ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ НА ПУТИ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ
В последние годы были предприняты смелые шаги по реформированию судебно-правовой сферы. По приоритетным вопросам в этом направлении было принято множество законов, указов и постановлений. В них определены такие меры, как обеспечение открытости судов, приоритет прав человека, проведена соответствующая работа в данном направлении.
Отдельно стоит отметить, что за прошедший короткий период были приняты комплексные меры по обеспечению реальной независимости судов, созданию открытого и прозрачного механизма отбора судебных кадров.
Как известно, недавно был принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов». В документе определены комплексные меры, направленные на обеспечение подлинной независимости судебной власти, повышение эффективности деятельности судов и качества правосудия. В частности, в соответствии с документом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023 — 2026 годы.
Стратегия определяет основные цели, приоритеты и перспективные задачи развития судебной власти в Республике Узбекистан, а также служит основой для более широкого внедрения в отрасль передовых международных стандартов.
Следует отметить, что важной составляющей реформы судебно-правовой сферы является развитие института альтернативного разрешения споров, т. е. дальнейшее расширение механизмов досудебного и внесудебного разрешения отдельных категорий дел. В Узбекистане предпринимаются усилия по мирному урегулированию таких конфликтов. Кроме того, Закон «О медиации», вступивший в силу с 1 января 2019 года, заложил основу для развития данного института.
Поэтому в соответствии с недавним постановлением создаются необходимые организационно-правовые предпосылки для более широкого использования альтернативных методов разрешения споров в качестве эффективного направления. В частности, будут подготовлены предложения по расширению сферы применения института медиации и увеличению категории гражданских дел, в которых должны применяться механизмы досудебного разрешения споров.
Другой важный вопрос заключается в том, что в целях дальнейшего расширения специализации судей будет сформирован специализированный судейский корпус по направлениям, требующим специализации по сложности, в том числе по спорам о защите прав семьи, труда, интеллектуальной собственности. Это обеспечит качественное рассмотрение данной категории дел квалифицированными судьями и формирование единой судебной практики.
Также в Стратегии определены и другие важные меры, такие как обеспечение своевременного и полного исполнения судебных актов, более широкое внедрение принципа открытости и прозрачности при формировании судейского корпуса, принятие мер по дальнейшему повышению престижа, статуса и престижа судебной власти.
В целях усиления обеспечения независимости суда и неприкосновенности судей разрабатываются эффективные механизмы предупреждения случаев неуважения к суду, для чего усиливаются меры административной ответственности и устанавливается уголовная ответственность.
Стратегия устанавливает цель постепенного увеличения количества судейских штатных единиц на основе численности населения в регионах в ближайшие годы. Это служит для расширения доступа населения к правосудию.
Приоритетными задачами на ближайшую перспективу станут также вопросы формирования органов судейского сообщества, совершенствования системы отбора, назначения, обучения и повышения квалификации судей.
В целом, внедрение в практику реформ, изложенных в настоящем указе, послужит повышению качества и эффективности деятельности правосудия, а также расширению возможностей наших граждан по достижению правосудия.
Гузал АБДУРАХМАНОВА,
судья судейской коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда.