Искать:

ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ НА ПУТИ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ

В последние годы были предприняты смелые шаги по реформированию судебно-правовой сферы. По приоритетным вопросам в этом направлении было принято множество законов, указов и постановлений. В них определены такие меры, как обеспечение открытости судов, приоритет прав человека, проведена соответствующая работа в данном направлении.

 

Отдельно стоит отметить, что за прошедший короткий период были приняты комплексные меры по обеспечению реальной независимости судов, созданию открытого и прозрачного механизма отбора судебных кадров.

 

Как известно, недавно был принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов». В документе определены комплексные меры, направленные на обеспечение подлинной независимости судебной власти, повышение эффективности деятельности судов и качества правосудия. В частности, в соответствии с документом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023 — 2026 годы.

 

Стратегия определяет основные цели, приоритеты и перспективные задачи развития судебной власти в Республике Узбекистан, а также служит основой для более широкого внедрения в отрасль передовых международных стандартов.

 

Следует отметить, что важной составляющей реформы судебно-правовой сферы является развитие института альтернативного разрешения споров, т. е. дальнейшее расширение механизмов досудебного и внесудебного разрешения отдельных категорий дел. В Узбекистане предпринимаются усилия по мирному урегулированию таких конфликтов. Кроме того, Закон «О медиации», вступивший в силу с 1 января 2019 года, заложил основу для развития данного института.

 

Поэтому в соответствии с недавним постановлением создаются необходимые организационно-правовые предпосылки для более широкого использования альтернативных методов разрешения споров в качестве эффективного направления. В частности, будут подготовлены предложения по расширению сферы применения института медиации и увеличению категории гражданских дел, в которых должны применяться механизмы досудебного разрешения споров.

 

Другой важный вопрос заключается в том, что в целях дальнейшего расширения специализации судей будет сформирован специализированный судейский корпус по направлениям, требующим специализации по сложности, в том числе по спорам о защите прав семьи, труда, интеллектуальной собственности. Это обеспечит качественное рассмотрение данной категории дел квалифицированными судьями и формирование единой судебной практики.

 

Также в Стратегии определены и другие важные меры, такие как обеспечение своевременного и полного исполнения судебных актов, более широкое внедрение принципа открытости и прозрачности при формировании судейского корпуса, принятие мер по дальнейшему повышению престижа, статуса и престижа судебной власти.

 

В целях усиления обеспечения независимости суда и неприкосновенности судей разрабатываются эффективные механизмы предупреждения случаев неуважения к суду, для чего усиливаются меры административной ответственности и устанавливается уголовная ответственность.

 

Стратегия устанавливает цель постепенного увеличения количества судейских штатных единиц на основе численности населения в регионах в ближайшие годы. Это служит для расширения доступа населения к правосудию.

 

Приоритетными задачами на ближайшую перспективу станут также вопросы формирования органов судейского сообщества, совершенствования системы отбора, назначения, обучения и повышения квалификации судей.

 

В целом, внедрение в практику реформ, изложенных в настоящем  указе, послужит повышению качества и эффективности деятельности правосудия, а также расширению возможностей наших граждан по достижению правосудия.

 

Гузал АБДУРАХМАНОВА,

судья судейской коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда.

ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ СЕМЬЮ

Как известно, усыновление осуществляется судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, с учетом заключения органов опеки и попечительства об обоснованности усыновления и соответствия интересов усыновляемого ребенка.

 

В соответствии с главой 5 Положения «О приеме несовершеннолетних детей на усыновление и детей на воспитание в семью (патронат)», утвержденным в соответствии с приложением №4 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 ноября 2020 года за №739, лицо являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, желающее усыновить ребенка, должно представить в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы: 

 

– заявление лица, желающего усыновить ребенка, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, времени вступления в брак, совместного или раздельного проживания супругов, наличия детей, их количества и возраста, пола и страны проживания (пребывания) усыновляемого ребенка,  с просьбой о постановке на учет в качестве кандидата на усыновление;

 

– документ или копию, удостоверяющую его личность;

 

– копию свидетельства о браке или справки о том, что он не состоит в браке;

 

– согласие другого из супругов на усыновление (его согласие не требуется при усыновлении, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают вместе более года или место жительства (пребывания) мужа (жены) неизвестно, а также при наличии документов, подтверждающих эти обстоятельства);

 

– справку с места работы с указанием занимаемой должности и заработной платы или иных источников доход

 

– медицинское заключение о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка;

 

– справку о несудимости;

 

– документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

 

– документ, подтверждающий родство с усыновляемым ребенком, или документ, подтверждающий невозможность усыновления на его родине по разным причинам;

 

– копию свидетельства о смерти родителей усыновляемого ребенка или постановление суда о том, что родители ребенка пропали без вести, объявлены умершими;

 

– выписку из ЗАГСа о свидетельстве рождения усыновляемого ребенка;

 

– медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка;

 

– разрешение соответствующего государственного органа на въезд и постоянное проживание усыновляемого ребенка (для ребенка, постоянно проживающего в другой стране) в Республике Узбекистан;

 

– согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также согласие на изменение фамилии, имени, отчества и запись усыновителей в качестве его родителей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 156 Семейного кодекса Республики Узбекистан.

К заявлению гражданина Республики Узбекистан об усыновлении ребенка без гражданства, являющегося иностранным гражданином или проживающего на территории Республики Узбекистан, кроме документов, указанных в настоящем пункте, прилагается согласие (при наличии гражданства) законного представителя ребенка и уполномоченного государственного органа того государства, в котором ребенок является гражданином.

 

Вышеперечисленные документы, должны быть легализованы в установленном порядке либо апостилированы в установленном порядке.

 

Представляемые документы должны быть переведены на государственный язык Республики Узбекистан и заверены нотариально.

 

Разрешение на въезд и постоянное проживание усыновляемого ребенка в Республике Узбекистан выдается Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.

Для получения разрешения граждане обращаются в органы внутренних дел по месту постоянного жительства, заполняя анкету-заявление соответствующей формы. К заявлению прилагаются следующие документы:

 

– документ или его копию, удостоверяющую его личность;

 

– копию свидетельства о браке или справки о том, что он не состоит в браке;

 

– справка с места работы с указанием занимаемой должности и заработной платы или иных источников дохода;

 

– документ, подтверждающий родство с усыновляемым ребенком, или документ, подтверждающий невозможность усыновления на его родине по разным причинам;

 

– копия свидетельства о смерти родителей усыновляемого ребенка или постановление суда о том, что родители ребенка пропали без вести, объявлены умершими;

 

– выписка из ЗАГС о свидетельстве рождения усыновляемого ребенка.

По результатам проверки органы внутренних дел в течение тридцати рабочих дней со дня получения анкеты и иных документов разрешают или отказывают усыновляемому ребенку в въезде в Республику Узбекистан и на постоянное место жительства.

 

Для подготовки заключения о возможности стать усыновителем органы опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующих документов изучают условия проживания лица, желающего усыновить ребенка и составляют акт. В акте, составленном органами опеки и попечительства, наряду со всеми другими данными указываются обстоятельства, предусмотренные статьей 152 Семейного кодекса Республики Узбекистан, препятствующие усыновлению.

 

На основании заявления и прилагаемых к нему документов, а также акта исследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение о возможности их усыновления. Вместе с заключением о возможности усыновления заявителю выдается документ о том, что он был зачислен в качестве кандидата на усыновление.


Обоснованное заключение органа опеки и попечительства об отказе гражданина в постановке на учет в качестве кандидата на усыновление доводится до заявителя в пятидневный  срок со дня его подписания. В это же время заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

 

Орган опеки и попечительства забирает копии всех документов себе и возвращает оригиналы заявителю для дальнейшего представления в суд.


Вместе с этим в соответствии со ст.29 ГПК Республики Узбекистан, дела об усыновлении (удочерении), в которых заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства рассматриваются судом Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентским городским судом.
Резюмируя все выше сказанное, следует отметить, что защита интересов детей является основным условием усыновления, а создание в интересах ребенка полноценной среды для его физического, психического и духовного развития — важной задачей.

 

Нозима Захидова,
судья Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам.

МОЖНО ЛИ ПРИВЛЕЧЬ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Одна из основных задач современного уголовного законодательства — повышение уровня защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений.

 

В Узбекистане к уголовной ответственности можно привлечь только физических лиц, в то время как юридические лица не являются субъектами преступления. В соответствии с национальным законодательством к юридическим лицам,  совершившим правонарушения, может быть применена гражданско-правовая и административная ответственность. Такая практика была и в других сопредельных странах, но с течением времени она начала меняться.

 

В настоящее время проблема уголовной ответственности юридических лиц довольно широко обсуждается специалистами, и уголовный закон в качестве субъекта преступления рассматривает только физическое лицо.

 

Физическое лицо, будучи одним из основных элементов состава преступления в уголовном праве, обладает рядом специфических признаков, имеющих значение для решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности. В качестве обязательных признаков субъекта уголовного права признается то, что он представляется как физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Факультативный признак характеризует специального субъекта преступления, определенного доктриной уголовного права.

 

На квалификацию преступления могут оказать влияние только два из названных признаков — возраст и признак специального субъекта. Анализ разных точек зрения ученых-юристов позволяет согласиться с авторами, утверждающими, что законодательное закрепление в Уголовном кодексе правовой нормы создало непреодолимые препятствия для квалификации действий лиц, которые не обладают признаком специального субъекта преступления, но принимали непосредственное участие в его совершении.

 

Законодательное положение, сформулированное в уголовном законе, не является абсолютным, применимым ко всем без исключения случаям соучастия в преступлении, совершаемом специальным субъектом. В связи с этим возникает серьезное сомнение в целесообразности включения в закон подобных ему положений теории уголовного права, нуждающихся в дополнительных уточнениях и оговорках.

 

Необходимо также иметь в виду, что в ряде составов преступлений специальный субъект характеризуется не только наличием дополнительных признаков, но и специфическими условиями признания лица специальным субъектом преступления. Один лишь факт формального нахождения лица в сфере специальных общественных отношений еще не означает, что допущенное им нарушение специальных обязанностей должно повлечь за собой уголовную ответственность.

 

В вопросе квалификации подобных ситуаций необходимо обратить внимание на приобретение лицом статуса специального субъекта помимо своей воли. Полагается, если лицо приобрело статус специального субъекта не по своей воле и обязанности специального субъекта на него были возложены, оно должно признаваться ненадлежащим субъектом этого преступления и не может нести за него ответственность. Если лицо по своей воле приняло на себя права и обязанности, свойственные специальному субъекту преступления, оно должно отвечать как исполнитель преступления со статусом специального субъекта. Эта ситуация нашла свое отражение в делах о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.

 

Многие ученые считают нецелесообразным устанавливать уголовную ответственность в отношении юридических лиц, так как в случае противоправной деятельности их можно ликвидировать в гражданском порядке. Но этот шаг в гражданско-правовом порядке связан лишь с применением комплекса мер имущественного характера для осуществления расчетов с лицами, работавшими по трудовому договору, кредиторами и иными лицами.

 

В случае нарушения общественных отношений, охраняемых уголовным законом, думается, применения гражданско-правовых мер недостаточно. К примеру, совершенное деяние причинило вред здоровью людей или нанесло существенный ущерб природной среде. Если отдельная противоправная деятельность юридических лиц может быть опасной и способной причинять обществу вред, степень которого достаточно велика, то такая деятельность должна рассматриваться как преступление, криминализироваться и влечь уголовную ответственность.

 

Необходимость именно уголовной, а не только административной и гражданско-правовой ответственности юридических лиц диктуется не просто исключительно теоретическими соображениями, но и реальными потребностями практики борьбы с преступностью. Преступления отличаются от административных правонарушений не характером и (или) размером наказания и даже не видом противоправности (это, скорее, следствие), а общественной опасностью — категорией объективной. Если мы признаем ее наличие в действиях или бездействии какого-либо лица, в том числе и юридического, значит, мы просто обязаны запретить такое деяние как преступление.

 

Еще один аспект, который обязательно необходимо выделить, это соотношение ответственности юридических и физических лиц. Юридическое лицо фактически не может совершить преступление, его совершают всегда какие-то физические лица. Юридическое лицо может совершать преступления посредством использования этих физических лиц, которые выступают своеобразными живыми орудиями, правда, орудиями разумными, могущими нести уголовную ответственность и самостоятельно. Введение уголовной ответственности юридических лиц способно привести к безответственности физических лиц, виновных в конкретных преступлениях.

 

Следовательно, установление уголовной ответственности применительно к юридическим лицам и предполагает также необходимость тщательного изучения и исследования причин и условий содеянного и виновности тех лиц, которые представляют юридическое лицо, личности виновного, характера причиненного вреда при соблюдении принципов законности, справедливости и гуманизма.

 

Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда
по уголовным делам.

МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ МЕСТО ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ?

— По решению суда мне назначено ограничение свободы с отбыванием его по месту своего проживания. Но по семейным обстоятельствам нам пришлось продать дом и переехать в другой район. Что необходимо сделать мне в связи с изменением места жительства?
 

А. Макаренко, г. Ташкент.

Отвечает судья по уголовным делам Ташкентского городского суда Мухтарама ТУРГУНОВА:

 

— Статьей 443 Уголовно-исполнительного кодекса определен порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы. Согласно ей, разрешение на уход из места жительства в определенное время, на посещение определенных мест, расположенных в пределах соответствующей административной территории, либо на выезд за пределы соответствующей административной территории, а также разрешение на изменение места жительства дается инспекцией исполнения наказаний. Решение принимается в исключительных случаях, исходя из характера запретов (ограничений), личности осужденного, его поведения, наличия подтверждающих документов.

 

Разрешение на уход из места жительства осужденного, в отношении которого установлен полный запрет на покидание жилища, разрешение на выезд осужденного за пределы соответствующей административной территории, а также разрешение на изменение места жительства осужденного санкционируется прокурором.

 

Кроме того, согласно приказу № 157 министра внутренних дел Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года «Об утверждении Инструкции о порядке организации исполнения наказаний в виде лишения определенного права, исправительных работ и ограничения свободы и осуществления контроля за условно осужденными лицами, для выезда с места постоянного жительства или изменения места жительства соответствующее прошение от осужденного на имя прокурора направляется инспекцией по исполнению наказаний.

 

Исходя из изложенного, вы по вопросу изменения постоянного места жительства должны обратиться в инспекцию по исполнению наказаний.

ЖЕНЩИНА ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ ГОСУДАРСТВА

В нашей стране последовательно осуществляется процесс демократизации, модернизации и реформирования общества. Реформы, в первую очередь, направлены на обеспечение прав человека, свобод, а также законных интересов.


Здесь следует отметить, что среди прав человека важное место занимают права женщин. Степень обеспечения прав и интересов женщин отражает правовое развитие и духовный статус каждого государства.


Государством ведется широкомасштабная работа по защите прав женщин, обеспечению их полноценного участия в социально-политической, социально-экономической жизни страны. Важнейшим шагом является принятие указа Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых и поддержке предпринимательской деятельности женщин».

 

Важным аспектом этого документа является то, что оно содержит положения о пересмотре и обновлении списка профессий, запрещенных для женщин.
В нашей Конституции, являющейся основой национальной законодательной базы, также гарантированы права и интересы женщин, а вопросы обеспечения равенства женщин в общественной жизни и их всесторонней защиты нашли свое выражение в ряде конституционных норм. В частности, статья 46 нашего Основного закона закреплено: «Женщины и мужчины равны».
Кроме того, в целях повышения роли женщин в системе государственного управления, создания им широких возможностей для активного участия в государственных и общественных делах, законами «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» установлено, что число женщин кандидатами в депутаты от политических партий должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа.


В целях гарантии трудовых прав женщин в нашей стране Трудовым кодексом установлено, что отказ в приеме на работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет считается незаконным.

 

Также в трудовом законодательстве нашло свое выражение отсутствие установления предварительного испытания при приеме на работу в отношении беременных женщин, а также, имеющих детей в возрасте до трех лет, при условии, что общий трудовой стаж составляет не менее двадцати лет.


