Искать:

ЧТО ТАКОЕ ШТРАФ И КОГДА ОН ПРИМЕНЯЕТСЯ?

Согласно статье 112 Налогового кодекса Республики Узбекистан финансовые санкции являются мерой ответственности за налоговое правонарушение и применяются в виде взыскания денег (штрафов и пеней) за совершенное правонарушение.

 

Финансовые санкции применяются не только за налоговые правонарушения, но и за нарушение правил, установленных отдельными законодательными актами, постановлениями Кабинета министров.

 

Вот почему, когда говорят о финансовом штрафе, нарушении требований законодательства или договора, закон является мерой материального воздействия, применяемой к лицам, признанным виновными в совершении неправомерных действий, и применяется регулирующим органом или судом в установленном порядке.

 

Штраф — это единовременная сумма, которая устанавливается налоговым законодательством в процентах или в размере, кратном определенной сумме. Применение финансовых санкций является мерой правового воздействия.

 

Право надзорных органов обращаться в экономические суды с заявлениями о применении мер правового воздействия установлено статьей 217 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан.

 

В соответствии с установленным порядком заявление о применении меры правового воздействия подается в суд в письменной форме. Оно подписывается заявителем или его представителем.

 

В заявлении о применении к суду меры правового воздействия указываются лица, участвующие в деле, а также их местонахождение и место жительства, наименование контролирующего органа, установившего факт правонарушения, обстоятельства, послужившие основанием для предъявленного требования, доказательства, подтверждающие основания предъявленного требования, нормативные правовые акты, предусматривающие ответственность за действия или бездействие юридического лица или гражданина, послужившие основанием для обращения в суд, требование заявителя, сведения о соблюдении порядка досудебного разрешения спора с ответчиком (ходатайство).

 

Особенностью при рассмотрении дел о применении меры правового воздействия является то, что суды вправе возлагать на заявителя обязанность информировать участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания, в частности, ответчика.

 

Согласно ст. 221 Экономического процессуального кодекса дело о применении финансовых санкций рассматривается не менее чем через месяц после поступления заявления в суд. При рассмотрении дела в суде суд проверяет, насколько точен расчет суммы финансовых санкций. Заключение мирового соглашения или посреднического соглашения по данной категории дел не допускается.

 

Таким образом, в законодательстве четко прописан порядок применения финансового штрафа. Строго соблюдая его, можно разрешить любой спор или проблему законно и справедливо.

 

Кеунимжаева Бибиназ,

судья судебной коллегии по экономическим

делам Ташкентского городского суда.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ

В Узбекистане вопросы поощрения, соблюдения и защиты прав человека рассматриваются как один из приоритетов государственной политики и взаимодействия с международными партнерами. Сегодня в стране создана устойчивая политическая система, отвечающая современным критериям демократии и прав человека.

 

В 2016 году официально вступили в силу 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), изложенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. ЦУР призывают все страны содействовать процветанию при одновременном обеспечении защиты прав и свобод человека. Они не только отражают идеологию устойчивого развития и сбалансированно сочетают социальные, экономические и экологические приоритеты, но и содержат конкретные инструменты достижения.

 

В 2017 году Республика Узбекистан перешла на важнейший этап своего демократического и правового развития, фазу дальнейшего реформирования всех сторон жизни общества. Стратегической программой политических и экономических реформ в Республике Узбекистан стала, утвержденная Президентом Республики Узбекистан 7 февраля 2017 года «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», положившая начало новому этапу коренных демократических преобразований и модернизации страны, а также дальнейшего совершенствования системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека.

 

В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни принята стратегия развития Нового Узбекистана в 2022-2026 годах.

 

Первое направление – совершенствование государственного и общественного строительства, направленное на дальнейшее усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации;

 

Второе направление – обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, направленное на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства, повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, полную реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг;

 

Третье направление – развитие и либерализация экономики, направленные на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов, активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата;

 

Четвертое направление – развитие социальной сферы, направленное на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, повышение социально-политической активности женщин, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктур, развитие сферы образования, культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной молодежной политики;

 

Пятое направление – обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, направленные на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны.

 

В рамках практической реализации программного документа принято 29 законов и свыше 900 подзаконных актов, в том числе «О противодействии коррупции», «О порядке отбывания административного ареста», «Об Уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства», «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» и др. Приняты Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы распространения актов законодательства» от 2.02.2017 г., «О мерах по коренному совершенствованию деятельности юридической службы» от 8.02.2017 г., «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 12.04.2017 г.; «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц» от 10.04.2017 г.; Указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 03.02.2017 г.

 

Таким образом, в Узбекистане уделяется большое внимание защите прав человека и эта работа усилится.

 

Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда
по уголовным делам.

КАЖДАЯ ПЯТАЯ ЖЕРТВА – ДЕТИ

Одной из конституционных гарантий свободы личности является то, что за торговлю людьми законом установлена уголовная ответственность. Статья 135 Уголовного кодекса гласит «торговля людьми, то есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение в целях его эксплуатации».

 

Торговля людьми – это глобальная проблема, которая затрагивает жизнь миллионов людей практически в любой стране мира и которая лишает их человеческого достоинства. Являясь одним из самых тяжких преступлений в мире, торговля людьми вводит в заблуждение и превращает в жертв женщин, мужчин и детей из всех уголков мира и ежедневно заставляет их быть объектом эксплуатации. Хотя самой известной ее формой является сексуальная эксплуатация, сотни тысяч жертв становятся также объектом торговли для целей принудительного труда, подневольной работы в качестве домашней прислуги, детского попрошайничества или извлечения органов.

 

Это преступление затрагивает почти все страны мира либо в качестве исходного пункта, либо пункта транзита, либо пункта конечного назначения, при этом жертвы из по меньшей мере 127 стран сообщают о том, что их эксплуатировали в 137 государствах. В мировом масштабе каждая пятая жертва торговли людьми – это дети.

 

Распространение торговли людьми также связано с ограниченностью доступа населения к эффективной занятости, образованию, социальной защите и другим ресурсам, а также с распространением бедности, сегрегацией на рынке труда. Например, среди основных причин, толкающих женщин в ситуации торговли людьми, эксперты называют бедность и гендерную дискриминацию – факторы, препятствующие получению образования, трудоустройству и обретению уверенности в будущем.

 

Торговля людьми, особенно массовая, не может являться национальной проблемой: это проблема глобального масштаба. Поэтому в Генеральной Ассамблее, помимо множества резолюций на эту тему, существует так же Совет по Правам Человека, которые принимает международные постановления для предотвращения торговли людьми.

 

В Узбекистане борьба с данным злом современности поднялась до уровня государственной политики. Об этом свидетельствует принятие за последние ряда нормативно-правовых актов в данной сфере. Кроме того, в июле 2019 года был издан Указ главы государства, на основании которого Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду во главе с Председателем Сената. Также учрежден институт Национального докладчика по данному вопросу. Разработана «дорожная карта» по улучшению позиции Узбекистана в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду с учетом рекомендаций Международной организации труда, Госдепартамента США, международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch». Важным шагом стало принятие программы практических мер по обеспечению защиты прав и свобод граждан Республики Узбекистан, находящихся за рубежом.

 

На сегодняшний день в стране на системной основе проводится профилактическая работа, направленная на противодействие любым формам преступности. В результате профилактической и разъяснительно-агитационной деятельности по усилению противодействия торговле людьми, а также воспитательной работы среди населения, особенно молодежи, за годы преступления, связанные с торговлей людьми, сократились.

 

17 апреля 2008 года принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в области противодействия торговле людьми. При разработке данного закона, наряду с общепризнанными нормами международного права, был учтен опыт законодательного регулирования конкретных иностранных государств. Спустя 12 лет, в 2020 году Президент Узбекистана подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.

 

Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

 

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

 

Сегодня противостоять этому виду преступления можно только сообща. Решением данной проблемы является повышение правовой грамотности населения.  Сегодня все силы правоохранительных органов, гражданского общества, а также судебной системы сосредоточены на том, чтобы донести до наших соотечественников, что торговля людьми – преступление против личности человека, за которое полагается справедливое наказание.

 

Сурайёхон ХОЖАМКУЛОВА,
судья Мирабадского районного суда
по уголовным делам.

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО КРЕДИТ НЕ МОЙ?

— Год назад дальний родственник купил в кредит телевизор и ноутбук, оформив их на мое имя. Недавно пришло извещение из суда. Оказывается, из-за неуплаты стоимости купленного родственником, на меня начислены долг и пеня. Как быть, как доказать, что кредит не мой?

Н. Васильев, г. Ташкент.

Отвечает Гулчехра Опаева, заместитель председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам:

 

— В судебной практике подобных дел становится все больше. На судебных заседаниях большинство ответчиков ссылаются на то, что фактическими получателями кредитов являются их родственники, близкие, знакомые. Уверяют, что они только подписывали официальные бумаги по этому поводу.

 

Согласно статье 353 Гражданского кодекса Республики Узбекистан договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 

 

В соответствии со статьей 744 настоящего кодекса, по кредитному договору одна сторона — банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другой стороне (заемщику) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. 

 

Согласно статье 422 Гражданского кодекса когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе отказаться от исполнения договора и обратить взыскание на товар в порядке, предусмотренном для взыскания предмета залога.

 

Исходя из сказанного, раз вы добровольно взяли всю ответственность, предусмотренную кредитным договором, на себя, кредитор вправе подать исковое заявление в суд на вас, в случае обоснованности иска, взыскать задолженность.

КОРРУПЦИЯ — ЭТО ЗЛО, И НАША  ЗАДАЧА – ПРЕДОТВРАТИТЬ ЕГО

В последние годы в Узбекистане проводятся масштабные реформы, направленные на предупреждение и борьбу с коррупцией, пресечение коррупционных факторов во всех сферах государственного и общественного строительства.

 

Принимаются меры по совершенствованию системы оценки коррупционных рисков, возникающих при выполнении задач и функций, возложенных на государственные органы, а также по внедрению шаблонов честности на государственной службе, устранению бюрократических барьеров и сокращению теневой экономики. В судебной системе, как и во всех сферах, реализуется проект «сфера без коррупции».

 

Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» приобретает важное значение для своевременной и качественной реализации мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизни общества и государства. Также принят ряд указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, направленных на меры по совершенствованию системы. Внесены соответствующие изменения в статьи 210, 211, 212, 213 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, касающиеся преступлений, связанных с коррупцией.

 

Следует отметить, что понятие коррупции определено статьей 3 Закона «О противодействии коррупции», согласно которой коррупция — незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды.

 

В соответствии со статьей 7 настоящего Закона Агентство по противодействию коррупции, Генеральная прокуратура, Служба государственной безопасности, Министерства внутренних дел, юстиции, Генеральная прокуратура являются государственными органами, непосредственно осуществляющими деятельность по борьбе с экономическими преступлениями. В частности, в противодействии коррупции указанные государственные органы осуществляют меры по повышению правосознания и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции, предупреждению ее во всех сферах жизни государства и общества.

 

Также своевременное выявление коррупционных правонарушений, их пресечение, устранение их последствий, причин и условий, обеспечивает принцип неотвратимости ответственности за совершение такого рода правонарушений.

 

Принятие в новом Узбекистане ряда антикоррупционных законодательных актов и проводимые на местах пропагандистские мероприятия по их исполнению, а также внесение изменений в Уголовный кодекс способствуют тому, что в нашем государстве борьба с этим злом современности вышла на новый уровень. Поэтому каждый из нас должен признать своим главным долгом бороться с этим злом на благо нашей страны.

 

Ориф КЛИЧЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда.

ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЗАЩИТЕ ЕГО ПРАВ И СВОБОД

Указ Президента Республики Узбекистан от 16 января 2023 года «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов» стал ярким примером внимания к человеку, надежной защиты его прав и свобод.

 

Документ предусматривает дальнейшее расширение правосудия в рамках принципа «Новый Узбекистан — новый суд», ускорение реформирования судебно-правовой системы, внедрение в отрасль передовых международных стандартов. С этой целью в соответствии с данным документом утверждена краткосрочная стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы.

 

В соответствии с документом реализуется ряд приоритетных задач, направленных на обеспечение правосудия. В частности, на основе идеи «за человеческое достоинство» формируется поистине справедливая судебная система, деятельность которой направлена на эффективную защиту интересов народа и человеческого достоинства.

 

Добиваясь принятия справедливых судебных решений, укрепляется доверие народа, в том числе предпринимателей, к судебной системе. Прежде всего, необходимо добиться того, чтобы каждый человек видел в лице суда и судей своего надежного защитника. Также будут созданы все возможности для граждан и предпринимателей отстаивать свои права и законные интересы в судах, будут в полной мере реализованы принципы равенства сторон и споров в судебном процессе. Совершенствуется законодательство, направленное на обеспечение беспристрастности судов на практике.

 

Деятельность судов будет полностью оцифрована, будут внедрены технологии искусственного интеллекта. Совершенствуется межведомственный электронный обмен информацией, расширяются возможности дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Еще одним важным вопросом в документе является то, что гарантии независимости и неприкосновенности судей будут усилены, а также будут разработаны эффективные механизмы предотвращения случаев неуважения к суду и вмешательства в судебный процесс. Обеспечивается строгое исполнение судебных решений, повышается ответственность государственных органов и органов местного самоуправления в этом отношении.

 

Известно, что любое влияние или давление на судью подрывает качество правосудия. Следовательно, в вышеуказанном указе отмечается, что любое вмешательство в работу судей строго наказывается с целью обеспечения их подлинной независимости.

 

Соответственно, будут разработаны эффективные механизмы предупреждения случаев неуважения к суду, усиление мер административной ответственности за это и установление уголовной ответственности, усиление мер ответственности за вмешательство в решение судебных дел и неисполнение судебного акта.

 

Кроме того, будет сформирован корпус прокуроров, специализирующихся на содействии отправлению правосудия.

 

Наряду с этим, разрабатывается концепция информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы предусматривающая доведение до общественности широкого спектра дел, проводимых судами.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда.

ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ НА ПУТИ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ

В последние годы были предприняты смелые шаги по реформированию судебно-правовой сферы. По приоритетным вопросам в этом направлении было принято множество законов, указов и постановлений. В них определены такие меры, как обеспечение открытости судов, приоритет прав человека, проведена соответствующая работа в данном направлении.

 

Отдельно стоит отметить, что за прошедший короткий период были приняты комплексные меры по обеспечению реальной независимости судов, созданию открытого и прозрачного механизма отбора судебных кадров.

 

Как известно, недавно был принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов». В документе определены комплексные меры, направленные на обеспечение подлинной независимости судебной власти, повышение эффективности деятельности судов и качества правосудия. В частности, в соответствии с документом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023 — 2026 годы.

 

Стратегия определяет основные цели, приоритеты и перспективные задачи развития судебной власти в Республике Узбекистан, а также служит основой для более широкого внедрения в отрасль передовых международных стандартов.

 

Следует отметить, что важной составляющей реформы судебно-правовой сферы является развитие института альтернативного разрешения споров, т. е. дальнейшее расширение механизмов досудебного и внесудебного разрешения отдельных категорий дел. В Узбекистане предпринимаются усилия по мирному урегулированию таких конфликтов. Кроме того, Закон «О медиации», вступивший в силу с 1 января 2019 года, заложил основу для развития данного института.

 

Поэтому в соответствии с недавним постановлением создаются необходимые организационно-правовые предпосылки для более широкого использования альтернативных методов разрешения споров в качестве эффективного направления. В частности, будут подготовлены предложения по расширению сферы применения института медиации и увеличению категории гражданских дел, в которых должны применяться механизмы досудебного разрешения споров.

 

Другой важный вопрос заключается в том, что в целях дальнейшего расширения специализации судей будет сформирован специализированный судейский корпус по направлениям, требующим специализации по сложности, в том числе по спорам о защите прав семьи, труда, интеллектуальной собственности. Это обеспечит качественное рассмотрение данной категории дел квалифицированными судьями и формирование единой судебной практики.

 

Также в Стратегии определены и другие важные меры, такие как обеспечение своевременного и полного исполнения судебных актов, более широкое внедрение принципа открытости и прозрачности при формировании судейского корпуса, принятие мер по дальнейшему повышению престижа, статуса и престижа судебной власти.

 

В целях усиления обеспечения независимости суда и неприкосновенности судей разрабатываются эффективные механизмы предупреждения случаев неуважения к суду, для чего усиливаются меры административной ответственности и устанавливается уголовная ответственность.

 

Стратегия устанавливает цель постепенного увеличения количества судейских штатных единиц на основе численности населения в регионах в ближайшие годы. Это служит для расширения доступа населения к правосудию.

 

Приоритетными задачами на ближайшую перспективу станут также вопросы формирования органов судейского сообщества, совершенствования системы отбора, назначения, обучения и повышения квалификации судей.

 

В целом, внедрение в практику реформ, изложенных в настоящем  указе, послужит повышению качества и эффективности деятельности правосудия, а также расширению возможностей наших граждан по достижению правосудия.

 

Гузал АБДУРАХМАНОВА,

судья судейской коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда.

ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ СЕМЬЮ

Как известно, усыновление осуществляется судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, с учетом заключения органов опеки и попечительства об обоснованности усыновления и соответствия интересов усыновляемого ребенка.

 

В соответствии с главой 5 Положения «О приеме несовершеннолетних детей на усыновление и детей на воспитание в семью (патронат)», утвержденным в соответствии с приложением №4 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 ноября 2020 года за №739, лицо являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, желающее усыновить ребенка, должно представить в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы: 

 

– заявление лица, желающего усыновить ребенка, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, времени вступления в брак, совместного или раздельного проживания супругов, наличия детей, их количества и возраста, пола и страны проживания (пребывания) усыновляемого ребенка,  с просьбой о постановке на учет в качестве кандидата на усыновление;

 

– документ или копию, удостоверяющую его личность;

 

– копию свидетельства о браке или справки о том, что он не состоит в браке;

 

– согласие другого из супругов на усыновление (его согласие не требуется при усыновлении, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают вместе более года или место жительства (пребывания) мужа (жены) неизвестно, а также при наличии документов, подтверждающих эти обстоятельства);

 

– справку с места работы с указанием занимаемой должности и заработной платы или иных источников доход

 

– медицинское заключение о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка;

 

– справку о несудимости;

 

– документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

 

– документ, подтверждающий родство с усыновляемым ребенком, или документ, подтверждающий невозможность усыновления на его родине по разным причинам;

 

– копию свидетельства о смерти родителей усыновляемого ребенка или постановление суда о том, что родители ребенка пропали без вести, объявлены умершими;

 

– выписку из ЗАГСа о свидетельстве рождения усыновляемого ребенка;

 

– медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка;

 

– разрешение соответствующего государственного органа на въезд и постоянное проживание усыновляемого ребенка (для ребенка, постоянно проживающего в другой стране) в Республике Узбекистан;

 

– согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также согласие на изменение фамилии, имени, отчества и запись усыновителей в качестве его родителей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 156 Семейного кодекса Республики Узбекистан.

К заявлению гражданина Республики Узбекистан об усыновлении ребенка без гражданства, являющегося иностранным гражданином или проживающего на территории Республики Узбекистан, кроме документов, указанных в настоящем пункте, прилагается согласие (при наличии гражданства) законного представителя ребенка и уполномоченного государственного органа того государства, в котором ребенок является гражданином.

 

Вышеперечисленные документы, должны быть легализованы в установленном порядке либо апостилированы в установленном порядке.

 

Представляемые документы должны быть переведены на государственный язык Республики Узбекистан и заверены нотариально.

 

Разрешение на въезд и постоянное проживание усыновляемого ребенка в Республике Узбекистан выдается Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.

Для получения разрешения граждане обращаются в органы внутренних дел по месту постоянного жительства, заполняя анкету-заявление соответствующей формы. К заявлению прилагаются следующие документы:

 

– документ или его копию, удостоверяющую его личность;

 

– копию свидетельства о браке или справки о том, что он не состоит в браке;

 

– справка с места работы с указанием занимаемой должности и заработной платы или иных источников дохода;

 

– документ, подтверждающий родство с усыновляемым ребенком, или документ, подтверждающий невозможность усыновления на его родине по разным причинам;

 

– копия свидетельства о смерти родителей усыновляемого ребенка или постановление суда о том, что родители ребенка пропали без вести, объявлены умершими;

 

– выписка из ЗАГС о свидетельстве рождения усыновляемого ребенка.

