Искать:

РАБОТА, ПРОВОДИМАЯ В ИНТЕРЕСАХ НАРОДА

В республике созданы специальные учреждения направленные на перевоспитание и адаптацию тех лиц, которые не имеют определенного места жительства.


Кодексом об административном судопроизводстве установлено, что данная категория дел, относится к компетенции административного суда. То есть ходатайства о помещении в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства, рассматриваются в административном суде.


Президент Республики Узбекистан 16 декабря 2022 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». В соответствии с документом полномочия по принятию решений о размещении в реабилитационном центре лиц, не имеющих определенного места жительства, были переданы из административных судов в суды по уголовным делам.


Причиной такого изменения является неудобство географического положения административных судов, поскольку сотрудники органов внутренних дел вынуждены были покидать вверенные им участки на длительный срок.


Законом определено исключение норм из Кодекса об административном судопроизводстве и внесение их в Кодекс об административной ответственности по рассмотрению ходатайств о помещении в реабилитационный центр лиц, не имеющих определенного места жительства. Согласно закону, рассмотрение соответствующих дел из административных судов передается в районные, городские суды по уголовным делам.


Кроме того, в Кодекс об административной ответственности включен порядок ведения дел о помещении в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства. При установлении оснований, требующих помещения в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства, соответствующий орган обязан в течение 48 часов с момента поступления такого лица подготовить материалы для направления в суд ходатайства о помещении его в реабилитационный центр на срок не более 30 суток. По закону материалы о помещении в реабилитационный центр лица, больше не имеющего определенного места жительства, представляются органом внутренних дел в районный (городской) суд по уголовным делам по месту нахождения такого лица или по месту нахождения реабилитационного центра.
Ходатайство рассматривается судьей индивидуально в закрытом судебном заседании в течение 24 часов с момента его подачи.


Принятый документ является ярким примером верховенства закона, защиты прав и интересов граждан. Очевидно, что эти радикальные изменения — выражение практической работы, проводимой в интересах народа.

 

Муроджон Мирзажонов,
председатель Юнусабадского районного суда по уголовным делам.

МОЖНО ЛИ ОФОРМЛЯТЬ КУПЛЮ-ПРОДАЖУ, ЕСЛИ НАЛОЖЕН ЗАПРЕТ?

— На куплю-продажу дома, оставшегося в наследство от отца, наложен запрет из-за задолженности брата по кредиту. Недавно дочь дяди (по отцу) решила продать часть дома, принадлежащую ее отцу. И дядя, и тетя ныне здравствуют. Их дети хотят продать долю своих родителей в наследуемом мною доме. Могут ли они это сделать, если на дом наложен запрет, нет кадастровых документов?

А. Авазов, г. Ташкент.

Отвечает председатель Шайхантахурского межрайонного суда по гражданским делам Мукаддас Гуламова:

 

— Согласно статье 1116 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, наследство открывается вследствие смерти гражданина или объявления его судом умершим.

 

Если дом оставлен в наследство родителями вашего отца, и если ваши дядя и тетя в настоящее время живы и могут претендовать на часть дома, то дом считается долевым. Если нет завещания, то дом делится между каждым наследником в равных долях. 

 

Если наложен запрет на дом по кредитной задолженности дяди (в тексте разночтение: в первом случае речь идет о брате), значит решением суда предусматривается взыскание. В процессе исполнения государственным исполнителем на период исполнения на дом мог быть наложен запрет. Или же во время оформления кредитного договора данное имущество могло быть указано дядей в качестве залогового обеспечения. Однако в таком случае все претенденты на долю (то есть наследники) должны дать согласие на таковое. В противном случае долевое имущество не может быть учтено в качестве залогового обеспечения по заявлению одного из долевых владельцев имущества. 

 

Право на имущество возникает в том случае, когда наследники, приняв наследство, оформляют государственную регистрацию в установленном порядке, то есть в кадастровой документации указываются все наследники в качестве владельцев имущества. 

 

Согласно статье 164 Гражданского кодекса, право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили. Право собственности бессрочно.

 

Если ваши дядя и тетя приняв после родителей наследство, оформили право на имущество, то правообладанием на имущество располагают только самолично или же их представители по доверенности, оформленной в установленном порядке.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Глава государства 7 февраля текущего года подписал постановление «Об утверждении Национальной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан». 

 

В документе отмечается, что образование в области прав человека имеет особое значение в поощрении всеобщего уважения к правам человека каждым гражданином и в обеспечении их соблюдения, а также важно для предотвращения насилия и конфликтов.

