УНИФИКАЦИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДАЧИ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ – ТРЕБОВАНИЕ ПРИНЦИПА «ОДИН СУД – ОДНА ИНСТАНЦИЯ»
Действующие Гражданский процессуальный кодекс (далее – ГПК), Экономический процессуальный кодекс (далее – ЭПК) и Кодекс об административном судопроизводстве (далее – КоАС) определяют три стадии пересмотра судебных актов, к которым относятся:
I. Производство в суде апелляционной инстанции;
II. Производство в суде кассационной инстанции;
III. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Пересмотр дела в апелляционной инстанции является важным правовым институтом, гарантирующим участникам судебного процесса возможность проверки законности, обоснованности и справедливости решения суда первой инстанции.
По общему правилу лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение, вправе подать апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Также, жалоба хоть и адресуется в суд апелляционной инстанции, но подается в суд, принявший решение по первой инстанции.
Однако, ГПК устанавливает специфический порядок оформления апелляционной жалобы, в отличие от ЭПК и КоАС.
Так, согласно общему в ЭПК и КоАС правилу, суд, принявший решение, обязан направить жалобу (протест) вместе с делом в суд апелляционной инстанции в пятидневный срок со дня ее поступления.
В ГПК же установлен иной порядок, согласно которому после поступления апелляционной жалобы судья первой инстанции обязан:
1) направить лицам, участвующим в деле, копию жалобы;
2) известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции;
3) в десятидневный срок с момента истечения срока, установленного для обжалования судебных актов, направить дело с поступившей жалобой в суд апелляционной инстанции.
Кроме того, судья первой инстанции решает вопросы восстановления пропущенного срока обжалования и приостановления исполнение решения, о чем выносит определение.
Как видно, в существующем порядке судья первой инстанции активно вовлечен в стадию принятия жалобы, назначения её на рассмотрение и извещения сторон, тогда как первая инстанция в экономических и административных судах лишь передает жалобу вместе с материалами дела в суд апелляционной инстанции без разрешения каких бы то ни было процессуальных вопросов.
В такой ситуации в гражданском судопроизводстве становится возможным влияние суда первой инстанции на процесс апелляционной инстанции, что является нарушением принципа «один суд – одна инстанция» равно как нарушением принципов объективности и беспристрастности судопроизводства в апелляционной инстанции.
В этой связи, необходимо унифицировать правила касательно порядка подачи апелляционной жалобы и её оформления в судах по гражданским делам, экономических и административных судах посредством установления единого порядка, согласно которому суд, принявший решение, обязан направить жалобу вместе с материалами дела в суд апелляционной инстанции в пятидневный срок со дня ее поступления.
Н. ЗАХИДОВА,
судья Мирабадского межрайонного суда
по гражданским делам