Конституция – это фундамент, на котором строится каждое государство, обеспечивая соблюдение законов и прав граждан. История Узбекистана тесно переплетена с историей его Конституции. С самого момента обретения независимости в 1991 году, страна проделала недолгий, но трудный путь, сталкиваясь с разнообразными политическими и социальными вызовами. В течение десятилетий Конституция Узбекистана совершенствовалась в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и потребностями страны.
Первая Конституция Узбекистана была принята 8 декабря 1992 года и установила фундаментальные принципы независимости, суверенитета и прав человека. Однако, с течением времени стало ясно, что дополнительные изменения и реформы, которые могли бы расширить гарантии гражданских прав и свобод, а также укрепить институты гражданского общества, необходимы для адаптации Конституции к современным вызовам.
Серьезные обсуждения о реформировании Конституции начались в стране еще в начале 2020-х годов. Общество и Правительство признали необходимость улучшения законодательной базы для обеспечения более активного участия граждан в политической жизни страны и создания более эффективных институтов гражданского общества и государственной власти. Эти усилия по реформированию Конституции получили широкую поддержку как со стороны политических партий, так и со стороны гражданского общества.
В 2023 году началась новая глава в истории Конституции Узбекистана. Наступил момент, когда страна решила внести существенные изменения в свой основной правовой документ, чтобы лучше отражать потребности современного общества.
И как отметил Президент Республики Узбекистан 30 апреля стала неизгладимой страницей в истории нашей страны, ведь в этот день произошло уникальное и знаковое событие. Впервые в истории нашего государства мы приняли новую Конституцию через широкий всенародный референдум.
Одной из важнейших задач этой Конституции было сплотить наш народ еще теснее и сделать Конституцию таким, чтобы каждый гражданин мог увидеть в ней отражение своих мечт, желаний, прав и интересов. Другими словами, это была попытка предоставить возможность каждому человеку нашей страны находить решение своих жизненных проблем в этом важном правовом документе.
Проведенный референдум четко продемонстрировал, насколько население страны развило свое политическое и юридическое мышление. Это подтверждает, что народ непосредственно, активно участвовал в создании новой Конституции и внес свой вклад в формирование законов.
2023 год в Узбекистане пришел с надеждой на новое будущее. Этот год стал свидетельством начала важных исторических изменений в Конституции Узбекистана. Это время, когда страна решила пересмотреть свой основной правовой документ, чтобы лучше соответствовать вызовам современного мира и ожиданиям своих граждан.
С начала года начались живые обсуждения и дебаты в обществе, политических и правительственных кругах о том, какие изменения и реформы необходимо внести в Конституцию. Этот процесс был открытым и включал широкий круг участников, включая представителей различных политических партий, общественных активистов и экспертов в области права и политики.
Одним из ключевых моментов начала реформ 2023 года стало стремление к улучшению механизмов участия граждан в политической жизни страны. Узбекистан начал двигаться в направлении активизации демократических процессов и усиления роли граждан в формировании политики и принятии решений. Это было сделано с учетом мнения и пожеланий граждан и призвано создать более ответственные и отзывчивые органы власти.
Важным аспектом начала реформ было стремление к обеспечению более широкой защиты прав и свобод граждан. Узбекистан стремится к совершенствованию механизмов судебной защиты, укреплению гарантий свободы слова и медиа, а также к соблюдению международных стандартов прав человека.
В 2023 году Узбекистан внес множество изменений в свою Конституцию, которые оказали глубокое воздействие на страну и ее граждан. Однако, эти изменения не были внесены в изоляции от общества, они стали результатом активного участия народа, который считал важным принять активное участие в формировании своей будущности.
Одной из заметных черт конституционной реформы было стремление к вовлечению каждого гражданина в этот процесс. Общественные консультации, форумы, исследования мнений и предложений граждан стали неотъемлемой частью процесса реформирования. Каждый гражданин имел возможность выразить свое мнение, высказать свои предложения и поделиться своим видением будущего Узбекистана.
Это активное участие народа оказало глубокое воздействие на формирование ключевых изменений и реформ. Конечный результат был результатом коллективных усилий и разнообразных точек зрения. В этом контексте Конституция стала не просто документом, но и отражением множества мечт, желаний, прав и интересов граждан.
Результатом этой уникальной коллективной работы стали несколько ключевых изменений в Конституции Узбекистана, направленных на создание более открытой и ответственной системы управления, а также на укрепление защиты прав и свобод граждан. Вслед за этими изменениями, Узбекистан начал разрабатывать законы, которые соответствуют новой Конституции и уделяют особое внимание участию граждан в принятии решений.
Эти реформы не только укрепили связь между правительством и гражданами, но также создали обещающую рамку для будущего развития Узбекистана.
Реформы Конституции Узбекистана в 2023 году имели огромное значение для будущего страны и ее граждан. Эти изменения затронули множество аспектов политической и правовой системы и призваны содействовать современным вызовам.
Одним из важнейших аспектов этих реформ было усиление демократических процессов и активизация участия граждан в политической жизни. Новая Конституция предоставила более широкие возможности для свободного выражения мнений и участия в принятии решений. Это содействует формированию более ответственных и открытых органов власти, которые могут лучше отражать интересы и потребности граждан.
Конституционные реформы, внесенные в судебную систему, имеют стратегическое значение для обеспечения справедливости и законности. Одним из ключевых аспектов этих реформ является укрепление независимости судей. Теперь судьи обладают большей независимости и защитой от внешних влияний, что способствует более объективным и непредвзятым решениям в судебных делах.
Кроме того, реформы Конституции придали новый импульс судебной системе и гарантиям соблюдения прав человека. Укрепление механизмов судебной защиты и обеспечение свободы слова и медиа стали важными шагами в обеспечении справедливости и прозрачности. Безусловно, эти реформы способствуют укреплению правосудия и обеспечению конституционных прав граждан нашей страны.
Новая Конституция провозглашая, что обеспечение прав и свобод человека являются высшей целью государства, в ней нормы касающиеся прав граждан увеличены в более 3-х раз.
Теперь в Конституции закреплено, что никто не может быть подвергнут наряду с арестом, содержания под стражей, но и задержанию, заключению под стражу или иному ограничению свободы иначе как на основании закона.
При этом, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Следует особо подчеркнуть, без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов и согласно по «Правилу Миранды» каждому лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания. Согласно этим правилам каждому задержанному лицу в первые же секунды должны быть разъяснены на простом языке его право молчать, при допросе требовать адвоката и другие права. Следовательно, в Конституции отражены почти все меры защиты лиц попавших под уголовное преследование от произвола должностных лиц государственных органов.
Дополнение Конституции нормой, что все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного является общечеловеческой нормой. Эта норма важная гарантия презумпции невиновности. При этом, подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание. Обычно, лица при возбуждении уголовного дела в отношении его попадают в тяжелое психологическое состояние, теряются, и не всегда могут контролировать себя, а также осознавать полностью свои права.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников. Лицо не может быть признано виновным или подвергнут наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него.
Дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны полностью выяснить совершено ли преступление, кто виновен в его совершении, и все обстоятельства, связанные с ним. Эта норма на конституционном уровне возлагает особенную ответственность на органы следствия при доказательстве вины обращать пристальное внимание не только на признательные показания лица, но и обязанность предъявлять обвинение только проверенными следственным путем в совокупности другими достоверными доказательствами.
Внесение данной нормы в Конституцию имеет значение для выяснения правды при совершении преступления, а также не допускать привлечения к уголовной ответственности невиновных лиц и в тоже время выяснять действительно виновных лиц совершивших преступление.
Норма о судимости лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников помог снять ограничения осуществления прав их.
Согласно части второй статьи 31 Конституции каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда. Ограничение любого действия лица, связанного с его ограничением свободы, может быть осуществлено только на основании решения суда. Это является одним из правил «Хабеас корпус».
При этом необходимость проведения обыска в жилище и прослушивание телефонных переговоров должны быть обоснованы дознавателем, следователем и прокурором. Только после разрешения суда можно будет прослушать телефонные переговоры, провести обыск в месте проживания лица.
Потому что, в данном случае, суд в отношении лица, на которого со стороны дознавателя, следователя и прокурора возбуждено уголовное дело является нейтральным, беспристрастным. Таким образом, осуществление с разрешения суда ограничение конституционных прав лиц при проведении следственных действий обеспечивает защиту и неприкосновенность частной жизни, чести и достоинства лица, касающиеся его личных сведений.
В соответствии со статьей 47 Основного закона каждый имеет право на жилище. Никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков. Этим были решены злободневные вопросы о сносе жилищ граждан в одностороннем порядке, без предварительного возмещения стоимости жилья и понесенных им убытков.
Каждому для восстановления своих нарушенных прав и свобод гарантируется право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки.
Каждый вправе в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта норма гарантирует возможность для каждого гражданина, право для обращения в международные организации после рассмотрения обращения гражданина соответсствующими государственными органами и судом, и если после этого не были защищены их права или не были приняты меры.
Это право дает лицу, если он не удовлетворен созданными всеми механизмами правовой защиты в государстве, то может защищать и оспаривать свои права на международном уровне, использовав международные акты (конвенции, соглашения, пакты и другие).
Также в части второй статьи 133 Конституции закреплено, что граждане и юридические лица вправе обращаться в Конституционный суд Республики Узбекистан с жалобой о соответствии Конституции закона, примененного в отношении них судом в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено, и если все другие средства судебной защиты исчерпаны.
Этой нормой установлено право обращения в Конституционный суд с жалобой о проверке соответствия Конституции примененного закона со стороны суда, если гражданин или юридическое лицо считают, что по их мнению при рассмотрении уголовного, гражданского, экономического или административного дела, во-первых, закон нарушает их конституционные права и свободы, во-вторых, закон не соответствует Конституции, в-третьих, закон применен в рассмотренном, конкретном деле, в-четвертых, все другие средства судебной защиты исчерпаны.
В новой редакции нашей Конституции была представлена новая глава, посвященная адвокатуре. Это стало важной частью конституционного документа устанавливающей основы оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в стране.
Адвокатура в Узбекистане основывается на принципах законности и независимости, что предоставляет собой фундаментальную гарантию обеспечения прав и законных интересов граждан.
Одним из важных положений новой редакции Конституции является запрет на вмешательство в работу адвокатов. Это означает, что никакие ограничения или вмешательства в их профессиональную деятельность не допускаются. Такое положение способствует независимости адвокатов и обеспечивает надежные условия для защиты граждан.
Эти нововведения в Конституции свидетельствуют о стремлении государства к созданию справедливой и прозрачной системы правосудия, где адвокаты занимают важную роль в обеспечении соблюдения прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эта глава подчеркивает значение адвокатуры как важного института в защите прав человека и правопорядка в Узбекистане.
Значение этих реформ также распространяется на экономический сектор Узбекистана. Усиление правовой защиты инвестиций и предпринимательства создает более благоприятную среду для бизнеса и привлечения иностранных инвестиций. Это может способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест.
Исключительно важным следствием реформ Конституции является укрепление позиции Узбекистана на мировой арене. Соблюдение международных стандартов прав человека и демократии укрепляет доверие к стране и содействует развитию долгосрочных партнерств с другими странами и международными организациями.
Наконец, эти реформы ставят Узбекистан в лучшее положение для решения сложных вызовов и задач, стоящих перед страной. Они создают основу для устойчивого развития, способствуя обеспечению процветания и благополучия граждан.
Реформы Конституции Узбекистана привлекли внимание международного сообщества и вызвали широкую международную реакцию. Эти изменения были встречены положительно и с интересом, поскольку они выразили стремление Узбекистана к усилению демократических процессов и соблюдению прав человека.
Многие страны и международные организации выразили свою поддержку Узбекистану в этом ключевом периоде его развития. Партнеры по сотрудничеству приветствовали шаги Узбекистана в сторону более открытой и демократической системы и выразили готовность содействовать внедрению и поддержанию этих реформ.
Узбекистан вступает в новый этап своей истории, и существует ряд вызовов, которые необходимо преодолеть. Одним из таких вызовов является обеспечение эффективной реализации новых норм и положений Конституции, а также обучение граждан и учреждений, чтобы они могли лучше использовать свои права и возможности.
С другой стороны, новая Конституция предоставляет Узбекистану больше возможностей для участия и развития международных отношений. Страна может активно сотрудничать с международными организациями, развивать торговые связи, участвовать в решении глобальных проблем и привлекать инвестиции для содействия устойчивому экономическому росту.
Реформы Конституции Узбекистана в 2023 году открывают новую главу в развитии этой важной страны Центральной Азии. Они пришли в ответ на изменяющиеся вызовы мира и в стремлении Узбекистана стать более современным, демократичным и открытым обществом.
Эти изменения в Конституции, направленные на усиление демократических институтов, соблюдение прав человека и поддержку экономического развития, несомненно, имеют важное значение для будущего страны. Они подчеркивают роль Узбекистана в мировом сообществе и его стремление к соблюдению международных стандартов и норм.
Ключевым элементом этого процесса было активное участие граждан Узбекистана, что свидетельствует о желании народа принимать активное участие в формировании своего будущего. Этот диалог между властью и обществом создает основу для более сильной и устойчивой системы управления.
В свете этих больших перемен, Узбекистан открывает новые перспективы для себя и своих граждан. Это вызов для страны продолжать, углублять свои реформы, укреплять демократические институты и продвигаться вперед к светлому будущему для всех своих граждан.Именно на основе приобретенного в процессе реализации Стратегии развития Нового Узбекистана опыта и результатов общественного обсуждения была разработана Стратегия «Узбекистан-2030», которая утверждена Указом Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158.
В обновленных конституционно-правовых условиях требуется усовершенствовать основные направления развития страны и вывести осуществляемые широкомасштабные реформы на совершенно новый этап. При этом, одним из приоритетных направлений является обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на служение народу.
Стратегия будет способствовать для установления эффективного судебного контроля государственных органов и их должностных лиц, повышения доступа граждан к правосудию. Будут рассмотрены вопросы выдачи санкции на некоторые ограничения лиц, расширения применения мер пресечения и правового воздействия, назначения наказания. Несомненно, это будет способствовать лицам, совершившим преступления встать на путь исправления.
Новый Узбекистан сегодня демонстрирует свою решимость к прогрессу и соблюдению ценностей, которые делают наш мир более справедливым и открытым для всех. Эти реформы становятся важным элементом нашей истории, и Узбекистан продолжит двигаться вперед, руководствуясь своими национальными интересами и вкладываясь в международное сотрудничество. И я как все граждане, живущие на нашем родном, многонациональном Узбекистане, уверен в будущее и что Новый Узбекистан станет мощным, процветающим государством, занимающий достойное место на мировой арене.
Ибрагим Алимов,
заместитель председателя Ташкентского городского суда –
председатель судебной коллегии по экономическим делам.