СКВОЗЬ ПРИЗМУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Одним из направлений проводимой в республике судебной реформы является обеспечение права на судебную защиту, специализация судей и создание специализированных судов, разновидностью которых являются административные суды. Суды данной специализации имеют важное значение в обеспечении с одной стороны, прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц от допускаемого в некоторых случаях произвола чиновников, 
а с другой – способствует стабильности, законности и обоснованности решений и действий государственных и иных органов, а также их должностных лиц.


С появлением судов данной юрисдикции, внедрением новых механизмов судебной защиты мы видим активную гражданскую позицию населения, появления новых судебных практик. 

 

Если говорить в разрезе категорий дел, то в данном судопроизводстве  большее количество составляют дела, связанные с обжалованием решений и действий налоговых и таможенных органов, исполнительной власти на местах – хокимиятов, внебюджетных пенсионных фондов, бюро принудительного исполнения, органов кадастра и архитектуры, антимонопольного комитета, агенства интеллектуальной собственности, органов ЗАГС и нотариата и т.д.
Это свидетельствует о значительном усилении роли суда в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц – с каждым годом число обращений в административные суды возрастает, а категория дел расширяется.

 

Кроме того, появилась категория дел, которая до начала судебной реформы в практике судов Узбекистана не наблюдалась, в частности речь идет об обжаловании решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, Правительственных комиссий, Национального центра по правам человека, Разного рода образовательных учреждений, связанные с админстративными правоотношениями или вытекающие из публично-правовых отношений.

 

Если говорить о статистических данных, то прослеживается ежегодный рост рассматриваемых дел, связанных с обжалованием решений и действий государственных органов и их должностных лиц.

 

Например, количество дел за 1-й квартал текущего года в Ташкентском городском суде выросло на 24,8% по сравнению с прошлогодним показателем за этот же период. По итогам рассмотрения дел в случае удовлетворения требований и обнаружения в действиях государственных органов и их должностных лиц нарушений административных процедур, а также требований законов, административными судами для повышения ответственности и уровня соблюдения законов выносится частные определения с направлением их вышестоящим органам для обсуждения, принятия соответствующих решений и дальнейшего предотвращения нарушений законодательства.

 

Как показывает опыт, механизмы исполнения судебных решений по административным спорам являются одним из самых слабых звеньев в системе административной юстиции. Немногие государства могут похвастаться хорошей проработкой специальных правил исполнения судебных решений по административным спорам. В большинстве случаев просто устанавливается обязанность административного органа на протяжении одного месяца сообщить суду и заявителю об исполнении судебного решения. В этой связи Верховным судом Республики Узбекистан в настоящее время в соответствии с постановлением главы государства от 29 января 2022 года, разрабатывается процессуальный порядок применение судебного штрафа в отношении должностных лиц государственных органов или организаций за неисполнение ими судебного акта по делу, вытекающему из административных и публично-правовых отношений.

 

Кроме того, на практике возникает не мало вопросов, связанных с подведомственностью дел, определением процессуально-правового статуса того или иного органа как субъекта административных правоотношений, в частности о допустимости спора между двумя административными органами, применением сроков давности, особенно когда административный спор, вытекает из гражданско-правовых отношений либо требование предъявлено в соответствии с законом «Об общественном контроле».

 

Видится важным в данном направлении совершенствование законодательства об административном судопроизводстве в следующих направлениях:

 

Во-первых, необходимо четко обозначить категорию дел, подведомственных административным судам, при этом основным разделяющим критерием подведомственности дел следует определить именно правоотношения, то есть сферу правовых отношений;  

 

Во-вторых, определение подведомственности исходя из правоотношений приведет к упорядочению вопроса применения сроков давности к административным правоотношениям, вытекающих как из гражданско-правовых отношений, так и публично-правовых отношений; 

 

В-третьих, необходимо продолжить устранение парадоксов в судопроизводстве;

 

В-четвертых, необходимо продолжить внедрение и совершенствование информационно-коммуникационных технологий в судах, что упрощает делопроизводство и сводит на нет излишнею бюрократию. 

 

В заключении хотелось бы отметить, что специализация судов, в том числе учреждение административных судов, является важнейшим фактором в решении специфических особенностей и нюансов отдельных категорий дел и определенных отраслей права, что в перспективе служит надежным гарантом защиты прав и интересов граждан. 


Улугбек АЛМАМЕДОВ,
председатель Ташкентского городского административного суда