КОМПЕНСИРОВАТЬ ПРИЧИНЕННЫЙ УЩЕРБ

В условиях трансформации взаимоотношений между гражданами и государством необходимость конституционного закрепления права граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностными лицами обретает особую актуальность. Ведь именно в ходе осуществляемых в Узбекистане масштабных политических и социально-экономических реформ выявились проблемы в сфере реального обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. 

 

Видимо именно поэтому изменение ранее действовавшей парадигмы «государство – общество – человек» на новую: «человек – общество – государство», закрепление ее в конституционном законодательстве и конституционной практике определено в качестве одного из приоритетных направлений конституционной реформы инициированной Президентом Узбекистана.

 

Действующая Конституция Узбекистана (ст. 44) в общем виде закрепляет, что «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений». При этом право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами на конституционном уровне прямо не закреплено.

 

Объективности ради стоит заметить, до октября 2018 года действовал Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», который частично регламентировал вышеуказанную проблему. А статьи 990, 991 Гражданского кодекса регламентируют основания установления ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами самоуправления граждан, а также их должностными лицами, а также причиненный незаконными действиями органов, осуществляющих доследственную проверку, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. 

 

Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами на конституционном уровне закреплено в конституциях ряда демократических стран. Так, статья 17 Конституции Японии гласит, что «Каждый может, в соответствии с законом, требовать у государства или местных органов публичной власти возмещения убытков в случае, если ущерб причинен ему незаконными действиями какого-либо должностного лица органов публичной власти». 

 

Статья 18 Конституции Швеции провозглашает, что «Лицо, лишившееся своей собственности вследствие экспроприации либо иного подобного отчуждения его собственности, должно получить компенсацию за ущерб. Такое возмещение предоставляется каждому, кто претерпел ограничения в пользовании землей или строением».

 

Статья 26 Конституции Словении определяет, что «Каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему противоправным действием (бездействием) лица при исполнении им своих служебных обязанностей или государственного органа, органа местного самоуправления, носителя публичных полномочий при осуществлении своей деятельности. 

 

Претерпевший ущерб в соответствии с законом имеет право требовать возмещение также и непосредственно от лица, причинившего ущерб.

 

Статья 14 Конституции Бельгии в категоричной форме определяет, что «Экспроприация может допускаться только в интересах общества и при условии предварительных гарантий полной компенсации собственникам в порядке, установленном Актом парламента либо иными актами, изданными на его основе». 

 

В целях обеспечения прав граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами на  конституционном уровне предлагается дополнить Конституцию Узбекистана отдельной нормой в следующей редакции: «Физические и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, причиненного им органами государственной власти и их должностными лицами.

 

Органы государственной власти и их должностные лица допустившие незаконные действия обязаны компенсировать нанесенный ущерб». 

 

Дилбар ХАЙРУЛЛАЕВА,
судья Ташкентского

межрайонного экономического суда