Искать:

Корректировка размеров алиментов на детей

Забота о детях до достижения ими совершеннолетия является безусловной обязанностью родителей и лиц, их заменяющих. Они должны обеспечивать воспитание, образование, здоровое и полноценное развитие ребенка во всех отношениях. Эта норма закреплена на конституционном уровне и в действующем законодательстве.

Родительская обязанность по содержанию несовершеннолетних детей сохраняется независимо от того, проживают родители совместно или раздельно. Даже если отец или мать не живут вместе с ребенком, в том числе при раздельном проживании в одной квартире, они по-прежнему обязаны обеспечивать своих несовершеннолетних детей всем необходимым.

Если родитель не выполняет свои алиментные обязательства по содержанию несовершеннолетних детей в порядке и размере, установленных по взаимному согласию сторон, либо полностью уклоняется от уплаты алиментов, второй родитель вправе взыскать причитающиеся средства в судебном порядке. Основанием для принудительного взыскания алиментов является решение или судебный приказ.

При этом любое соглашение между родителями об уплате алиментов на несовершеннолетних детей не должно ставить ребенка в худшее материальное положение по сравнению с порядком, предусмотренным законом. Интересы несовершеннолетнего являются приоритетными, и договоренности родителей не могут им противоречить.

В ситуациях, когда между родителями отсутствует соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетних детей или когда один из родителей уклоняется от добровольной уплаты средств на содержание ребенка, а второй родитель не обращается в суд с иском о взыскании алиментов, инициировать судебный процесс вправе органы опеки и попечительства, а также сам несовершеннолетний по достижении 14-летнего возраста. В этом случае алименты будут взысканы с плательщика в размере, установленном законом.

Если отец не исполняет обязанность по обеспечению своих несовершеннолетних детей, мать может самостоятельно обратиться в суд по месту жительства с иском или заявлением о принудительном взыскании с супруга алиментов на содержание ребенка в порядке гражданского судопроизводства.

Статья 99 Семейного кодекса устанавливает размеры алиментов на несовершеннолетних детей в случае отсутствия соглашения об их уплате между родителями:

– На одного ребенка – 1/4 заработка и иного дохода родителя;

– На двоих детей – 1/3 заработка и дохода;

– На троих и более детей – 1/2 заработка и дохода.

Суд может отступить от этих долей как в сторону уменьшения, так и увеличения, с учетом материального и семейного положения сторон, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств.

При отсутствии соглашения и в случае неуплаты алиментов добровольно суд по требованию взыскателя выносит судебный приказ или решение о принудительном взыскании алиментов с плательщика в пользу получателя (матери, опекуна и т.д.) в установленных законом долях от ежемесячного заработка и иных доходов плательщика до достижения ребенком совершеннолетия.

Таким образом, закон определяет базовые доли алиментов, но предоставляет суду право их корректировки в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств.

Адила Султанова,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

Беспрепятственный доступ к правосудию

Согласно новой редакции Основного закона Узбекистана, гражданам гарантируется возможность отстаивать свои права и свободы в судебном порядке. Они наделены правом оспаривать в суде противоправные действия государственных структур, должностных лиц и общественных организаций.

Любое заинтересованное лицо имеет законную возможность обратиться в суд для защиты своего нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в порядке, установленном действующим законодательством.

Отправление правосудия является исключительной прерогативой судебной системы, что закреплено в Законе «О судах» и других нормативно-правовых актах.

Для того чтобы граждане могли беспрепятственно реализовывать свое право на правосудие, им должны быть предоставлены следующие возможности: сокращение судебных издержек, освобождение от уплаты государственной пошлины либо отсрочка ее уплаты, доступ к квалифицированной юридической помощи, а также максимальное территориальное приближение судебных органов к месту проживания населения. Это позволяет создать удобные условия для обращения граждан за судебной защитой.

В Узбекистане уже предпринят ряд мер по повышению доступности правосудия для населения. В частности, по инициативе Президента в соответствии с Указом «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности деятельности районных и городских судов» в некоторых отдаленных районах были созданы специализированные районные суды по гражданским делам.

Кроме того, с целью дальнейшего расширения возможностей граждан получать квалифицированную юридическую помощь были внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс, закон «Об адвокатуре» и иные нормативно-правовые акты в этой сфере.

Практика реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы показала трансформацию социальной роли государства. Приоритет отдается не количественным показателям, а качественным аспектам развития.

Сама реальность подсказывает, что формирование действенных механизмов государственного управления, укрепление взаимодействия власти с институтами гражданского общества будут способствовать повышению уровня жизни населения.

Работа по обеспечению гражданам беспрепятственного доступа к правосудию способствует информированию общества о деятельности судов, эффективной защите нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

Феруза Астанова,

судья Шайхантахурского межрайонного суда по гражданским делам.

ПРАВОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ: ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ В МАХАЛЛЕ «ОТЧОПАР-1»

Согласно графику выездных приемов граждан, организованных руководителями правоохранительных органов Юнусабадского района г.Ташкента, судьи Юнусабадского районного суда по уголовным делам провели выездной прием в махалле «Отчопар-1» данного района.

Судьи изучили обращения граждан по судебно-правовым вопросам. Юридические разъяснения и консультации были даны по всем интересующим соотечественников вопросам.

Судьи данного суда также непосредственно на месте,  провели рассмотрение ходатайства районного отдела пробации об условно-досрочном освобождении от наказания  в отношении двух осужденных лиц в соответствии с установленными законодательными процедурами.

Проведение таких выездных приемов представителями правоохранительной и судебной системы на местах призвано обеспечить доступность правовой помощи и оперативное реагирование на обращения населения.

ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ ВЕРХОВНОГО НАРОДНОГО СУДА КИТАЯ В МИРАБАДСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ СУД ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

В рамках XIX Совещания председателей Верховных судов государств—членов Шанхайской организации сотрудничества делегация во главе с председателем Верховного народного суда Китайской Народной Республики Чжан Цзюнем посетила Мирабадский межрайонный суд по гражданским делам.

Члены делегации получили возможность ознакомиться с условиями и возможностями, созданными для граждан в здании суда. Особое внимание было уделено удобствам, предусмотренным в залах судебных заседаний, комнате для матери и ребенка, залах ожидания. Также гостям продемонстрировали возможность проведения судебных процессов с использованием видео-конференц-связи. Члены делегации остались под большим впечатлением от увиденного. Они положительно отметили наглядные материалы, демонстрационные стенды, а также видеоролики, пропагандирующие информацию о возможностях судебной системы и популяризирующие ее деятельность.

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин» от 7 марта 2022 года, в Мирабадском межрайонном суде по гражданским делам в качестве правового эксперимента по усилению роли профилактики семейных разводов рассматриваются дела, касающиеся семейных пар, находящихся на грани расставания. Для этих целей создана специальная комната, где проводятся встречи супругов с представителями семей.

Членов делегации особенно заинтересовала презентация, основанная на реальных данных и посвященная важности семейных ценностей, совместной работе ответственных организаций по воспитанию детей в семье. Презентация продемонстрировала, что в результате проводимых мероприятий удалось значительно снизить статистику разводов.

В рамках диалога с членами делегации состоялся обмен мнениями по вопросам, касающимся судебной системы, ее реформирования и внедрения передового международного опыта в сфере. Также был затронут вопрос изучения и интеграции положительных практик, применяемых в судебных системах других стран, с целью их возможной адаптации и внедрения.

Выездной прием для жителей Сергелийского, Янгихаётского и Бектемирского районов столицы

На выездном приеме, организованном в хокимияте Сергелийского района, руководители правоохранительных органов столицы изучили обращения жителей по волнующим их вопросам.

В мероприятии приняли также участие руководители Ташкентского городского и Ташкентского городского административного судов, председатели районных и межрайонных судов по уголовным, гражданским и экономическим делам.

В решении проблемных вопросов граждан касательно судебно-правовой сферы приняли участие заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам И. Алимов, судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда А. Ёриев, судья Ташкентского межрайонного административного суда Н. Хидиров, председатель Сергелийского районного суда по уголовным делам З. Бобонов, председатель Янгихаётского районного суда по уголовным делам Б. Ташпулатов, председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам Д. Дадаханова, председатель Яккасарайского межрайонного суда по гражданским делам Г. Эргашев. Мероприятие было организовано для жителей Сергелийского, Янгихаётского и Бектемирского районов столицы.

На выездном приеме суды приняли 27 граждан. 20 рассмотренных вопросов — по гражданским делам, 7 — по уголовным.  По всем обращениям были даны юридические разъяснения, некоторые из них взяты на контроль.

Реализм, конструктивность и открытость к диалогу

Выступая на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций глава государства озвучил масштабные цели и задачи. Выступление лидера Узбекистана вызвало широкий резонанс в мировых СМИ и экспертном сообществе как образец взвешенного и конструктивного подхода.
Центральной темой выступления стала консолидация международных усилий в решении острейших глобальных проблем современности – обеспечение мира и безопасности, борьба с бедностью и голодом, преодоление экологического кризиса. Президент Узбекистана подчеркнул, что в условиях нарастающей геополитической турбулентности требуются неординарные подходы и инициативы на основе взаимного учета интересов всех сторон.
Особо отмечена важность водного фактора для решения социально-экономических и экологических проблем региона.
Президент Узбекистана обозначил также принципиальное видение путей демилитаризации экономических отношений и восстановления доверия в международных делах. В частности, высказана инициатива по формированию глобальной платформы, учитывающей интересы различных стран и способствующей развитию экономических связей.
В своей речи лидер Узбекистана также убедительно аргументировал целесообразность проведения реформ в ООН с учетом современных реалий и оптимизации структуры Совета Безопасности путем его расширения. Такие преобразования, по его мнению, усилят авторитет и эффективность Организации в решении актуальных глобальных проблем.
Выступление Президента Узбекистана на Генассамблее ООН демонстрирует приверженность страны принципам многосторонности и обеспечению региональной и глобальной стабильности через широкий диалог, учет взаимных интересов и применение инновационных подходов. Прозвучавшие предложения и инициативы несут в себе мощный конструктивный потенциал, способствуя налаживанию равноправного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества на благо всего мирового сообщества.

Алимджан Кариев,
судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.

Особенности рассмотрения дел о взыскании алиментов в суде

Семья является основой любого общества, его фундаментом. Когда семьи крепкие и благополучные, тогда и общество стабильное и процветающее. Счастливые семьи — залог счастливого общества. Однако не всегда супружеский союз длится вечно, и некоторые пары расстаются по различным причинам, оставляя детей в уязвимом положении перед этим решением.

В таких случаях возникает вопрос об обеспечении содержания детей, чьи родители развелись. В Узбекистане данные вопросы регулируются Семейным кодексом. Согласно его нормам, если родитель уклоняется от выполнения обязанности по содержанию своих несовершеннолетних детей, то на основании решения суда или судебного приказа с него принудительно взыскиваются алименты.

Законодательство Узбекистана предусматривает правовые механизмы защиты имущественных прав детей при расторжении брака их родителями. Взыскание алиментов является гарантией обеспечения содержания несовершеннолетних в подобных ситуациях.

В случаях отсутствия соглашения между родителями об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей или при неисполнении обязанности по добровольной выплате алиментов, органы опеки и попечительства, имеют право обратиться в суд с иском о взыскании алиментов с отца или матери в размерах, установленных законом.

Согласно статье 99 Семейного кодекса, если между родителями нет соглашения о содержании несовершеннолетних детей, то суд назначает алименты в следующих размерах: на одного ребенка – 1/4 ежемесячного дохода родителя, на двоих детей – 1/3 дохода, на троих и более детей – 2/3 дохода. На ребенка-инвалида размер алиментов увеличивается до 1/2 дохода.

Суд вправе уменьшить или увеличить размер алиментов с учетом материального и семейного положения сторон, а также других заслуживающих внимания обстоятельств.

Законодательство четко регламентирует порядок и размеры взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей в случае отсутствия соглашения между родителями, предоставляя соответствующие права как родителям, так и органам опеки.

