СООТВЕТСТВОВАТЬ РЕАЛИЯМ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Конституция суверенного Узбекистана была принята в 1992 году. Социально-правовая значимость данного события проявляется особенно зримо с высоты тридцатилетнего срока действия Основного закона.

 

Его принятие стало правовым фундаментом демократизации общественной жизни, положило начало формированию основ правового государства. Конституция, юридически закрепив независимость страны, выстроила общественно-государственную модель ее развития. Именно Конституция во многом обеспечила успешное становление новой государственности, общественную стабильность, развитие институтов гражданского общества, защиту прав и свобод человека.

 

Конституция позволила решить следующие важнейшие задачи, стоявшие перед обществом в переходный период. Осуществить модернизацию всей правовой системы, качественно изменить законодательство на основе мирового опыта. Это способствовало обеспечению стабильности и системности всего законодательства, его ориентации на общемировые правовые принципы и ценности. Идеи, заложенные в Основном законе, оказали глубокое воздействие на формирование новой правовой культуры, правовых ценностей и установок. Право в целом стало осознаваться как мера свободы человека, а не государства.

 

На протяжении тридцати лет в Узбекистане по мере необходимости, вдумчиво и осторожно осуществлялась адаптация Конституции к новым реалиям, в нее продуманно и своевременно вносились изменения и дополнения. Это позволило обеспечить, с одной стороны, стабильность, а с другой — динамичность общественного развития, повысить эффективность конституционного регулирования.

 

Документ стал одним из главных политико-правовых предпосылок плавного, цивилизованного перехода от тоталитарной системы к демократическому обществу. Вобрал общепризнанные принципы и нормы, закрепленные в международных правовых актах, стал правовой основой для реформирования всего общественного и государственного устройства страны, формирования новой национальной правовой системы. Одновременно Конституция стала определенным ориентиром, моделью, требующей своего воплощения в повседневную жизнь.

 

Известно, любые законы со временем перестают отвечать новым требованиям и вызовам. Современная жизнь выдвигает на повестку дня важные задачи, требующие безотлагательного решения. В условиях реализации Стратегии развития нового Узбекистана Конституция должна соответствовать реалиям времени, обеспечивать поступательное движение, стать мощным инструментом решения концептуальных задач. С учетом этого Президент страны на совместном заседании палат Олий Мажлиса 6 ноября 2021 года особо отметил, что мы должны тщательно продумать вопрос о совершенствовании Основного закона, определяющего нынешнее и будущее развитие страны.

 

В первую очередь это касается полного воплощения в жизнь приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека». Притом достоинство человека – это обеспечение мирной и безопасной жизни, фундаментальных прав и свобод граждан, поэтапное создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальная защита и здоровая экологическая среда для каждого жителя страны.

 

Следует также отметить и приоритетные направления конституционных реформ:

 

первое – изменение ранее действовавшей парадигмы «государство – общество – человек» на новую: «человек – общество – государство», закрепление ее в конституционном законодательстве и конституционной практике;

 

второе – обеспечение интересов человека в процессе экономических реформ. Это важнейшее условие построения народного государства;

 

третье – конституционное закрепление роли и статуса институтов гражданского общества, принципа «Общество – инициатор реформ»;

 

четвертое – определение конституционных основ развития института семьи, бережного донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, укрепление межнационального согласия в стране;

 

пятое – отражение в Конституции государственной молодежной политики, всесторонней поддержки молодежи – созидателей Нового Узбекистана, их прав, интересов и обязанностей;

 

шестое – закрепление в качестве конституционной нормы принципа «Новый Узбекистан – социальное государство» с учетом того, что сегодня Узбекистан уверенно идет по пути построения социального государства и справедливого общества;

 

седьмое – повышение эффективности действующей системы защиты прав человека, недопущение детского труда, надежной защиты прав лиц с инвалидностью, представителей старшего поколения;

 

восьмое – введение в Конституцию специальных экологических разделов, правовых норм, касающихся глобальных климатических изменений;

 

девятое – закрепление на конституционном уровне вопросов развития детских садов, школ, сфер высшего образования и науки, которые являются взаимосвязанными составляющими основы третьего Ренессанса.

Таким образом, нынешняя стремительно меняющаяся реальность требует от нас созвучных ей действий и перемен, чтобы иметь отвечающую требованиям времени Конституцию.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда