ЧЕЛОВЕК – ОБЩЕСТВО – ГОСУДАРСТВО
Узбекистан вступает в важную фазу институциональных преобразований. В основе этого процесса – реформа Основного закона, изменения и дополнения в который будут приняты на всенародном референдуме. Конституционная реформа должна стать надежной основой долгосрочной стратегии развития страны, правовым фундаментом разворачивающихся в Узбекистане фундаментальных перемен.
В новом Узбекистане приоритетной задачей реформ является реализация принципа «Человек – общество – государство», где центральное место во взаимоотношениях человека с обществом и государством отводится личности с ее правами и свободами.
Преобразование социально-экономической, политической, духовно-культурной сфер направлено на создание благополучных и достойных условий жизни для граждан. Надежная защита прав и свобод человека определена как конституционное обязательство государства.
Надлежащее выполнение гражданами своих конституционных обязанностей является необходимым условием осуществления прав и других граждан, а также обеспечения интересов государства и общества в целом. Это дает возможность требовать обеспечения закрепленных прав и законных интересов.
Права и свободы человека определяют характер и содержание закона, то есть цели и задачи закона обеспечивают защиту интересов человека. При этом выражена прямо пропорциональная зависимость прав и обязанностей гражданина. Чем больше человеку предоставлено прав, тем больший объем обязанностей на него возлагается. Таким образом, возникают взаимные права и обязанности между государством и гражданином.
При невыполнении установленных обязанностей гражданином к нему применяются соответствующие меры правового воздействия со стороны государства. Меры правового воздействия должны быть соразмерными и достаточными для достижения поставленных целей. Принцип соразмерности относится к числу основных правовых принципов, которые определяют вид мер правового воздействия и обозначают их границы. На нем базируется юридическая ответственность и обеспечивается справедливость санкций со стороны государства.
Данный принцип предполагает, что при определении конкретной меры правового воздействия должен соблюдаться баланс между нарушенным правом и его последствиями. При определении меры правового воздействия необходимо учитывать, как она будет влиять на защиту нарушенных прав государства или другого лица, а также ее влияние на лицо, которое нарушило установленные нормы права. Разделение юридической ответственности на уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную полностью соответствует принципу соразмерности.
Муроджон МИРЗАЖОНОВ,
председатель Юнусабадского районного суда
по уголовным делам