ЗЕМЛЯ: ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ, ОБЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В каждой стране земля играет ключевую роль как один из фундаментальных экономических ресурсов общества.

В обновленной Конституции Узбекистана четко закреплено, что земля является общенациональным богатством, требующим рационального использования и находящимся под защитой государства. В контексте масштабных реформ, проводимых в нашей стране, земельное законодательство постоянно совершенствовалось в соответствии с современными требованиями.

Следует отметить, что до принятия новой редакции Конституции 30 апреля 2023 года право частной собственности на землю было под запретом. С целью улучшения условий для предпринимателей и граждан, а также для формирования более рационального отношения к земле, по инициативе Президента Узбекистана в обновленной Конституции было закреплено право собственности на землю. Это нововведение направлено на создание более благоприятной среды для развития и инвестиций.

Помимо этого, была организована реформа по легализации прав собственности граждан и организаций на самовольно занятые земельные участки, включая возведенные на них постройки и сооружения.

Недавно также был утвержден Закон «О признании прав на самовольно захваченные земельные участки и построенные на них здания и сооружения».

Эти ориентированные на нужды населения реформы позволили многим гражданам и предпринимателям официально оформить права собственности на земельные участки, которые они фактически использовали в течение определенного времени. Однако, несмотря на предоставленные возможности, в обществе по-прежнему наблюдаются случаи незаконного захвата земель, их нелегальной продажи, а также ряд других правонарушений и преступных действий, связанных с земельными ресурсами.

Такая ситуация подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства и усиления контроля за соблюдением земельного права, чтобы обеспечить справедливое и законное использование земельных ресурсов страны.

Земля в нашей стране является государственной собственностью. За незаконное использование земельных участков предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Согласно статье 60 Кодекса об административной ответственности, самовольное занятие земельных участков или их использование без законных оснований влечет штраф: для граждан — в размере 25 базовых расчетных величин, для должностных лиц — 50. За самовольное строительство на прилегающих территориях штрафы увеличиваются: для граждан — до 150 базовых расчетных величин, для должностных лиц — до 300.

Если подобные нарушения повторяются после административного наказания, применяется уголовная ответственность по статье 229-1 УК.

Особое внимание уделяется защите орошаемых земель, использование которых строго регламентировано Земельным кодексом. Самовольное занятие таких земель со строительством на них карается по части 2 статьи 229-1 Уголовного кодекса штрафом от 400 до 600 базовых расчетных величин, либо ограничением или лишением свободы на срок от 2 до 3 лет.

Статья 229-6 Уголовного кодекса предусматривает наказание за продажу или иное незаконное отчуждение права на орошаемый земельный участок: штраф от 400 до 500 базовых расчетных величин, лишение определенных прав на 2-5 лет или лишение свободы до 5 лет.

Эти меры направлены на обеспечение законного и рационального использования земельных ресурсов страны, особенно ценных орошаемых земель.

Важно подчеркнуть, что ответственность за сохранение земельных ресурсов лежит не только на государстве, но и на каждом гражданине.

Аброр Рахматов,

судья Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам.