ОТКРЫТО, ПРОЗРАЧНО И ДОСТУПНО

Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления является одним из основных условий построения демократического государства. Открытость направлена на обеспечение всеобщего доступа к информации, предоставляемой государственными органами, прозрачности.

 

Уважительное отношение к обращениям граждан, повышение подотчетности должностных лиц перед обществом и гражданами, уважение человеческого достоинства составляют основную суть проводимых нами в последующие годы в республике реформ. Пока обеспечивается открытость в деятельности государственных органов, люди с большим интересом относятся к проводимым реформам, становятся непосредственными их участниками.

 

Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» является важной правовой основой в работе по обеспечению открытости в обществе. Закон, наряду с правовой гарантией доступа граждан к общественно значимой информации, определил формы и методы обеспечения открытости деятельности государственных органов, конкретные механизмы взаимного обмена информацией между государственными органами и обществом.

 

Согласно действующему законодательству, источниками информации о деятельности государственных органов являются их официальные публикации, выступления и заявления должностных лиц, сообщения информационных служб, официальные сайты и материалы средств массовой информации. В частности, Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля» служит совершенствованию общественного контроля посредством обеспечения открытости и прозрачности деятельности государственных органов и организаций, свободы доступа к информации. 

 

Обеспечение открытости, в свою очередь, является наиболее эффективной и действенной формой борьбы с пороками в обществе, особенно с коррупцией. Поэтому государство заинтересовано в обеспечении открытости в своей деятельности. Таким образом, никто не может препятствовать обеспечению открытости в деятельности государственных органов или контролировать доступ граждан к информации.

 

Хотя в действующем законодательстве указано, что виновные лица, нарушившие законодательство об открытости деятельности органов государственной власти и управления, несут ответственность в установленном порядке, не было определено, на основании какой именно правовой нормы будет регулироваться данная ответственность. В августе 2022 года Кодекс Республики Узбекистан Об административной ответственности дополнен статьей 2157, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления.

 

Также данный кодекс дополнен статьей 24510, согласно которой агентством по противодействию коррупции составляется протокол и вводится порядок направления его в суд для рассмотрения. Теперь нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления, в том числе непредоставление или неполное обнародование сведений, включенных в перечень социально значимых сведений, подлежащих размещению в открытом доступе, нарушение сроков и порядка опубликования или искажение информации, влечет административную ответственность.

 

Таким образом, усиление ответственности за обеспечение открытости в государственном управлении, повышение эффективности органов государственной власти, установление эффективного общественного контроля за их деятельностью, служат повышению международного имиджа нашей страны, расширяют гарантии построения нового общества.

Акбарали ТУРАБОВ, 
заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам