ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ УЗБЕКИСТАНА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В последние годы Узбекистан активно работает над улучшением своего инвестиционного климата, стремясь привлечь иностранный капитал и технологии для модернизации экономики.

Государство предоставляет инвесторам различные льготы и преференции, включая налоговые каникулы, таможенные льготы и упрощенные административные процедуры. Особое внимание уделяется созданию свободных экономических зон с особыми условиями для бизнеса.

В соответствии с Законом «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» основными принципами инвестиций и инвестиционной деятельности являются законность, гласность и открытость, свобода осуществления инвестиционной деятельности, справедливость и равенство субъектов инвестиционной деятельности, недопущение дискриминации в отношении инвесторов, презумпция добросовестности инвестора.

Основные принципы законодательства об инвестициях и инвестиционной деятельности применяются на всех этапах процесса инвестирования и осуществления инвестиционной деятельности.

Инвестиции по объекту назначения подразделяются на капитальные, финансовые и социальные.

К капитальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в создание и воспроизводство основных фондов, в том числе в новое строительство, модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, а также в развитие иных форм материального производства.

К финансовым инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в акции, корпоративные, инфраструктурные и государственные облигации, а также в другие виды ценных бумаг.

К социальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в развитие человеческого потенциала, навыков и производственного опыта, а также в развитие иных форм нематериальных благ.

Инвестор вправе:

– свободно осуществлять инвестиционную деятельность, определять объемы, виды, формы, сферу и направления осуществления инвестирования, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан;

– заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;

– владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности, а также продавать и вывозить результаты инвестиционной деятельности;

– самостоятельно и свободно распоряжаться доходом, полученным в результате инвестиционной деятельности, после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законодательством;

– использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на праве собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств;

– на получение адекватной компенсации в случае реквизиции (экспроприации) его инвестиций и иных активов;

– привлекать денежные средства в виде кредитов и займов;

– получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.

Государство гарантирует права субъектов инвестиционной деятельности. Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов инвестиционной деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения.

Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной, не связанной с инвестиционной, законной деятельности субъектов инвестиционной деятельности.

Государство гарантирует недопущение дискриминации в отношении инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций.

Осуществление прав инвестором не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других инвесторов. При этом государство как соучредитель (акционер, участник) субъекта предпринимательства имеет равные наряду с другими учредителями (акционерами, участниками) права и обязательства.

Доходы субъекта инвестиционной деятельности, полученные в результате инвестиционной деятельности, могут быть после уплаты налогов и платежей реинвестированы или использованы любым иным способом по его усмотрению.

Ограничения использования либо принудительное снятие средств со счетов предприятий с иностранными и отечественными инвестициями со стороны государственных органов может быть осуществлено исключительно в порядке, установленном законом.

Таким образом, Узбекистан демонстрирует устойчивый экономический рост и стремление к дальнейшим реформам. Многие международные компании уже успешно работают на узбекском рынке, а объем прямых иностранных инвестиций растет год от года.

Ибрагим Алимов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам.