КОНСТИТУЦИОННЫЙ ИМПУЛЬС К СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ
В Узбекистане продолжается поэтапное реформирование судебной власти в рамках реализации норм обновленной Конституции, принятой в 2023 году. Одной из ключевых задач становится совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей структуру и деятельность Верховного суда, обеспечение подлинной независимости судей, а также укрепление гарантий прав и свобод граждан в рамках уголовного судопроизводства.
Обновленная Конституция Республики Узбекистан закрепила новые принципы в сфере судопроизводства, в частности — роль и полномочия Верховного суда как высшего органа судебной власти. Это потребовало адаптации действующего законодательства, включая Законы «О судах», «О Высшем судейском совете» и Уголовно-процессуальный кодекс.
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на усиление гарантий деятельности судов и прав и свобод граждан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции» стал не просто технической корректировкой, а содержательной реформой, направленной на приведение всех звеньев судебной системы в соответствие с основным законом государства. В результате формируется новая модель правосудия, опирающаяся на принципы верховенства права, презумпции невиновности и независимости судей.
Один из самых значимых шагов — переработка положений Уголовно-процессуального кодекса. В документе уточняется, что подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; допускается молчание как форма защиты; признание вины не может быть единственным доказательством вины; сомнения трактуются исключительно в пользу обвиняемого; судимость одного лица не может ограничивать права его родственников.
Эти положения соответствуют лучшим мировым стандартам и принципам Европейской конвенции по правам человека, создавая прочный правовой щит для защиты личности от произвола.
Изменения в Закон «О судах» закрепляют принцип независимости судебной власти от других ветвей власти и любых внешних влияний. Судьи теперь подчиняются исключительно Конституции и законам. Установлены строгие правила отстранения судей от дел, перевода на другие должности или приостановления их полномочий.
Особо подчеркнуто, что реорганизация суда не может служить основанием для освобождения судьи от должности — это важный элемент институциональной устойчивости.
Ряд поправок расширяет доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Закон гарантирует, что каждому подозреваемому и подсудимому будет обеспечено право на защиту на всех стадиях судопроизводства; в случае необходимости помощь предоставляется за счет государства; судопроизводство может вестись на узбекском, каракалпакском или другом языке, понятном участникам процесса.
Таким образом, юридическая помощь становится гарантией справедливости.
Принятый закон является очередным важным звеном в процессе построения правового государства. Он направлен не только на формальное исполнение Конституции, но и на формирование новой судебной культуры — культуры доверия, законности и справедливости.
Узбекистан делает уверенный шаг к тому, чтобы судебная система стала не формальным механизмом, а подлинной опорой защиты прав граждан и основой демократического устройства. Важнейшее условие успеха — это системная реализация норм на практике, реальная независимость судей и повседневное соблюдение прав человека.
Муроджон МИРЗАЖОНОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.