Когда речь заходит об алиментах, большинство людей понимают под этим денежные средства, выплачиваемые одним из родителей на содержание ребенка. Однако понятие алиментов имеет более широкий смысл. Согласно статье 110 Семейного кодекса Узбекистана, родители также имеют право взыскивать алименты со своих совершеннолетних трудоспособных детей в случае их уклонения от оказания материальной помощи.

Размер алиментов, подлежащих уплате детьми на содержание родителей, определяется судом с учетом семейного и материального положения сторон. При этом суд должен учитывать наличие всех совершеннолетних трудоспособных детей независимо от того, предъявлялись ли требования о взыскании к ним алиментов или нет.

К сожалению, некоторые родители пытаются уклониться от уплаты алиментов на содержание детей, скрывая свои реальные доходы или вовсе уклоняясь от выплат. Своевременное и правильное рассмотрение судами заявлений о взыскании алиментов не только защищает права и интересы детей, но и повышает ответственность родителей.

Суды определяют размер алиментов в строгом соответствии с законодательством, тщательно анализируя материальное положение сторон и другие обстоятельства дела. Это позволяет обеспечить справедливый баланс интересов как родителей, так и детей.

В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, повлекших дополнительные расходы на содержание ребенка (тяжелая травма, болезнь и т.п.), родитель обязан участвовать в их покрытии. Если родитель отказывается нести дополнительные расходы, суд вправе взыскать их в фиксированной сумме, частично компенсируемой деньгами, с учетом материального и семейного положения сторон.

Законодательство предусматривает гибкий подход к определению порядка и размеров алиментов в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств семьи. Это позволяет максимально обеспечить интересы ребенка при назначении алиментных выплат.

Решения суда о взыскании алиментов и судебные приказы подлежат незамедлительному исполнению в порядке, установленном законодательством.

Лица, уклоняющиеся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных нуждающихся детей, могут быть лишены родительских прав или привлечены к уголовной ответственности. Невыполнение решений о выплате алиментов родителям также влечет уголовную ответственность.

Освобождение или уменьшение задолженности по алиментам по соглашению сторон допускается только при их взаимном согласии, кроме случаев выплат на содержание несовершеннолетних детей.

Если суд установит, что должник не платил алименты по болезни или другим уважительным причинам, а его материальное положение не позволяет погасить долг, то по иску взыскателя он может быть полностью или частично освобожден от уплаты задолженности.

Законодательство содержит жесткие меры ответственности за неуплату алиментов, особенно на несовершеннолетних детей, при этом предусматривая некоторую гибкость в исключительных случаях при наличии уважительных причин и с учетом интересов сторон.

Бобир Исламов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

Обращения не оставлены без внимания

В парке «Сеул», расположенном в Учтепинском районе столицы, для жителей Чиланзарского, Учтепинского, Яккасарайского районов прошел выездной прием руководителей правоохранительных органов города Ташкента.

В ходе мероприятия руководители правоохранительных органов столицы заслушали обращения соотечественников по волнующим их вопросам.

На выездном приеме также приняли участие председатели городских, районных, межрайонных судов по уголовным, гражданских, экономических делам, а также руководство Ташкентского городского административного суда.  

Председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов и Председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов лично приняли соотечественников и помогли им в решении наболевших вопросов. Заявителям были даны соответствующие юридические разъяснения. А обращения для решения которых необходимо время взяты на контроль.

Важная веха по борьбе с наркопреступностью

Президент Узбекистана подписал Указ об устранении негативного воздействия наркотических средств и психотропных веществ на здоровье и генофонд населения путем их контролирования. В рамках документа утверждена Национальная стратегия противодействия наркомании и наркопреступности.

Предусмотрены меры по формированию в обществе, особенно среди женщин и молодежи, иммунитета к наркомании, нетерпимого отношения к потреблению наркотиков в учебных заведениях. Планируется внедрение эффективных информационно-пропагандистских и профилактических механизмов предотвращения распространения психоактивных веществ.

Важным направлением является реализация адресных мер по развитию системы качественной наркологической помощи на основе новых методов, совершенствование системы ранней профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наркомании и токсикомании.

Также предусмотрены меры по пресечению новых способов незаконного оборота наркотиков, особенно через интернет, развитие комплекса оперативно-розыскных, следственных и экспертно-криминалистических мер в этой сфере с использованием цифровизации.

Для координации усилий сформированы Государственная комиссия и ее региональные комиссии по контролю за наркотиками. Создан Национальный центр по контролю за наркотиками при Администрации Президента в качестве координирующего органа Госкомиссии.

Разработанная по инициативе Президента Шавката Мирзиёева Национальная стратегия по борьбе с наркоманией и наркопреступностью в Республике Узбекистан на 2024-2028 годы выступает важной вехой в развитии и модернизации эффективной системы борьбы с трансграничной преступностью для достижения Целей ООН в области устойчивого развития до 2030 года.

При этом Национальная стратегия уделяет особое внимание определению перспективных многосторонних международно-правовых инструментов, к которым Узбекистан может присоединиться в будущем.

Безусловно, это будет способствовать дальнейшему укреплению образа Узбекистана на международной арене с сохранением достигнутого положительного потенциала республики в области борьбы с наркотиками.

Нилуфар Дадабаева,

судья Мирабадского районного суда по уголовным делам.

Стратегия «Узбекистан-2030»: курс на построение свободного и процветающего государства

11 сентября Указом Президента была утверждена Стратегия «Узбекистан-2030» — программный документ, призванный воплотить в жизнь стремление народа к построению свободного, процветающего и сильного Нового Узбекистана.

Стратегия нацелена на создание условий для раскрытия потенциала каждого гражданина, воспитание здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирование экономики, интегрированной в глобальные производственные цепочки, а также обеспечение справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности в стране.

Ключевыми идеями Стратегии «Узбекистан-2030» являются: вхождение в число стран с доходом выше среднего благодаря устойчивому экономическому росту; создание системы образования, здравоохранения и социальной защиты, отвечающей потребностям народа и международным стандартам; формирование благоприятных экологических условий; построение справедливого и современного государства, служащего интересам народа; гарантированное обеспечение суверенитета и безопасности страны.

Поставленные задачи свидетельствуют о том, что в Узбекистане на первый план выходят честь и достоинство человека. Повышение человеческого потенциала, реализация чаяний граждан, обеспечение для них мирной, счастливой и благополучной жизни рассматриваются как главные цели развития страны.

Следует также отметить, что либерализация правовой системы и экономики, демократизация и модернизация государства осуществляются в Узбекистане поэтапно и взаимосвязано, с учетом национальной специфики и передового международного опыта. Реформы проводятся последовательно, принимая во внимание уникальные особенности страны, но при этом ориентируясь на лучшие мировые практики.

Важнейшей составляющей правового демократического государства является эффективная и справедливая судебно-правовая система, гарантирующая защиту прав и интересов граждан, что создает благоприятные условия для процветания и прогресса страны.

В Узбекистане за годы независимого развития был реализован комплекс реформ, направленных на совершенствование судебно-правовой сферы с целью превращения ее в основной инструмент обеспечения надежной защиты прав человека и подлинной независимости судебной власти.

Формирование действенной судебной системы, соответствующей принципам верховенства права, стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Для укрепления гарантий справедливого правосудия были приняты важные законодательные акты и осуществлены институциональные преобразования.

В целях активного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в работу судов, повышения оперативности судопроизводства были предприняты масштабные меры по информатизации и эффективному использованию компьютерной техники. Велась работа по созданию в судах информационных систем и ресурсов, расширению сферы оказания интерактивных услуг бизнесу и населению. Важнейшим шагом стало внедрение электронного судопроизводства, успешно применяемого во многих странах.

Суды оснастились современным компьютерным оборудованием, разрабатывались специализированные программные продукты для автоматизации судебных процессов. Созданы электронные базы данных судебной практики и законодательства. Граждане и предприниматели получили возможность подавать документы в суд, отслеживать движение дел в электронном виде.

Комплексная информатизация судебной системы позволила существенно повысить качество и доступность правосудия, сократить сроки судопроизводства, обеспечить открытость судебной информации для общества.

Ибрагим Алимов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам.

Перейти к содержимому