ПРАВОСУДИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНО ТОЛЬКО НЕЗАВИСИМОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМОЙ

В последние годы были предприняты смелые шаги по реформированию судебной сферы. 

 

Следует отметить, что за прошедший короткий период также были приняты комплексные меры по обеспечению реальной независимости судов, созданию открытого и прозрачного механизма отбора судей.

 

Как отметил глава государства говоря о задачах по обеспечению правосудия, каждый, кто приходит в здание суда, должен выходить, веря, что в Узбекистане есть правосудие. Правосудие должно осуществляться на глазах у людей, открыто, а решения, принимаемые судами, должны основываться только на приемлемых доказательствах, рассмотренных в ходе слушания.

 

Логическим продолжением реформирования сферы стал Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов». Документ устанавливает комплексные меры, направленные на обеспечение подлинной независимости судебной власти, повышение эффективности судебной деятельности и качества отправления правосудия.

 

В частности, в соответствии с указом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы. Она определяет основные цели, приоритеты и перспективные задачи развития судебной власти в Республике Узбекистан, а также служит основой для более широкого внедрения передовых международных стандартов в сферу. Также в программе действий по реализации данной стратегии было определено 28 мер по 10 направлениям реформирования судебной системы.

 

Следует отметить, что развитие института альтернативного разрешения споров, то есть дальнейшее расширение механизмов досудебного и внесудебного разрешения определенных категорий дел, является важной составляющей судебных реформ. В правовой системе развитых зарубежных стран она направлена на разрешение спора альтернативным способом, без обращения в суд в порядке медиации — процесса взаимного разрешения спора при добровольном согласии сторон.

 

В нашей стране также предпринимаются усилия по мирному урегулированию споров и конфликтов. Более того, Закон «О медиации», вступивший в силу 1 января 2019 года, заложил основу для развития этого института. Экономия времени и ресурсов сторон в споре, нахождение взаимоприемлемого решения спора — положительные аспекты применения института медиации.

 

Согласно указу, в настоящее время созданы необходимые организационно-правовые условия для более широкого использования альтернативных методов разрешения конфликтов в качестве эффективного направления. В частности, подготовлены предложения по расширению сферы применения института медиации и увеличению категории гражданских дел, в которых должны применяться механизмы досудебного разрешения споров.

 

Другим важным вопросом, для дальнейшего расширения специализации судей, является формирование специализированного корпуса судей в областях, , включая споры, связанные с защитой семейных, трудовых прав, прав интеллектуальной собственности. Нововведение гарантирует качественное рассмотрение дел данной категории квалифицированными судьями и формирование единообразной судебной практики.

 

Также в программе мероприятий, утвержденной указом приняты другие важные меры, такие как обеспечение своевременного и полного исполнения судебных документов, более всестороннее внедрение принципа открытости и транспарентности при формировании корпуса судей и принятие мер по дальнейшему повышению престижа и авторитетности судебной власти.

 

Известно, что критерий справедливости в обществе напрямую связан с тем, в какой степени гарантируется защита прав и свобод его граждан и их охраняемых законом интересов. Правосудие может быть обеспечено только независимой судебной системой. В связи с этим указ предусматривает меры по устранению возможности вмешательства в деятельность органов правосудия извне и изнутри.

 

В целях укрепления независимости суда разрабатываются эффективные механизмы предотвращения случаев неуважения к суду, за которые усиливаются меры административной ответственности, а также устанавливается уголовная ответственность.

 

Вопросы формирования органов судейского сообщества, отбора судей, назначения на должности, обучения и совершенствования системы их квалификации также будут приоритетным направлением в ближайшем будущем.

 

В целом, реализация реформ, закрепленных в указе, служит повышению качества и эффективности судебной деятельности, а также расширению возможности соотечественников в достижении справедливости.

 

Азизбек Джалилов,
судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам