РЕФЕРЕНДУМ ПО-НОВОМУ: О НАБЛЮДАТЕЛЯХ, УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЯХ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГАХ

Узбекистан вступает в важную фазу институциональных преобразований. В основе этого процесса – реформа Основного закона, изменения и дополнения в который будут приняты на всенародном референдуме. Конституционная реформа должна стать надежной основой долгосрочной стратегии развития страны, правовым фундаментом разворачивающихся в Узбекистане фундаментальных перемен, инициированных президентом страны сразу после его вступления в должность.

 

Общеизвестно, что на всенародное обсуждение вынесли проект, подготовленный комиссией, состоящей из депутатов, сенаторов, правоведов и представителей общественности. Он состоит из 200 изменений на основе общественных предложений, которые затрагивают 64 статьи Основного закона. Обсуждение продлится до 15 июля, после чего документ будет передан в Законодательную палату.

 

Следует отметить, что Конституция Республики Узбекистан будет принята посредством референдума.  16 июня был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Изменения коснулись и Закона «О референдуме Республики Узбекистан».

 

В соответствии с изменениями, внесенными в закон «О референдуме Республики Узбекистан», установлено, что наблюдатели от органов самоуправления граждан имеют право участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению референдума. Заинтересованные организации, инициативные группы граждан извещают окружные комиссии о своих наблюдателях не позднее, чем за 10 дней до проведения референдума (ранее этот срок составлял 15 дней). Также наблюдатели должны уведомить участковую комиссию по проведению референдума не менее чем за три дня до посещения участков, образованных в воинских частях, местах содержания под стражей и лишения свободы.

 

Членами окружных и участковых комиссий по проведению референдума не могут быть члены политических партий, хокимы областей, районов и городов, должностные лица органов прокуратуры, судов, лица, входящие в состав инициативных групп граждан. Кроме того, членам комиссий по проведению референдума выплачивается компенсация в целях покрытия расходов на транспорт, питание и других расходов в размере, указанном в смете расходов на подготовку и проведение референдума.

 

Установлено, что действия и решения участковой комиссии, проводящей референдум, могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке.

 

В соответствии с поправкой, внесенной законом «О статусе депутата областного, районного и городского кенгаша народных депутатов», в случае передачи территории избирательного округа в состав другой административно-территориальной единицы или образования на его территории новой административно-территориальной единицы полномочия депутата, избранного от этого избирательного округа, сохраняются.

 

Также, в Избирательный кодекс внесены статьи «Выборы депутатов местных кенгашей во вновь образованных административно-территориальных единицах» и «Изменение границ избирательных округов при решении вопросов административно-территориального устройства Республики Узбекистан».

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда,
председатель судебной коллегии по уголовным делам