РОЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО СУДЬИ НА СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Согласно Указу Президента «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности», в районных и городских судах по уголовным делам вводится новая должность — следственный судья. В его компетенцию входит рассмотрение материалов дела, связанных с применением санкции и мер принуждения, а также дел об административных правонарушениях.

Главная задача следственного судьи — защита прав и интересов лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

В частности, следственный судья будет наделен полномочием рассмотрения следующих уголовных материалов, в том числе вопроса о применении санкций и мер принуждения:

санкций по:

– ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

– ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста;

– ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа);

– ходатайству об эксгумации трупа;

– ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений;

– ходатайству о производстве обыска;

– ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации;

– ходатайству об аресте имущества;

мер принуждения по:

– ходатайству об отстранении обвиняемого от должности;

– ходатайству о помещении лица в медицинское учреждение;

– ходатайству о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении;

– ходатайству о продлении срока задержания до 48 часов;

– ходатайств прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Одним из основных направлений деятельности следственного судьи определено эффективная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в судебном порядке, обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.

Стоит отметить, что следственный судья не принадлежит к системе правоохранительных органов. Это независимая и самостоятельная должность в судебной системе, не подчиняющаяся ни правоохранительным структурам, ни судьям, рассматривающим уголовные дела по существу. Такое положение обеспечивает беспристрастность и объективность следственного судьи при принятии решений, связанных с защитой прав и интересов участников уголовного процесса.

Из этого следует, что деятельность суда по санкционированию меры пресечения, мер процессуального принуждения и других действий дознавателя либо следователя, связанных с выполнением их полномочий, представляет собой вид правосудия, осуществляемого на стадии предварительного расследования. Проверка судом оснований для проведения соответствующих следственных действий при производстве по уголовному делу представляет более высокий уровень гарантий соблюдения конституционных прав личности, поскольку суд не осуществляет функцию уголовного преследования и государственного обвинения, и поэтому не является заинтересованным субъектом при принятии решения о производстве следственных действий, которыми ограничиваются конституционные права граждан.

Таким образом, введение института следственного судьи в Узбекистане стало значимым шагом в реформировании судебно-правовой системы страны. Этот институт призван усилить судебный контроль на досудебной стадии уголовного процесса и обеспечить более эффективную защиту прав и свобод граждан.

Кахрамон Мирсафаев,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.