Искать:

ПРОДЛИТСЯ ЛИ НАКАЗАНИЕ В ПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ?

«Мне назначено наказание в виде исправительных работ. Через неделю я достигну пенсионного возраста. Продолжу ли я нести наказание?»  

Сарвар Мухитдинов, г. Ташкент.

 

Отвечает судья по уголовным делам Ташкентского городского суда Кахрамон МИРСАФАЕВ:

— В соответствии с частью 5 статьи 75 Уголовного кодекса Республики Узбекистан лица, утратившие трудоспособность либо достигшие пенсионного возраста в период отбывания обязательных общественных работ или исправительных работ, а также женщины, которым в период отбывания такого наказания предоставлен отпуск по беременности и родам, освобождаются от отбывания наказания.

 

Согласно статье 541 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан вопросы об освобождении от отбывания наказания разрешаются судьей районного (городского) суда по уголовным делам по месту отбывания наказания осужденным. Для этого орган, исполняющий наказание (в данном случае отдел Пробации УКД ОВД), вносит представление в суд об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания.

ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ:  «ПРАВИЛО МИРАНДЫ» И ПРИНЦИПЫ «ХАБЕАС КОРПУС»

Президент Шавкат Мирзиёев на встрече с членами Конституционной комиссии подчеркнул, что обновленная Конституция призвана служить прочной правовой основой и надежным гарантом реализации долгосрочных стратегий развития нашего государства, процветающей жизни страны и народа.

 

Одним словом, суть и содержание Конституции должны быть наполнены идеей «Во имя чести и достоинства человека» и базироваться на главном принципе наших нынешних реформ «Человек — общество — государство», которые призваны стать основополагающей ценностью в нашей повседневной жизни. Честь и достоинство человека отныне должны стоять во главе угла преобразований во всех сферах.

 

Права человека занимают центральное место в конституционном порядке современного государства. Действовать в соответствии с Конституцией означает защиту прав человека и основных свобод на справедливой и равноправной основе. Являясь высшим законом страны, Конституция находится в центре политической и социальной жизни и определяет отношения между государством и обществом.

 

Конституция Республики Узбекистан, воплощающая в себе благородные чаяния народа, основана на общечеловеческих ценностях. В Основном законе закреплено положение о том, что государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами, что отражает в себе истинное демократическое управление, власть народа.

 

Предлагаемые изменения и дополнения охватывают более шестидесяти статей Конституции Узбекистана. Ими определены благоприятный деловой и инвестиционный климат в государстве, защита добросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития предпринимательства, недопущения монополизации экономической деятельности, право осуществления предпринимателями любой деятельности, не запрещенной законом, получать неограниченный размер дохода.

 

По мнению граждан, основные актуальные направления, которые должны быть отражены в Конституции в том числе, — это вопросы усиления обеспечения основных прав и свобод человека, укрепление социальной защиты уязвимых слоев населения, укрепление роли молодежи в государстве и обществе. Предлагаемые поправки предусматривают, что в центре деятельности органов власти должен быть человек, что высшая цель всех происходящих конституционных реформ — создание достойных условий для жизни граждан, позволяющих каждому в полной мере реализовать себя, свои способности.

 

Наша страна верна идеям гуманизма, поэтому предлагается включение в Конституцию «правила Миранды» и принципов «Хабеас корпус». Это означает, что при задержании сотрудники правоохранительных органов должны зачитывать гражданам их права, что никто не может дважды нести ответственность за один и тот же проступок, что обвиняемым необходимо обязательно предоставлять адвоката, что каждый имеет право на свободу, неприкосновенность личной жизни, защиту чести и достоинства.

 

При рассмотрении дел административной, гражданской, хозяйственной, уголовной ответственности и по другим направлениям меры правового воздействия, применяемые к лицу, должны быть достаточными для достижения законной цели и по возможности необременительными для лица.

 

Результаты всенародного обсуждения будут обобщены, и проект закона будет в дальнейшем усовершенствован. В итоге проект Конституционного закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» будет вынесен на референдум.

 

Основной закон в новой редакции, несомненно, будет результатом совместных коллективных усилий общества и государства, а вносимые поправки подчеркивают, что в центре деятельности органов власти должен быть человек, что высшая цель всех происходящих конституционных реформ — это создание достойных условий для жизни граждан, позволяющих каждому в полной мере реализовать себя, свои способности.

