Искать:

БЕСПРИСТРАСТНО, ОБЪЕКТИВНО И СПРАВЕДЛИВО

В Узбекистане осуществляются последовательные реформы по обеспечению всесторонней и полной судебной защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и субъектов предпринимательства, широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий в судебную сферу, повышению уровня доступа граждан к правосудию. Закон Республики Узбекистан «О судах» в новой редакции стал логическим продолжением проводимых реформ.

Остановимся на основных отличиях закона в новой редакции. 

 

Одним из главных нововведений определена новая система судов — образование судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства. В частности, образование в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте межрайонных административных судов, специализирующихся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений, с упразднением в этой связи районных (городских) административных судов и сохранением административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

 

В статье 5 Закона «О судах», посвященной формированию судейского корпуса, предусмотрено, что его формирование осуществляется Высшим судейским советом Республики Узбекистан в строгом соответствии с принципом независимости судей. Кроме того, в дополнение к таким принципам деятельности судов, как независимость судей, равенство перед законом и судом, прозрачность судопроизводства, язык, на котором ведется судебное разбирательство, право на судебную защиту, презумпция невиновности, устанавливается, что правосудие в Республике Узбекистан должно осуществляться в строгом соответствии с законом.

 

В качестве практического выражения задачи сокращения дублирующих судебных этапов и ликвидации института надзорного рассмотрения дел, не свойственных правосудию, статьей 28 закона не предусмотрено рассмотрение дел в надзорном порядке в полномочиях Президиума Верховного Суда Республики Узбекистан, а вместо надзорной инстанции введен институт повторного рассмотрения дел в кассационной инстанции. 

 

Согласно статьи 62 настоящего закона судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Узбекистан, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, их чести, достоинства и имущества, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. При осуществлении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования Кодекса судейской этики, избегать всего, что могло бы подорвать авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи или вызвать сомнение в его беспристрастности, объективности и справедливости.


Закон также предусматривает материальную и социальную защиту судей и членов их семей, обеспечение судей жильем и выплату платежей, связанных с арендой жилья. Важное значение для поддержки деятельности судей по обеспечению правосудия является меры по социальной защите судей и членов их семей.

 

Закон «О судах» в новой редакции призван обеспечить подлинную независимость судебной власти, осуществление правосудия судьями исключительно в соответствии с законом, прозрачное и прозрачное проведение судебных заседаний, широкую судебную защиту прав и свобод граждан, законных интересов субъектов предпринимательства и тем самым обеспечить доступ лиц к правосудию. 

 

Жахонгир ОДИЛОВ,
судья Учтепинского районного суда по уголовным делам.

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ШИРОКИЙ МАСШТАБ

Узбекский народ всегда уважал женщин, матерей и дочерей, относился к ним с самыми теплыми чувствами, как к продолжательницам жизни. В настоящее время, руководствуясь вековыми ценностями и традициями, работа, направленная на почитание женщин, воспитание девушек, укрепление их роли и места в жизни государства и общества, получила еще больший размах. Эта работа обрела новое содержание и широкий масштаб.

 

В нашей стране уделяется большое внимание достижению гендерного равенства, обеспечению прав и законных интересов женщин, усилению их роли в жизни общества и государства. Узбекистан присоединился к основным международным документам, обеспечивающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любой дискриминации. За последние годы в соответствии с международными нормами и стандартами принято 40 правовых актов, касающихся данной сферы, в том числе два закона, 36 указов и постановлений Президента и правительства.

 

Уровень гендерного равенства в стране определяется той ролью, которую играют женщины в государственном управлении. То, что они достаточно представлены в государственных органах, принимают важные решения, связанные с судьбой страны, имеет важное значение в эффективном продвижении их интересов и находит отражение в соответствующих документах.

 

Всегда на повестке дня стоят актуальные вопросы реализации перспективных проектов по социально-экономическому развитию государства, поддержки женщин в налаживании сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, обеспечения гендерного равенства.

 

После учреждения в соответствии с постановлением Президента  «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин» от 7 марта 2019 года Комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства работа в данном направлении получила новый импульс.

 

За короткое время при содействии партнерских структур комиссией реализован ряд значительных мер по имплементации международных норм в акты национального законодательства, касающегося обеспечения в стране гендерного равенства и улучшения социальных условий жизни женщин, всесторонней поддержки и развития института семьи, устранения всех форм дискриминации прав соотечественниц, а также в области повышения их правовой культуры. В частности, были приняты законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия», приведены в соответствие с этими законами нормативно-правовые документы.

 

Международным сообществом положительно оценен тот факт, что на основе национальных и международных стандартов комиссией разработана и принята Стратегия достижения гендерного равенства в Узбекистане, которая включает цели по созданию равных прав и возможностей для женщин и мужчин в социальной, экономической и политической сферах.

 

Все это свидетельствует о приоритетности государственной политики в практическом решении обеспечения законных прав и интересов женщин, составляющих около половины населения страны, повышения их положения и влияния в обществе, раскрытия талантов и способностей, защиты материнства и детства.

 

Абдулла АБДУЛХАЕВ,
судья Шайхантахурского районного суда
по уголовным делам

ЧЕРЕЗ СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТСЯ ПРОПАВШИМ БЕЗ ВЕСТИ?

— Месяц назад скончалась моя младшая тётя. У нее не было ни мужа, ни детей. Моя мама решила оформить на свое имя дом, оставшийся от родственницы. У нотариуса сказали, что нужно согласие еще одной тёти, уехавшей в Россию, от которой, вот уже восемь лет нет никаких вестей. Как быть в этой ситуации?

О. Махмудов, г. Ташкент.

Отвечает судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Гузал Зиганшина:

 

— Согласно требованиям статьи 33 Гражданского кодекса Республики Узбекистан гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестно отсутствующим считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

 

В соответствии с частью первой статьи 36 настоящего кодекса, гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

 

Исходя из изложенного, при признании судом пропавшей без вести сестры матери, ваша мать может принять в доверительное управление имущество вашей младшей тёти. Затем, в соответствии с требованиями  статьи 36 ГК после объявления без вести пропавшей тёти судом умершей, ваша мать может владеть ее имуществом.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ И ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ

Трудно переоценить независимость судебной власти в защите прав и свобод человека. Объективность Фемиды не только обеспечивает справедливость для конкретного гражданина, но и выступает стабилизатором в укреплении общественных отношений, приводя к единому знаменателю все многообразие интересов.

 

Человек, обращаясь в суд, должен быть уверен, что здесь верховенствует закон. Как отмечал глава государства, справедливое решение любого спорного вопроса в новом Узбекистане должен найти только суд. Целью проводимых масштабных реформ по коренному реформированию судебной системы является обеспечение подлинной независимости судей, совершенствование системы подготовки и назначения на должность лиц, наделенных полномочиями вершить судьбы людей.

 

Для обеспечения единой судебной практики были объединены Верховный суд и Высший хозяйственный суд. Созданный Высший судейский совет призван предотвратить незаконное вмешательство в отбор и назначение судей, а также сделать систему отбора открытой, прозрачной и альтернативной.

 

Введена практика назначения судьи на неопределенный срок, налажена деятельность административных судов, чтобы в случае нарушения прав граждан государственными органами через суд была обеспечена их эффективная защита. Усовершенствованы апелляционная и кассационная инстанции, усилены гарантии окончательного решения суда высшей инстанции.

 

На нынешнем этапе развития для обеспечения подлинной независимости судебной власти необходимо оградить судей от факторов, влияющих на систему правосудия, искоренить случаи вмешательства в следствие и судебное разбирательство, обеспечить исполнение судебных вердиктов, так как принципы демократии не допускают контроль судов каким-либо государственным органом или должностным лицом. Для этого необходимо сформировать корпус высококвалифицированных работников суда, создать условия для вынесения ими справедливого решения, а также беспрекословного исполнения того, что принято.