 

В настоящее время реализуется четвертый этап Всемирной программы образования в области прав человека на 2020–2024 годы, направленный на расширение прав и возможностей молодежи посредством образования в области прав человека. Исходя из этого в стране утверждается.

 

Национальная программа образования в области прав человека в Республике Узбекистан. 

 

В соответствии с документом, начиная с 2023/2024 учебного года в системе профессионального и высшего образования внедряются учебные и специальные курсы «Права человека», «Права женщин», «Права ребенка». До 1 июня 2023 года будет составлен конкретный список профессиональных и высших учебных организаций, в которых их внедрят, а также приняты меры по совершенствованию соответствующих учебных программ.

 

Соответствующие задачи поставлены и перед Национальным центром по правам человека. Так,  с 1 июня 2023 года ежегодно предстоит проводить Национальный конкурс «Образование и инновации в области прав и свобод человека», а также организовывать учебные курсы и семинары-тренинги по правам лиц с инвалидностью, правам женщин, правам детей и правам мигрантов в организациях, деятельность которых непосредственно связана с этими категориями лиц.

 

Кроме того, до 1 апреля 2023 года поручено принять меры по подготовке и изданию серии пособий и брошюр «Права и свободы человека в Узбекистане», «Права человека», «Права ребенка», «Права женщин», «Права лиц с инвалидностью». Также совместно с Министерством цифровых технологий создать и запустить Электронную платформу по образованию в области прав человека.

 

Начиная с 1 марта 2023 года для сотрудников органов, осуществляющих доследственную проверку, дознание, предварительное следствие, и учреждений по исполнению наказания будут организованы при участии Генеральной прокуратуры на постоянной основе краткосрочные учебные курсы по борьбе с применением пыток.

 

Документ охватывает широкий ряд мер, предпринимаемых в Узбекистане для поощрения уважения к правам человека, предотвращения насилия и конфликтов, а также обеспечения их соблюдения на всех уровнях.

 

Фарход Абдушукуров,
судья Яккасарайского районного суда по уголовным делам

ТРАНСФОРМАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

В целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения эффективности деятельности судов и качества правосудия 16 января 2023 года был принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов».

 

В этом документе закреплены изменения, кардинально реформирующие судебную систему.

 

Настоящим указом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023—2026 годы, а также Программа действий по реализации краткосрочной Стратегии поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023—2026 годы.

 

В рамках Стратегии приоритетными задачами обеспечения правосудия отмечены формирование по-настоящему справедливой судебной системы на основе идеи «за человеческое достоинство», укрепление доверия народа, в том числе предпринимателей, к судебной власти путем достижения справедливого принятия судебных решений, достижение того, чтобы каждый человек видел в лице суда и судей своего надежного защитника.

 

Кроме того, особое внимание было уделено созданию возможностей гражданам и предпринимателям для защиты своих прав и законных интересов в судах, полноценной реализации принципов равенства сторон в судебном процессе, полной цифровизации деятельности судов, расширению возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

В  целях создания удобного и упрощенного для граждан порядка проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений по уголовным делам разработан проект закона, предусматривающий пересмотр дел, рассмотренных межрайонными, районными, городскими судами в первой инстанции, в областных и приравненных к ним судах в апелляционном или кассационном порядке; пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными к ним судами в апелляционном или кассационном порядке, в этих же судах в ревизионном порядке; пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными к ним судами в ревизионном порядке, в судебных коллегиях Верховного суда в ревизионном порядке; отмену порядка направления вышестоящими судами дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды и возложение на вышестоящие суды ответственности за вынесение окончательного решения по делу.

 

Целью внедрения практики является создание для граждан удобной и упрощенной процедуры проверки законности, обоснованности и справедливости принятых судебных решений. Внедряя данный порядок в практику, достигается не только предотвращение излишней бюрократии граждан в судах, но и укрепление доверия соотечественников и предпринимателей к судебной системе.

 

Мирзиёд АБИДОВ,
судья Алмазарского районного суда
по уголовным делам.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ ЗАКОНОМ И СУДОМ

С 2017 года наш народ с нетерпением ждет и с большим интересом встречает обращение главы нашего государства к парламенту.

 

Потому что в Послании объявляются стратегические задачи, которые должны быть реализованы в нашей стране в ближайшие годы, предлагаются организационные, правовые основы реализации этих задач.

 

В Послании главы государства к Олий Мажлису и народу Узбекистана от 20 декабря 2022 года намечены программные задачи как для юристов, так и для представителей многих отраслей.

 

В частности, в Послании глава государства особо подчеркнул, что проблемы предпринимателей должны решаться законом и судом, а не министерствами или хокимиятами, что в первую очередь означает более надежную защиту прав и интересов предпринимателей в экономических и административных судах.

 

Эта задача также может быть воспринята как предупреждение для всех ответственных лиц о том, что документы, которые они выдают в отношении предпринимателей, их поручения и инструкции обязательно должны соответствовать закону.

 

Другое направление, касающееся суда, подчеркнутое в Послании, заключалось в том, что «при обращении в административные суды с жалобой на решение хокима вводится практика рассмотрения дел в экстерриториальном порядке, то есть на другой территории.

 

Словом, сегодняшняя государственная политика, проводимые реформы направлены на обеспечение справедливости и верховенства закона и справедливое  разрешение споров.

 

Мухиддин СУЛТОНОВ,
судья судебной коллегии по экономическим делам
Ташкентского городского суда.

КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Борьба с коррупцией ведется в государственных структурах и на всех уровнях бизнеса. Провозглашен принцип открытости. 

 

Мы видим, что у главы государства есть огромное желание и сильная политическая воля открыто заявить об этих преступлениях, завершить практическую работу по искоренению коррупции. Как отмечается в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису Республики Узбекистан 24 января 2020 года: «Коррупция в нашем обществе в различных формах тормозит наше развитие. Если мы не предотвратим это зло, мы не сможем создать реальную деловую и инвестиционную среду, и в целом ни один сектор общества не будет развиваться».

 

Приоритетная правовая база противодействия коррупции отражена в ряде международно-правовых норм, среди которых: Конвенция ООН против коррупции; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, ; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию; Конвенции о гражданской ответственности за коррупцию и другие.

 

Среди упомянутых международных норм Узбекистан ратифицировал Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции в 2008 году, а также Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией, принятый в 2010 году в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. Предупреждение конфликта интересов является одним из приоритетных направлений государственной антикоррупционной политики в нашей стране.

 

Как показывают научные исследования, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления. Практика показывает, что широкое распространение получили такие проявления конфликта интересов, как финансирование за счет бюджета аффилированных с государственными служащими коммерческих структур, необоснованная и часто убыточная передача государственного имущества в их управление, опосредованное участие в котором (как правило, через родственников) осуществляют государственные служащие. Не лишена проблем сфера закупок для государственных нужд. Наиболее часто прокурорами выявляются нарушения законов, связанные с участием в заседаниях конкурсных и иных комиссий в качестве членов лиц, имеющих личную заинтересованность в итогах размещения заказа, размещением заказов в организациях, аффилированных с руководителями соответствующих органов (организаций), а также осуществлением заинтересованными лицами функций государственного управления такими организациями (реализация контрольных, разрешительных полномочий, предоставление бюджетных средств).

 

В целом итоги этой работы вывели антикоррупционную политику на новый уровень. На сегодня создана в определенной степени достаточная нормативная база, осуществляется стратегическое планирование. Действует Национальная стратегия, создано специальное агентство, принимаются национальные планы противодействия коррупции, другие программные документы. В каждом из них конфликту интересов уделено самое пристальное внимание, соответствующее значимости этого явления в профилактике коррупции. Особенно это касается мер по его предупреждению. В числе основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции − развитие правовой основы противодействия коррупции.  В частности, принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан», согласно которому создано Агентство по противодействию коррупции. В деятельности Агентства предусмотрено формирование и реализация государственных и иных программ, направленных на устранение системных причин и условий коррупционных правонарушений и повышение эффективности антикоррупционных мер. 

 

Также важно, что Указом предусмотрена постепенная реализация следующих мер, в частности: постепенное внедрение системы внутреннего антикоррупционного контроля (комплаенс-контроль) во всех органах государственного и хозяйственного управления; внедрение электронной платформы E-Anticor.uz, позволяющей отслеживать и оценивать деятельность государственных органов в сфере противодействия коррупции, также эффективность государственных и иных программ в этой сфере; внедрение специального мобильного программного обеспечения, позволяющего сообщать о случаях коррупции.

 

Анализ зарубежной практики показал, что странах с рыночной экономикой, основанной на законодательстве, эффективная работа участников государственного и частного сектора по борьбе с коррупцией ведется в соответствии с международными стандартами, законодательством и другими современными методами. 

 

В этих целях на постоянной основе совершенствуется законодательство о противодействии коррупции, вырабатываются новые способы правового урегулирования конфликта интересов. В качестве меры предупреждения конфликта интересов предлагается установить обязанность государственных служащих периодически декларировать сведения о лицах, находящихся с ними в отношениях родства, иных близких отношениях, с которыми по роду деятельности может быть вязана их личная заинтересованность нематериального характера, способная повлиять на объективное исполнение публичным должностным лицом служебных обязанностей. Это позволит установить контроль не только со стороны представителя нанимателя, но и общественности.

 

Одним из важнейших инструментов обеспечения соблюдения требований в борьбе с коррупцией является создание системы комплаенс-контроля. Это своевременное выявление и пресечение коррупционных рисков, конфликтов интересов, нарушений закона и коррупции, организация деятельности государственных и хозяйственных органов управления, хозяйствующих субъектов соответствии с международными стандартами в области противодействия коррупции, и законодательством. Для реализации реформ на практике 4 февраля 2020 года Уполномоченным по правам человека (омбудсменом) Олий Мажлиса утверждена программа ведомственных мер по противодействию коррупции, а также механизмы сообщения о коррупции граждан и юридических лиц. 


Фотима Исмаилова,
заместитель председателя Юнусабадского районного суда по уголовным делам

ПРАКТИКА, ПРИНОСЯЩАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

16 января Президент подписал указы «О дополнительных мерах эффективной организации деятельности по отправлению правосудия» и «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов».

 

В целях обеспечения ускоренного реформирования судебной системы, а также дальнейшего повышения уровня правосудия утверждены краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023-2026 годы и  программа действий по ее реализации.

 

В рамках стратегии приоритетными задачами обеспечения правосудия являются формирование подлинно справедливой судебной системы на основе идеи «Во имя чести и достоинства человека», укрепление доверия народа, в том числе предпринимателей, к судебной системе путем достижения принятия справедливых судебных решений, утверждение в сознании каждого гражданина образа суда и судей как своих надежных защитников.

 

Особое внимание уделено созданию всех возможностей для граждан и предпринимателей по защите их прав и законных интересов в судах, совершенствованию законодательства, направленного на полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон в судопроизводстве, полной цифровизации деятельности судов, расширению возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Также предусмотрены усиление гарантий независимости и неприкосновенности судей, разработка эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду и вмешательства в судебные дела. Определена необходимость обеспечить неукоснительное исполнение судебных решений, принять меры по повышению ответственности государственных органов и местных хокимиятов в этом направлении.

 

В целях создания удобного и упрощенного для граждан порядка проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений по уголовным делам предусматривается пересмотр дел межрайонных, районных, городских судов  первой инстанции в областных и приравненных к ним судах в апелляционном или кассационном порядке.

 

Внедрение данной процедуры позволит расширить возможности установления правосудия, а также предупредить лишнюю волокиту для граждан. Теперь стороны, недовольные решением или приговором суда первой инстанции, могут обратиться в областной суд в апелляционном или кассационном порядке, а если они не будут удовлетворены результатом, то дело будет пересмотрено в этих же судах в ревизионном порядке.

 

Документом также отменяется порядок направления вышестоящими судами дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды, на вышестоящие суды возлагается ответственность за вынесение окончательного решения по делу. Такая практика обязательно принесет положительный результат.

 

Ибо граждане, недовольные судебным актом, обращаются в вышестоящую инстанцию с большой надеждой, а те отправляют дело обратно в нижестоящие суды для пересмотра. Теперь сама высшая инстанция должна будет дать заключительное решение.

 

Кроме того, в целях обеспечения подлинной независимости судей государством создаются все условия для строгого наказания за любое вмешательство в деятельность судей, необеспечение их безопасной работы.

 

Для усиления независимости судов и обеспечения неприкосновенности судей определено разработать эффективные механизмы предупреждения случаев проявления неуважения к суду, для достижения этой цели – усилить меры административной ответственности и установить уголовную  ответственность, а также внедрить порядок обязательного информирования общественности об итогах каждого уголовного дела касательно вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия через средства массовой информации.

 

Указ главы государства будет способствовать дальнейшему расширению доступа населения к правосудию в рамках принципа «Новый Узбекистан – новый суд», ускорению реформирования судебно-правовой системы, внедрению передовых международных стандартов в сферу, обеспечению подлинной независимости судебной власти, усилению гарантий защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей.

 

Шухрат БАКАЕВ,
председатель Мирзо-Улугбекского районного суда
по уголовным делам.

ЗАКОН — ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, НАКАЗАНИЕ — НЕОТВРАТИМО

В последние годы в стране ведется последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия.

 

В результате проделанной работы уровень защиты прав человека в правосудии вышел на новый уровень. В частности, установление эффективного контроля со стороны судов за деятельностью государственных органов и должностных лиц предполагает повышение уровня доступа граждан и субъектов предпринимательства к правосудию. При этом основными задачами являются расширение сферы применения судебного контроля путем совершенствования системы рассмотрения жалоб на решения должностных лиц в административных судах, усиление судебного контроля за следствием путем дальнейшего развития института «Хабеас корпус», реализация принципов реального равенства и оспаривания сторон в судебном процессе, постепенная оцифровка судебной системы, повышение уровня достижения правосудия.

 

Благодаря принципу «Закон — превыше всего, наказание — неотвратимо» создана прочная правовая основа, которая обеспечивает законность и справедливость, усиливает контроль за оперативно-розыскной и следственной деятельностью, внедрены действенные механизмы эффективной защиты законных интересов граждан.

 

Принцип «не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу» является еще одним стимулом для повышения ответственности. Это справедливое требование, само по себе диктует условия формирования всесторонне зрелого, честного, преданного своей профессии судейского корпуса.

 

Таким образом, реформы, проводимые в судебно-правовой сфере, способствуют надежной судебной защиты прав и свобод граждан, повышению эффективности и престижа деятельности судов, уровня достижения правосудия, а также повышению доверия населения к судебной власти. Безусловно, они послужат важной правовой основой для подлинного обеспечения независимости судов.

 

Ойбек Хайитов, 
судья Юнусабадского районного суда
по уголовным делам

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТОРЫ ДОВЕРЯЮТ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СУДАМ

В минувшем году в экономические суды столицы поступило 75 048 исковых заявлений. Из числа поступивших исков рассмотрено 68 575. 60 453 были удовлетворены, по 4 870 исковым заявлениям отказано в удовлетворении, по 1 212 искам прекращено производство, 2 040 исковых заявлений оставлены без рассмотрения.

Об этом говорилось в ходе брифинга, организованного Ташкентским городским судом совместно с Ташкентским городским административным судом, посвященном итогам отправления правосудия в 2022 году. Эти и другие данные озвучил заместитель председателя Ташкентского городского суда  председатель судебной коллегии по экономическим делам Максудбек Саидов.
 
В ходе мероприятия говорилось также о том, что в целях повышения образовательной и превентивной значимости судебных заседаний, удобства сторон для участия в судебном процессе и защиты их прав и интересов 40,9% исков рассмотрены на выездных судебных заседаниях. По искам субъектов частного предпринимательства было рассмотрено 16 077 экономических дел, в пользу которых было взыскано 1 914,7 миллиарда сумов.
 
Из общего числа дел, рассмотренных в суде первой инстанции, 52%, составляют иски о приостановлении операций по счетам в банках. Всего в апелляционной инстанции Ташкентского городского суда пересмотрено 2 201 заявление. Количество дел, рассмотренных в апелляционной инстанции по сравнению с 2021 годом увеличилось на 56,5%.
 
Отмечалось, что количество споров в экономических судах с иностранными инвесторами и предприятиями по сравнению с 2021 годом увеличилось на 539. Это свидетельствует о повышении доверия иностранных инвесторов к судам Узбекистана.
 
М. Саидов также отметил, что 40,2 миллиарда долларов США было передано субъектам предпринимательства в результате изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ

Узбекистан занял 126-е место с 31 баллом среди 180 стран мира. За год наша страна поднялась на 14 позиций, улучшив результаты на три балла (в 2021 году она заняла 140-е место).

 

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) – глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе. Рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International.

 

В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. Ориентиром является число уголовных дел или судебных приговоров по фактам коррупции. В этой ситуации единственным надежным источником информации, по мнению исследователей, выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (предприниматели) или профессионально занимается ее изучением (аналитики).

 

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

 

С момента создания в 1995 году Индекс восприятия коррупции стал ведущим мировым показателем уровня коррупции в государственном секторе. Индекс представляет собой рейтинг 180 стран и территорий мира по восприятию коррупции в государственном секторе и рассчитывается на основе данных, полученных из 13 внешних источников. В нем используется шкала от нуля до 100, где 0 соответствует крайне высокому уровню коррупции, а 100 - крайне низкому. Наша страна была отмечена в этом индексе как государство, которое демонстрирует темпы роста за последние шесть лет (с 22 баллов в 2017 году до 31 балла в 2022 году) среди стран, систематически осуществляющих антикоррупционные реформы в Восточной Европе и Центральноазиатском регионе.

 

Кахрамон МИРСАФАЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому