ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве Республики Узбекистан, одной из ключевых задач суда является всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела. Для этого особое значение приобретает надлежащее представление и исследование доказательств, лежащих в основе требований и возражений сторон.

Каждая сторона административного дела — будь то гражданин, организация или административный орган — обязана самостоятельно представить суду все имеющиеся в ее распоряжении доказательства, подтверждающие ее доводы. Это означает, что заявитель должен приложить документы, свидетельства, записи или другие материалы, которые обосновывают его исковые требования. В свою очередь, административный орган обязан предоставить весь массив материалов, связанных с административным производством, включая документы, акты, переписку, заключения и пр.

Такой подход обеспечивает открытость процесса и исключает возможность одностороннего сокрытия информации, имеющей значение для дела.

Если суд приходит к выводу, что представленных сторонами доказательств недостаточно для правильного разрешения дела, он вправе самостоятельно истребовать дополнительные материалы. Кроме того, соответствующее ходатайство может быть подано любым участником процесса.

Подобная гибкость позволяет обеспечить полноту исследования обстоятельств, а также уравновешивает позиции сторон, если одна из них в силу объективных причин не может получить доступ к доказательствам.

Закон строго запрещает участникам процесса уничтожать, скрывать или иным образом препятствовать исследованию доказательств. В случае выявления таких действий, суд может изменить распределение бремени доказывания — например, переложить его на сторону, которая нарушила правила и мешает установлению истины.

Этот механизм служит не только средством наказания, но и инструментом правовой справедливости, позволяющим не допустить злоупотреблений со стороны участников дела.

Если лицо, участвующее в деле, не может самостоятельно получить определенное доказательство (например, оно находится в распоряжении третьего лица или в закрытом ведомственном архиве), оно вправе подать в суд письменное ходатайство об истребовании доказательства.

В ходатайстве необходимо указать какие обстоятельства дела может подтвердить данное доказательство, какое именно доказательство необходимо, где (у кого) оно находится.

Суд, рассмотрев ходатайство, выносит определение об истребовании доказательства, в котором указывает срок предоставления, порядок представления, а также направляет копии определения сторонам и лицу, у которого находится документ.

Лицо, получившее определение суда, обязано в установленный срок либо направить доказательство непосредственно в суд, либо передать его стороне, которая подала ходатайство, для последующей передачи в суд.

Если по уважительным причинам невозможно представить документ в срок, владелец доказательства обязан уведомить об этом суд с указанием причин. В противном случае наступают последствия.

Если лицо, у которого находится доказательство, не предоставляет его в срок без уважительных причин, суд может наложить штраф в порядке, установленном Кодексом. При этом наложение штрафа не освобождает от обязанности представить доказательство — документ все равно должен быть передан суду.

Такой подход дисциплинирует участников судопроизводства и обеспечивает соблюдение принципа процессуальной добросовестности.

Механизмы, предусмотренные Кодексом об административном судопроизводстве, направлены на обеспечение справедливого судебного разбирательства. Обязанность сторон по полному и добросовестному представлению доказательств, возможность их истребования через суд и ответственность за сокрытие информации — все это укрепляет доверие к правосудию и гарантирует защиту прав граждан в административных спорах.

Олимжон ШАМСИЕВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.