 

На это направлены изменения и дополнения, вносимые в проект Конституционного закона. В частности, рассматривается вопрос о дополнении статьи 112 Основного закона новой нормой «Государство обеспечивает безопасность судьи и членов его семьи».

 

Нужно, чтобы не люди, а закон и независимый суд защищали права граждан, обеспечивали справедливое решение любого спорного вопроса. Тогда судебную систему можно будет назвать народной. Если быть еще конкретнее, именно независимая судебная система может привести к фундаментальным изменениям во всех других сферах, особенно в образовании, здравоохранении и бизнесе. Этим и объясняется потребность в закреплении нормы относительно неприкосновенности судьи и членов его семьи.

 

Толибжон ОБИДОВ,
председатель Шайхантахурского районного суда
по уголовным делам

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими нормами права и не предусматривает процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и формам от разбирательства дел в отношении совершеннолетних обвиняемых.

 

Вместе с тем с учетом психологических, возрастных особенностей несовершеннолетнего законодательством Республики Узбекистан установлены особые правила, применяемые при производстве по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних. Эти правила создают дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, направлены на обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств правонарушения, выявления причин и условий, способствовавших его совершению, а также повышения воспитательного воздействия.

 

Согласно стандартным правилам ООН «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы, как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения».

 

Судопроизводство по делам несовершеннолетних должно способствовать предупреждению новых преступлений, и нам необходимо повысить воспитательное значение судебных процессов по делам о правонарушениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию.

 

На сегодняшний день уголовное и уголовно-процесуальное законательство Республики Узбекистан исходит из необходимости максимальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

 

В частности, уголовным законом предусмотрено ограничение гласности по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних.

 

Ограничение гласности по делам данной категории также закреплено в международном праве. Так, в соответствии с п.8.1. Минимальных стандартных правил ООН, конфиденциальность отправления правосудия в отношении несовершеннолетнего направлена на избежание причинения ему вреда из-за ненужной гласности и вероятности влияния уголовного процесса на репутацию несовершеннолетнего в будущем.

 

Также при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних подлежат доказыванию: точный возраст несовершеннолетнего обвиняемого, то есть день, месяц, год рождения; характерные черты личности и состояние здоровья; условия его жизни и воспитания; наличие или отсутствие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

 

Участие защитника по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних обязательно. Отказ несовершеннолетнего подсудимого от защитника не может быть принят судом. В качестве законных представителей в деле могут участвовать родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний или недееспособный участник процесса. По просьбе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или потерпевшего в качестве законного представителя в деле наряду с вышеуказанными лицами может быть допущено участие одного из его взрослых близких родственников или иного лица, которому он доверяет.

 

Постановлением дознавателя, следователя или определением суда законный представитель несовершеннолетнего может быть отстранен от участия в деле, если появились основания считать, что своими действиями он причиняет вред интересам несовершеннолетнего. В этом случае защита интересов несовершеннолетнего поручается другому законному представителю или представителю органа опеки и попечительства.

 

В случаях, если несовершеннолетним впервые совершено нетяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет, или совершено повторно преступление, не представляющее большой общественной опасности, суд обязан обсудить вопрос об освобождении несовершеннолетнего от наказания и применения к нему принудительной меры.

 

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобожден от ответственности с передачей материалов на рассмотрение межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних, если с учетом характера совершенного деяния, личности виновного и иных обстоятельств дела, его исправление возможно без применения наказания.

 

Необходимо отметить, что в допросе несовершеннолетнего обвиняемого по усмотрению дознавателя, следователя или прокурора может участвовать педагог или психолог. Он вправе с разрешения дознавателя, следователя задавать вопросы обвиняемому, а по окончании допроса ознакомиться с протоколом допроса и письменно изложить свои замечания о правильности и полноте сделанных записей.

 

Суд, выслушав мнения защитника, законного представителя несовершеннолетнего подсудимого, а также прокурора, вправе своим определением удалить несовершеннолетнего из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, могущих оказать на него отрицательное влияние. После возвращения несовершеннолетнего председательствующий сообщает ему в необходимом объеме и форме содержание разбирательства, прошедшего в его отсутствие, и предоставляет несовершеннолетнему возможность задать вопросы лицам, допрошенным без его участия.

 

Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших по делам рассматриваемой категории также имеет определенную специфику, поскольку ими часто выступают также несовершеннолетние.

 

При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего обязательно присутствуют его законные представители и педагог. Вызов педагога и законного представителя необходим для установления психологического контакта с опрашиваемыми несовершеннолетними.

 

По ходатайству сторон или инициативе суда допрос несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему оглашаются показания несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, предоставляется возможность задать вопросы и дать свои показания в связи с их показаниями.

 

В судебной практике данная норма применяется часто, особенно по делам о половых преступлениях, так как несовершеннолетние потерпевшие и свидетели боятся давать показания в присутствии подсудимого.

 

Для правильного решения вопроса о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности и о назначении ему наказания существенное значение имеет установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

 

Необходимо выяснять, кто занимался воспитанием подростка, моральный облик, образовательный и культурный уровень, материальные и жилищные условия семьи.

 

Исследование этих вопросов в процессе судебного следствия путем допроса подсудимого, его законных представителей, свидетелей, а также ознакомление с различными документами, характеризующими личность несовершеннолетнего, способствуют суду выяснить условия жизни и воспитания подсудимого и обстоятельства, приведшие его к совершению преступления. Целью судебного процесса являются оказание помощи несовершеннолетнему, нарушившему уголовный закон, в предупреждении совершения в будущем аналогичных правонарушений, вынесение справедливого решения с учетом исключительных обстоятельств конкретного дела, а также защита общества в целом от правонарушений.

Эльза ШАМСУТДИНОВА,

председатель Бектемирского районного суда

по уголовным делам города Ташкента

ВСТРЕЧИ — КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ

Ташкентский городской суд и Ташкентский городской административный суд провел очередной прием граждан в Мирзо-Улугбекском районе столицы.

В махалле «Катта корасув» соотечественников принимали председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов и его заместители,  председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов, председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам Ш. Бакаев, председатель Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам Р. Тангабаев, а также судьи вышеперечисленных судов.

Всего на выездном приеме было принято 24 гражданина. 10 обращений касались уголовного судопроизводства, 9 — по гражданским делам, 3 — по экономическим и 2 — по административным.

По 15 обращениям были даны правовые разъяснения, 9 решены положительно на месте.

В рамках мероприятия, Мирзо-Улугбекским районным судом по уголовным делам досрочно освобождены от отбывания наказания 9 человек.

 

ПОРОК, ПОДРЫВАЮЩИЙ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИИ

Коррупция — это порок, который подрывает основы демократии и верховенства права, ведет к нарушению прав человека. Несмотря на то, что мировое сообщество предпринимает ряд эффективных мер по устранению данного преступления, полностью его истребить не получается.  

 

В большинстве случаев низкое правосознание или непонимание населения также создает благоприятные условия для использования законов должностными лицами в своих личных интересах.

 

Самым первым документом, подписанным Президентом с вступлением в должность главы государства стал закон «О противодействии коррупции». В целях обеспечения эффективного исполнения норм настоящего закона, своевременной и качественной реализации мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизни общества и государства указом Президента от 2 февраля 2017 года принята Государственная программа по противодействию коррупции.

 

В рамках программы был разработан ряд законопроектов, которые прошли инвентаризацию. В целом, анализ проделанной в последние годы работы показывает, что принимаются системные меры, направленные на повышение правосознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.

 

В рамках проведения реформ были усовершенствованы механизмы защиты прав и интересов граждан, обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления, общественного и парламентского контроля, а также реформированы правовые основы деятельности правоохранительных и судебных органов.

 

Коррупция — это такое зло, которое невозможно искоренить усилиями одного органа. Положительный результат может быть достигнут только тогда, когда все общество будет вместе бороться против него и пытаться искоренить его причины.

 

Умиджон ХАНАЕВ,
судья Яшнабадского районного суда
по уголовным делам

НЕВЕСТКА НЕ ЖИВЕТ С СЕМЬЕЙ: МОЖНО ЛИ ЛИШИТЬ ЕЕ ПРАВА ПРОПИСКИ?

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

А. Арефьев,  г. Ташкент.

Отвечает председатель Шайхантахурского межрайонного суда по гражданским делам Мукаддас Гуламова:

 

— Согласно статье 52 Жилищного кодекса указано, что при временном отсутствии граждан, постоянно проживающих в домах за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев. Признание граждан утратившими право пользования жилым помещением в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения вследствие отсутствия этих граждан сверх установленных сроков производится в судебном порядке по иску заинтересованных лиц.

 

Если невестка не проживает в доме свыше шести месяцев без уважительной причины, вы имеете право подать иск в суд по гражданским делам о лишении ее права пользования домом.

ПРЕДУСМОТРЕНЫ ИНВАЛИДАМ ЛЬГОТЫ ПО ГОСПОШЛИНЕ?

Я инвалид I группы, нетрудоспособен по состоянию здоровья. Хочу развестись. Имею ли право на льготу по уплате госпошлины?

Отвечает заместитель председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам Гулчехра Опаева:

 

— В статье 8 Закона Республики Узбекистан «О государственной пошлине» от 7 января 2020 года приводится перечень лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины в судах по гражданским делам. В нем непосредственно не указано об освобождении от уплаты налога лиц с инвалидностью при обращении в суд по поводу развода.

 

Однако в статье 133 Гражданского процессуального кодекса указано, что исходя из имущественного положения сторон, суд может отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату судебных расходов, взыскиваемых в доход государства, а также уменьшить размер этих расходов.

 

Согласно данной норме при обращении в суд с иском о расторжении брака, если вы представите документ, подтверждающий ваше имущественное положение и подадите заявление о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, суд рассмотрит вопрос отсрочки или рассрочки уплаты судебных расходов, взыскиваемых в доход государства, а также уменьшения размера этих расходов.

 

В гражданском процессуальном законодательстве предусмотрены льготы при обращении в суды истцам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, а также инвалидам. Если по этим причинам (наличие на иждивении несовершеннолетних детей, инвалидность, состояние здоровья) истец не в состоянии обратиться в суды по гражданским делам, расположенные по месту проживания ответчика, он может обратиться с исковым заявлением о расторжении брака в суды по месту своего проживания.

ДАДУТ ЛИ ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ?

«После ухода за ребенком по собственному желанию взяла неоплачиваемый отпуск на год. Затем также по собственному желанию написала заявление об увольнении с работы. Дадут ли мне пособие по безработице или же будет произведен расчет при увольнении?»

А. Каурова, г. Ташкент.

Отвечает заместитель председателя Яккасарайского межрайонного суда по гражданским делам Эльвира ХАМРАЕВА:

 

— Согласно статье 109 Трудового кодекса РУз при расторжении трудового договора указывается, что выходное пособие выплачивается в следующих случаях:

 

– по инициативе работодателя, за исключением расторжения договора в связи с неисполнением работником своих трудовых обязанностей;

 

– по обстоятельствам, не зависящим от сторон, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 106 настоящего кодекса. При расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 4 статьи 106 настоящего кодекса выходное пособие выплачивается, за исключением случаев нарушения по вине работника установленных правил приема на работу;

 

– в связи с отказом работника от продолжения работы на новых условиях труда;

 

В случае расторжения трудового договора по иным основаниям статья 109 Трудового кодекса не предусматривает выплату выходного пособия.

А именно:

 

• по соглашению сторон;

 

• по инициативе работника;

 

• в связи с истечением срока срочного трудового договора;

 

• по основаниям, предусмотренным трудовым договором;

 

• в связи с избранием на новый срок (не прошел по конкурсу) либо отказом от участия в выборах (конкурсе).

Исходя из требований настоящего кодекса выплата выходного пособия в данном случае не указывается.

Перейти к содержимому