РЕФОРМА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

10 июня 2024 года Президент страны подписал Указ «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности». В соответствии с ним в судебную систему водится институт следственного судьи.

Впервые он появился в 1810 году во Франции. Сейчас этот институт действует в Грузии, Казахстане, Молдове, Бельгии, Испании, Германии, Австрии.

Институт следственных судей представляет собой важный элемент судебной и правоохранительной системы и призван обеспечивать защиту прав и свобод граждан, гарантировать соблюдение законности на всех этапах уголовного судопроизводства. Его задача — сбалансировать интересы обвинения и защиты, а также быть гарантом соблюдения Конституции и международных стандартов в сфере прав человека, в том числе путем эффективного выявления и пресечения нарушений процессуальных прав участников уголовного судопроизводства.

С 1 января 2025 года в районных и городских судах по уголовным делам введена должность следственного судьи. В его обязанности входит выдача санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства по уголовным делам. Также предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Вместе с тем сохраняется действующий порядок пересмотра дел об административных правонарушениях, рассматриваемых ими в вышестоящих инстанциях.

Следственный судья наделен полномочиями по рассмотрению разных материалов, включая вопросы применения санкций по ходатайству о заключении под стражу или домашнем аресте, приостановлении действия паспорта, эксгумации трупа, аресте почтово-телеграфных отправлений, обыске, прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации, аресте имущества и других. Также они могут рассматривать ходатайства об отстранении обвиняемого от должности, помещении лица в медицинское учреждение, продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении, продлении срока задержания до сорока восьми часов. Также в их компетенцию входит рассмотрение ходатайства прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего.

Уникальность этого нормативно-правового акта в том, что путем расширения сферы института «хабеас корпус» и образования следственных судей — отдельных судей, полномочных осуществлять судебный контроль за стадией досудебного производства, будет гарантирована беспристрастность и объективность судьи, рассматривающего уголовное дело на судебном заседании.

 Пересмотр процессуальной роли суда, придание ему функции независимого и беспристрастного арбитра в спорах между противоборствующими сторонами, устранение обвинительного уклона в его действиях, поэтапное внедрение полноценного института судебного контроля в уголовное судопроизводство привели к тому, что законодатели обозначили суд как центральную фигуру уголовного процесса (включая досудебную стадию). Это привело к значительным изменениям в функциональной модели работы всех участников процесса.  Обеспечение эффективной защиты прав участников уголовного судопроизводства непосредственно связано с осуществлением института судебного контроля. Он представлен посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий с высокой вероятностью нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан.

Одной из новелл закона является введение последующего судебного контроля при производстве обыска. Так, в случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без согласия суда на основании постановления следователя или дознавателя, но с последующим уведомлением о произведенном обыске суда и прокурора в течение двадцати четырех часов. В уведомлении должны быть конкретно указаны обстоятельства, не терпящие отлагательства. К указанному уведомлению прилагаются копии постановления следователя или дознавателя о производстве обыска, протокола обыска и необходимых материалов для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление и приложенные к нему материалы, судья в течение сорока восьми часов проверяет законность произведенного обыска и выносит определение о его законности или незаконности. Если судья признает произведенный обыск незаконным, все доказательства, полученные в ходе произведенного обыска, признаются недопустимыми.

Таким образом, следственный судья становится центральной фигурой, обеспечивающей законность и защиту прав участников уголовного процесса на его начальных стадиях. Документ в свете последовательной реализации задач в судебно-правовой сфере, определенных в Стратегии «Узбекистан-2030», особенно важен в деле обеспечения верховенства Конституции и законов, формирования подлинной справедливой судебной системы и направления ее деятельности на эффективную защиту прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве, укрепления доверия населения к правоохранительной системе.

Жаъфар КУРБАНОВ,

следственный судья Чиланзарского районного суда по уголовным делам.