По результатам проверки органы внутренних дел в течение тридцати рабочих дней со дня получения анкеты и иных документов разрешают или отказывают усыновляемому ребенку в въезде в Республику Узбекистан и на постоянное место жительства.

 

Для подготовки заключения о возможности стать усыновителем органы опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующих документов изучают условия проживания лица, желающего усыновить ребенка и составляют акт. В акте, составленном органами опеки и попечительства, наряду со всеми другими данными указываются обстоятельства, предусмотренные статьей 152 Семейного кодекса Республики Узбекистан, препятствующие усыновлению.

 

На основании заявления и прилагаемых к нему документов, а также акта исследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение о возможности их усыновления. Вместе с заключением о возможности усыновления заявителю выдается документ о том, что он был зачислен в качестве кандидата на усыновление.


Обоснованное заключение органа опеки и попечительства об отказе гражданина в постановке на учет в качестве кандидата на усыновление доводится до заявителя в пятидневный  срок со дня его подписания. В это же время заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

 

Орган опеки и попечительства забирает копии всех документов себе и возвращает оригиналы заявителю для дальнейшего представления в суд.


Вместе с этим в соответствии со ст.29 ГПК Республики Узбекистан, дела об усыновлении (удочерении), в которых заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства рассматриваются судом Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентским городским судом.
Резюмируя все выше сказанное, следует отметить, что защита интересов детей является основным условием усыновления, а создание в интересах ребенка полноценной среды для его физического, психического и духовного развития — важной задачей.

 

Нозима Захидова,
судья Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам.

МОЖНО ЛИ ПРИВЛЕЧЬ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Одна из основных задач современного уголовного законодательства — повышение уровня защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений.

 

В Узбекистане к уголовной ответственности можно привлечь только физических лиц, в то время как юридические лица не являются субъектами преступления. В соответствии с национальным законодательством к юридическим лицам,  совершившим правонарушения, может быть применена гражданско-правовая и административная ответственность. Такая практика была и в других сопредельных странах, но с течением времени она начала меняться.

 

В настоящее время проблема уголовной ответственности юридических лиц довольно широко обсуждается специалистами, и уголовный закон в качестве субъекта преступления рассматривает только физическое лицо.

 

Физическое лицо, будучи одним из основных элементов состава преступления в уголовном праве, обладает рядом специфических признаков, имеющих значение для решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности. В качестве обязательных признаков субъекта уголовного права признается то, что он представляется как физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Факультативный признак характеризует специального субъекта преступления, определенного доктриной уголовного права.

 

На квалификацию преступления могут оказать влияние только два из названных признаков — возраст и признак специального субъекта. Анализ разных точек зрения ученых-юристов позволяет согласиться с авторами, утверждающими, что законодательное закрепление в Уголовном кодексе правовой нормы создало непреодолимые препятствия для квалификации действий лиц, которые не обладают признаком специального субъекта преступления, но принимали непосредственное участие в его совершении.

 

Законодательное положение, сформулированное в уголовном законе, не является абсолютным, применимым ко всем без исключения случаям соучастия в преступлении, совершаемом специальным субъектом. В связи с этим возникает серьезное сомнение в целесообразности включения в закон подобных ему положений теории уголовного права, нуждающихся в дополнительных уточнениях и оговорках.

 

Необходимо также иметь в виду, что в ряде составов преступлений специальный субъект характеризуется не только наличием дополнительных признаков, но и специфическими условиями признания лица специальным субъектом преступления. Один лишь факт формального нахождения лица в сфере специальных общественных отношений еще не означает, что допущенное им нарушение специальных обязанностей должно повлечь за собой уголовную ответственность.

 

В вопросе квалификации подобных ситуаций необходимо обратить внимание на приобретение лицом статуса специального субъекта помимо своей воли. Полагается, если лицо приобрело статус специального субъекта не по своей воле и обязанности специального субъекта на него были возложены, оно должно признаваться ненадлежащим субъектом этого преступления и не может нести за него ответственность. Если лицо по своей воле приняло на себя права и обязанности, свойственные специальному субъекту преступления, оно должно отвечать как исполнитель преступления со статусом специального субъекта. Эта ситуация нашла свое отражение в делах о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.

 

Многие ученые считают нецелесообразным устанавливать уголовную ответственность в отношении юридических лиц, так как в случае противоправной деятельности их можно ликвидировать в гражданском порядке. Но этот шаг в гражданско-правовом порядке связан лишь с применением комплекса мер имущественного характера для осуществления расчетов с лицами, работавшими по трудовому договору, кредиторами и иными лицами.

 

В случае нарушения общественных отношений, охраняемых уголовным законом, думается, применения гражданско-правовых мер недостаточно. К примеру, совершенное деяние причинило вред здоровью людей или нанесло существенный ущерб природной среде. Если отдельная противоправная деятельность юридических лиц может быть опасной и способной причинять обществу вред, степень которого достаточно велика, то такая деятельность должна рассматриваться как преступление, криминализироваться и влечь уголовную ответственность.

 

Необходимость именно уголовной, а не только административной и гражданско-правовой ответственности юридических лиц диктуется не просто исключительно теоретическими соображениями, но и реальными потребностями практики борьбы с преступностью. Преступления отличаются от административных правонарушений не характером и (или) размером наказания и даже не видом противоправности (это, скорее, следствие), а общественной опасностью — категорией объективной. Если мы признаем ее наличие в действиях или бездействии какого-либо лица, в том числе и юридического, значит, мы просто обязаны запретить такое деяние как преступление.

 

Еще один аспект, который обязательно необходимо выделить, это соотношение ответственности юридических и физических лиц. Юридическое лицо фактически не может совершить преступление, его совершают всегда какие-то физические лица. Юридическое лицо может совершать преступления посредством использования этих физических лиц, которые выступают своеобразными живыми орудиями, правда, орудиями разумными, могущими нести уголовную ответственность и самостоятельно. Введение уголовной ответственности юридических лиц способно привести к безответственности физических лиц, виновных в конкретных преступлениях.

 

Следовательно, установление уголовной ответственности применительно к юридическим лицам и предполагает также необходимость тщательного изучения и исследования причин и условий содеянного и виновности тех лиц, которые представляют юридическое лицо, личности виновного, характера причиненного вреда при соблюдении принципов законности, справедливости и гуманизма.

 

Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда
по уголовным делам.

МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ МЕСТО ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ?

— По решению суда мне назначено ограничение свободы с отбыванием его по месту своего проживания. Но по семейным обстоятельствам нам пришлось продать дом и переехать в другой район. Что необходимо сделать мне в связи с изменением места жительства?
 

А. Макаренко, г. Ташкент.

Отвечает судья по уголовным делам Ташкентского городского суда Мухтарама ТУРГУНОВА:

 

— Статьей 443 Уголовно-исполнительного кодекса определен порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы. Согласно ей, разрешение на уход из места жительства в определенное время, на посещение определенных мест, расположенных в пределах соответствующей административной территории, либо на выезд за пределы соответствующей административной территории, а также разрешение на изменение места жительства дается инспекцией исполнения наказаний. Решение принимается в исключительных случаях, исходя из характера запретов (ограничений), личности осужденного, его поведения, наличия подтверждающих документов.

 

Разрешение на уход из места жительства осужденного, в отношении которого установлен полный запрет на покидание жилища, разрешение на выезд осужденного за пределы соответствующей административной территории, а также разрешение на изменение места жительства осужденного санкционируется прокурором.

 

Кроме того, согласно приказу № 157 министра внутренних дел Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года «Об утверждении Инструкции о порядке организации исполнения наказаний в виде лишения определенного права, исправительных работ и ограничения свободы и осуществления контроля за условно осужденными лицами, для выезда с места постоянного жительства или изменения места жительства соответствующее прошение от осужденного на имя прокурора направляется инспекцией по исполнению наказаний.

 

Исходя из изложенного, вы по вопросу изменения постоянного места жительства должны обратиться в инспекцию по исполнению наказаний.

Перейти к содержимому