Искать:

К КОРРУПЦИИ – НЕПРИМИРИМОЕ ОТНОШЕНИЕ

Обновленная политика Нового Узбекистана опирается на такие высокие идеи, как поднятие чести и достоинства человека на высочайший уровень, неукоснительное обеспечение справедливости и верховенства закона в обществе.

 

Однако, к сожалению, все еще имеется ряд факторов, оказывающих негативное воздействие на результативность реформ и препятствующих процветанию страны. Безусловно, одним из них является коррупция, которая прежде всего способствует снижению доверия народа к государству и реформам, усилению недовольства в обществе.

 

В годы независимости в стране осуществлена практическая работа по борьбе с коррупцией. Присоединение Узбекистана в 2008 году к Конвенции ООН против коррупции и другим международным актам стало первым шагом в данном направлении.

 

В принятом по инициативе Президента Законе Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» и соответствующей государственной программе определены задачи на перспективу. В законе впервые дано разъяснение таким понятиям, как коррупция и конфликт интересов. Кроме того, в законе четко определены уполномоченные органы по противодействию коррупции и их статус.

 

В 2019 году был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан», которым была утверждена Государственная программа по противодействию коррупции на 2019-2020 годы.

 

Следует особо отметить, что в последние годы в стране осуществлены важные организационно-правовые реформы в сфере противодействия коррупции.

 

В корне усовершенствована система государственной службы, определены ее цели и задачи, утверждена Концепция административной реформы. Приняты меры, направленные на эффективную социальную защиту сотрудников государственных органов, усиление их материальной поддержки и стимулирования. Согласно типовым правилам этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах во всех министерствах и ведомствах утверждены нормы этического поведения.

 

Приняты целевые меры, направленные на ускоренное развитие предпринимательской деятельности, устранение бюрократических преград и коррупциогенных факторов на пути всемерной защиты частной собственности.

 

Оптимизированы контрольно-надзорные задачи государственных органов. Усовершенствована система проверки субъектов предпринимательства. В целях недопущения незаконного вмешательства в их деятельность внедрен институт Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

 

Одна из основных целей реформ, осуществляемых в судебно-правовой сфере, заключается также в коренном совершенствовании системы противодействия коррупции. Более того, с целью обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения авторитета и независимости судей образован Высший судейский совет Республики Узбекистан, усовершенствована система отбора и назначения судей. Для повышения эффективности противодействия коррупции в судебной сфере совместным решением Высшего судейского совета и Верховного суда утверждена соответствующая программа мер.

 

Несмотря на достигнутые успехи, предстоит еще многое сделать в области противодействия коррупции. Для этого необходимо сформировать у общественности непримиримое отношение к коррупции. Глава нашего государства отмечал, что несмотря ни на какие усилия правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, если наш народ не станет непримиримым к ней, не будет установлен действенный парламентский контроль, мы не сможем организовать эффективную борьбу с этим злом. Иначе говоря, с коррупцией должны серьезно бороться не только правоохранительные органы, но и все общество в целом.

Аброр САИДОВ,

председатель Яшнабадского уголовного суда

по уголовным делам

САМАРКАНДСКИЙ САММИТ: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ РАЗВИТИЯ И ЕДИНСТВА

Саммит Шанхайской организации сотрудничества, состоявшийся в Самарканде 15-16 сентября, завершил свою работу с высокими результатами, основанными на взаимном уважении и доверии, сотрудничестве и консенсусе. Лидеры государств-членов ШОС особо отметили эффективность деятельности международной организации под председательством Узбекистана. Безусловно, это результат доверия к нашей стране и взаимных надежных и эффективных многосторонних отношений с участвующими и многими другими странами.

 

В рамках Самаркандского саммита было принято 44 документа – соглашения, концепции, программы и другие решения. Среди них можно выделить концепции сотрудничества государства-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, программы взаимодействия в сфере использования возобновляемых источников энергии, инфраструктурного развития, стимулирования промышленной кооперации, развития цифровой грамотности, а также план совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли и «дорожную карту» по сотрудничеству в вопросах профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Это самый высокий показатель за всю историю организации.

 

Таким образом, Самаркандский саммит привлек всех единомышленников к глобальному межцивилизационному диалогу и создал основу для устойчивого развития отношений, основанных на уважении и взаимном интересе.

 

Следует отметить, что, несмотря на то, что сотрудничество ШОС было молодым институтом, за короткий период времени оно привлекло к себе внимание благодаря своей сплоченности, восстановлению тысячелетнего торгово-экономического пространства Великого Шелкового пути, общности географических и этнографических интересов, нахождение разумного решения любой проблемы только мирным путем. Необходимо отметить, что Президент Шавкат Мирзиёев поддерживает экономическое институциональное развитие государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и продвигает их перспективные идеи.

 

Одним из знаковых событий саммита стало подписание Меморандума об обязательствах Ирана в целях получения статуса государства-члена ШОС, по мере выполнения которых страна сможет стать полноправным членом Организации. Таким образом сделан шаг к новому этапу сотрудничества в различных сферах экономики, торговли, транзита и энергетики. Позиция Ирана как мощной и стабильной страны региона, безусловно, важна для ШОС. Вхождение Ирана в группу стран-участниц укрепит Шанхайскую организацию сотрудничества.

 

Более того, ШОС является уникальной межгосударственной структурой, сумевшей объединить страны с различными культурно-цивилизационными кодами, собственными внешнеполитическими ориентирами и моделями национального развития. Некоторые «эксперты» предсказывали, что ШОС исчезнет после того, как в нее войдут Индия и Пакистан. Поэтому, вопреки столь резким заявлениям, «Шанхайская восьмерка» смогла стать уникальным примером возможности не только сохранения, но и развития межгосударственного сотрудничества даже в условиях существующих взаимных конфликтов.

 

Вполне естественно, что масштабное развитие туристических инфраструктур вдоль Великого Шелкового пути и запуск новых станет эффективной площадкой для реализации совместных программ и проектов в сфере туризма. С этой целью Шавкат Мирзиёев предложил объявить следующий год — Годом Туризма ШОС. В этот день вступило в законную силу соглашение «О сотрудничестве в сфере туризма».

 

На саммите лидеров высокого уровня выражена поддержка по совместному осуществлению инициативы Китая «Один пояс, один путь», а также усилиям по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и ОПОП. Также в рамках саммита проведены двусторонние переговоры лидеров стран-участников мероприятия.

 

В целом новый формат диалога будет вносить важный вклад в укрепление доверия на всех уровнях, углубление взаимопонимания среди различных социальных групп, культур и цивилизаций в самых различных областях, устранение угроз для мира и безопасности, поощрение и защиту прав человека.

 

Самаркандский саммит ШОС явился одним из самых важных мировых политических событий. Его проведение в Узбекистане послужит формированию позитивного имиджа республики во всем мире и позволит стране выйти на новый уровень международного сотрудничества.

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда —
председатель судебной коллегии по уголовным делам

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ НА МЕСТЕ

Стартовали выездные приемы граждан, организованные  Ташкентским городским судом совместно с Ташкентским городским административным судом. Первым адресом юридической помощи для граждан у которых в течение долгого времени никак не разрешались вопросы  стал Яшнабадский район столицы.

В мероприятии приняли участие Председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов. Наряду с этим в разрешении проблемных вопросов граждан Яшнабадского района столицы участвовали также заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам А. Турабов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам Ш. Аббасов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам М. Саидов, председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Б. Сагатов, председатель Яшнабадского районного суда по уголовным делам А. Саидов, председатель Ташкентского межрайонного административного суда С. Юлдашев, а также судьи  вышеперечисленных судов.

Всего на выездном приеме было принято 74 гражданина. 42 поступивших обращения касались уголовного судопроизводства, 26 — по гражданским, 3 — по экономическим и 3 — по административным делам.

По 47 поступившим обращениям даны правовые разъяснения, 27 обращений были решены положительно на месте..

В рамках выездного приема Яшнабадским районным судом по уголовным делам досрочно были освобождены от отбывания наказания 18 человек.

ИНТЕРЕСЫ СОБСТВЕННИКОВ ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА

23 декабря 2020 года Президент Узбекистана подписал Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, в связи с дальнейшим усилением гарантий прав и законных интересов собственников». Документ предусматривает новшества и дополнения в законодательстве. 

 

В частности, внесены соответствующие изменения в Закон Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» в целях совершенствования неприкосновенности частной собственности.

 

В документе повествуется, что на законодательном уровне установлен запрет на изъятие земельных участков, прекращение прав владения и пользования землей, а также аренды земельного участка и права собственности на земельные участки на основании решений соответственно хокимов районов, городов, областей и передать суду разрешений этих вопросов.

 

Закон направлен на дальнейшее укрепление гарантий прав и законных интересов собственников, поскольку им:

 

– устанавливается запрет на изъятие земельных участков хокимами, ограничиваются их полномочия по прекращению права владения и пользования земельным участком, а также аренды земельного участка;

 

– полномочие по изъятию земельных участков для государственных и общественных нужд передается Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан,

 

Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента;

 

– закрепляется принцип о недопустимости пересмотра и отмены результатов разгосударствления предприятий (организаций) и приватизации имущества.

 

В частности, закон предусматривает, что право владения или право постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также аренды земельного участка прекращается по решению хокимов только в случаях:

 

– добровольного отказа от земельного участка;

 

– истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

 

– ликвидации юридического лица;

 

– прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел, если иное не предусмотрено законодательством.

 

В остальных случаях, право владения или право постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также аренды земельного участка прекращается по решению суда на основании иска органа, предоставившего земельный участок.

 

Также в статьи 37, 86 Земельного кодекса и статью 19 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» внесены изменения, предусматривающие исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых земельный участок может быть изъят для государственных и общественных нужд, и условия, при соблюдении которых земельный участок может быть изъят для этих целей.

 

Так, в статью 19 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» внесено дополнение, предусматривающее, что решение хокимиятов областей и города Ташкента или района (города) о сносе объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке, принимается только при наличии положительного заключения органов юстиции, соглашение о предоставлении компенсации в связи с изъятием земельного участка, заключаемое между инициатором изъятия земельного участка и собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке, в обязательном порядке подлежат нотариальному удостоверению, а также принятие решения о сносе объекта недвижимого имущества допускается после полного предоставления собственнику объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке, компенсации, установленной в соглашении, а при наличии спора – в решении суда.

 

Согласно статье 1 Закона «О разгосударствлении и приватизации», преобразование публичной собственности Республики Узбекистан в частную осуществляется путем разгосударствления (преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности) и приватизации (приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ).

 

В связи с тем, что действующим законодательством была предусмотрена недопустимость пересмотра и отмены лишь результатов приватизации имущества, уполномоченными государственными органами инициировались пересмотр и отмена результатов разгосударствления.
Постановлением главы государства от 20 ноября 2019 года «О мерах по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы поддержки предпринимательства в стране» установлено, что инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов разгосударствления и приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов государственными, в том числе контролирующими, правоохранительными органами и судами, квалифицируется как нарушение неприкосновенности частной собственности, такие дела не принимаются к рассмотрению.

 

В связи с этим и в целях совершенствования законодательства о неприкосновенности частной собственности в статью 24 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» внесены изменения, согласно которым теперь не допускается не только пересмотр и отмена результатов приватизации имущества, но и результаты разгосударствления.

 

Внесенные законом изменения и дополнения в указанные законодательные акты обеспечивают гарантию защиты прав собственников от необоснованного лишения их права собственности на свое имущество, а также полное возмещение убытков (в том числе государством) собственникам в связи с изъятием земельных участков, что в итоге повысит доверие собственников к государству и его органам.

 

Озода ГУЛЯМОВА,
судья Ташкентского

межрайонного экономического суда

КАК РЕШИТЬ ВОПРОС С НАСЛЕДСТВОМ?

— Мой сводный брат без согласия меня и моей матери оформил на свое имя дом, построенный отцом после его смерти. На участке начал стройку. Несмотря на то, что недавно через суд он был лишен права собственности, он не хочет съезжать и требует свою долю, хотя у него уже есть собственное жилье. И всем говорит, что этот дом достался только ему.  Как решить данный вопрос?

А. Калугина, г. Ташкент.

Отвечает судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Ахрор СУЛАЙМОНОВ:

 

— Согласно статье 1112 Гражданского кодекса наследование осуществляется по завещанию и закону. Наследование по закону осуществляется при отсутствии завещания и не определяет судьбу всего наследства, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

В соответствии со статьей 1135 Гражданского кодекса дети наследодателя (в том числе и приемные дети), муж (жена) и родители (усыновители) получают по закону право на первоочередное наследование в равных долях. Дети наследодателя, рожденные после его смерти, также входят в число наследников первой очереди.

 

В соответствии с вышеуказанными требованиями закона дети, муж (жена) и родители наследодателя, являющиеся наследниками первой очереди, должны будут обратиться в нотариальную контору по месту нахождения жилья для получения наследства.

 

В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса члены семьи собственника дома, квартиры, а также постоянно проживающие с ним граждане имеют право пользоваться помещениями в доме, квартире наравне с собственником, если иное не зафиксировано в письменной форме на момент их выселения. Они вправе вселить своих несовершеннолетних детей в жилище, предоставленное собственником, а других членов семьи могут выселить только с согласия собственника дома или квартиры. Право пользования жилым помещением сохраняется за этими лицами даже в случае прекращения ими семейных отношений с собственником дома, квартиры. Порядок пользования жилым помещением между собственником дома, квартиры и бывшими членами его семьи, а также постоянно проживающими с ним гражданами определяется соглашением сторон.

 

Членами семьи собственника жилого помещения признаются постоянно проживающие с ним жена (муж) и их дети. Родители супругов, а также дети в браке, постоянно проживающие с собственником, и их супруги могут быть признаны членами семьи собственника только по взаимному согласию, если они ранее не имели на это права.

 

На основании вышеизложенного, вам необходимо обратиться в нотариальную контору, в случае возникновения спора данный вопрос будет решен в судебном порядке.

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА РАБСТВА

Торговля людьми является одним из пороков, угрожающих безопасности и социально-духовной стабильности. В условиях построения правового государства и справедливого гражданского общества торговля людьми стала одной из актуальных проблем сегодняшнего дня.

 

Статья 13 Конституции Республики Узбекистан  гласит, что  демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
В соответствии со статьей 24 Основного закона право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением.

 

 Сегодня преступления, связанные с торговлей людьми, вызывают серьезную обеспокоенность и озабоченность в мировом сообществе. Самое печальное, что положения как тех, кто совершил это преступление, так и тех, кто от него пострадал, равные. То есть, совершая преступление в стремлении нажиться легкими деньгами – обе категории людей оказываются в ловушке.

 

Согласно Уголовному Кодексу Республики Узбекистан торговля людьми — вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или ее применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.

 

В последние годы выявляются преступления, связанные с торговлей детьми. Это вызвано социальной незащищенностью и необеспеченностью матери ребенка, беременностью не состоящих в браке женщин и попытками скрыть ребенка от семьи, большой потребностью в усыновлении ребенка со стороны семей, не имеющих детей.

 

Важное значение в борьбе с торговлей людьми имеет проведение разъяснительной работы среди населения, особенно среди молодежи, об опасности и последствиях этого зла, информирование граждан высокой политической культуры. Поэтому, исходя из требований сегодняшнего дня, необходимо уделить особое внимание проведению пропагандистских и пропагандистских мероприятий.
Подводя итог, можно сказать, что торговля людьми, ее бесчеловечное и унижение, уничтожение прав и свобод человека – это непростительное тяжкое преступление.

 

Дурдона ДАДАХАНОВА, 
судья по уголовным делам

Ташкентского городского суда

ПОДАЛ НА РАЗВОД, НО ПЕРЕДУМАЛ: ГРОЗИТ ЛИ ШТРАФ?

— Я подал в суд на развод. Суд дал три месяца на примирение. По прошествии срока примирения мы с супругой передумали. Могу ли я отозвать свое заявление в суде. Я слышал, что в таких случаях должен быть уплачен штраф.  Правда ли это?

М. Ибрагимов, г. Ташкент.

Отвечает судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Гузал АБДУРАХМАНОВА:

 

— Согласно статье 40 Семейного кодекса, дела о расторжении брака рассматриваются судом в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом. Суд имеет право отложить слушание дела и назначить отсрочку на срок до шести месяцев для примирения. Согласно пункту 9 статьи 122 Гражданского процессуального кодекса, если истцом подано заявление об оставлении заявления без рассмотрения, суд оставит заявление без рассмотрения.

 

Согласно пункту 3 части 1 статьи 124 ГПК, суд прекращает производство по делу, если истец отказался от своих требований и суд принял этот отказ. В соответствии с требованиями вышеупомянутой статьи, вы имеете право оставить свое заявление о расторжении брака без рассмотрения или обратиться в суд с заявлением об отказе о вашем исковом заявлении. В этом случае суд может оставить ваше заявление о расторжении брака без рассмотрения или, приняв ваш отказ, прекратить делопроизводством. В обоих случаях к вам не применяется штраф. 

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: ОБЪЕДИНИТЬ СИЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Коррупция является сложным социальным, политическим и экономическим явлением, которое подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества к власти и государственным органам.

 

31 октября 2003 года Генеральной ассамблеей ООН принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, в которой предусмотрены меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней.

 

Поскольку коррупция является самым большим препятствием в достижении Целей в области устойчивого развития, 9 декабря 2003 года в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, день начала работы конференции был объявлен Международным днем борьбы с коррупцией. В связи, с чем ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

 

В государствах, признающих настоящую конвенцию, являющихся ее членами в преддверие этого дня организуются различные мероприятия
и акции главная цель которых — борьба с этим злом современности.

 

В нашей стране также на основе международно-правовых актов и национального законодательства созданы основы организационно-правового механизма в сфере противодействия коррупции.

 

В частности, присоединение Узбекистана к Конвенции ООН против коррупции 2008 года и Стамбульскому плану действий по противодействию коррупции, принятому в рамках Организации экономического сотрудничества и развития в 2010 году, стало важным шагом в создании правовых основ противодействия коррупции.

 

Результатом практической работы стало принятие законов
«О социальном партнерстве», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об электронном правительстве» и «О парламентском контроле», направленных на укрепление законодательной базы по данному вопросу.

 

Принятие в январе 2017 года Закона Республики Узбекистан
«О противодействии коррупции», являющегося основой борьбы с коррупцией в нашей стране, позволило объединить антикоррупционные силы и возможности государственных органов и институтов гражданского общества и создать единую систему.

 

Логическим продолжением реформ по противодействию коррупции, стало  утверждение  Указом Президента Республики Узбекистан  «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» в мае месяце 2019 года государственной программы по противодействию коррупции на 2019—2020 годы,  которая направлена на дальнейшее укрепление независимости судебной власти, исключение условий любого незаконного воздействия на судей, повышение отчетности и прозрачности деятельности государственных органов, повышение эффективности системы противодействия коррупции, создание максимально благоприятного делового климата и продвижение позитивного имиджа страны на международной арене.

 

Стоит отметить, и образование в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» в  июне 2020 года  Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан, которое является специально уполномоченным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в сфере предупреждения и противодействия коррупции, обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов, средств массовой информации, институтов гражданского общества и иных представителей негосударственного сектора, а также международное сотрудничество в данной сфере.

 

Бороться с этим пороком необходимо путем повышения и изменения правосознания самих граждан, формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции. Ведь каждый нормативный акт, принятый в данной сфере — это весомые шаги, предпринимаемые для обеспечения завтрашней антикоррупционной жизни нашей страны.

 

Шухрат БАКАЕВ,
председатель Мирзо-Улугбекского

районного суда по уголовным делам

КОМПЕНСИРОВАТЬ ПРИЧИНЕННЫЙ УЩЕРБ

В условиях трансформации взаимоотношений между гражданами и государством необходимость конституционного закрепления права граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностными лицами обретает особую актуальность. Ведь именно в ходе осуществляемых в Узбекистане масштабных политических и социально-экономических реформ выявились проблемы в сфере реального обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. 

 

Видимо именно поэтому изменение ранее действовавшей парадигмы «государство – общество – человек» на новую: «человек – общество – государство», закрепление ее в конституционном законодательстве и конституционной практике определено в качестве одного из приоритетных направлений конституционной реформы инициированной Президентом Узбекистана.

 

Действующая Конституция Узбекистана (ст. 44) в общем виде закрепляет, что «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений». При этом право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами на конституционном уровне прямо не закреплено.

 

Объективности ради стоит заметить, до октября 2018 года действовал Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», который частично регламентировал вышеуказанную проблему. А статьи 990, 991 Гражданского кодекса регламентируют основания установления ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами самоуправления граждан, а также их должностными лицами, а также причиненный незаконными действиями органов, осуществляющих доследственную проверку, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. 

