Искать:

78-Я СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН: ИНИЦИАТИВЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УЗБЕКИСТАНА

Президент в своем выступлении на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступил с рядом инициатив по поддержанию мира, борьбе с экстремизмом и изменением климата, а также поддержке женщин и молодежи.

В ходе своего выступления президент озвучил ряд инициатив и приоритетных задач Узбекистана.

 «За последние годы мы добились значительных результатов в защите прав человека в Узбекистане. В нашей стране полностью отменен принудительный и детский труд. На протяжении прошлого столетия миллионы людей в Узбекистане были вынуждены собирать хлопок. В результате узбекскому хлопку был объявлен бойкот, а страна на долгие годы попала в «черные списки». Благодаря нашей твердой воле все это осталось в прошлом. Наш народ полностью освободился от хлопкового рабства», – сказал Шавкат Мирзиёев.

Глава государства отметил, что в новой Конституции гарантирован запрет на принудительный труд и за него установлена уголовная ответственность. Он также призвал усилить борьбу с принудительным и детским трудом в глобальных масштабах.

Государства-члены ООН должны действовать еще сплоченнее в борьбе с такими общими угрозами, как международный терроризм.

Также подчеркивалось, что нельзя допускать случаев религиозной нетерпимости и исламофобии, которые в последнее время наблюдаются в некоторых странах.

Президент предложил создать в Узбекистане под эгидой ЮНЕСКО Международный центр межрелигиозного диалога и толерантности и провести в 2024 году в Узбекистане международную конференцию на тему «Ислам – религия мира и добра».

Шавкат Мирзиёев также призвал мировое сообщество объединиться в решении проблемы Афганистана и выработать под руководством ООН согласованную и конструктивную позицию по Афганистану.

«В этот переломный исторический момент нам всем следует задуматься о том, какую планету мы оставим будущим поколениям. Только общими стремлениями и совместными усилиями можно достичь прочного мира и процветания. Больше, чем когда-либо, нам нужны взаимное доверие, солидарность и сотрудничество», – заявил Президент.

Акбарали ТУРАБОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.

ОСВОБОЖДЕНЫ 34 ЛИЦА, ОТБЫВАЮЩИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ НАКАЗАНИЕ

Выездные приемы граждан по судебно-правовым вопросам с участием председателя Ташкентского городского суда и судей продолжились в Яшнабадском районе столицы.

Мероприятие организовано для жителей Яшнабадского, Мирзо-Улугбекского, Юнусабадского и Мирабадского районов города Ташкента. На нем было принято 45 граждан.

По 23 обращениям были даны юридические разъяснения, 22 вопроса были положительно решены на месте.

В рамках выездных приемов экономическими и уголовными судами проведены выездные судебные заседания. В результате по представлениям службы пробации уголовными судами освобождены 34 лиц, отбывающих условно-досрочное наказание.

 

117 обращений положительно решены на месте

В столице проходят выездные приемы по судебно-правовым вопросам, организованные по инициативе Народной приемной Президента Республики Узбекистан. Одно из них было организовано для жителей Сергелийского и Чиланзарского районов города Ташкента.

В мероприятии приняли участие председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов,  председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов, а также судьи по уголовным и гражданским делам, экономических и административных судов.

В ходе выездного приема было рассмотрено 211 обращений граждан. По 104 рассмотренным вопросам даны  юридические разъяснения, 117 обращений соотечественников положительно разрешены  на месте.

В ходе выездных приемов проведены выездные судебные заседания, на которых по представлению службы пробации рассмотрены уголовные дела лиц, отбывающих наказание. В том числе приговоренных на исправительные работы, лишенных определенных прав, и чья свобода была ограничена.

Выездные приемы продолжаются.

Никто не должен быть вынужден работать

Если оглянуться на недавнее прошлое, то наши соотечественники в возрасте от семи до семидесяти лет привлекались к принудительному труду.

Возьмем, к примеру, сбор хлопка и выполнение плана. До недавнего времени учащиеся старших классов всех общеобразовательных школ, техникумов, профессиональных колледжей и высших учебных заведений за исключением образовательных учреждений столицы, с первых дней учебного года отправлялись на сбор хлопка. Не говоря уже о рабочих-служащих предприятий, организаций и учреждений. Кроме того, председатели местных сходов граждан махалли также должны были привлекать жителей своего района к уборке урожая.

В последние годы по инициативе главы государства был отменен принудительный труд. Эти реформы признаны всем мировым сообществом и международными институтами. Были усовершенствованы законодательные акты и установлены соответствующие меры ответственности за привлечение к принудительным работам. Так, 27 марта 2023 года принят Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с усилением ответственности за воспрепятствование выполнению служебных обязанностей педагогическими работниками».

В соответствии с документом дополнение было внесено в статью 1482 Уголовного кодекса под названием административное принуждение к труду. Согласно ему, административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, совершенное после применения административного взыскания за такое же деяние, —наказывается штрафом от ста до ста пятидесяти базовых расчетных величин или лишением определенного права до двух лет либо исправительными работами до двух лет. То же действие, совершенное в отношении несовершеннолетнего, — наказывается штрафом от ста пятидесяти до двухсот базовых расчетных величин или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет. Административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, совершенное в отношении педагогического работника образовательной организации, после применения административного взыскания за такое же деяние, — наказывается штрафом от ста пятидесяти до двухсот базовых расчетных величин или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет.

В свою очередь  статья 51 Кодекса об административной ответственности под названием административное принуждение к труду дополнена второй частью. Согласно которой, административное принуждение к труду в отношении педагогического работника образовательной организации, —влечет наложение штрафа от ста до ста пятидесяти базовых расчетных величин.

Примечательно, что принудительный труд также был запрещен Конституцией Республики Узбекистан, принятой на всенародном референдуме 30 апреля 2023 года в новой редакции. Статья 44 обновленного Основного закона гласит, что  запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания, назначенного по решению суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. Запрещаются любые формы детского труда, представляющие угрозу здоровью, безопасности, нравственности, умственному и физическому развитию ребенка, в том числе препятствующие ему получать образование.

Отныне в нашей стране нет места принудительному труду.

 

Санжар МАХАМЕТОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

Принудительный труд не приемлем

Статья 44 Конституции Республики Узбекистан гласит, что  запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания, назначенного по решению суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. Это является одной из важных гарантий прав человека и свобод граждан.

Запрещение принудительного труда подразумевает, что ни один человек не может быть вынужден трудиться против своей воли или без должной компенсации. Этот принцип направлен на защиту личной свободы и достоинства каждого гражданина. Он гарантирует, что никто не будет подвергнут рабству, принудительным или обязательным работам.

Однако следует отметить, что статья 44 допускает применение принудительного труда в определенных случаях. Это может быть только в порядке исполнения наказания, назначенного по решению суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. Таким образом, принудительный труд может быть применен только как часть наказания, определенного судебным решением, или при соблюдении законодательного порядка.

Например, применение принудительного труда в рамках исполнения наказания возможно для лиц, осужденных в соответствии с установленными законом процедурами. В таких случаях принудительный труд является средством воздействия на осужденного и его реабилитации. При этом должны соблюдаться все нормы международного права, гарантирующие достоинство и неприкосновенность человека.

Кроме того, статья 44 предусматривает возможность применения принудительного труда в случаях, предусмотренных законом. Это может быть связано с экстремальными ситуациями, при которых необходимо мобилизовать ресурсы и обеспечить функционирование государства или общества в целом. Однако в таких случаях принудительный труд должен использоваться строго в рамках закона и с соблюдением прав и свобод граждан.

Таким образом, статья 44 Конституции Республики Узбекистан закрепляет право каждого гражданина на защиту от принудительного труда, кроме случаев, предусмотренных законом. Она призвана обеспечить уважение к свободе и достоинству человека, а также подтверждает стремление государства к соблюдению международных стандартов и принципов прав человека.

Дилшод РАЖАБОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА  В  СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Глава государства 11 сентября подписал Указ «О стратегии Узбекистан-2030».

Документ  предусматривает 100 целей по 5 направлениям. В качестве основных определены создание каждому человеку достойных условий для реализации своего потенциала, обеспечение благосостояния населения посредством устойчивого экономического роста, сохранение водных ресурсов и охрана окружающей среды, обеспечение верховенства закона, организация государственного управления на службе и продолжение работы по превращению страны в безопасное и открытое государство.

Второй пункт четвертого направления стратегии посвящен обеспечению верховенства закона  в  судебно-правовой системе, в котором определен ряд приоритетных задач. В частности, цель 84 — обеспечение верховенства Конституции и законов, превращение надежной защиты прав и свобод человека в главный критерий судебно-правовых реформ. Она предусматривает снижение практики назначения наказания в виде лишения свободы с 30 до 20 процентов, увеличение возможности дистанционного осуществления отдельных процессуальных действий в деятельности судов и следственных органов не менее чем в 2 раза. Кроме того, установлены такие приоритетные задачи, как установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также дальнейшее развитие системы административного правосудия, усиление независимости судебной власти и обеспечение открытости ее деятельности, реализация которых послужит дальнейшему повышению доверия населения к правосудию.

Устранение препятствий для обращения в суд, повышение эффективности досудебного урегулирования споров, прием электронных жалоб на результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях и участие государственного защитника в уголовных делах, связанных с предпринимательством, – все это является признаком роста человеческого достоинства в нашей стране. Это свидетельствует о том, что интересы людей ставятся на первое место.

Безусловно, этот документ является одним из важных шагов во всестороннем развитии нашей страны и одним из программных документов каждого из нас.

Мухтарама ТУРГУНОВА,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Борьба за свободу — борьба с торговлей людьми

Торговля людьми — преступление, которое является одной из самых жестоких и жалких форм эксплуатации человеческого достоинства. В Узбекистане ведется активная борьба с этим негуманным явлением, и страна успешно добивается прогресса в предотвращении и пресечении торговли людьми.

Наша страна принимает серьезные меры и ведет непрерывную работу по борьбе с торговлей людьми. Принятие специального Закона «О противодействии торговле людьми» в 2008 году стало важным шагом в этом направлении. Документ определяет правовые и организационные меры для предотвращения торговли людьми, защиты жертв и наказания виновных. Он включает в себя широкий спектр мер по предотвращению, выявлению и пресечению случаев торговли людьми. Закон определяет понятие торговли людьми, устанавливает ответственность за такие преступления, а также определяет механизмы оказания помощи и защиты потерпевшим.

Согласно данному Закону, торговля людьми является уголовным преступлением и наказывается лишением свободы. Закон устанавливает также возможность возмещения материального и морального ущерба потерпевшим и меры социальной реабилитации для них. Особое внимание уделяется защите прав несовершеннолетних и женщин, которые являются основными категориями потерпевших от торговли людьми.

Однако, несмотря на все предпринятые меры, борьба с торговлей людьми остается сложной задачей. Международное сотрудничество и координация усилий всех заинтересованных сторон играют важную роль в противодействии этому преступлению. Узбекистан активно сотрудничает с другими государствами, международными организациями и НПО, чтобы эффективно бороться с торговлей людьми и обеспечивать защиту прав своих граждан.

Важным инструментом борьбы с торговлей людьми в Узбекистане является также Национальная стратегия по противодействию торговле людьми. Она разработана с учетом рекомендаций международных организаций и определяет приоритетные направления деятельности государства в данной сфере. Стратегия включает в себя мероприятия по профилактике, защите потерпевших, пресечению преступлений, а также международному сотрудничеству в борьбе с торговлей людьми.

Таким образом, в Узбекистане существуют нормативно-правовые акты, которые регламентируют торговлю людьми и направлены на предотвращение и пресечение этого преступления. Закон «О борьбе с торговлей людьми» является основным законодательным актом в данной сфере, а также существуют другие законы и стратегии, обеспечивающие защиту прав потерпевших и сотрудничество в борьбе с торговлей людьми.

Хуршид Содиков,

судья Алмазарского районного суда по уголовным делам.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОСНОВНОГОЗАКОНА С СОВРЕМЕННЫМИ РЕАЛИЯМИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА

В соответствии со ст.30 Конституции Республики Узбекистан никто
не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или какого-либо права на основании закона, который официально не опубликован. 
В данной статье также устанавливается запрет повторного осуждения за одно и то же преступление.

  Регламентированная в Конституции правовая норма «никто не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или какого-либо права на основании закона, который официально не опубликован»  определила, что  официальное опубликование законов является конституционной гарантией прав граждан. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Предусмотренный в ст.30 Конституции Республики Узбекистан запрет повторного осуждения- принцип non bis in idem, восходит к римскому праву и получил свое закрепление в международном праве, в частности в п.7 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года согласно которому «никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны», в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в других международных документах.

  Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление распространяется не только на осуждение, но и на наказание. Это существенно важно, в частности, для разрешения вопроса о правомерности повторного вменения факта привлечения к уголовной ответственности не только, как признака, отягчающего квалификацию преступления, но и как основания более строгого наказания.

Внесение данных поправок позволило укрепить принцип открытости и прозрачности принимаемых мер правового воздействия (осуждение, наказание, лишение имущества или какого-либо права) со стороны государства, а также расширить гарантии обеспечения прав и свободы граждан, в частности, права на справедливое правосудие.

Реализация задач, отраженных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и имеющих важное значение в построении справедливого, действительно народного государства, требует наличия конституционной основы и еще более прочной законодательной базы.
В этом смысле приоритетом становится гармонизация Основного Закона с современными реалиями нашего общества, сутью последовательных реформ, проводимых под руководством Президента.

Таким образом, защита прав и свобод граждан — миссия государства, которое опирается на соответствующую систему норм, принципов, механизмов и процедурно правовых правил. Провозглашение авторитета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на них в государственной деятельности — один из важнейших принципов.

Сурайёхон ХОЖАМКУЛОВА,

судья Мирабадского районного суда

по уголовным делам.

Важные шаги в борьбе с коррупцией

С первых дней независимости Узбекистан проводит целенаправленную политику по искоренению коррупции, в рамках которой осуществляется совершенствование законодательной и институциональной базы, укрепляется международное сотрудничество.

3 января 2017 года в стране принят Закон «О противодействии коррупции», в соответствии с которым основными направлениями государственной политики в области противодействия коррупции определены повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции; реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества; своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Существенно изменён статус и конкретизированы задачи всех государственных органов. В значительной мере усовершенствованы цели и задачи правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Приняты законы «Об органах внутренних дел», «О Службе государственной безопасности», реформирована система органов прокуратуры, при Генеральной прокуратуре создано Бюро принудительного исполнения, конкретизированы цели и задачи Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре.

В соответствии с Государственной программой обеспечено принятие законов о государственных закупках, о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, об общественном контроле, о защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса, об административных процедурах и др.

В 2019 году утверждена Национальная программа повышения правовой культуры в обществе одним из основных компонентов которой является формирование у должностных лиц антикоррупционной правовой культуры и культивирование у всех слоев населения нетерпимого отношения к любым проявлениям коррупции.

Внедрена качественно новая система работы с обращениями физических и юридических лиц, в частности созданы Народная и Виртуальная приемные Президента Республики Узбекистан. Анализ обращений граждан в эти приемные позволил выявить сферы наиболее подверженные коррупционным проявлениям на основе чего были скорректированы приоритеты государственной политики указанной сфере.

На современном этапе масштабных преобразований в Узбекистане осуществляется ряд системных реформ, в числе которых можно особо выделить административную, судебно-правовую, налоговую реформы, а также совершенствование национальной системы оказания государственных услуг.

Важным шагом в противодействии коррупции явилось утверждение Президентом страны Концепции административной реформы в качестве основных приоритетов которой определены кардинальное совершенствование системы государственной службы, её целей и задач; снятие правовых барьеров и организационных препон для развития предпринимательства; совершенствование правовых и институциональных основ оказания государственных услуг и регламентации административных процедур; реализация административной реформы, оптимизация функций органов государственного управления, дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство», делегирование несвойственных функций государства частному сектору; оптимизация целей, задач и функций судебных и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции; налаживание межведомственного взаимодействия между государственными органами, населением и институтами гражданского общества; совершенствование систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование высоких нравственных качеств.

Указами Президента коренным образом реформирована система оказания государственных услуг, созданы Центры государственных услуг, в систему внедрены ИКТ и инновационные решения, базы данных государственных органов и иных организаций интегрированы в единую систему межведомственного электронного взаимодействия, расширена практика оказания государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг.

Кроме того, в целях дальнейшего повышения открытости и прозрачности бюджетных данных, усиления парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств в 2019 году принято Постановление Президента «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе», в соответствии с которым осуществлен запуск информационного портала «Открытый бюджет» позволивший усилить действенность общественного контроля за распределением бюджетных расходов и предотвратить коррупцию в указанной сфере.

Нилуфар Дадабаева,

судья Мирабадского районного суда по уголовным делам.

Защита прав собственности, обеспечение их гарантий и неприкосновенности в судебных инстанциях

Каждый имеет право на неприкосновенность своей собственности, что позволяет свободно распоряжаться ею и обеспечивает равенство перед законом.

Хотя проводятся реформы и принимаются меры для защиты собственности, все еще возникают проблемы и споры. Например, государственные органы могут изъять имущество, используя незаконное решение должностного лица о сносе, что вызывает законные нарекания у владельцев. Кроме того, владельцы сталкиваются с проблемой невозмещения ущерба, причиненного их собственности, а также разрушения недвижимости по необоснованным причинам.

В результате реформ в судебной системе, в том числе благодаря внесению ряда норм в Конституцию в новой редакции, были усилены гарантии прав собственности, их защита и неприкосновенность в судах.

Ранее данная процедура регулировалась постановлением Кабинета Министров «О дополнительных мерах по обеспечению гарантий имущественных прав физических и юридических лиц и совершенствованию порядка изъятия земельных участков и выплаты компенсации» от 16 ноября 2019 года. 29 июня 2022 глава государства подписал Закон «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией», согласно которому был определен порядок принятия решения об изъятии земельных участков, а также порядок предоставления компенсации. Логическим продолжением стало закреплении соответствующей нормы в Конституции в новой редакции: «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков».

Так, в Конституции впервые предусмотрено, что земля может находиться в частной собственности. Эта норма восполнила пробел в отношениях собственности как одна из революционных новаций Основного закона.

При этом определено, что никто не может быть лишен своего жилища, иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков. Данной статьей устанавливаются два вида существенных конституционных гарантий в отношении собственников жилья: судебная гарантия и гарантия получения компенсации при лишении жилья.  Судебная гарантия означает, что лишение права собственности на жилье без решения суда не допускается. При этом обстоятельства, повлекшие прекращение права собственности, рассматриваются судом объективно на основании действующего законодательства. Этот порядок гарантирует, что собственник не будет необоснованно лишен имущественных прав.

Вторая гарантия, которая гарантирует компенсацию в случае лишения жилья, защищает экономические интересы владельца. Это правило обеспечивает возмещение стоимости жилья и убытков, которые могут возникнуть в результате его лишения, в соответствии с законодательством.

Кроме того, в целях обеспечения защиты и неприкосновенности частной собственности через суд отменены процедуры, требования и ограничения, прямо или косвенно препятствующие праву владения, пользования и распоряжения частной собственностью и полной реализации принципов рыночной экономики в отношениях собственности.

Была прекращена практика отмены актов, которые служат основанием для получения права на земельные участки, включая акты Кабинета Министров, органов государственной власти на местах и вышестоящих органов, а также должностных лиц. Теперь это возможно только в случае судебного решения, исключая ситуации, когда акты были отменены или признаны недействительными по решению суда или в результате протеста прокурора.

В новой Конституции подчеркивается значимость защиты собственности от произвольных и незаконных вмешательств, что обеспечивает ее неприкосновенность и повышает доверие собственников к государству. Это является основой для свободного владения и использования имуществом.

Шухрат АББАСОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда –

председатель судебной коллегии по гражданским делам.

Перейти к содержимому