СУДОПРОИЗВОДСТВО: НОВЫЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА

Одним из приоритетов дальнейшего развития страны является последовательная демократизация судебной системы, обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных норм о независимости судебной власти.

 

Стратегией развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы в качестве ключевых направлений реформ, проводимых в судебно-правовой сфере, предусмотрено расширение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня их доступа к правосудию, повышение эффективности и качества судопроизводства.

 

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» является ярким свидетельством перехода государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень.

 

Образование Высшего судейского совета Республики Узбекистан —важный шаг, направленный на содействие в соблюдении конституционного принципа независимости судебной власти в республике. Он играет ключевую роль в обеспечении эффективного формирования судейского корпуса, предотвращении нарушений неприкосновенности судей, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, налаживанию диалога с населением и системы обращения граждан.

 

Немаловажным также являются функции Совета по подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления.

 

Важным шагом для осуществления эффективных реформ явилось создание единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства, путем объединения Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан. Создание единого высшего органа судебной власти будет способствовать устранению дублирования функций управления судебной системы и формированию единой судебной практики.

 

Здесь необходимо отметить важность создания специальных административных судов, которые рассматривают споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а также дела об административных правонарушениях. До настоящего времени споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а именно рассмотрение жалоб на действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц осуществлялось судами по гражданским делам и хозяйственными судами в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса и Хозяйственного процессуального кодекса. При этом не было обеспечено формирование единой судебной практики в данном сфере. Таким образом, рассмотрение данных дел создаваемыми административными судами повысит качество и эффективность отправления правосудия при рассмотрении данного вида споров.

 

Указом также предусмотрено преобразование хозяйственных судов в экономические суда с созданием межрайонных, районных (городских) экономических судов, что с учетом их дислокации. Это в значительной степени повысит уровень доступности судебной защиты граждан, проживающих в отдаленных регионах, а также предпринимателей.

 

Документ является важным шагом для судебно-правовых реформ, позволяющий совершенствовать и оптимизировать судебную систему Республики Узбекистан с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия.

 

Голибжон ДАВЛАТОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского
административного суда