ПУТИ ВЫХОДА ИЗ БЕДНОСТИ

Право на труд является определяющим для Узбекистана со стабильно высоким приростом трудоспособного населения. Поэтому значимо внесение в Основной закон нормы, предусматривающей усиление обязанности государства по защите граждан от безработицы на уровне Конституции.

 

В частности, предлагается отразить в статье 371 Конституции норму о том, что государство принимает меры по защите граждан от безработицы и сокращению бедности. Оно организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку граждан для обеспечения их занятости.

 

Естественно, возникает вопрос: уместно ли прописать эту норму в Конституции? Ведь для этого оснований достаточно.

 

Во-первых, глава государства заложил систему прямого общения с народом. Внедрен комплексный механизм работы с проблемами, чаяниями каждого человека и их практическим решением.

 

Во-вторых, усовершенствована национальная правовая база, должная повышать человеческое достоинство, опирающаяся на общепризнанные международные документы, соответствующая нашим традициям и менталитету. В результате проводимой в стране политики открытости не утаивается борьба с бедностью.

 

В-третьих, внедрена новая система работы с проблемами социально уязвимых граждан. Масштабные реформы во всех сферах жизни меняют сознание и мировоззрение людей. На нынешнем этапе развития данный факт требует кардинально иного подхода и изменения правовой базы. Узбекистан стал членом Международной организации труда и ратифицировал ее 18 конвенций, в том числе восемь основных, а также Конвенции о борьбе с детским и принудительным трудом.

 

В стране принят Национальный план действий по ее реализации. При непосредственном участии экспертов МОТ проведен мониторинг использования детского и принудительного труда в сельском хозяйстве.

 

Статья 37 действующей Конституции гласит, что каждый имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Современные тенденции развития общества предъявляют новые требования к отношениям, складывающимся в этой сфере.

 

Многие из нас помнят, как до недавнего времени учителя, врачи, студенты привлекались к «добровольно-принудительным» работам на хлопковых полях. В результате понизилось качество образования и медицины. Принятые постановления Президента по модернизации и диверсификации сельского хозяйства, практической реализации принципов рыночной экономики в сфере, переходу на кластерную систему производства хлопка вызвали реальные изменения не только в сельском хозяйстве, но и в жизни медиков и учителей.

 

Наступили другие времена, когда изменились организационно-правовые механизмы обеспечения занятости населения, охраны труда, защиты прав и интересов работников, создания для них достойных условий. Исходя из требований времени и проводимых реформ определены основные направления совершенствования трудового законодательства страны.

 

В связи с этим приняты и реализуются законы и правовые акты, содержащие такие нормы, как занятость, индивидуальные трудовые отношения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, особенности регулирования труда отдельных категорий персонала, защита трудовых прав, рассмотрение споров. Отражение в Конституции новой нормы о том, что государство принимает меры по защите граждан от безработицы и сокращению бедности, организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку для обеспечения занятости граждан, станет логическим продолжением преобразований. А еще важным шагом на пути к поставленной цели — созданию комфортных условий для достойной жизни народа, повышению экономического и социального потенциала страны, построению процветающего общества.

 

Садокат САФОЕВА,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда