Искать:

ЧЕМ ВАЖНА АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА?

В рамках проводимых в Узбекистане масштабных реформ на основании постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов» от 22 октября 2021 года были приняты меры по повышению качества и эффективности работы по выявлению и устранению в актах законодательства норм, создающих условия для коррупции. 

 

Важным видится институт антикоррупционной экспертизы. О том, какие задачи стоят перед институтом рассказал судья Учтепинского районного суда по уголовным делам Жахонгир ОДИЛОВ.

Для дальнейшего совершенствования системы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов утверждена «дорожная карта» по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в сферах строительства, здравоохранения, высшего образования и государственных закупок. А также одобрено предложение о разработке нормативно-правовых актов на основе принципа «Законодательство, свободное от коррупции» с внедрением порядка проведения антикоррупционной экспертизы, предусматривающего:

 

– поэтапное проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов;

 

– широкое привлечение общественности, научных организаций и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

 

– заполнение при разработке проектов нормативно-правовых актов разработчиком типовой формы вопросника (чеклиста) по выявлению коррупциогенных факторов и приложение его к проекту на всех этапах до принятия проекта;

 

– непроведение органами юстиции правовой экспертизы и возвращение разработчику проектов нормативно-правовых актов, по которым не был заполнен чеклист;

 

– определение коррупциогенных факторов одним из основных критериев оценки деятельности соответствующих государственных органов и организаций.

 

В соответствии с законами Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», «О противодействии коррупции» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» утверждено «Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов». 

 

В соответствии с Указом главы государства «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» утверждена Государственная программа по противодействию коррупции на 2021-2022 годы. Согласно пункту 8 данной программы предусмотрено дальнейшее совершенствование порядка проведения антикоррупционной экспертизы актов законодательства и их проектов на основе принципа «Законодательство, свободное от коррупции». А также внесение в Кабинет Министров проекта акта законодательства, предусматривающего внедрение обновленного порядка проведения антикоррупционной экспертизы (проведение научной и независимой экспертизы, повышение ответственности государственных органов и организаций, планы работ по проведению антикоррупционной экспертизы и меры по устранению выявленных коррупционных норм).

 

Следует отметить, что Агентством по противодействию коррупции был подготовлен проект Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов», который был размещен на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов Республики Узбекистан (regulation.gov.uz). Данным проектом определены общие положения; субъекты, осуществляющие антикоррупционную экспертизу, и их полномочия; коррупциогенные факторы в нормативно-правовых актах и их проектах; порядок проведения антикоррупционной экспертизы; заключительные положения, определяющие мониторинг процесса организации и проведения антикоррупционной экспертизы, ответственность за нарушение законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы, и др.

 

Принятие отдельного закона, регулирующего этот институт, представляется вполне обоснованным. Законодательством не предусмотрена возможность проведения комплексной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов. В законах «О нормативно-правовых актах», «О противодействии коррупции» Республики Узбекистан отсутствует норма проведения антикоррупционной экспертизы на основе заключения гражданского-правового договора, т.е. независимыми субъектами. Кроме того, проект закона предлагается дополнить статьями, определяющими виды антикоррупционной экспертизы, а также порядок и особенности их проведения.

 

Эти предложения позволят усовершенствовать институт антикоррупционной экспертизы, обеспечить повышение качества законодательства и положительную динамику его формирования в рамках развития правового государства, повысить эффективность действующих законов, в том числе в сфере противодействия коррупции.

 

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ НЕ ВЫБИРАЕТ ТЕРРИТОРИЮ И ГРАНИЦЫ

На сегодняшний день число жертв торговли людьми исчисляется несколькими миллионами. Вызывает беспокойство тот факт, что женщины и дети составляют основную часть жертв данных преступлений.

 

В нашей стране также проводится ряд правовых реформ по предупреждению и борьбе с торговлей людьми, что является сегодня одним из актуальных вопросов. Данная проблема является транснациональным преступлением, то есть преступлением, которое не выбирает территорию и границы.

 

12 декабря 2003 года Узбекистан присоединился к Конвенции «О борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 году. 17 апреля 2008 года был принят закон «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в данной сфере. В законе были разъяснены понятия, связанные с торговлей людьми, а именно основные принципы борьбы с торговлей людьми, взаимодействие органов, организаций, осуществляющих борьбу с торговлей людьми и участвующих в ней, государственных органов по предупреждению торговли людьми, идентификации и защите жертв торговли людьми, защите и оказанию помощи пострадавшим от этого зла современности. Принятие данного закона имело большое историческое значение в деле защиты прав человека в нашей стране.

 

Следует отметить, что неурегулированность конкретных положений, касающихся вопросов защиты, оказания помощи пострадавшим от торговли людьми, а также специфики борьбы с торговлей несовершеннолетними, в том числе неопределенность правового статуса индентификации, оказания помощи и защиты, обусловили необходимость принятия закона в новой редакции.

 

Так, 17 августа 2020 года был принят Закон «О борьбе с торговлей людьми» в новой редакции. В документ были введены новые нормы. В него были включены порядок обеспечения социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми и порядок обеспечения конфиденциальности информации о жертвах, меры безопасности, предоставляемые им и другие гарантии.

 

В законе среди организаций, оказывающих содействие государственным органам, осуществляющим деятельность в данном направлении, определены и негосударственные некоммерческие организации, четко определены их полномочия и задачи. В соответствии с законом в новой редакции закреплено, что негосударственные организации имеют право не только оказывать содействие, но и необходимую помощь государственным органам в борьбе с торговлей людьми, негосударственные организации могут участвовать в разработке и реализации программ в данной сфере. В повышении роли гражданских институтов в обществе имеет место тот факт, что негосударственные организации наделены также полномочиями по содействию в осуществлении мероприятий по социальной реабилитации и адаптации пострадавших от торговли людьми, в том числе созданию специализированных учреждений по оказанию помощи и защите таких пострадавших.

 

На сегодняшний день в Узбекистане действуют более 9 тысяч негосударственных некоммерческих организаций. Около ста из них непосредственно осуществляют свою деятельность по борьбе с торговлей людьми.

 

Борьба с торговлей людьми — задача не только государственных и неправительственных организаций. Каждый человек, чувствуя свою человечность, ответственность перед членами общества, должен уважать права и честь других как высшую ценность.

 

Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам г. Ташкента

НЕ «СГОРИТ» ЛИ ТРУДОВОЙ ОТПУСК, ЕСЛИ НАСТУПИЛ ДЕКРЕТНЫЙ?

Сейчас нахожусь в трудовом отпуске. Выдали декретный лист, так как беременна на тридцатой неделе. Дата в декретном листе совпадает с тем, что указано в трудовом отпуске. С какого числа будет отсчитываться декретный отпуск? На «сгорят» ли оставшиеся дни трудового отпуска?

Е. Горенкова, г. Ташкент

Отвечает председатель Шайхантахурского межрайонного суда по гражданским делам Мукаддас Гуламова:

 

— Согласно статье 145 Трудового кодекса, работники   вправе продлить или перенести отпуск на другое время в следующих случаях:

 

– при временной нетрудоспособности;

 

– при наступлении срока отпуска по беременности и родам;

 

– при совпадении ежегодного трудового отпуска с учебным отпуском;

 

– при выполнении государственных или общественных обязанностей, если законодательством предусмотрено освобождение от работы для их выполнения;

 

Если причины, препятствующие использованию ежегодного трудового отпуска, наступили до его начала, то по соглашению между работником и работодателем устанавливается новый срок использования отпуска. В тех случаях, когда такие причины наступили в период отпуска, отпуск продлевается на соответствующее число дней или по соглашению работника с работодателем неиспользованная часть отпуска переносится на другой срок.

Работник обязан в письменной форме уведомить работодателя о возникших причинах, препятствующих использованию ежегодного трудового отпуска.

 

Ежегодный трудовой отпуск по заявлению работника переносится на другой срок, если он не был своевременно в срок извещен о времени начала отпуска, или ему до начала отпуска не была произведена оплата за время отпуска.

 

Исходя из изложенного если в период трудового отпуска настал период декретного отпуска, с согласования с работодателем определяется новые сроки использования трудового отпуска. Неиспользованные дни трудового отпуска переносятся на другой срок.

БЕСЕДА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ»

В целях пресечения преступлений и правонарушений в городе Ташкенте, дальнейшего совершенствования профилактики преступности в махалле «Журабек» Яшнабадского района судья Яшнабадского районного суда по уголовным делам А. Икромов, помощник прокурора района Б. Бобокулов совместно с инспекторами профилактики данного района провели беседу за «круглым столом» с участием 10 соотечественниц.

В ходе мероприятия разговор велся об значении гендерного равенства, предотвращении насилия в отношении женщин. Кроме того, обсуждены  меры  правового воздействия, принимаемые в отношении женщин. По всем вышеперечисленным вопросам дана правовая информация.

 

Кроме того, судья Яшнабадского районного суда по уголовным делам А. Икрамов в качестве открытого судебного заседания рассмотрел уголовное дело по ч. 1 ст. 169 (кража) и п. «б» ч. 3 ст. 168 (мошенничество) Уголовного кодекса.

КАК РАССМАТРИВАЮТСЯ ДЕЛА В ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ СУДА?

В  рамках меморандума, заключенного между Ташкентским городским судом и Академией государственной безопасности Республики Узбекистан имени Амира Темура, Юнусабадским районным судом по уголовным делам была проведена встреча со слушателями Академии.

 

Разговор велся об осуществляемых в нашей стране масштабных реформах по совершенствованию правовых основ дальнейшей демократизации государственной власти, обеспечению верховенства закона, внедрению действенных механизмов защиты прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, а также повышении правовой культуры и правосознания населения.

 

В ходе мероприятия судьи разъяснили слушателям порядок рассмотрения дел в суде первой инстанции, установленные законом требования к сбору и хранению доказательств при рассмотрении уголовных дел, в каких случаях доказательства будут признаны недопустимыми. Кроме того, разговор велся о примерах рассмотренных судебных дел исходя из собственного опыта, а также судьи ответили на интересующие вопросы слушателей.

 

Подобные встречи вносят вклад в укрепление юридических знаний слушателей, обучающихся в области права.

ЯРКИЙ ПРИМЕР СОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИЗМА И СПРАВЕДЛИВОСТИ

Прощение людей, совершивших ошибки и искренне раскаявшихся в содеянном, является примером высокого гуманизма.

 

Человек преступает черту закона сознательно или неосознанно, умышленно или по неосторожности. Разумеется, за содеянное следует наказание. Дать шанс тем, кто оступился, но осознал всю горечь противозаконного поступка и сделал правильные выводы, — яркий пример соблюдения принципов гуманизма и справедливости.

 

Подписанный главой государства Указ «О помиловании группы лиц, отбывающих срок наказания, чистосердечно раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления» накануне Дня Конституции в очередной раз доказал терпимость и прощение нашего государства и нации.

 

В соответствии с пунктом 23 статьи 93 Основного закона помилованы 402 отбывающих наказание за совершение преступлений, чистосердечно раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления. Среди помилованных — 17 граждан иностранных государств, 26 — мужчины старше 60 лет, 63 — женщины, 19 — лица, участвовавшие в деятельности запрещенных организаций.

 

Согласно документу, ответственным должностным лицам на местах даны поручения по адаптации помилованных к общественной жизни, чтобы они могли заниматься полезным трудом и вести социальный образ жизни. Внимание уделено оказанию медицинской помощи. Тем, кто остался без работы, помогут трудоустроиться. Желающим заниматься бизнесом будут выделены кредиты.

 

Указ главы государства является своеобразным кредитом доверия, который предстоит оправдать тем, кто совершил противоправный поступок.

 

Анжелика ШАМСУТДИНОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Согласно  «дорожной карте» по обузданию преступности, дальнейшему совершенствованию профилактики преступности, обеспечению правосудия и превращению города Ташкента в зону, свободную от коррупции, утвержденной главой государства 19 августа 2020 года, а также в целях обеспечения выполнения требований, предусмотренных меморандумом о сотрудничестве между Академией МВД и Ташкентским городским судом судья Юнусабадского районного суда по уголовным делам О. Хайитов провел встречу в которой приняли участие преподаватели данного вуза.

 

В ходе мероприятия также состоялось открытое судебное заседание с участием курсантов 1-3-их учебных курсов, где было рассмотрено уголовное дело согласно пункту «а» части 3 статьи 169 (кража) Уголовного кодекса Республики Узбекистан. По окончании судебного разбирательства председательствующий судья ответил на вопросы, заданные курсантами.

 

Подобные мероприятия способствуют применению полученных теоретических знаний в судебно-следственной практике, а также пониманию, какие последствия могут иметь недостатки, допущенные в судебно-следственной практике инспектором по профилактике, оперативником, дознавателем и следователями.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЛЯ СИСТЕМНЫХ РЕФОРМ

Обеспечение равенства между мужчинами и женщинами является одной из важнейших общепризнанных задач, стоящих перед мировым сообществом, и занимает центральное место в списке Целей устойчивого развития до 2030 года, принятых Генеральной Ассамблеей ООН. Развитие человечества представляется возможным, если все возможные блага будут доставаться в равной степени как мужчинам, так и женщинам и, если защита прав женщин будет составной частью общих усилий по защите планеты и обеспечению того, чтобы все люди могли жить с достоинством и уважением друг к другу. 

 

В то время, как выработанные программы сохраняют в себе потенциал по улучшению жизни женщин по всему миру, проблемы не перестают казаться устрашающими. Положение миллионов женщин, особенно в странах, не относящихся к самым развитым, ухудшается из-за глобальных проблем переизбытка добычи полезных ископаемых, изменения климата и загрязнения окружающей среды. Острым остается вопрос недостаточного законодательного регулирования на уровне государств, к примеру, в отношении домогательств или домашнего насилия. Правовое пространство, обеспечивающее защиту гражданских прав женщин, сужается и приходится противостоять новым угрозам и преследованиям, как со стороны государства, так и негосударственных субъектов.

 

Всеобъемлющие реформы, направленные на повышение ценности женщин в стране, имеют определяющее значение. В частности, статья 46 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Женщины и мужчины имеют равные права». Это служит главной правовой основой для системных реформ в области обеспечения гендерного равенства, повышения роли женщин в обществе и государственном управлении.

 

В последние годы поднялись на новый качественный уровень комплексные меры, направленные на обеспечение прав и законных интересов соотечественниц, усиление их роли в обществе, поддержку института семьи. Узбекистан присоединился ко всем основным документам, защищающим женщин от любой дискриминации. В качестве примера можно привести международные документы: Конвенцию об охране материнства; конвенции о политических правах женщин и о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и другие.

 

В стране приняты законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», «Об охране репродуктивного здоровья граждан». Введена обязательная гендерно-правовая экспертиза законодательных актов.

 

По непосредственной инициативе главы государства по вопросам поддержки женщин принято свыше 30 Указов и постановлений, а также постановления правительства. В марте этого года подписаны Указы главы государства «О мерах по совершенствованию системы работы с семьями и женщинами, поддержки махалли и старшего поколения» и «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин», постановление Президента «Об организации деятельности Государственного комитета семьи и женщин».

 

Эти нормативно-правовые акты имеют особое значение в следующих положительных аспектах:

 

– создан новый государственный орган, специализирующийся на профессиональной работе с семьями и женщинами – Государственный комитет семьи и женщин;

 

– определены основные направления единой государственной политики в сфере поддержки женщин, защиты их прав и законных интересов;

 

– создан новый механизм работы с женщинами – практика целенаправленной и адресной работы с женщинами в махаллях;

 

– введены новые правовые механизмы в целях обеспечения прав женщин и защиты их от притеснения и насилия – контроль прокуратуры за исполнением законодательства в этой сфере;

 

– введен новый пакет гарантий и льгот государства для получения женщинами образования, для занятий научной и творческой деятельностью;

 

– усовершенствованы действующие механизмы, предусматривающие поддержку предпринимательской деятельности женщин, содействие им в обеспечении достойной жизни;

 

– налажена новая система, направленная на поддержание здоровья женщин, раннее выявление и профилактику характерных для них заболеваний, а также на защиту материнства;

 

– заложены новые механизмы и эффективные платформы для общения с женщинами.

 

Указом Президента «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин» от 7 марта 2022-го утверждены Национальная программа по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022—2026 годы, а также План комплексных мер, направленный на ее реализацию в 2022—2023 годах.

 

Государство становится главным реформатором в деле защиты достоинства, прав и свобод человека. Повышение роли женщин в обществе, защите их интересов в политической, правовой и социальной сферах – ключевое условие формирования поколения третьего Ренессанса в Новом Узбекистане.

 

Бибиназ КЕУНИМЖАЕВА,
судья судебной коллегии по экономическим делам
Ташкентского городского суда

ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В БУДУЩЕМ

Юнусабадский районный суд по уголовным делам совместно с сотрудниками ОВД в Ташкентском государственном университете информационных технологий провели очередное выездное заседание. Мероприятие направлено на дальнейшее совершенствование профилактики преступности.

Судьи рассмотрели дело о правонарушении, совершенное студентами данного вуза и вынес соответствующие приговоры.

 

В ходе мероприятия заместитель председателя Юнусабадского районного суда по уголовным делам Ф. Исмаилова рассмотрела дело об административном правонарушении, представленное в суд инспектором по профилактике ОВД Юнусабадского района. Суд учел личность правонарушителей, роль каждого из них в совершении правонарушения, отягчающие и смягчающие обстоятельства по делу и пришел к выводу назначить соответствующее наказание.

Следует отметить, что подобные мероприятия, проводимые на местах служат действенной профилактикой для предотвращения совершения подобных правонарушений в будущем, повышают правовые знания населения, воспитывают молодежь в духе уважения к законам.

ОПРАВДАТЬ КРЕДИТ ДОВЕРИЯ

В новом Узбекистане защита прав и интересов человека, удовлетворение запросов людей, обеспечение свобод стали приоритетными направлениями государственной политики.

 

Масштабные реформы направлены на уважение чести и достоинства граждан, создание условий для благополучной жизни. Эти благородные цели, реализуемые по инициативе главы государства, поддерживаются народом и мировым сообществом.

 

Указ Президента страны «О помиловании группы лиц, отбывающих срок наказания, чистосердечно раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления» стал ярким примером гуманизма и последовательности проводимых демократических, социально-политических реформ.

 

На основе документа помилованы 402 человека, отбывающих срок наказания за деяния, совершенные по неведению, но уже чистосердечно раскаявшихся и твердо вставших на путь исправления. Из учреждений по исполнению наказания освобождаются 223 человека, а 121 снимается с учета органов пробации. Кроме того, сокращаются сроки наказания в виде лишения свободы, назначенного в отношении 58 человек.

 

Глубокий смысл кроется в том, что указ принят накануне 30-летия Основного закона страны. Акт милосердия служит практическим примером проводимой гуманной политики, следования общечеловеческим ценностям, проявления терпимости. Благодаря документу ставшие на путь исправления вернулись в свои семьи, существенно облегчена участь и другой категории осужденных.

 

В рамках реализации указа ответственным министерствам и ведомствам поручено оказать содействие помилованным лицам в возвращении к семье и близким, социальной адаптации, привлечении к полезному труду, избрании здорового образа жизни и занятии достойного места в обществе.

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда —
председатель судебной коллегии по уголовным делам

Перейти к содержимому