверили Севару, что злоумышленница будет наказана.

 

…Утром, как и было обещано, девушки вернулись на место. Они не подавали вида. И опять услышали разговор по телефону, в котором Айгуль с кем-то переговаривалась уже на повышенных тонах. Выяснилось, что ей не хотели за каждую девушку давать по 1000 долларов. Через некоторое время вчетвером они вышли на дорогу поймали машину и доехали до поста «Майский». Затем Айгуль забрала паспорта девушек, чтобы переправить их через границу. Но на посту ее ждал сюрприз – сутенерша была задержана.

 

В качестве наказания штраф

Началось следствие, позже дело было передано в суд. В ходе открытого судебного заседания Айгуль Бекмамбетова свою вину признала частично. При назначении вида и меры наказания были приняты во внимание степень общественной опасности и характер совершенного преступления, личность виновной, а также то, что она является гражданкой Республики Казахстан. Суд счел необходимым назначить ей наказание с применением статьи 57 («Назначение более мягкого наказания») Уголовного кодекса РУз в виде штрафа, исходя из размера заработной платы на момент совершения преступления.

 

Таким образом, Айгуль Бекмамбетова была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 135 («Торговля людьми») УК РУз. Ей назначено наказание в виде штрафа в размере 160 минимальных размеров заработной платы в сумме 29 488 000 сумов. В соответствии со статьей 62 («Правила зачета задержания, заключения под стражу или домашнего ареста») УК РУз путем зачитывания каждого дня содержания под стражей по день вынесения приговора (114 дней), к 1/2 части минимальной заработной платы, окончательно к отбытию назначить наказание в виде штрафа в размере 103 минимальных размеров заработной платы в сумме 18 982 900 сум.

 

Имена и фамилии изменены.

 

Дилмурод ВАЛИЕВ,

судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда
,

 

Эвелина Синотова, журналист.

СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЙ СВЕРТОК

Общеизвестно, что злоупотребление доверием – мошеннический способ обогащения. Другими словами, это противоправная растрата или хищение временно доверенных предметов или ценностей при намеренном злоупотреблении особыми доверительными отношениями, сложившимися между виновным и пострадавшим. В сочетании с обманом является часто встречающимся видом мошенничества. Сегодня в арсенале современных мошенников имеется множество противозаконных схем, и они не перестают работать благодаря беспечности граждан.

 

Солидный опыт

65-летний житель столицы Александр Ларионов слыл опасным рецидивистом. Свою первую судимость он получил в далеком 1981 году. Тогда его приговорили к пяти годам лишения свободы. Однако он должных выводов не сделал и снова преступил черту закона в 2013 году, совершив мошенничество. Аналогичная история повторилась и в 2016-м. Искушение не отпускало, и Ларионов снова предстал перед судом, совершив очередное мошенничество в этом году.

 

История начиналась следующим образом. В один из весенних дней он зашел в кафе – решил перекусить и выпить. К нему подсел Ильдар Нуруллин. Мужчины быстро нашли общий язык. Общей темой стало желание обогатиться. Так как Александр уже имел солидный опыт в мошенничестве, он предложил Ильдару несколько схем. Остановились на более простой, но интересной. Однако воплотить ее в жизнь никак не получалось. Мужчины расстраивались, но не теряли надежды, что схема сработает. И они дождались этого дня.

 

Следует отметить, что для такого способа мошенничества им нужен был водитель, который перемещал бы их по городу. И он нашелся – им оказался Виталий Башлаков. Конечно, мошенники умолчали о своих противозаконных действиях и сочинили для водителя неплохую версию. Якобы их цель – найти достойное место для открытия нового офиса, поэтому нужно покататься по столице и присмотреться. За работу ему предложили 200 000 сумов. Виталий согласился.

 

Приманка сработала

Мужчины направились в Юнусабадский район. Александр и Ильдар вышли из машины. Поблизости от расположившихся там ряда аптек они приметили двух женщин. Это была Татьяна и ее дочь Анна. Ильдар пошел за ними, достал из кармана сверток с деньгами и ловко кинул его на землю. А затем обратился к дамам:

 

– Девушки, это вы обронили деньги?

 

– Нет, – ответили женщины.

 

– Ну, раз хозяина нет, а я их нашел и вы оказались рядом, может быть, разделим их на троих? – предложил помощник мошенника.

Татьяна и Анна недолго думая согласились. Тем более, что сверток с деньгами смотрелся ну очень соблазнительно. Это была толстая пачка, сверху виднелась однодолларовая купюра. Приманка была сделана настолько профессионально, что любой принял бы ее за настоящую.

– Мы же не будем делить деньги среди бела дня возле проезжей части, может быть, пройдем куда-нибудь, где нет людей? – предложил Ильдар.

Женщины согласились. После того как они прошли в место поспокойнее, внезапно появился Александр. Он и виду не подал, что знаком с Ильдаром.

– Вы тут случаем ничего не находили? – поинтересовался рецидивист.

Ильдар быстро спрятал в карман находку и ответил, что ничего не находил. Татьяна и Анна подтвердили его слова. Александр развернулся и ушел.

Ильдар якобы испугавшись, предложил:

 

– Давайте так – я сейчас вам отдам деньги и схожу посмотрю, как далеко ушел этот мужчина. Может, он еще сейчас вернется, а мы тут делим его деньги. Он же потом на нас в ОВД заявит.

 

Ильдар достал из кармана брюк муляж, завернул его в носовой платок и передал Татьяне.

И вдруг с сомнением произнес:

 

– Совсем забыл. Мы же с вами не знакомы. Я сейчас вам трофей передам, а вы уйдете. Давайте так. Чтобы было все по-честному, вы мне оставите что-нибудь в залог.

Татьяна сняла свои золотые серьги стоимостью 2 500 000 сумов и отдала незнакомцу. Ильдар скрылся с места. Женщины долго стояли и ждали его. Заподозрив неладное, они развернули сверток. А там – 1 доллар и нарезка из старых газет.

 

Каждый получил свое

В это время мошенники, довольные, что их схема наконец-таки сработала, поехали чуть дальше по улице в поисках новой жертвы. Присмотревшись, они выбрали женщину, разговаривающую по телефону на ходу. Жертвой мошенников оказалась Зарема. Далее Ильдар уже шел по отработанному сценарию. Женщина отдала ему золотое кольцо стоимостью 2 000 000 сумов.

 

Затем Александр и Ильдар поехали продавать на Алайский рынок свои трофеи. Скупщик за серьги и кольцо дал 800 000 сумов. Мужчины из этих денег взяли себе по 300 000 сумов. Водитель, как ему и обещали, получил свои 200 000 сумов.

 

Может быть, эта история продолжалась бы и дальше, если бы Зарема не рассказала о случившемся супругу. А тот, в свою очередь, подал заявление в ОВД. Правоохранителям удалось задержать преступников, и они предстали перед судом.

 

Штраф в пользу государства

Суд при назначении вида и меры наказания подсудимым учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы содеянного, характер и размер причиненного ущерба, личность виновных, полное погашение материального ущерба по делу и посчитал нужным назначить им наказание с применением статьи 57 («Назначение более мягкого наказания») Уголовного кодекса Республики Узбекистан, в виде штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 168 («Мошенничество») УК РУз, а также в порядке статьи 62 («Правила зачета задержания, заключения под стражу или домашнего ареста») УК РУз засчитать один день предварительного заключения под стражу за сумму, равную одной второй базовой расчетной величины.

 

Таким образом Александр Ларионов был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части 3 статьи 168 («Мошенничество») УК РУз и по данной статье с применением статьи 57 УК РУз ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 150 базовых расчетных величин – в сумме 36 750 000 сумов. Согласно статьи 62 УК РУз, принимая во внимание его нахождение под стражей, засчитав один день заключения под стражу за сумму, равную одной второй базовой расчетной величины, окончательно для отбытия был назначен штраф в размере 115 базовых расчетных величин – в сумме 28 175 000 сумов.

 

Ильдар Нуруллин также был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части 3 статьи 168 УК РУз и по данной статье с применением статьи 57 УК РУз ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 150 базовых расчетных величин – в сумме 36 750 000 сумов. Согласно статьи 62 УК Руз, принимая во внимание его нахождение под стражей, засчитав один день заключения под стражу за сумму, равную одной второй базовой расчетной величины, окончательно для отбытия был назначен штраф в размере 115 базовых расчетных величин – в сумме 28 175 000 сумов.

 

Имена и фамилии изменены.

 

Ойбек ХАЙИТОВ, судья

Юнусабадского районного суда

по уголовным делам,

 

Эвелина Синотова, журналист

Перейти к содержимому