 

Эльвира ХАМРАЕВА,
заместитель председателя Яккасарайского межрайонного суда
по гражданским делам

ЗАКОН «О РЕФЕРЕНДУМЕ». ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Президент Республики Узбекистан на встрече с членами Конституционной комиссии предложил провести референдум по принятию поправок в Конституцию Узбекистана. 16 июня был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Изменения коснулись и Закона «О референдуме Республики Узбекистан».

 

В соответствии с изменениями, внесенными в закон «О референдуме Республики Узбекистан», установлено, что наблюдатели от органов самоуправления граждан имеют право участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению референдума. Заинтересованные организации, инициативные группы граждан извещают окружные комиссии о своих наблюдателях не позднее, чем за 10 дней до проведения референдума (ранее этот срок составлял 15 дней). Также наблюдатели должны уведомить участковую комиссию по проведению референдума не менее чем за три дня до посещения участков, образованных в воинских частях, местах содержания под стражей и лишения свободы.

 

Членами окружных и участковых комиссий по проведению референдума не могут быть члены политических партий, хокимы областей, районов и городов, должностные лица органов прокуратуры, судов, лица, входящие в состав инициативных групп граждан. Кроме того, членам комиссий по проведению референдума выплачивается компенсация в целях покрытия расходов на транспорт, питание и других расходов в размере, указанном в смете расходов на подготовку и проведение референдума.

 

Установлено, что действия и решения участковой комиссии, проводящей референдум, могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке.

 

В соответствии с поправкой, внесенной законом «О статусе депутата областного, районного и городского кенгаша народных депутатов», в случае передачи территории избирательного округа в состав другой административно-территориальной единицы или образования на его территории новой административно-территориальной единицы полномочия депутата, избранного от этого избирательного округа, сохраняются.

 

Также, в Избирательный кодекс внесены статьи «Выборы депутатов местных кенгашей во вновь образованных административно-территориальных единицах» и «Изменение границ избирательных округов при решении вопросов административно-территориального устройства Республики Узбекистан».

 

Бибиназ КЕУНИМЖАЕВА,
судья судебной коллегии по экономическим делам
Ташкентского городского суда

ЗАЩИТА ЖЕНЩИН ОТ ПРИТЕСНЕНИЙ И НАСИЛИЯ

Насилие в отношении женщин, особенно со стороны супруга, является серьезной проблемой в сфере нарушения прав женщин. Данная проблема наблюдается во всех странах мира, независимо от уровня жизни и формата демократизации.

 

К сожалению, Узбекистан не является исключением. В нашей стране бытовое или домашнее насилие в отношении женщин часто рассматривается как семейная проблема. Люди стараются не выносить такие проблемы из дома. В большинстве случаев жертва насилия вынуждена молчать, опасаясь стыда и различных разговоров. Следует учесть, что женщина, ставшая жертвой насилия, находится в тяжёлом положении. Особенно, когда даже самые близкие люди не ищут решения для этой проблемы, которая в конечном итоге заканчивается постоянным страхом, депрессией, самоубийством.

 

Основные виды насилия

Насилие в семье – это попытка человека полностью доминировать в своих отношениях, взяв под тотальный контроль своего супруга. Это может проявляться в случаях смеха над физическим и моральным состоянием или в злоупотреблении своим финансовым положением. Физическое насилие приводит к физическим травмам, а в некоторых случаях и к опасным для жизни последствиям.

 

Моральное насилие – эффективный способ установить господство. Женщину унижают, критикуют, угрожают причинить вред ей, детям, родственникам, постоянно держат под контролем.

 

Злоупотребление финансовым положением – это вид домашнего насилия, который позволяет злоумышленнику использовать финансовые инструменты для установления контроля над своей жертвой. Запрет на самостоятельный заработок, полный отчет о совершенных покупках, неуплата алиментов на содержание детей, не выдача денег на продукты питания и одежду.

 

Как бороться с бытовым насилием?

С этим пороком нельзя бороться в одиночку. Здесь требуется поддержка не только со стороны близких, но и со стороны государства. Ведь насилие –это прежде всего преступление против личности, нарушение прав на личную свободу.

 

Во всем мире имеется большой опыт профилактики подобных преступлений, специальные законодательные нормы и стандарты реабилитации таких лиц. Законодательство в данном направлении совершенствуется и в нашей стране.

 

Одним из главных документов сферы является закон «О защите женщин от притеснения и насилия». Документом определены виды насилия (психологическое, физическое, половое и экономическое), понятия «жертва», «притеснение» и «охранный ордер». Среди основных направлений государственной политики в области защиты женщин от притеснения и насилия названы:

  • разработка и реализация гендерной политики, государственных программ и стратегий в области защиты женщин от притеснения и насилия;
  • создание в обществе атмосферы нетерпимости к притеснению и насилию в отношении женщин;
  • повышение в обществе правового сознания и правовой культуры, укрепление законности;
  • создание эффективных организационно-правовых механизмов для предупреждения, выявления, пресечения притеснения и насилия в отношении женщин;
  • принятие мер по устранению причин и условий, способствующих притеснению и совершению насилия в отношении женщин;
  • обеспечение сотрудничества государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества для предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин.

Жертве притеснения и насилия выдается охранный ордер, а при необходимости она может быть размещена в специальном центре. От имени жертв, не достигших 18-летнего возраста, за ордером может обратиться их законный представитель либо орган опеки и попечительства.

Дурдона ДАДАХАНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО: В РУСЛЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Проводимые в Узбекистане реформы на пути развития государства и общества соответствуют происходящим на международной арене процессам развития человечества и требованиям времени. Одним из важных примеров в этом направлении является политика гендерного равенства. 

 

28 мая 2021 года Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан утверждена «Стратегия достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года», согласно которому установлено до 2030 года повысить долю женщин-судей до 30 процентов. Следует отметить, что, в «Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы», утвержденного Указом главы государства от 28 января 2022 года, в качестве отдельной цели установлена «Поддержка женщин и дальнейшее повышение их активности в жизни общества».

 

Кроме того, на видеоселекторном совещании по дальнейшему совершенствованию системы поддержки женщин и дальнейшему укреплению их статуса в обществе, проведенного главой нашего государства 1 марта 2022 года, а также в принятом 7 марта 2022 года Указе «О мерах по совершенствованию системы работы с семьями и женщинами, поддержки махалли и старшего поколения» на Верховный суд Республики Узбекистан возложена задача по внедрению новой эффективной системы гарантированной защиты женщин от притеснений и насилия.

 

Особое внимание уделено созданию новых льгот и условий для женщин, включающих вопросы их социальной защиты, восстановления их здоровья, получения ими образования и профессии, обеспечения их занятости, а также назначения женщин на руководящие должности во всех областях и отраслях, улучшения гендерных показателей.

 

Следует отметить, что представительницы прекрасной половины работают наравне с мужчинами и в судебно-правовой системе. Так, 16 процентов судей, работающих сегодня в судебной системе, приходится на женщин-судей. В Верховном суде этот показатель составляет 21 процент. Примечательно, что многие женщины-судьи эффективно осуществляют свою трудовую деятельность на руководящих должностях в сфере правосудия.

 

В частности, 5 женщин-судей занимают должности председателя и заместителя председателя областных судов, 75 женщин занимают должности судей в Высшем судейском совете, Верховном суде Республики Узбекистан и областных судах, 20 женщин занимают должности председателя районных, городских и межрайонных судов.

 

Также, из 76 студентов, принятых в текущем учебном году на магистратуру Высшей судебной школы 23 процента, составляют женщины. Большинство из них будут назначены на должности судей после получения сертификатов и успешного прохождения конкурса, что значительно повысит гендерный показатель в судебной системе.

 

Данный показатель сегодня увеличился и в судах города Ташкента. Так, в столице осуществляют правосудие 181 судья, из них 40 или 22,1 процента представительницы прекрасной половины. В частности, в судах по гражданским делам столицы работают 53 судьи, из них 23 или 43,5 процента — женщины. 

 

Политика гендерного равенства, проводимая государством, положительно сказывается на всех сферах общества. Впервые в истории Узбекистана количество женщин в национальном парламенте достигло уровня, соответствующего рекомендациям ООН. Доля женщин в политических партиях достигла 44 процента, в сфере высшего образования – 40 процентов, в предпринимательстве – 35 процентов. Доля женщин на руководящих должностях достигла 27 процентов. В 81 министерстве и ведомстве сформирован резерв более 15 тысяч кадров, состоящих из передовых и образованных женщин.

 

В целом в мире наблюдается тенденция динамичного роста женщин-политиков как в законодательных и исполнительных органах власти, так и среди представителей судебной власти. Тенденции, наблюдаемые в Узбекистане, тоже идут в русле общемировых процессов.

 

Шухрат АББАСОВ, 
заместитель председателя Ташкентского городского суда —

председатель судебной коллегии по гражданским делам

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ВАЖНА АКТИВНОСТЬ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА

Коррупция оказывает негативное влияние на экономический рост страны, подрывает доверие граждан к социальной справедливости и государственным органам. Она также приводит к нарушению духовной атмосферы в обществе. Поэтому борьба с этим злом и его профилактика – одна из актуальных задач на сегодняшний день.

 

Коррупция является одной из самых больших проблем, с которой сталкиваются в любой точке мира. В нашей стране принят ряд программ по предотвращению этого зла современности, на постоянной основе проводится комплексная работа. В частности, принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», в соответствии с ним создан правовой механизм противодействия этому явлению, разлагающему общество изнутри.

 

Хотелось бы подробно остановиться на статье 3 данного закона, которая дает определение понятию коррупционных правонарушений. Согласно ему коррупция — противоправное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах либо в интересах иных лиц, а также противоправное предоставление такой возможности. 

 

Согласно документу, основными направлениями государственной политики в области противодействия коррупции в нашей стране являются повышение правосознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, осуществление мер по предупреждению коррупции во всех сферах государственной и общественной жизни, своевременное выявление и пресечение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их последствий, способствующих их возникновению. 

 

Анализ показывает, что для борьбы с коррупцией и ее предупреждения требуется тесное сотрудничество государственных органов и общественности, в частности, общественный контроль. В этом направлении общественный контроль представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых субъектами общественного контроля в рамках законодательства, направленных на обеспечение законности деятельности государственных органов, выявление фактов несоблюдения государственными органами и должностными лицами законодательных актов, обеспечивающих права, свободы и законные интересы человека.

 

Борьба с коррупцией должна стать долгом каждого гражданина. Именно поэтому Закон «О противодействии коррупции» уделяет особое внимание повышению правосознания населения.

 

В заключение хотелось бы отметить, что активность граждан, их неравнодушие к такому социальному  явлению, как коррупция важное условие противодействия этому злу современности. 

 

Сардор СОДИКОВ,

председатель Мирабадского районного суда по уголовным делам

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: ОТ ЦЕЛЕЙ К ДЕЙСТВИЯМ

Торговля гражданами Узбекистана часто происходит за пределами государства. Поэтому в 2003 году состоялась ратификация Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 года и Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года.

 

Уже на следующий год в составе МВД республики появилось подразделение, которое борется с вербовкой и незаконной эксплуатацией людей. Данное направление работы правоохранителей связано как с предупредительно-профилактическими, так и оперативно-розыскными мерами.

 

Для урегулирования отношений в вопросах противодействия торговле людьми в 2008 году в республике был принят Закон «О противодействии торговле людьми», в котором определялись основные понятия и принципы на основании общепризнанных норм международного права.

 

В 2020 году президент подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «О противодействии торговле людьми». В нем появились новые понятия и их определения: «торговля несовершеннолетними», «страна происхождения» (страна, откуда вывезен человек или какой страны у него гражданство), «жертва торговли людьми) (пострадавший), «принуждение» и другие понятия. Также внесены изменения, проясняющие государственную политику в этом вопросе. В число ответственных госорганов данный закон добавил Генеральную прокуратуру и Министерство занятости и трудовых отношений. Появилась в законе и новая глава, посвященная профилактическим мерам, куда входит мониторинг, повышение информированности общества, разработка и внедрение образовательных программ в учебных заведениях.

 

Закон защищает жертв торговли людьми и гарантирует им помощь. Жертвы должны быть возвращены к нормальной жизни и избавлены от необходимости совершать правонарушения из-за тяжелых социально-бытовых условий, которые чаще всего и делает людей жертвами преступных посягательств. В законе оговаривается и необходимость социальной реабилитации, куда входит юридическая и психологическая помощь, трудоустройство и предоставление временного жилья.

 

Следует отметить, что принятые меры направленные на противодействие торговли людьми сегодня дают свои результаты. Примером может служить, отчет, опубликованный правительством США о борьбе с торговлей людьми за 2021 год.

 

Согласно отчету, правительство Узбекистана предприняло масштабные усилия по искоренению торговли людьми и показало быстрый рост. Именно поэтому страна поднялась на 2-е место в рейтинге.

 

Авторы отчета отметили принятие правительством нового закона о борьбе с торговлей людьми, в котором изложены усовершенствованные протоколы защиты жертв торговли людьми, а также поправки к Уголовному кодексу, которые криминализируют принудительный детский труд.

 

В частности, тот факт, что было расследовано, осуждено и привлечено к ответственности больше торговцев людьми, чем за тот же период прошлого года, стал первым увеличением количества правоприменительных органов за шесть лет, и были высоко оценены впервые официально отправленные случаи возможного принудительного труда на сборе урожая хлопка.

 

Бахриддин ИКРАМОВ,
судья по уголовным делам Яшнабадского районного суда
по уголовным делам

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВОСУДИЯ

Осуществляемые в последние годы в стране меры по широкому внедрению современных технологий в деятельность судов позволяют гражданам и субъектам предпринимательства свободно обращаться в суды для защиты своих прав и законных интересов, кроме того обеспечивается открытость и прозрачность деятельности судов.

 

Обеспечение подлинной независимости судебной власти, надежной защиты прав и свобод граждан, а также повышение уровня доступа к правосудию определяются основными приоритетными направлениями государственной политики в области дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, повышения ее авторитета, проведения реформ, направленных на демократизацию и совершенствование системы, а также широкого внедрения в сферу современных информационно-коммуникационных технологий. Следует отметить, что каждый документ, принимаемый в судебно-правовой сфере указывает пути устранения проблемных ситуаций, свидетельствует о том, что он направлен на повышение авторитета суда. Этот процесс играет исключительно важную роль в повышении авторитета Узбекистана не только в регионе, но и на международной арене.

 

Постановлением Президента нашей страны «О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти» от 3 сентября 2020 года определены основные задачи по цифровизации деятельности органов судебной власти.

 

Так с 1 января 2021 года во всех судах налажена запись судебных заседаний по ходатайству сторон по делу и с согласия председательствующего судьи с использованием аудиозаписи, а также формирование протоколов судебных заседаний с использованием данной системы. В судах апелляционной и кассационной инстанций введено автоматическое распределение дел между судьями.

 

С 1 октября 2021 года введена практика информирования всех участников о времени и месте судебных заседаний на бесплатной основе посредством «СМС» сообщения.

 

С 1 января 2022 года налажено предоставление решений суда сторонам по делу в режиме онлайн, а по их ходатайству — в бумажном виде.

 

Благодаря оцифровке судебной системы была улучшена возможность предотвращения дезориентации граждан, автоматизации, систематизации обращений и, самое главное, более широкого использования гражданами своих конституционных прав на обращение в суды.

 

В целях интеграции информационных систем судов с информационными системами государственных органов и организаций информационные системы государственных органов и организаций были поэтапно подключены к информационной системе Верховного суда. Информация, предоставляемая судами государственным органам и организациям, направляется им в электронном виде.

 

Нововведения и изменения, внесенные в судебно-правовую систему, цифровизация деятельности органов судебной власти должны способствовать тому, чтобы судебные органы стали защитниками законных прав граждан.

 

Фарход АБДУШУКУРОВ,
судья Бектемирского районного суда
по уголовным делам

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКА

Конституция Республики Узбекистан провозглашает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство находятся под непосредственным покровительством государства, так как «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В этой связи следует отметить, что в качестве одного из наиболее опасных преступлений, связанных с посягательством на свободу человека, является торговля людьми.

 

Несмотря на то, что такого рода деяния является признаком далекого прошлого, на сегодняшний день это явление не исчезло и возрождено в современных условиях как один из способов получения преступных доходов. Проблема торговли людьми и связанных с ними преступлений остро стоят перед международным сообществом.

 

При сравнении таких преступлений как распространение наркотиков и торговля оружием, торговля людьми считается более серьезным криминальным преступлением, так как в отличии от приведенных преступлений, в этом преступлении объектом выступает человек. Оно носит по своей сути дискриминационный характер. Данная проблема выходит за рамки вопросов, которые связаны трудовыми правами или неравенством в развитии. Она тесно связана с основными правами человека.

 

Борьба с торговлей людьми требует два подхода, происходящих одновременно. Первый усилить действия со стороны правосудия, чтобы предупредить и пресечь попытки совершения преступления. Второй усилить нормативно правовые нормы того что бы защитить права и целостность лиц, ставших жертвами данного преступления.

 

Торговля людьми не определяется в одной конкретной стране, континенте или регионе мира. Это преступление является проблемой, которая преследует наше общество почти в каждом уголке мира. Некоторые из этих регионов идут на крайние меры, чем другие, с этим преступлением.  По оценкам Организации Объединенных Наций, число жертв в любой определенный период времени составляет около 2,5 млн. человек. Опубликованные в разных источниках статистические данные свидетельствует о том, что в мире ежегодно продается, покупается, задерживается и транспортируется невольно около четырех миллионов человек, и более двухсот миллионов человек сегодня являются жертвами современных форм рабства.

 

Необходимость разработки соответствующих законов о борьбе с торговлей людьми и защите жертв торговли людьми очевидна для любых стран современного мира. Узбекистан не исключение.

 

17 апреля 2008 года принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в области противодействия торговле людьми. При разработке данного закона, наряду с общепризнанными нормами международного права, был учтен опыт законодательного регулирования конкретных иностранных государств. Спустя 12 лет, в 2020 году Президент Узбекистана подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.

 

Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

 

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

 

Ориф КЛИЧЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

НАРКОБИЗНЕС КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА XXI ВЕКА

С каждым годом неправомерный оборот наркотиков приобретает все более существенные масштабы, привлекая в себя все без исключения стран, элементов всемирного общества.

 

В сегодняшнем обществе страны в одиночку никак не сумеют справиться со противозаконным оборотом наркотиков. Потребность взаимодействия в области обеспечения их международной также внутренней защищенности обусловила формирование близкого международного партнерства среди разных стран.

 

Проблема наркомании требует скоординированных стараний абсолютно всех стран. Противозаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ имеет внушительную ступень общественной опасности.

 

Общеизвестно, что 26 июня отмечается как Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. В этот день в присутствии представителей СМИ и международных организаций состоялось сжигание наркотических веществ, изъятых правоохранителями в течение года.

 

В этот раз в объятия пламени было отправлено 133,7 килограмма героина, 159,4 килограмма опия, более тонны гашиша, а также марихуана, маковая соломка, каннабис, большое количество различных психотропных веществ и прекурсоров.

 

По данным Национального информационно-аналитического центра по контролю за наркотиками при Кабинете Министров, в 2021 году в Узбекистане было раскрыто 7 142 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что превысило показатели предыдущего периода. Общий объем изъятого пагубного зелья составил 1 864,4 килограмма.

 

В ходе проведения комплексной спецоперации «Черный мак –2021» на территории предприятий и организаций, в частных подворьях было выявлено более одной тысячи случаев незаконных посевов конопли и опийного мака на общей площади свыше двух гектаров.

 

Следует отметить, что в последнее время для сбыта наркотиков преступные элементы широко используют интернет и наркограффити (надписи на стенах домов и тротуаров с данными каналов, профилей и ботов), пытаются доставлять их посредством почтовых отправлений.

 

Узбекистан последовательно выполняет международные обязательства в борьбе с распространением наркотиков и укреплении контроля над наркотическими средствами. В феврале 1995 года республика присоединилась к Конвенциям ООН по контролю за наркотиками, в августе 1999 года в стране был принят Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»,  в январе 2021 года вступил  в силу Закон «О профилактике и лечении наркологических заболеваний».  Реализуется региональная программа в данной сфере, ведется работа по повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов на местах и за рубежом. В рамках международного сотрудничества проведено более 20 мероприятий, на которых обучение прошли свыше 400 сотрудников.

 

Наргиза КАСИМОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

Перейти к содержимому