 

Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами на конституционном уровне закреплено в конституциях ряда демократических стран. Так, статья 17 Конституции Японии гласит, что «Каждый может, в соответствии с законом, требовать у государства или местных органов публичной власти возмещения убытков в случае, если ущерб причинен ему незаконными действиями какого-либо должностного лица органов публичной власти». 

 

Статья 18 Конституции Швеции провозглашает, что «Лицо, лишившееся своей собственности вследствие экспроприации либо иного подобного отчуждения его собственности, должно получить компенсацию за ущерб. Такое возмещение предоставляется каждому, кто претерпел ограничения в пользовании землей или строением».

 

Статья 26 Конституции Словении определяет, что «Каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему противоправным действием (бездействием) лица при исполнении им своих служебных обязанностей или государственного органа, органа местного самоуправления, носителя публичных полномочий при осуществлении своей деятельности. 

 

Претерпевший ущерб в соответствии с законом имеет право требовать возмещение также и непосредственно от лица, причинившего ущерб.

 

Статья 14 Конституции Бельгии в категоричной форме определяет, что «Экспроприация может допускаться только в интересах общества и при условии предварительных гарантий полной компенсации собственникам в порядке, установленном Актом парламента либо иными актами, изданными на его основе». 

 

В целях обеспечения прав граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами на  конституционном уровне предлагается дополнить Конституцию Узбекистана отдельной нормой в следующей редакции: «Физические и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, причиненного им органами государственной власти и их должностными лицами.

 

Органы государственной власти и их должностные лица допустившие незаконные действия обязаны компенсировать нанесенный ущерб». 

 

Дилбар ХАЙРУЛЛАЕВА,
судья Ташкентского

межрайонного экономического суда

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

Внедрение современных  технологий  в судебную деятельность позволяет быстро и удобно, без лишних хлопот, осуществлять работу в сфере отправления правосудия.

 

Важным шагом в этом направлении стало Постановление Президента Республики Узбекистан “О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти» от 3 сентября 2020 года. Благодаря определенным задачам в данном направлении этим документам расширяется спектр интерактивных электронных услуг, предоставляемых гражданам и субъектам предпринимательства в судах. Для обеспечения оперативного получения информации, необходимой для осуществления правосудия в судах, расширяется электронный обмен данными с министерствами, ведомствами и другими организациями. Кроме того, благодаря внедрению специальных информационных программ была обеспечена открытость и прозрачность деятельности органов судейского сообщества. Создана возможность дистанционного участия в судебных заседаниях, в том числе через мобильные устройства и другие формы электронного сотрудничества, а также онлайн получения судебных решений для сторон по делу.

 

Усилены меры по обеспечению информационной и кибербезопасности судебных информационных систем, баз данных и других программных продуктов, комплексной защите служебной информации и информации. Также с 1 января 2021 года во всех судах предусмотрена возможность записи судебных заседаний по ходатайству сторон по делу и с согласия председательствующего с использованием аудиозаписи, а также формирования протоколов судебных заседаний с использованием этой системы.

 

Наряду с этим с 1 июля 2021 года дела в судах апелляционной и кассационной инстанций автоматически распределяются между судьями. С 1 октября 2021 года налажено бесплатное информирование всех участников о времени и месте судебных заседаний посредством SMS-сообщений. В целях обеспечения удобства в деятельности органов судебной власти, в том числе граждан и субъектов предпринимательства в доступе к правосудию налажено предоставление около 10 интерактивных услуг, а с 1 января 2023 года — передача и прием судебных дел в электронном виде в Государственный архив.

 

Согласно «дорожной карте» по интеграции информационных систем судов с информационными системами государственных органов и организаций, предусмотрено поэтапное подключение информационных систем 28 государственных органов и организаций, в том числе виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан, приемной премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей, к информационной системе Верховного суда. Налажена рассылка в электронном виде информации, предоставляемой судами государственным органам и организациям. Сформирована система получения судами информации и документов, необходимых в процессе рассмотрения конкретного дела, в электронном виде непосредственно от государственных органов и организаций, не беспокоя граждан.

 

Анжелика ШАМСУТДИНОВА,
Судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

Перейти к содержимому