ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ: ИЗМЕНЕНИЯ В МЕХАНИЗМАХ РЕВИЗИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ
24 июня 2024 года Пленум Верховного суда Республики Узбекистан принял Постановление «О некоторых вопросах рассмотрения судами экономических дел в ревизионном порядке». Этот документ стал логическим продолжением реформирования судебной системы страны и направлен на укрепление правовых гарантий в сфере экономического судопроизводства. Он не только конкретизирует нормы, закрепленные в Экономическом процессуальном кодексе (ЭПК), но и устраняет правовую неопределенность в практике пересмотра дел в ревизионном порядке.
Ревизионный порядок пересмотра судебных актов представляет собой важнейший институт процессуального права, позволяющий обеспечить законность и обоснованность судебных решений, вынесенных судами нижестоящих инстанций. Это своеобразный «правовой фильтр», направленный на исправление судебных ошибок, допущенных как при применении материального, так и процессуального права.
Постановление подчеркивает, что перечень лиц, имеющих право на подачу жалобы в ревизионном порядке, является исчерпывающим, что исключает возможность произвольного расширения круга заявителей. Однако документ учитывает правовую динамику: правопреемники (в случаях реорганизации юрлиц, уступки требований, смерти и др.) получают право на подачу жалобы при наличии подтверждающих документов.
Особое внимание уделено государственным органам и организациям, которые вправе обжаловать решение в ревизионном порядке только при условии подачи ими иска. Исключение сделано для Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей и Торгово-промышленной палаты — эти институты могут инициировать пересмотр, даже если не были истцами.
Документ конкретизирует срок подачи жалобы один год со дня вступления решения в законную силу. Однако важной новацией стало разъяснение механизма восстановления пропущенного срока. Так, жалоба может быть принята судом, если ходатайство подано не позднее трех месяцев с момента пропуска и причины признаны уважительными. К таковым отнесены объективные обстоятельства (болезни, чрезвычайные ситуации), но не субъективные (отпуск, командировка, отсутствие юриста или финансирования).
Суд ревизионной инстанции проверяет законность ранее принятых актов в пределах одного дела. Подача жалобы сразу по нескольким делам недопустима — она будет возвращена заявителю. Также уточнено, что в ревизионном порядке не применяются процессуальные нормы, характерные для суда первой инстанции, такие как предъявление встречного иска, замена ответчика, объединение дел и т.д.
При этом суд ревизионной инстанции наделен полномочиями на исследование новых доказательств и установление новых фактов, что существенно расширяет возможности правовой оценки по делу. Однако предъявление новых требований, не заявленных в первой инстанции, остается недопустимым.
Интересной особенностью постановления является закрепление права суда выносить частное определение в случае обнаружения нарушений законодательства в действиях органов или граждан, не участвовавших в процессе. Более того, если выявлены признаки преступления, суд направляет материалы в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это придает ревизионному производству важное превентивно-карательное значение, усиливая его институциональный вес.
Принятое Пленумом Верховного суда постановление стало значимым шагом на пути к усилению правовой предсказуемости и единообразия судебной практики в экономических делах. Оно не только проясняет спорные моменты процессуального законодательства, но и демонстрирует стремление к укреплению принципа верховенства права, обеспечения справедливости и защиты прав участников хозяйственного оборота. Ревизионное производство становится важным инструментом, способным гарантировать качественную судебную защиту в условиях динамично развивающейся экономики Узбекистана.
Жамшид ХУСАИНОВ,
судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.