Введение сокращенного рабочего времени для женщин, имеющих маленьких детей, в соответствии с законодательством также является одной из дополнительных гарантий, предоставляемых им. Например, в соответствии с законом «О дополнительных женских пособиях» от 14 апреля 1999 года еженедельное рабочее время матерей, у которых есть дети, не достигшие трехлетнего возраста, не должно превышать 35 часов.
Налоговое законодательство также содержит ряд норм, касающихся защиты прав и интересов женщин и предоставляемых им льгот, включая то, что имущество, находящееся в собственности женщин с десятью или более детьми, не облагается налогом на имущество физических лиц.

 

Кроме того, в ставках налога на отдельные виды доходов установлено, что ставка налога на доходы женщин, занятых на крайне вредных условиях труда и сверхтяжелых работах, не должна превышать 20 процентов.


Отдельно стоит отметить, что основным инструментом регулирования отношений государственного управления и общественной жизни в нашей стране является законодательство. Важнейшим критерием совершенствования законодательства, повышения качества законов является отражение в этих документах реальных социально-экономических, политических закономерностей жизни общества.

 

Артур Худайбергенов,
судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам

МОЖЕТ ЛИ ЖЕНА ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ИМУЩЕСТВО, ПРИОБРЕТЕННОЕ ДО СВАДЬБЫ?

— Перед женитьбой сына отец подарил ему автомашину. С женой прожил недолго. Невестка, забрав ребенка, уехала к своим родителям и подала на развод. Недавно узнала, что требует свою долю по дому и автомашине. Дом оформлен на имя моего мужа, автомобиль — на имя сына. На что она может претендовать в этом случае?

М. Аллавиёрова, г. Ташкент.

Отвечает судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Гузал ЗИГАНШИНА:

 

— Согласно статье 23 Семейного кодекса, имущество, нажитое супругами во время брака, а также приобретенное до регистрации брака на общие средства будущих супругов, является их общей совместной собственностью, если законом или брачным договором не предусмотрено иное.

 

В соответствии со статьей 25 Семейного кодекса имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из них во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью.

 

Исходя из изложенного, автомашина является личной собственностью вашего сына, и доля супруги в указанном имуществе отсутствует. В случае с домостроением, собственником домостроения является ваш супруг, поскольку право собственности зарегистрировано в государственных органах именно за ним, следовательно невестка, претендовать на долю в домостроении, требовать выдела ее доли не вправе.

 

Согласно требованиям статьи 32 Жилищного кодекса, члены семьи собственника жилого дома, квартиры, а также граждане, постоянно проживающие с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было письменно оговорено иное.  

 

Они вправе вселять в предоставленное им собственником жилое помещение своих несовершеннолетних детей, вселение других членов семьи допускается только с согласия собственника жилого дома, квартиры. Право пользования жилым помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры. Порядок пользования жилым помещением между собственником дома, квартиры и бывшими членами его семьи, а также гражданами, постоянно проживающими с ним, определяется соглашением сторон.

 

Ваша невестка, вселившись в домостроение, принадлежащее  вашему супругу и будучи прописанной в нем, вправе пользоваться жилым помещением, при этом порядок пользования определяется соглашением сторон.

 

Согласно статье 52 Жилищного кодекса при временном отсутствии нанимателя, членов его семьи или граждан, постоянно проживающих с нанимателем, в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного течение шести месяцев.

 

Согласно статье 54 настоящего кодекса признание граждан утратившими право пользования жилым помещением в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения вследствие отсутствия этих граждан сверх установленных сроков производится в судебном порядке по иску наймодателя или оставшихся проживать в этом помещении других постоянных пользователей.

 

Если ваша невестка не проживает в доме, то право пользования жилым помещением за ней сохраняется в течение шести месяцев. После истечения этого срока, при обращении  в суд с исковыми требованиями о признании ее утратившей права пользования жилым помещением, собственника дома других пользователей, решением суда  она может быть признана утратившей права пользования жилым помещением.

РАБОТА, ПРОВОДИМАЯ В ИНТЕРЕСАХ НАРОДА

В республике созданы специальные учреждения направленные на перевоспитание и адаптацию тех лиц, которые не имеют определенного места жительства.


Кодексом об административном судопроизводстве установлено, что данная категория дел, относится к компетенции административного суда. То есть ходатайства о помещении в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства, рассматриваются в административном суде.


Президент Республики Узбекистан 16 декабря 2022 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». В соответствии с документом полномочия по принятию решений о размещении в реабилитационном центре лиц, не имеющих определенного места жительства, были переданы из административных судов в суды по уголовным делам.


Причиной такого изменения является неудобство географического положения административных судов, поскольку сотрудники органов внутренних дел вынуждены были покидать вверенные им участки на длительный срок.


Законом определено исключение норм из Кодекса об административном судопроизводстве и внесение их в Кодекс об административной ответственности по рассмотрению ходатайств о помещении в реабилитационный центр лиц, не имеющих определенного места жительства. Согласно закону, рассмотрение соответствующих дел из административных судов передается в районные, городские суды по уголовным делам.


Кроме того, в Кодекс об административной ответственности включен порядок ведения дел о помещении в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства. При установлении оснований, требующих помещения в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства, соответствующий орган обязан в течение 48 часов с момента поступления такого лица подготовить материалы для направления в суд ходатайства о помещении его в реабилитационный центр на срок не более 30 суток. По закону материалы о помещении в реабилитационный центр лица, больше не имеющего определенного места жительства, представляются органом внутренних дел в районный (городской) суд по уголовным делам по месту нахождения такого лица или по месту нахождения реабилитационного центра.
Ходатайство рассматривается судьей индивидуально в закрытом судебном заседании в течение 24 часов с момента его подачи.


Принятый документ является ярким примером верховенства закона, защиты прав и интересов граждан. Очевидно, что эти радикальные изменения — выражение практической работы, проводимой в интересах народа.

 

Муроджон Мирзажонов,
председатель Юнусабадского районного суда по уголовным делам.

МОЖНО ЛИ ОФОРМЛЯТЬ КУПЛЮ-ПРОДАЖУ, ЕСЛИ НАЛОЖЕН ЗАПРЕТ?

— На куплю-продажу дома, оставшегося в наследство от отца, наложен запрет из-за задолженности брата по кредиту. Недавно дочь дяди (по отцу) решила продать часть дома, принадлежащую ее отцу. И дядя, и тетя ныне здравствуют. Их дети хотят продать долю своих родителей в наследуемом мною доме. Могут ли они это сделать, если на дом наложен запрет, нет кадастровых документов?

А. Авазов, г. Ташкент.

Отвечает председатель Шайхантахурского межрайонного суда по гражданским делам Мукаддас Гуламова:

 

— Согласно статье 1116 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, наследство открывается вследствие смерти гражданина или объявления его судом умершим.

 

Если дом оставлен в наследство родителями вашего отца, и если ваши дядя и тетя в настоящее время живы и могут претендовать на часть дома, то дом считается долевым. Если нет завещания, то дом делится между каждым наследником в равных долях. 

 

Если наложен запрет на дом по кредитной задолженности дяди (в тексте разночтение: в первом случае речь идет о брате), значит решением суда предусматривается взыскание. В процессе исполнения государственным исполнителем на период исполнения на дом мог быть наложен запрет. Или же во время оформления кредитного договора данное имущество могло быть указано дядей в качестве залогового обеспечения. Однако в таком случае все претенденты на долю (то есть наследники) должны дать согласие на таковое. В противном случае долевое имущество не может быть учтено в качестве залогового обеспечения по заявлению одного из долевых владельцев имущества. 

 

Право на имущество возникает в том случае, когда наследники, приняв наследство, оформляют государственную регистрацию в установленном порядке, то есть в кадастровой документации указываются все наследники в качестве владельцев имущества. 

 

Согласно статье 164 Гражданского кодекса, право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили. Право собственности бессрочно.

 

Если ваши дядя и тетя приняв после родителей наследство, оформили право на имущество, то правообладанием на имущество располагают только самолично или же их представители по доверенности, оформленной в установленном порядке.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Глава государства 7 февраля текущего года подписал постановление «Об утверждении Национальной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан». 

 

В документе отмечается, что образование в области прав человека имеет особое значение в поощрении всеобщего уважения к правам человека каждым гражданином и в обеспечении их соблюдения, а также важно для предотвращения насилия и конфликтов.

 

В настоящее время реализуется четвертый этап Всемирной программы образования в области прав человека на 2020–2024 годы, направленный на расширение прав и возможностей молодежи посредством образования в области прав человека. Исходя из этого в стране утверждается.

 

Национальная программа образования в области прав человека в Республике Узбекистан. 

 

В соответствии с документом, начиная с 2023/2024 учебного года в системе профессионального и высшего образования внедряются учебные и специальные курсы «Права человека», «Права женщин», «Права ребенка». До 1 июня 2023 года будет составлен конкретный список профессиональных и высших учебных организаций, в которых их внедрят, а также приняты меры по совершенствованию соответствующих учебных программ.

 

Соответствующие задачи поставлены и перед Национальным центром по правам человека. Так,  с 1 июня 2023 года ежегодно предстоит проводить Национальный конкурс «Образование и инновации в области прав и свобод человека», а также организовывать учебные курсы и семинары-тренинги по правам лиц с инвалидностью, правам женщин, правам детей и правам мигрантов в организациях, деятельность которых непосредственно связана с этими категориями лиц.

 

Кроме того, до 1 апреля 2023 года поручено принять меры по подготовке и изданию серии пособий и брошюр «Права и свободы человека в Узбекистане», «Права человека», «Права ребенка», «Права женщин», «Права лиц с инвалидностью». Также совместно с Министерством цифровых технологий создать и запустить Электронную платформу по образованию в области прав человека.

 

Начиная с 1 марта 2023 года для сотрудников органов, осуществляющих доследственную проверку, дознание, предварительное следствие, и учреждений по исполнению наказания будут организованы при участии Генеральной прокуратуры на постоянной основе краткосрочные учебные курсы по борьбе с применением пыток.

 

Документ охватывает широкий ряд мер, предпринимаемых в Узбекистане для поощрения уважения к правам человека, предотвращения насилия и конфликтов, а также обеспечения их соблюдения на всех уровнях.

 

Фарход Абдушукуров,
судья Яккасарайского районного суда по уголовным делам

ТРАНСФОРМАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

В целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения эффективности деятельности судов и качества правосудия 16 января 2023 года был принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов».

 

В этом документе закреплены изменения, кардинально реформирующие судебную систему.

 

Настоящим указом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023—2026 годы, а также Программа действий по реализации краткосрочной Стратегии поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023—2026 годы.

 

В рамках Стратегии приоритетными задачами обеспечения правосудия отмечены формирование по-настоящему справедливой судебной системы на основе идеи «за человеческое достоинство», укрепление доверия народа, в том числе предпринимателей, к судебной власти путем достижения справедливого принятия судебных решений, достижение того, чтобы каждый человек видел в лице суда и судей своего надежного защитника.

 

Кроме того, особое внимание было уделено созданию возможностей гражданам и предпринимателям для защиты своих прав и законных интересов в судах, полноценной реализации принципов равенства сторон в судебном процессе, полной цифровизации деятельности судов, расширению возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

В  целях создания удобного и упрощенного для граждан порядка проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений по уголовным делам разработан проект закона, предусматривающий пересмотр дел, рассмотренных межрайонными, районными, городскими судами в первой инстанции, в областных и приравненных к ним судах в апелляционном или кассационном порядке; пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными к ним судами в апелляционном или кассационном порядке, в этих же судах в ревизионном порядке; пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными к ним судами в ревизионном порядке, в судебных коллегиях Верховного суда в ревизионном порядке; отмену порядка направления вышестоящими судами дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды и возложение на вышестоящие суды ответственности за вынесение окончательного решения по делу.

 

Целью внедрения практики является создание для граждан удобной и упрощенной процедуры проверки законности, обоснованности и справедливости принятых судебных решений. Внедряя данный порядок в практику, достигается не только предотвращение излишней бюрократии граждан в судах, но и укрепление доверия соотечественников и предпринимателей к судебной системе.

 

Мирзиёд АБИДОВ,
судья Алмазарского районного суда
по уголовным делам.

Перейти к содержимому