РАЗРЫВАЯ КРУГ ЭКСПЛУАТАЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВ ТРАФФИКИНГА

Траффикинг, или торговля людьми, представляет собой масштабную мировую проблему, которая не ограничивается границами отдельных государств и оказывает разрушительное воздействие на жизни миллионов людей, лишая их основополагающих прав и достоинства.

В современном контексте торговля людьми рассматривается как новая форма рабовладения. Она не только нарушает фундаментальные права человека, но и представляет собой серьезное преступление, направленное одновременно против личности и государственных устоев. Таким образом, траффикинг является комплексной проблемой, затрагивающей различные аспекты общественной и государственной жизни.

Целый комплекс факторов способствует процветанию торговли людьми. Среди них выделяются социально-экономические проблемы, такие как гендерная дискриминация, неравенство возможностей и экономическое расслоение как внутри стран, так и на международном уровне.

Проблема торговли людьми приобрела глобальный характер, зачастую пересекая национальные границы. По своей сути и масштабам это преступление сопоставимо с международным наркотрафиком и нелегальной торговлей оружием, представляя серьезную угрозу мировому сообществу.

Торговля людьми не ограничивается трансграничными операциями. Это преступление может совершаться и в пределах одного государства. Жертвами могут стать как иностранцы, в том числе трудовые мигранты, так и граждане страны, где происходит эксплуатация.

Хотя сексуальная эксплуатация считается наиболее известной формой траффикинга, это явление имеет множество других проявлений. Сотни тысяч людей становятся жертвами принудительного труда, принуждения к попрошайничеству (особенно это касается детей), а также незаконного извлечения органов.

В иерархии доходности организованной преступности торговля людьми занимает третью позицию, уступая лишь незаконному обороту оружия и наркотиков. Согласно оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, ежегодная прибыль криминальных структур от этой деятельности достигает внушительной суммы в 32 миллиарда долларов США.

В Узбекистане основным нормативным актом в сфере борьбы с торговлей людьми является Закон «О противодействии торговле людьми». Этот документ содержит следующие ключевые определения:

1. Противодействие торговле людьми определяется как комплекс мер, направленных на предотвращение, обнаружение и пресечение случаев торговли людьми, а также на смягчение последствий этого преступления и оказание поддержки пострадавшим.

2. Торговля людьми трактуется как ряд действий, включающих вербовку, транспортировку, передачу, укрытие или прием людей с целью их эксплуатации. Эти действия могут осуществляться посредством угроз или применения силы, других форм принуждения, похищения, обмана, злоупотребления властью или уязвимым положением жертвы, подкупа лиц, контролирующих потенциальных жертв.

3. Под эксплуатацией в контексте торговли людьми понимается:

   – сексуальная эксплуатация, включая принуждение к проституции;

   – принудительный труд;

   – рабство или сходные с рабством практики;

   – подневольное состояние;

   – изъятие органов или тканей человека.

Закон определяет торговца людьми как физическое лицо, участвующее в любых аспектах торговли людьми, действуя самостоятельно или в составе группы. Юридическое лицо, вовлеченное в деятельность, связанную с торговлей людьми. Должностное лицо, которое либо способствует торговле людьми своими действиями, либо не противодействует ей, несмотря на наличие такой обязанности в рамках служебных полномочий.

Законодательство устанавливает четыре ключевых принципа противодействия торговле людьми:

законность – все меры должны соответствовать правовым нормам;

неотвратимость наказания – гарантия привлечения к ответственности лиц, причастных к торговле людьми;

 недискриминация – равное отношение ко всем жертвам торговли людьми без какой-либо дискриминации;

социальное партнерство – сотрудничество различных секторов общества в борьбе с торговлей людьми.

Шухрат Бакаев,

председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.