Новый Узбекистан — новый суд
В рамках принципа «Новый Узбекистан – новый суд» предусмотрены расширение возможностей доступа населения к правосудию, активизация реформ в судебно-правовой системе, внедрение в сферу передовых международных стандартов.
Планируется реализовываться важные задачи, направленные на обеспечение правосудия. На основе идеи «Во имя чести и достоинства человека» будет сформирована подлинно справедливая судебная система, деятельность которой будет направлена на эффективную защиту интересов народа, чести и достоинства человека.
За счет принятия справедливых судебных решений укрепится доверие народа, в том числе предпринимателей, к судебной системе. Главное – необходимо, чтобы каждый человек видел в судах и судьях своего надежного защитника.
В судах гражданам и предпринимателям будут созданы все возможности для защиты своих прав и законных интересов, в судебном делопроизводстве будут полностью применяться принципы состязательности и равенства сторон. Будет совершенствоваться законодательство, направленное на обеспечение объективности судов на практике.
Деятельность судов будет полностью переведена в цифровой формат, будут внедрены технологии искусственного интеллекта. Улучшится межведомственный обмен электронными данными, расширятся возможности дистанционного участия в судебных заседаниях.
Наряду с этим намечены усиление гарантий независимости и неприкосновенности судей, разработка эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду и вмешательства в судебные дела, обеспечение неукоснительного исполнения судебных решений, повышение ответственности государственных органов и местных хокимиятов в этом направлении. Путем привития высокой культуры общения судьям и работникам судов у каждого гражданина и предпринимателя, обратившегося в суд, будет формироваться чувство удовлетворенности его работой, а в конечном итоге – государством.
Известно, что любое воздействие или давление на судью наносит ущерб качеству правосудия. В целях обеспечения подлинной независимости судей государством создаются все условия для строгого наказания за любое вмешательство в деятельность судей, безопасность их работы. В этой связи предусмотрены следующие меры по усилению независимости судов и обеспечению неприкосновенности судей: разработка эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, для достижения этой цели – усиление мер административной ответственности и установление уголовной ответственности, усиление мер ответственности за вмешательство в разрешение судебных дел и неисполнение судебных актов, а также внедрение действенных механизмов, направленных на обеспечение исполнения судебных актов, внедрение порядка обязательного информирования общественности об итогах каждого уголовного дела касательно вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия через средства массовой информации.
Будет сформирован Корпус специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия. Разработанная Концепция информационной политики судебной системы на 2023-2026 годы обеспечит доведение проводимой судами работы до широкой общественности.
Садокат САФОЕВА,
судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.
Реализация 100 целей по 5 основным направлениям
Указом главы государства «О Стратегии Узбекистан-2030» от 11 сентября 2023 года предусматривается реализация 100 целей по 5 основным направлениям.
В качестве основных были отмечены создание для каждого человека достойных условий для реализации своего потенциала, повышение благосостояния населения за счет устойчивого экономического роста, сохранение водных ресурсов и охрана окружающей среды, обеспечение верховенства закона, продолжение работы по превращению страны в безопасное и миролюбивое государство.
В пункте 2 четвертого направления стратегии говорится об обеспечении верховенства закона и реформировании судебно-правовой системы. В нем определен ряд приоритетных задач. В частности, цель 84 направлена на обеспечение верховенства Конституции и законов, превращение надежной защиты прав и свобод человека в главный критерий судебно-правовых реформ. Она подразумевает сокращение с 30 процентов до 20 процентов практики назначения наказания в виде лишения свободы, увеличение не менее, чем в 2 раза возможностей дистанционного осуществления некоторых процессуальных действий в деятельности судов и следственных органов.
Кроме того, определены такие приоритетные задачи, как установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, дальнейшее развитие системы административного правосудия, усиление независимости судебной власти и обеспечение открытости ее деятельности.
Полноценная и качественная реализация приоритетных задач в судебно-правовой сфере, предусмотренных стратегией, будет способствовать повышению эффективности правосудия.
Жахонгир ОДИЛОВ,
судья Учтепинского районного суда по уголовным делам.
ВЫСОКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций имеет важное значение тем, что в нем отмечалась необходимость сохранения духа согласия и практического сотрудничества, сплочения стран на основе того, что общие интересы выше существующих противоречий.
Президент нашей страны, акцентировав внимание на масштабных реформах, осуществленных в Узбекистане в последние годы и носящих необратимый характер, выдвинул ряд инициатив, направленных на решение наиболее актуальных вопросов глобальной и региональной повестки дня. В частности, поддерживая инициативу Генерального секретаря Организации Объединенных Наций «Глобальный акселератор создания рабочих мест и социальной защиты», глав государства предложил провести в нашей стране в 2024 году под эгидой Организации Объединенных Наций Всемирную конференцию «Социальная защита: путь к устойчивому развитию».
Внимание участников встречи было обращено на масштабные реформы, реализуемые в Узбекистане на основе благородной идеи «Во имя чести и достоинства человека», а также на результаты, достигнутые в области защиты прав человека и полной ликвидации принудительного и детского труда.
Президент Узбекистана выдвинул инициативу принятия резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Центральная Азия перед лицом глобальных климатических угроз: солидарность во имя общего процветания» и обсудить ее основные положения на международном климатическом форуме, который пройдет в Самарканде в следующем году.
Фаррух ЭРГАШЕВ,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.
Ревизионная инстанция: пересмотр судебных решений
В последние годы для дальнейшего расширения доступа населения к правосудию в рамках принципа «Новый Узбекистан — новый суд» осуществлены важные реформы, направленные на обеспечение приоритета человеческого достоинства.
В частности, в нашей стране проведена последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия. В результате проведенной работы степень защиты прав и законных интересов лиц в процессе отправления правосудия перешла на новый уровень.
Вместе с тем на сегодняшний день анализ института пересмотра судебных решений показал необходимость пересмотра действующего порядка путем совершенствования данного института.
В связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений» (№ ЗРУ-887, Принят Законодательной палатой 15 августа 2023 года
Одобрен Сенатом 27 октября 2023 года, подписан Президентом 25 декабря 2023 г.) усовершенствован институт пересмотра судебных актов.
Настоящим Законом вносятся изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающие искоренение чрезмерной централизации рассмотрения судебных дел, введение стадий рассмотрения дел в областных и приравненных к ним судах в апелляционном или кассационном и в ревизионном порядке, пересмотр дел в Верховном суде Республики Узбекистан в ревизионном порядке и в Президиуме Верховного суда Республики Узбекистан, исключение порядка направления вышестоящими судами отмененных решений нижестоящих судов вновь в эти суды для нового рассмотрения, возложение на каждую судебную инстанцию обязанности выносить окончательное решение по делу, введение ревизионной инстанции к стадиям пересмотра судебных решений.
Согласно вносимым изменениям при рассмотрении гражданских дел отменяется порядок направления судами апелляционной и кассационной инстанций дел на новое рассмотрение в суды первой инстанции. Отныне они ответственны за вынесение окончательного решения по делу.
Вступившие в законную силу решение, определение, постановление межрайонных судов по гражданским делам по делам рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, а также определение суда апелляционной или кассационной инстанции могут быть обжалованы (опротестованы) в ревизионном порядке.
Жалоба (протест) в ревизионном порядке подается в течение года со дня вступления в законную силу решения, определения, постановления суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) в ревизионном порядке, суд ревизионной инстанции вправе:
– оставить решение, определение или постановление без изменения;
– отменить решение, определение или постановление полностью либо в части и принять новое решение, определение или постановление;
– изменить решение, определение, постановление полностью или в части;
– отменить решение, определение, постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной или кассационной инстанции, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 4 части первой статьи 3722 и пунктом 4 части второй статьи 3724 настоящего Кодекса;
– отменить решение, определение или постановление полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу полностью или в части по основаниям, указанным настоящим Кодексом.
– отменить некоторые судебные акты и оставить в силе одно из ранее принятых по делу судебных актов.
Указания суда ревизионной инстанции, изложенные в определении, постановлении обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.
Суд ревизионной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какое решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Данные изменения в законодательстве вступили в силу с 1 января 2024 года.
Внесенные изменения в гражданском процессуальном законодательстве будут служить дальнейшему повышению гарантий конституционных прав граждан Республики Узбекистан на судебную защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов в судах, повышению уровня доступа к правосудию, более пропорциональному определению объема работы и нагрузки судей, дальнейшему повышению ответственности судов, полному и своевременному рассмотрению дел, эффективному использованию возможностей среднего звена — областных и приравненных к ним судов при пересмотре судебных решений, а также сокращению материальных и временных затрат граждан в судах.
Алимджан КАРИЕВ,
судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.
Ориентир в формировании единой судебной практики
Сегодня защита прав и законных интересов человека является одним из приоритетных направлений государственной политики. А эффективная защита человеческого достоинства — главная задача судов.
Реформы судебно-правовой системы направлены, прежде всего, на обеспечение прав и свобод граждан, повышение доверия к суду, дальнейшее повышение престижа судебной власти, достижение ею реальной независимости.
В последние пять лет была проделана значительная работа по превращению судебной власти в поистине независимый орган, фактически защищающий права и свободы человека. При этом важно укреплять доверие народа к судебной системе, добиваясь справедливого принятия судебных решений, чтобы каждый человек видел в лице суда и судей своего надежного защитника.
Присутствие в Конституции Республики Узбекистан норм о том, что каждый имеет право на достойный труд, свободный выбор профессии и вида деятельности, работать в благоприятных условиях труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, получать справедливую оплату труда без какой-либо дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы в установленном законом порядке возлагают на суды большую ответственность за рассмотрение дел, вытекающих из их отношений.
Это достигается только за счет создания гражданам и предпринимателям всех возможностей для защиты своих прав и законных интересов в судах, полной реализации принципов равенства сторон в споре и в судебном процессе, совершенствования законодательства, направленного на практическое обеспечение беспристрастности судов.
28 октября 2022 года был подписан закон «Об утверждении Трудового кодекса Республики Узбекистан». В отличие от Трудового кодекса в первой редакции 1995 года, в новом Трудовом кодексе основным принципом определены такие приоритеты, как запрет принудительного труда, недопущение ухудшения правового положения работника.
В связи с принятием нового Трудового кодекса в целях поиска решений проблем, возникающих в судебной практике в процессе рассмотрения гражданских дел, вытекающих из трудовых отношений, и формирования единообразной судебной практики, было принято Постановление Пленума Верховного суда «О применении судами законодательства, регулирующего прекращение трудового договора (контракта)».
В Постановлении Пленума указаны различные аспекты применения норм трудового законодательства на практике.
К примеру, в старой редакции Трудового кодекса установлен месячный срок со дня выдачи работнику копии приказа о расторжении с ним трудового договора по трудовым спорам, в новой редакции — этот срок продлен до трех месяцев.
В этой связи постановлением Пленума установлены условия предоставления работнику трудовой книжки или выписки из электронной трудовой книжки в связи с отсутствием или отказом в получении документов в день расторжения трудового договора, а также копии приказа о расторжении трудового договора.
В судебной практике возникло немало споров по поводу норм, зафиксированных в статье 97 и статье 99 Трудового кодекса в старой редакции при расторжении трудового договора. Поэтому в новый Трудовой кодекс внесена новая норма о том, что при расторжении трудового договора по соглашению сторон оно должно быть оформлено в письменной форме с дополнительным соглашением о трудовом договоре, в котором должны быть указаны дата расторжения трудового договора, дата заключения дополнительного соглашения и реквизиты сторон. Также в постановлении пленума даны разъяснения по изменениям в новом Трудовом кодексе относительно сроков предварительных испытательных сроков.
Таким образом, принятое Постановление Пленума служит важным ориентиром в формировании единой судебной практики и судебной защиты законных прав и интересов работодателя и работников.
Мукаддас Гуламова,
председатель Шайхантахурского межрайонного суда по гражданским делам.
Стратегия «Узбекистан-2030»: недопущение конфликта интересов
В 89-й цели Стратегии «Узбекистан – 2030» определены показатели эффективности, которые необходимо достичь до 2030 года в направлении борьбы с коррупцией.
Среди них достижение обретения не ниже 50-й позиции в Индексе восприятия коррупции, объявляемом международной организацией «Transparency International»; достижение уменьшения в 2 раза случаев нарушения требований актов законодательства о государственных закупках; широкое внедрение общественного контроля при осуществлении государственных закупок; обеспечение разработки 100 процентов нормативно-правовых актов на основе принципа «законодательство, свободное от коррупции».
Утверждена Программа мер по качественной и своевременной реализации Стратегии «Узбекистан-2030» в 2023 году для достижения указанных целевых показателей. В рамках данного документа предлагает усилить санкцию статьи 1758 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (нарушение законодательства о государственных закупках), а также увеличить размер штрафа.
Если раньше по этой статье к ответственности привлекались только должностные лица, то теперь, вместе с должностными лицами предлагается привлечь к ответственности и исполнителей, отвечающих за государственные закупки.
В целях выявления и устранения коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах и их проектах принят Закон Республики Узбекистан «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов».
Законом определен порядок осуществления государственными органами мониторинга за соблюдением требований законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и коррупциогенных факторов в данных актах и их проектах.
Также установлено, что граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации могут участвовать в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, проводимой государственными органами и организациями.
Сардор СОДИКОВ,
председатель Мирабадского районного суда по уголовным делам.
УСКОРЕНИЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОВЫШЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН
Узбекистан продолжает совершенствовать свою правовую систему, и одним из ключевых изменений стал новый Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с усовершенствованием института проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений».
Этот закон, вступил в силу с 1 января и внес ряд значительных изменений в сферу судопроизводства.
Согласно новому закону, существенно сокращается срок для подачи апелляционных жалоб (протестов) на приговоры суда. Теперь оно сокращено с 20 суток до 10 суток, что способствует ускорению апелляционных процедур и повышению эффективности судебного процесса.
Кроме того, в Уголовно-процессуальный Кодекс вводится новая статья, которая регламентирует порядок пересмотра дел в ревизионном порядке. Это означает, что теперь стороны могут обратиться с жалобой в ревизионном порядке на приговоры и определения:
Суда первой инстанции, рассмотренные в апелляционной или кассационной инстанциях, соответствующей ревизионному порядку.
Судов апелляционной или кассационной инстанции, соответствующей ревизионной инстанции.
Однако, пересмотр в ревизионном порядке обвинительных приговоров или определений суда, в случае, если в жалобе или протесте появляется вопрос об ухудшении положения осужденного, а также в случае оправдательного приговора или определения о прекращении дела, допускается только в течение года с момента вступления приговора в законную силу.
Важным аспектом является также то, что доказательства, которые не были исследованы судами в предыдущих инстанциях, могут быть рассмотрены судом, если лицо предоставит объяснение, почему оно не имело возможности представить эти доказательства в первой, апелляционной или кассационной инстанции по независящим от него причинам.
Суд, рассматривая уголовное дело в ревизионном порядке, может принять различные решения, включая оставление приговора или определения суда без изменения, отмену приговора и оставление без изменения приговора суда первой инстанции, отмену всех судебных решений и вынесение обвинительного или оправдательного приговора, прекращение дела и другие варианты.
Эти важные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве направлены на усовершенствование правовой системы Узбекистана, ускорение судебного процесса и повышение защиты прав граждан.
Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.
Необратимый характер в борьбе с коррупцией
Коррупция имеет более широкое значение, чем простое взяточничество.
Основным фактором, определяющим ее существование, является именно возможность получить выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает неотвратимость наказания за содеянное. Правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания также служат благоприятной почвой для распространения этого явления, наносящего серьезный урон политическому и экономическому развитию государства, приводящего к нарушению прав и свобод человека. Разъедая государственные устои и духовные основы общества, коррупция негативно влияет на государственную и глобальную безопасность. Понимая угрозу, исходящую от таких преступлений, все государства принимают активное участие в борьбе с этим злом.
В Узбекистане принят Закон «О противодействии коррупции», создан уполномоченный государственный орган — Агентство по противодействию коррупции. Проводится широкомасштабная работа по обеспечению открытости и прозрачности деятельности государственных органов, внедрению информационно-коммуникационных технологий в государственное управление, цифровизации госзакупок. В министерствах и ведомствах внедрена система комплаенс-контроля, доступ ко многим государственным услугам стал упрощенным.
Осуществление правовых и институциональных реформ, внедрение превентивных механизмов, направленных на обеспечение открытости, гласности деятельности и повышение ответственности правительства, дает результаты в борьбе с коррупцией в стране.
Планомерная борьба с этим злом в нашей стране обретает необратимый характер, принимаемые меры ведут к его снижению.
Аброр САИДОВ,
председатель Алмазарского районного суда по уголовным делам.
Вся жизнь под откос
У 38-летнего Дениса Новожилова жизнь шла под откос. Свою первую судимость он получил в 15 лет за кражу. А потом все пошло по накатанной — через год хулиганство, еще через год снова кража, затем покушение на убийство, и снова хулиганство. И опять же он оказался на скамье подсудимых, но уже за умышленное убийство.
Ситуация складывалась следующим образом. После очередного пребывания в местах, не столь отдаленных Денис остался без собственного жилья. Своей гражданской супруге Эльвире Ахметовой он сделал доверенность на свою квартиру и пока его не было, она ее благополучно продала. Деньгами не поделилась. После возвращения они стали жить вместе в съемной квартире вместе с ее сыном. Как раз-таки это обстоятельство стало поводом для постоянных разборок между сожителями. Эльвира не хотела с ним жить, а Денису не куда было идти. Плюс ко всему Денис узнал, что его сожительница ВИЧ-инфицирована.
Очередная ругачка закончилась трагически. В этот день Денис с утра пошел в вино-водочный магазин за чекушкой. После ее распития между сожителями началась ссора по поводу квартиры. Эльвира в это время на кухне была занята приготовлением еды. В тот момент, когда она резала салат, женщина стала угрожать Денису, что зарежет его. Он выхватил нож, свалил ее на диван и ударил два раза ножом в область шеи.
После чего он хотел покончить жизнь самоубийством и сам себе нанес ножевое ранение в грудь и в живот. Затем Денис лег на кровать в зале, а Эльвира сначала встала, но потом упала возле стола на кухне. В это время пришел ее сын и вызвал «скорую помощь». Очнулся мужчина уже в больнице, его удалось спасти, а вот его гражданская супруга скончалась по дороге в больницу.
На открытом судебном заседании мужчина раскаялся в содеянном. Он уверял, что умысла у него убить не было, он хотел просто напугать Эльвиру.
Суд признал Дениса Новожилова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.97 (умышленное убийство) Уголовного Кодекса Республики Узбекистан и назначил ему наказание в виде 10 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Нилуфар ДАДАБАЕВА,
судья Мирабадского районного суда
по уголовным делам.