ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИДТИ В СУД, ОБРАТИТЕСЬ В ВЫШЕСТОЯЮЩУЮ ИНСТАНЦИЮ

Всем известно, что первоочередной задачей административных судов наряду с обеспечением верховенства закона во взаимоотношениях граждан и субъектов предпринимательства с государственными органами является эффективная защита их прав и законных интересов.

 

Согласно ст. 4 Кодекса об административной ответственности, любое заинтересованное лицо вправе обратиться в административный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов.

 

В соответствии со ст. 21 Налогового кодекса, налогоплательщики имеют право обжаловать в установленном порядке акты ненормативного характера и решения налоговых органов и иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц. Однако, не всегда налогоплательщик может напрямую обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. В налоговом законодательстве предусмотрены случаи, когда налогоплательщик должен предварительно принять меры по разрешению спора во внесудебном порядке путем обращения в вышестоящий налоговый орган.

 

Так, согласно ч. 4 ст. 231 Налогового кодекса, решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

 

При этом, указанное правило не распространяется на обжалование решения Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.

 

Стоит отметить, что на основании ст. 137 Налогового кодекса, существует три вида налоговых проверок:

 

1.    камеральная налоговая проверка;

2.    выездная налоговая проверка;

3.    налоговый аудит.

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

 

Выездной налоговой проверкой является проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

 

Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период и проводится в отношении налогоплательщика (налогового агента), относящегося к категории налогоплательщиков (налоговых агентов) с высокой степенью риска.

 

Следовательно, если налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки нарушил права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, то последний имеет право обжаловать его действия либо решение в суд или в вышестоящий налоговый орган по своему выбору.

 

Если же налоговый орган нарушил права и законные интересы налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки или налогового аудита, то налогоплательщик по требованию Налогового кодекса, должен сначала обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

 

В случае не восстановления его прав и законных интересов в вышестоящем налоговом органе, налогоплательщик может обратиться в административный суд с соответствующим требованием.

 

В свою очередь, необходимо указать, что жалоба на решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, решения которого обжалуются.

 

Налоговый орган, решения которого обжалуются, обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

 

При этом, жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. А в случае пропуска данного срока по уважительной причине, то по ходатайству лица, подающего жалобу, срок может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

 

В ходе рассмотрения жалобы подавшее ее лицо до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

 

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы подавшего ее лица, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом.

 

Также, вышестоящий налоговый орган по своей инициативе или по ходатайству обращающегося лица, может организовать его заслушивание.

 

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган в соответствии со ст. 235 Налогового кодекса принимает решение, которое вручается или направляется подавшему ее лицу в течение трех дней с даты его принятия.

 

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что если налогоплательщик считает свои права нарушенными в ходе проведения выездной налоговой проверки или налогового аудита, то он должен обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, принявший решение или совершившее действие. Вышестоящий налоговый орган, рассмотрев жалобу налогоплательщика, должен принять соответствующее решение. Только после этого у налогоплательщика возникает право обращения в административный суд.

 

Олим ШАМСИЕВ,
заместитель председателя Ташкентского
межрайонного административного суда