Искать:

БАЛАНС ЗАКОНА И ГУМАННОСТИ

В течение первого квартала 2025 года суды по уголовным делам города Ташкента продемонстрировали активную, результативную и многоплановую работу, направленную на укрепление правопорядка, защиту прав и свобод граждан, а также обеспечение верховенства закона. За отчетный период уголовными судами было завершено рассмотрение 2 780 уголовных дел, в рамках которых проходили 3347 лиц, привлеченных к ответственности.

Одним из ключевых достижений стало вынесение оправдательных приговоров в отношении 40 граждан, что свидетельствует о повышенной внимательности судей к вопросам доказательной базы и презумпции невиновности.

Значительное внимание уделяется вопросам гуманизации уголовной политики. Так, 482 человека были освобождены из-под стражи прямо в зале суда, что подчеркивает индивидуальный подход при назначении наказаний.

Суды активно применяют альтернативные меры пресечения и наказания. Пятеро обвиняемых получили наказания, не связанные с лишением свободы, благодаря применению института государственного залога и с учетом принципов социальной справедливости. Еще в 67 случаях наказания были заменены на более мягкие. Это говорит о стремлении судебной системы не к механическому наказанию, а к восстановлению справедливости и обеспечению условий для исправления правонарушителей.

Кроме того, 675 человек были освобождены от наказания досрочно, что свидетельствует о результативной работе по реабилитации осужденных и реализации принципа соразмерности наказания.

Особую тревогу вызывает число лиц (779), осужденных за повторное совершение преступлений. Этот показатель подчеркивает необходимость выстраивания комплексной системы профилактики рецидива и более тесного взаимодействия между судами, правоохранительными органами и учреждениями социальной реабилитации.

Важным направлением деятельности судей остается работа по предупреждению правонарушений. В рамках реализации программы «Моя махалля — мой судья» было проведено 579 выездных встреч с населением в различных районах Ташкента. Эти мероприятия направлены на повышение правовой осведомленности граждан, профилактику преступности и своевременное реагирование на социальные проблемы.

В дополнение к этому было организовано 591 выездное судебное заседание, что повысило доступность правосудия и его эффективность. В результате анализа причин преступности судами было вынесено 2369 частных постановлений, направленных на устранение факторов, способствующих совершению правонарушений.

Итоги работы уголовных судов столицы в первом квартале 2025 года свидетельствуют о динамичном развитии судебной системы, ее стремлении к обеспечению законности, справедливости и правовой защищенности граждан. Сбалансированный подход к выбору наказаний, акцент на гуманизацию правосудия, активная профилактическая работа и открытость к гражданам делают суды одним из ключевых институтов правового государства.

Муроджон МИРЗОЖОНОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.

ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ И НОВЫЕ ПРАВИЛА: МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ

Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из важнейших задач современного государства. В условиях стремительного роста количества транспортных средств и высокой плотности движения, государственная политика в этой сфере приобретает особую актуальность. Узбекистан не остается в стороне от мировых трендов: в последние годы предпринимаются масштабные шаги по реформированию законодательства и внедрению новых механизмов контроля и профилактики нарушений.

Каждый год дорожно-транспортные происшествия уносят тысячи жизней и наносят значительный ущерб экономике. Причинами ДТП часто становятся пренебрежение правилами дорожного движения, халатность, а порой и откровенное неуважение к другим участникам движения.

Одним из заметных и стратегически важных нововведений стала система штрафных баллов за нарушение ПДД. Теперь каждое нарушение фиксируется не только в виде денежного штрафа, но и сопровождается начислением определенного количества штрафных баллов.

Механизм прост, но эффективен: если за год водитель накапливает более 12 баллов, он может быть лишен водительских прав сроком от шести месяцев. Причем решение об этом принимает суд, что обеспечивает соблюдение принципа справедливости.

Система построена так, чтобы стимулировать водителей к соблюдению правил. Она работает автоматически, что исключает субъективный фактор и коррупционные риски. Баллы аннулируются по истечении одного года с момента их начисления — если, конечно, за это время не было новых нарушений.

Значительные изменения также коснулись правил парковки. Согласно статье 128-6 Кодекса об административной ответственности, за неправильную парковку теперь предусмотрен штраф в размере двух базовых расчетных величин, а также начисление дополнительных штрафных баллов. Таким образом, даже мелкие нарушения, вроде оставленного на тротуаре автомобиля, теперь могут стать причиной серьезных последствий для водителя.

Суть реформы заключается не в карательном подходе, а в создании эффективной профилактической системы, которая предотвращает правонарушения еще до их совершения. Новые правила позволяют отслеживать поведение водителей, выявлять систематических нарушителей и, главное, влиять на мотивацию людей — соблюдать ПДД становится выгоднее, чем нарушать.

Кроме того, штрафные баллы усложняют возможность получения водительских прав незаконным путем. Ведь даже получив права, водителю придется нести ответственность за каждое нарушение, которое фиксируется в цифровой системе.

Принятые меры — это часть более широкой стратегии, направленной на снижение числа ДТП и создание безопасной транспортной среды. Их реализация требует не только новых законов, но и активного участия всех граждан: водителей, пешеходов, инспекторов, судебной системы и местных органов власти.

Внедрение системы штрафных баллов в Узбекистане стало важным шагом в развитии культуры дорожного движения. Это не просто система наказаний, а инструмент формирования нового общественного поведения — дисциплинированного, ответственного, ориентированного на безопасность и уважение к другим.

Если каждый участник движения осознает свою личную ответственность за безопасность на дороге, новые правила станут не ограничением, а основой для создания более комфортной, безопасной и справедливой дорожной среды.

Абдулла АБДУЛХАЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

РЕФОРМА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

10 июня 2024 года Президент страны подписал Указ «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности». В соответствии с ним в судебную систему водится институт следственного судьи.

Впервые он появился в 1810 году во Франции. Сейчас этот институт действует в Грузии, Казахстане, Молдове, Бельгии, Испании, Германии, Австрии.

Институт следственных судей представляет собой важный элемент судебной и правоохранительной системы и призван обеспечивать защиту прав и свобод граждан, гарантировать соблюдение законности на всех этапах уголовного судопроизводства. Его задача — сбалансировать интересы обвинения и защиты, а также быть гарантом соблюдения Конституции и международных стандартов в сфере прав человека, в том числе путем эффективного выявления и пресечения нарушений процессуальных прав участников уголовного судопроизводства.

С 1 января 2025 года в районных и городских судах по уголовным делам введена должность следственного судьи. В его обязанности входит выдача санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства по уголовным делам. Также предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Вместе с тем сохраняется действующий порядок пересмотра дел об административных правонарушениях, рассматриваемых ими в вышестоящих инстанциях.

Следственный судья наделен полномочиями по рассмотрению разных материалов, включая вопросы применения санкций по ходатайству о заключении под стражу или домашнем аресте, приостановлении действия паспорта, эксгумации трупа, аресте почтово-телеграфных отправлений, обыске, прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации, аресте имущества и других. Также они могут рассматривать ходатайства об отстранении обвиняемого от должности, помещении лица в медицинское учреждение, продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении, продлении срока задержания до сорока восьми часов. Также в их компетенцию входит рассмотрение ходатайства прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего.

Уникальность этого нормативно-правового акта в том, что путем расширения сферы института «хабеас корпус» и образования следственных судей — отдельных судей, полномочных осуществлять судебный контроль за стадией досудебного производства, будет гарантирована беспристрастность и объективность судьи, рассматривающего уголовное дело на судебном заседании.

 Пересмотр процессуальной роли суда, придание ему функции независимого и беспристрастного арбитра в спорах между противоборствующими сторонами, устранение обвинительного уклона в его действиях, поэтапное внедрение полноценного института судебного контроля в уголовное судопроизводство привели к тому, что законодатели обозначили суд как центральную фигуру уголовного процесса (включая досудебную стадию). Это привело к значительным изменениям в функциональной модели работы всех участников процесса.  Обеспечение эффективной защиты прав участников уголовного судопроизводства непосредственно связано с осуществлением института судебного контроля. Он представлен посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий с высокой вероятностью нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан.

Одной из новелл закона является введение последующего судебного контроля при производстве обыска. Так, в случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без согласия суда на основании постановления следователя или дознавателя, но с последующим уведомлением о произведенном обыске суда и прокурора в течение двадцати четырех часов. В уведомлении должны быть конкретно указаны обстоятельства, не терпящие отлагательства. К указанному уведомлению прилагаются копии постановления следователя или дознавателя о производстве обыска, протокола обыска и необходимых материалов для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление и приложенные к нему материалы, судья в течение сорока восьми часов проверяет законность произведенного обыска и выносит определение о его законности или незаконности. Если судья признает произведенный обыск незаконным, все доказательства, полученные в ходе произведенного обыска, признаются недопустимыми.

Таким образом, следственный судья становится центральной фигурой, обеспечивающей законность и защиту прав участников уголовного процесса на его начальных стадиях. Документ в свете последовательной реализации задач в судебно-правовой сфере, определенных в Стратегии «Узбекистан-2030», особенно важен в деле обеспечения верховенства Конституции и законов, формирования подлинной справедливой судебной системы и направления ее деятельности на эффективную защиту прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве, укрепления доверия населения к правоохранительной системе.

Жаъфар КУРБАНОВ,

следственный судья Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОД ЗАЩИТОЙ

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал важное постановление, направленное на усиление деятельности по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий. Этот шаг отражает возрастающую значимость вопросов кибербезопасности в условиях стремительного развития цифровых технологий и распространения онлайн-угроз.

Постановление предусматривает разработку проекта отдельного закона, регулирующего единую практику борьбы с киберпреступлениями, а также внесение изменений в действующее законодательство. Особое внимание уделено усилению ответственности юридических лиц за несоблюдение требований кибербезопасности, в том числе за преступления, совершенные в сфере информационных технологий.

Важной новацией стала норма о взыскании материального ущерба, причиненного киберпреступлениями, за счет банков, операторов платежных систем и других организаций, не обеспечивших должный уровень защиты. Кроме того, ужесточается административная и уголовная ответственность для лиц, чьи банковские карты, счета или персональные данные были использованы в преступных целях.

Для повышения прозрачности будет внедрена практика публичного оглашения списка банков и платежных организаций, чьи системы были скомпрометированы из-за уязвимостей. Также усиливается работа по раннему выявлению финансовых мошенничеств, в том числе схем типа «финансовых пирамид».

Банкам и платежным организациям предписано внедрить современные антифрод-системы, антивирусные программы и технические средства противодействия телефонному мошенничеству, включая блокировку поддельных номеров.

С этого года в Узбекистане ежегодно будет проводиться «Месячник повышения киберкультуры». В течение одного месяца государственные и негосударственные организации будут активно информировать население о способах защиты в цифровом пространстве. Это станет частью системной работы по укреплению цифрового иммунитета граждан.

В целях быстрой реакции на киберугрозы создается оперативная группа с участием представителей Центрального банка, платежных систем и правоохранительных органов. Ее задача — оперативное выявление и блокировка подозрительных банковских карт и переводов. Также будет внедрен прокурорский надзор за соблюдением законодательства при расследовании киберпреступлений, и развернута научно-исследовательская работа в этой области.

Дополнительно предусмотрены меры по расширению международного сотрудничества и повышению квалификации специалистов в сфере кибербезопасности.

Реализация комплекса мероприятий, обозначенных в постановлении, позволит значительно повысить ответственность государственных органов и частных структур за защиту граждан от киберугроз, снизить количество преступлений в этой сфере и укрепить финансовую безопасность населения.

Илгизар САБИРОВ,

председатель Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО: ЕДИНСТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

В Узбекистане институт наследования активно развивается и интегрируется с международным правовым полем, учитывая растущую трансграничную мобильность граждан и активов. Наследственное право — одно из ключевых оснований возникновения частной собственности, и его правовая регламентация имеет важное значение как для правопреемников, так и для общества в целом.

Основу регулирования наследственных отношений в стране составляют Конституция Республики Узбекистан, Гражданский кодекс (в частности, главы 55 и 56), а также Постановление Пленума Верховного суда, регламентирующее применение судами законодательства о праве наследования. Эти акты определяют, какие виды имущества могут передаваться по наследству, а какие — нет, а также устанавливают общие и особенные правила для наследников.

Согласно статье 1113 Гражданского кодекса, в состав наследства включаются все виды имущества, как движимого, так и недвижимого, имущественные права и обязательства, сохраняющие юридическую силу после смерти наследодателя. Это может быть частная собственность, вклады в банках, право владения земельным участком дехканского хозяйства, договор аренды земли и т. п.

Однако не все права могут быть переданы по наследству. Закон исключает из состава наследства: права участия в организациях, если иное не предусмотрено договором или законом; права на компенсацию вреда, причиненного жизни или здоровью; алиментные обязательства; социальные выплаты (пенсии, пособия); личные неимущественные права, связанные с личностью наследодателя. Эти нормы отражают принцип личной непреемственности прав, глубоко укорененный как в национальном, так и в международном праве.

Согласно статье 1112 ГК, наследование осуществляется по завещанию либо по закону, в зависимости от наличия оформленного при жизни волеизъявления наследодателя. Завещание, как юридический документ, предоставляет гражданину широкие возможности распоряжаться своим имуществом на случай смерти, вплоть до включения определенных условий (например, поведенческих или моральных требований к наследнику).

Однако даже при наличии завещания часть имущества, не охваченная этим документом, распределяется между наследниками по закону — в соответствии со статьями 1134–1143 ГК.

Закон также предусматривает основания для отстранения от наследства. В соответствии со статьей 1119 ГК, недостойными наследниками признаются лица, которые: совершили умышленное преступление против наследодателя или других наследников; были лишены родительских прав и не восстановлены в них. Такие меры направлены на защиту нравственных и правовых устоев института семьи и наследования.

Современное наследственное право Узбекистана демонстрирует стремление к юридической четкости и социальной справедливости. Интеграция с международными нормами способствует защите прав граждан в условиях глобализации, а сбалансированное сочетание завещательного и законного порядка наследования обеспечивает правовую стабильность и предсказуемость. Таким образом, право на наследство в стране является не только юридическим механизмом передачи собственности, но и важным элементом социальной защиты.

Гайрат ЭРГАШЕВ,

председатель Яккасарайского межрайонного суда по гражданским делам.

УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПДД И ЗАЩИТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В Узбекистане принят Закон «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административной ответственности в связи с совершенствованием системы безопасности дорожного движения». Документ направлен на предупреждение последствий несоблюдения правил дорожного движения, а также совершенствование механизмов общественного контроля.

Одним из ключевых нововведений стало установление уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Теперь за такие действия может быть назначено наказание в виде исправительных работ сроком от двух до трех лет с лишением права управления транспортом до трех лет либо лишение свободы на тот же срок.

Также уголовно наказуемыми становятся нарушения порядка подготовки и переподготовки водителей, а также проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений; управление автомобилем лицами, лишенными водительских прав; нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, использующих газовое или смешанное топливо.

Кодекс об административной ответственности дополнен нормами, направленными на борьбу с так называемым дорожным хулиганством. Под этим понимается агрессивное вождение, дрифт и «шахматное» маневрирование, умышленное создание помех на дорогах.

Эти действия теперь караются административными штрафами и иными мерами воздействия.

Закон вводит систему штрафных баллов за нарушение ПДД. При накоплении установленного лимита баллов применяется наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок не менее шести месяцев. Это направлено на профилактику нарушений и повышение дисциплины среди водителей.

Особое внимание в законе уделено общественному контролю за деятельностью сотрудников правоохранительных органов. Согласно новой статье 195², граждане  имеют право снимать сотрудников правоохранительных органов при исполнении. Однако предусмотрена ответственность за искажение действий или слов сотрудника, если это приводит к его дискредитации. Закон запрещает монтаж и распространение подобных материалов с целью искажения реальности, но не ограничивает правомерную фиксацию происходящего.

Нормативно-правовой акт демонстрирует стремление государства к комплексному улучшению безопасности на дорогах, усилению ответственности за грубые нарушения и поддержанию справедливого баланса между контролем со стороны правоохранительных органов и правами граждан на фиксацию их действий. Это шаг в сторону более цивилизованного дорожного движения и прозрачной правоприменительной практики.

Хамиджон ШАМШИЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ОБЩЕСТВО БЕЗ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА, ННО И КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА

Торговля людьми — одно из самых тяжких преступлений, нарушающих права человека и подрывающих основы справедливого общества.

Узбекистан создал прочную правовую базу для противодействия торговле людьми. В 2008 году был принят Закон «О противодействии торговле людьми», который в 2020 году обновили, введя новые понятия, такие как «жертва торговли людьми» и «идентификация жертв». Закон четко определяет права жертв и обязательства государства по их защите.

Ключевые изменения в законодательстве включают:

– уголовную ответственность за торговлю людьми, усиленную поправками в Уголовный кодекс. Виновные в использовании детского труда или вовлечении несовершеннолетних в проституцию несут более суровое наказание;

– административные меры за нарушение порядка трудоустройства граждан за рубежом, где расходы теперь возлагаются на работодателей;

– ратификацию международных соглашений, таких как Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми (1949) и Протокол ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми (2000).

Эти шаги демонстрируют приверженность Узбекистана международным стандартам и создают правовую основу для защиты граждан как внутри страны, так и за ее пределами.

Одним из приоритетов Узбекистана является защита и реабилитация жертв торговли людьми.

Кроме того, в 2020 году была утверждена система перенаправления жертв торговли людьми, позволяющая ННО и органам самоуправления граждан выявлять и направлять жертв для получения помощи. Эта система распространяется не только на граждан Узбекистана, но и на иностранцев и лиц без гражданства.

Узбекистан активно сотрудничает с международными организациями и странами для борьбы с транснациональной торговлей людьми.

Усилия Узбекистана получили признание на международной арене. В 2021 году страна перешла из «Наблюдательного списка 2-го уровня» в «Уровень 2» в ежегодном отчете Госдепартамента США о торговле людьми, сохранив этот статус в 2022 и 2023 годах. Это отражает значительные усилия правительства в приведении своей политики в соответствие с международными стандартами.

Борьба с торговлей людьми — это не только задача государства, но и ответственность всего общества. Повышение осведомленности, поддержка ННО и активное участие граждан помогут Узбекистану построить общество, где права и достоинство каждого человека будут надежно защищены.

Тимур КАСЫМОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

Имущество, принадлежащее двум или более лицам, оформляется на праве общей собственности. Это значит, что все участники обладают правами на данное имущество одновременно. В зависимости от условий владения и распределения прав, общая собственность делится на два вида: долевую и совместную.

Долевая собственность предполагает наличие у каждого участника определенной доли в праве собственности. Эти доли могут быть заранее установлены законом, договором купли-продажи, дарения, наследования или иным соглашением сторон. Если конкретные размеры долей не определены, они считаются равными. Например, если квартира принадлежит двум лицам без уточнения долей, каждый считается владельцем ½ доли.

Важно, что участники долевой собственности могут изменить соотношение долей по взаимному соглашению. Основанием для этого может служить вклад каждого в приобретение имущества или его последующее улучшение — например, если один из собственников за свой счет произвел ремонт или перепланировку.

Совместная собственность отличается тем, что доли заранее не определяются. Все владельцы считаются совладельцами всего имущества в целом без выделения конкретных частей. Такое владение характерно, например, для имущества супругов, если иное не установлено брачным договором. Совместная собственность также возникает, если имущество неделимо без изменения его назначения — например, дом, который невозможно разделить без разрушения его целостности.

Кроме того, законодательство предусматривает возможность установления совместной собственности для делимого имущества — но только в случаях, прямо предусмотренных законом или соглашением сторон. Например, если несколько лиц решили совместно приобрести земельный участок и оформить его без определения долей.

В случае возникновения споров между участниками совместной собственности, каждый из них вправе требовать выдела своей доли или перевода отношений в режим долевой собственности. Если договориться не удается, вопрос решается судом, который устанавливает размер долей с учетом всех обстоятельств дела.

Улучшения общего имущества также регулируются особыми правилами. Если участник долевой собственности за свой счет произвел неотделимые улучшения имущества — например, установил новую кровлю или заменил систему отопления, — он имеет право на увеличение своей доли пропорционально внесенным затратам. При этом необходимо соблюдение порядка использования общего имущества, чтобы избежать конфликтов. Что касается отделимых улучшений — например, покупки бытовой техники, мебели — их судьба зависит от условий соглашения между собственниками.

Таким образом, выбор между долевой и совместной формами общей собственности имеет важное значение для определения прав и обязанностей участников. Эффективное управление общей собственностью требует четкого соблюдения норм законодательства, грамотного оформления договоренностей и уважительного отношения между участниками. Это позволяет минимизировать споры, сохранить имущество и обеспечить защиту прав всех сторон.

Тохиржон Исмоилов,

судья Яккасарайского межрайонного суда по гражданским делам.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТКИ В СПОРТЕ

Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан в целях предотвращения коррупции в сфере спорта» — важный шаг подчеркивающий решимость государства создать прозрачные и честные условия для всех участников спортивных событий, а также пресечь коррупционные проявления в спортивной отрасли.

Нововведения касаются двух ключевых аспектов коррупции в спорте: получение взяток и подкуп участников и организаторов спортивных мероприятий. В частности, в Уголовный кодекс добавлена статья 214-1, устанавливающая уголовную ответственность за незаконное получение материальной выгоды или имущества лицами, связанными с организацией спортивных соревнований. Это означает, что спортсмены, тренеры, судьи и другие участники, вовлеченные в процесс проведения спортивных мероприятий, теперь несут юридическую ответственность за получение взяток.

Наказания за такие преступления варьируются от штрафов, составляющих от 50 до 100 базовых расчетных величин, до лишения прав на срок до трех лет или ограничения свободы от одного до трех лет. В особо серьезных случаях, когда преступление носит особо тяжкий характер, возможно лишение свободы на тот же срок. Эти меры призваны укрепить правопорядок и предотвратить коррупцию в спортивной сфере.

Второе значительное дополнение касается подкупа. В Уголовный кодекс введена статья 214-2, которая предусматривает ответственность за подкуп участников и организаторов спортивных соревнований. Это касается тех, кто предлагает взятки с целью повлиять на исход состязания или получить незаконные преимущества. За такие действия наказание может включать штрафы от 100 до 300 базовых расчетных величин, а также лишение прав на срок от трех до пяти лет, ограничение свободы на срок от одного до трех лет или лишение свободы на аналогичный срок.

Эти изменения направлены на защиту принципов честной игры (fair play), которые являются основой всех спортивных состязаний. Документ дает мощный сигнал о недопустимости манипуляций и нечестных практик в спорте, что в свою очередь должно повысить доверие болельщиков и участников к спортивным событиям.

Принятие этих поправок в Уголовный кодекс Узбекистана связано с необходимостью повышения прозрачности в спортивной отрасли. Законодательство теперь более жестко наказывает за любые попытки вмешательства в честность спортивных состязаний. Это должно не только снизить уровень коррупции, но и создать равные условия для всех участников, что способствует развитию здоровой конкуренции.

Введение новых мер также ожидается как значительный шаг вперед в борьбе с незаконными действиями в спорте, что позволит сотрудникам правоохранительных органов эффективнее пресекать такие нарушения. Таким образом, изменения в законодательстве станут важным инструментом в обеспечении честности спортивных мероприятий и укреплении принципов «fair play» в Узбекистане.

Закон, направленный на борьбу с коррупцией в спорте, свидетельствует о серьезности намерений страны создать в этой сфере условия для честной конкуренции и повышения доверия к спортивным соревнованиям. Ужесточение законодательства направлено на искоренение коррупционных проявлений и укрепление правового порядка, что в свою очередь поспособствует развитию спорта в стране и укреплению международного имиджа Узбекистана как страны, приверженной честности и справедливости.

Фахриддин ХАЛИЛОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В последние годы в Узбекистане активно внедряются реформы, направленные на цифровизацию судебной деятельности. Эти изменения предоставляют гражданам новые возможности для обращения в суды, способствуют улучшению качества правосудия и повышают уровень открытости судебной системы. Благодаря внедрению электронных услуг, таких как подача заявлений, дистанционное участие в судебных процессах, а также возможность получать судебные акты и информацию о рассмотрении дел через интерактивный портал Верховного суда, система стала более доступной и прозрачной для населения.

Цифровизация судебной системы играет ключевую роль в либерализации обращения граждан в суды для защиты своих прав и интересов. Современные технологии позволяют существенно снизить временные и финансовые затраты на судебные процедуры, делая их более удобными и доступными для граждан. Такие нововведения как подача заявлений через интернет, возможность участия в судебных заседаниях дистанционно и получение информации о ходе судебных разбирательств через онлайн-платформы создают более гибкую и эффективную судебную систему.

Несмотря на значительный прогресс, существующие законы требуют дальнейших изменений для совершенствования судебной системы в контексте цифровизации. Одним из таких изменений является необходимость создания правовых основ для использования мобильной видеоконференцсвязи на судебных заседаниях. Для обеспечения доступности судебного разбирательства для всех граждан, включая тех, кто не может присутствовать физически в зале суда, важным шагом является интеграция новых технологий в процессуальное законодательство.

Недавние изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс, Экономический процессуальный кодекс и Кодекс об административном судопроизводстве направлены на создание правовых основ для дистанционного участия граждан в судебных разбирательствах. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с созданием для населения более благоприятных условий для дистанционного участия в судебных разбирательствах» предполагает внедрение систем видеоконференцсвязи в судах, а также использование мобильных видеосистем для участия в судебных заседаниях. Это обеспечит доступность судебных процессов для лиц, находящихся в отдаленных регионах или по каким-либо причинам не могущих быть присутствующими на заседаниях.

Согласно новым поправкам, теперь участники судебных разбирательств могут участвовать в заседаниях через видеоконференцсвязь, при этом суд будет обязан проверять личность участников и фиксировать их явку. Важным дополнением является требование обязательной аудио- и видеозаписи разъяснений свидетелям, экспертам и другим участникам процесса, что гарантирует защиту их прав и предотвращение возможных злоупотреблений.

Представленные изменения в законодательстве также предполагают упрощение правовых процедур и повышение уровня защиты прав граждан. Новый закон направлен на улучшение доступа к правосудию и обеспечение надежной защиты прав и свобод граждан. Введение видеоконференцсвязи в судебные процессы и расширение дистанционных услуг позволит значительно снизить административные барьеры и сделать судебные разбирательства более доступными для широкого круга граждан.

Введение цифровых технологий в судебную систему Узбекистана открывает новые горизонты для улучшения правосудия и доступа к нему. Актуальные изменения в процессуальные кодексы подчеркивают стремление страны сделать судебные процессы более открытыми, прозрачными и доступными для населения. Эти меры способствуют укреплению доверия граждан к судебной системе и обеспечивают их права и законные интересы в условиях современной цифровой эпохи.

Шохдиёр ШЕРМАТОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому