ЧЕМ ВАЖНА АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА?

В рамках проводимых в Узбекистане масштабных реформ на основании постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов» от 22 октября 2021 года были приняты меры по повышению качества и эффективности работы по выявлению и устранению в актах законодательства норм, создающих условия для коррупции. 

 

Важным видится институт антикоррупционной экспертизы. О том, какие задачи стоят перед институтом рассказал судья Учтепинского районного суда по уголовным делам Жахонгир ОДИЛОВ.

Для дальнейшего совершенствования системы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов утверждена «дорожная карта» по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в сферах строительства, здравоохранения, высшего образования и государственных закупок. А также одобрено предложение о разработке нормативно-правовых актов на основе принципа «Законодательство, свободное от коррупции» с внедрением порядка проведения антикоррупционной экспертизы, предусматривающего:

 

– поэтапное проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов;

 

– широкое привлечение общественности, научных организаций и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

 

– заполнение при разработке проектов нормативно-правовых актов разработчиком типовой формы вопросника (чеклиста) по выявлению коррупциогенных факторов и приложение его к проекту на всех этапах до принятия проекта;

 

– непроведение органами юстиции правовой экспертизы и возвращение разработчику проектов нормативно-правовых актов, по которым не был заполнен чеклист;

 

– определение коррупциогенных факторов одним из основных критериев оценки деятельности соответствующих государственных органов и организаций.

 

В соответствии с законами Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», «О противодействии коррупции» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» утверждено «Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов». 

 

В соответствии с Указом главы государства «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» утверждена Государственная программа по противодействию коррупции на 2021-2022 годы. Согласно пункту 8 данной программы предусмотрено дальнейшее совершенствование порядка проведения антикоррупционной экспертизы актов законодательства и их проектов на основе принципа «Законодательство, свободное от коррупции». А также внесение в Кабинет Министров проекта акта законодательства, предусматривающего внедрение обновленного порядка проведения антикоррупционной экспертизы (проведение научной и независимой экспертизы, повышение ответственности государственных органов и организаций, планы работ по проведению антикоррупционной экспертизы и меры по устранению выявленных коррупционных норм).

 

Следует отметить, что Агентством по противодействию коррупции был подготовлен проект Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов», который был размещен на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов Республики Узбекистан (regulation.gov.uz). Данным проектом определены общие положения; субъекты, осуществляющие антикоррупционную экспертизу, и их полномочия; коррупциогенные факторы в нормативно-правовых актах и их проектах; порядок проведения антикоррупционной экспертизы; заключительные положения, определяющие мониторинг процесса организации и проведения антикоррупционной экспертизы, ответственность за нарушение законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы, и др.

 

Принятие отдельного закона, регулирующего этот институт, представляется вполне обоснованным. Законодательством не предусмотрена возможность проведения комплексной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов. В законах «О нормативно-правовых актах», «О противодействии коррупции» Республики Узбекистан отсутствует норма проведения антикоррупционной экспертизы на основе заключения гражданского-правового договора, т.е. независимыми субъектами. Кроме того, проект закона предлагается дополнить статьями, определяющими виды антикоррупционной экспертизы, а также порядок и особенности их проведения.

 

Эти предложения позволят усовершенствовать институт антикоррупционной экспертизы, обеспечить повышение качества законодательства и положительную динамику его формирования в рамках развития правового государства, повысить эффективность действующих законов, в том числе в сфере противодействия коррупции.